Ток холодной прокрутки аккумулятора что это
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

Пусковой ток АКБ: что это, на что влияет, как измерить

Когда речь заходит о важнейших характеристиках автомобильного аккумулятора, большинство автомобилистов упоминает ёмкость батареи. Наряду со стоимостью она в большинстве случаев и определяет выбор при покупке нового устройства. Между тем пусковой ток аккумулятора для автомобиля имеет не меньшее значение, нежели ёмкость, ресурс батареи или её габариты.

На что влияет пусковой ток аккумулятора

Чтобы двигатель автомобиля начал работать в автоматическом режиме, его нужно запустить. Классическая система пуска включает стартер, замок зажигания, АКБ и проводку, соединяющую эти три компонента.

Как только мы вставляем в замок зажигания ключ и поворачиваем его, осуществляется замыкание контактов между аккумулятором и основной электрической цепью автомобиля, о чём будет свидетельствовать загорание некоторых лампочек на панели приборов. Поворачиваем ключ ещё – и происходит замыкание контура системы пуска: питание подаётся на реле, а затем на стартер, представляющий собой небольшой электродвигатель. Он начинает вращать коленвал, двигатель заводится, после этого цепь разрывается. Выработкой электроэнергии начинаем заниматься генератор – он же восполнит потери батареи при пуске силового агрегата.

Поскольку длительно простоявший мотор, особенно в холодную погоду, запускается хуже, для этого требуется большое количество тока, аккумулированного в нашей АКБ. Это и есть ответ на вопрос, что такое пусковой ток автомобильного аккумулятора. Это значит, что батарея на протяжении короткого интервала времени способна обеспечить выработку тока, необходимого для пуска холодного двигателя. Именно поэтому пусковой ток иногда называют током холодной прокрутки мотора.

Те, кто не забыл курс школьной физики, помнит о формуле P=UI. Это зависимость мощности от тока и напряжения. Так вот, исправный аккумулятор выдаёт «на гора» практические неизменное количество вольт (около 12 В), поэтому его результирующая мощность зависит от силы тока: чем она выше, тем легче будет осуществляться пуск силового агрегата.

В чём измеряется пусковой ток автомобильного аккумулятора? В тех же амперах, причём оптимальное значение зависит от множества параметров, в основном – от класса автомобиля. Для легковушки среднего уровня это порядка 250-270 ампер, и это означает, что при покупке батареи следует ориентироваться именно на это значение. Гоняться за рекордными амперами не стоит, мы расскажем об этом чуть позже, а в южных регионах страны значение пускового тока и вовсе второстепенно, поскольку моторное масло здесь практически никогда не загустевает.

Если температура наружного воздуха выше плюс пяти градусов, считается, что для уверенного пуска исправного двигателя достаточно 230 А и даже меньше. А вот в 15-градусный мороз такая батарея со своей задачей не справится, здесь нужны устройства с пусковым током на уровне 280-300 А.

Дизельные двигатели характеризуются большей степенью сжатия, поэтому для их пуска требуются аккумуляторы с большей мощностью, в среднем – на 290 А.

Что касается грузовых авто, то здесь оптимальный показатель рассчитать сложнее, поскольку разброс мощностей здесь может достигать значительных величин.

От чего зависит пусковой ток автомобильного аккумулятора

Мы уже разобрались, какой пусковой ток должен быть у усреднённого аккумулятора, но каким образом производители добиваются его повышения при неизменных размерах корпуса?

Разумеется, увеличивая площадь пластин, можно добиться соответствующего увеличения мощности, но двигаться в этом направлении практически некуда. Наоборот, наблюдается тенденция к уменьшению габаритов современных батарей. Как же удаётся при этом сохранять и даже наращивать пусковой ток АКБ?

Давайте рассмотрим на конкретных примерах. Китайские батареи обладают примерно на 30% меньшей мощностью, чем их европейские аналоги. Производители из Поднебесной экономят на качестве материала, из которого изготовляются пластины: вместо чистого свинца используют сплавы с добавками. Кроме того, в китайских АКБ в одной баке помещаются 4 пластины, в то время как в европейских – 5 пластин.

Чтобы зарядить аккумулятор с меньшим числом пластин, потребуется больший зарядной ток, что негативно сказывается на времени службы батареи.

Имеет значение и герметичность корпуса, особенно применительно к необслуживаемым батареям – излишняя потеря электролита негативно сказывается на сроке службы как самого источника питания, так и окружающих элементов моторного отсека.

Увеличить пусковой ток пытаются уменьшив толщину стенок корпуса, что сказывается на прочностных характеристиках устройства. Чуть ниже мы рассмотрим, на что влияет пусковой ток автомобильного аккумулятора, а пока сосредоточимся на том, как можно самостоятельно определить величину ПТ.

Способы проверки пускового тока

Надеюсь, вы уже поняли, что ёмкость АКБ – важный, но не единственный показатель, на который следует обращать внимание в автомагазине.

Рассмотрим основные методы, как можно определить пусковой ток аккумулятора.

Для обеспечения высокой точности измерений требуется соответствующее дорогостоящее оборудование. Все домашние методы отличаются не самыми точными результатами.

Перечислим самые популярные методы, как узнать величину пускового тока аккумулятора:

  • посредством нагрузочной вилки. Это компактный измерительный прибор, состоящий из вольтметра и нагрузочного сопротивления, имитирующего при подключении к АКБ бортовую сеть автомобиля с подключёнными потребителями;
  • с использованием токоизмерительных клещей. Этот доступный по стоимости электротехнический прибор является незаменимым инструментом электрика. В продаже имеются универсальные клещи, позволяющие производить измерения и напряжения, и сопротивления. Токоизмерительные клещи рассчитаны на большие токи, поэтому мощный ампераж для них не страшен;
  • старый дедовский способ не даст вам конкретных цифр, но сможет проверить и отбраковать «плохой» аккумулятор. Суть его заключается в полной зарядке и последующем включении ближнего света. На протяжении 5-10 минут его яркость должна оставаться неизменной, в противном случае от покупки такой АКБ следует отказаться;
  • ещё один способ проверки аккумулятора – «на слух»: нужно просто попытаться запустить мотор, если он исправен, то 2-3 секунд вращения стартера достаточно для успешного выполнения операции. Если на это уходит от 10 секунд и более – можно заключить, что, независимо от ёмкости батареи, её пускового тока недостаточно для этого. Такая проверка, разумеется, самая неинформативная.

Как измеряют пусковой ток аккумулятора в заводских условиях? С помощью высокоточного профессионального оборудования при температуре 18°С.

Использовать для замеров мультиметр категорически не рекомендуется – этот измерительный прибор не рассчитан на большие токи, так что вы рискуете его лишиться.

Допустимо ли использовать АКБ со слишком большим пусковым током

Многие рядовые автолюбители и даже некоторые эксперты убеждены, что аккумулятор увеличенной ёмкости и с большими пусковыми токами способен навредить электрооборудованию автомобиля.

Это очевидное заблуждение. Даже если вам удастся установить на свою легковушку батарею от грузовика, стартер при пуске мотора сможет «переварить» только тот ток, которого будет достаточно для проворачивания коленвала.

Так что именно дефицит пространства не позволяет использовать аккумуляторы повышенной мощности. Разумеется, свою роль играет и стоимостной фактор – ценовая зависимость от пускового тока при увеличении последнего имеет нелинейный характер.

На СТО часто используют АКБ повышенной ёмкости для пуска моторов на авто с полностью разряженной батареей. С другой стороны, пользуются популярностью и компактные 180-амперные модели, которые легко переносить с места на место и подключать с использованием специальных проводов.

Последствия покупки АКБ с пусковым током меньше номинального

А вот обратная ситуация нежелательна. Некоторые автовладельцы покупают такие аккумуляторы просто по незнанию, другие руководствуются более доступной ценой.

Последствия будут гарантированно нежелательными: если летом батарея ещё сможет выполнять свои обязанности, то зимой вам придётся постоянно сталкиваться с невозможностью пуска холодного мотора.

Эквивалентны ли понятия пусковой ток и ёмкость батареи? В общем случае – да, они взаимосвязаны, поэтому можно ориентироваться и на ёмкость АКБ, которая всегда указывается на самом аккумуляторе.

Таблица оптимальных показателей

Поскольку величина пускового тока на аккумуляторах не указывается, важно уметь его определять самостоятельно.

Параметры, влияющие на оптимальное значение ПТ:

  • рабочий объём силового агрегата. Чем он выше, тем больше усилий требуется для его пуска;
  • тип мотора: дизельные ДВС характеризуются большей степенью сжатия при одинаковом объеме, поэтому для них требуется АКБ повышенной ёмкости;
  • инжекторные модели расходуют больше электроэнергии при пуске, чем карбюраторные, хотя этот прирост нельзя назвать значительным;
  • температура воздуха снаружи. Чем она ниже, тем тяжелее разогнать по системе моторное масло холодного двигателя. Так что жителям северных регионов потребуются АКБ с более высокими пусковыми токами;
  • модель стартера. Современные стартеры изготавливаются из материалов, делающих их более компактными и менее требовательными к величине пускового тока.
Читать еще:  Жидкое стекло или керамика что лучше

Предлагаем вашему вниманию таблицу зависимости ёмкости батареи от объёма мотора:

Объём двигателя, л Ёмкость АКБ, А/ч
1,0-1,6 55
1,3-1,9 60
1,4-2,3 66
1,6-3,2 77
1,9-4,5 90
3,8-10,9 140
7,2-12,0 190
7,5-17,0 200

Вы можете также ознакомиться с таблицей соответствия пусковых токов автомобильного аккумулятора по разным стандартам:

DIN 043559/ ГОСТ 0599-91 SAE J537 EN 060095 – 1/ ГОСТ 0599 – 2002
170 300 280
220 350 330
255 400 360
270 450 420
280 500 480
310 550 520
335 600 540
365 650 600
395 700 640
420 750 680

DIN – стандарт, действующий в Германии. В соответствии с ним полностью заряженную АКБ на протяжении суток охлаждают до -18ºС и нагружают силой тока, эквивалентной номиналу батареи. Тест засчитывается, если за полминуты напряжения на клеммах АКБ не падает ниже 9 вольт.

SAE – стандарт, действующий в Северной Америке (США и Канада). Тестирование производится при тех же условиях, что описаны выше, но результаты теста признаются удовлетворительными, если за те же полминуты напряжение не падает ниже 7,2 вольт.

EN – европейский стандарт, при котором тестирование также требует суточного охлаждения аккумулятора до -18ºС, после чего батарея нагружается номинальной силой тока. Тестирование провалится, если за 10 секунд напряжение батареи упадёт ниже отметки в 7,2 В. Другими словами, требования европейского стандарта самые жёсткие.

Выбираем аккумулятор: ток холодного пуска – что это за параметр и почему он так важен

Недавно мы рассказывали о «погоне за ампер-часами» — почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Сегодня поговорим о еще более важном параметре – токе холодного пуска. ​

Что такое «ток холодного пуска»?

Ток холодного пуска (или, как его еще называют – «ток холодной прокрутки») — это гарантируемый производителем аккумулятора максимальный ток, который охлажденная до -18 градусов новая исправная батарея способна отдать потребителю, под которым имеется в виду, разумеется, стартер. Эта величина всегда присутствует в характеристиках любой автомобильной батареи и на нее надо ориентироваться при покупке.

В мире существует несколько стандартов измерения величины холодного пуска батарей, которые отличаются друг от друга. Европейский, азиатский, американский и еще несколько локальных – российский, немецкий и т.п. И что по одному стандарту – хорошо, по другому – так себе. Для того, чтобы обычному автовладельцу не вникать в особенности стандартов и, тем более – в методики конвертации цифр одного в другой, в подавляющем большинстве случаев используется европейский стандарт – EN. В нем измеряют ток и пишут его на этикетке в том числе и практически все российские производители батарей. Надпись, типа «500 А (EN)» – это как раз тот самый параметр, который нам нужен! Иногда эта цифра изображается на этикетке аккумулятора огромным шрифтом (что заставляет задуматься – соответствует ли он реальности?), иногда – достаточно мелким:

Сколько есть и сколько нужно?

500 ампер, 550, 600 и т.п. – это ток, который может отдать аккумулятор. Ток огромный. Причем, речь идет о приличном (-18 С) морозе – в теплое время года величину тока можно еще и смело увеличивать раза в полтора! Ключевые слова — МОЖЕТ ОТДАТЬ. Но реально батарея отдает столько, сколько БЕРЕТ стартер. А вот сколько он берет?

Стартеры большинства бензиновых легковых автомобилей потребляют даже в мороз, с учетом загустевшего в картере масла, гораздо меньший ток – не более 300 ампер, а чаще всего – до 200-250. А аккумуляторы этих автомобилей способны отдать 500-600 ампер. У дизельных и многолитровых бензиновых моторов – все пропорционально: и потребляемый стартерами ток выше, и ток холодного пуска батарей. Возникает вопрос — зачем аккумуляторам способность выдавать пусковые токи с таким большим запасом – в два-три раза?

Объясняется все весьма просто. Производитель автомобиля, определяя параметры штатного аккумулятора, учитывает ряд очевидных, но важных моментов. Во-первых, минус 18 градусов, при которых замеряется ток холодного пуска АКБ – это, как мы понимаем, далеко не предел холода. А холод снижает токоотдачу аккумулятора. Если в минус 18 батарея выдаст 500 ампер, то в минус 25 – уже 400 (цифры условные, просто для понимания). От этих четырехсот ампер что-то отнимет неоптимальный уровень заряженности батареи (что повсеместно бывает на машинах, эксплуатирующихся в городских условиях), еще что-то будет потеряно из-за общего уровня износа аккумулятора, если он не новый – зашлакованности, засульфатированности. И вот по факту батарея оказывается способна дать стартеру лишь на самую малость больше того, что ему требуется… Иногда почти впритык. На это и рассчитан такой запас, и никаких «лишних амперов» нет!

Скажем больше – такая характеристика аккумулятора, как максимальный пусковой ток, на самом деле важнее емкости! В мороз нам ценнее умение батареи сделать одну (максимум, пару) попыток отдать стартеру большой ток, а не возможность пять-десять раз выдавать в полтора раза меньший.

Впрочем, ситуации, в которых именно емкость имеет большее значение – тоже бывают. К примеру, неисправность в системе зарядки, при которой генератор отказывает, и вы едете «на аккумуляторе». Но на деле вопрос холодного пуска – куда актуальнее. Внезапный и непредсказуемый отказ генератора на регулярно обслуживаемой машине – случай все же редкий. А холода длятся полгода…

Берем с запасом!

Недавно мы рассказывали, почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Запас по току холодного пуска – еще более полезен. Главным ограничением по батареям в большинстве современных автомобилей являются фиксированные размеры отсека под аккумулятор под капотом, и если при выборе новой батареи для своего авто вы увидите на прилавке магазина несколько моделей в нужной размерности, но с разным током холодной прокрутки, предпочтение (при наличии средств) следует отдать той, у которой максимальный ток выше.

– У аккумуляторов, имеющих одни и те же установочные габариты длины, ширины и высоты, емкость, как правило, различается незначительно, а вот пусковой ток может различаться существенно – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:

– У недорогих моделей с жидким электролитом в диапазоне 55-65 ампер-часов ток холодной прокрутки составляет 480-550 Ампер, у дорогих, в которых гораздо более сложная и продвинутся «химия» составов намазки пластин, — 620-650 ампер.

Взглянем на любой из популярных типоразмеров батарей. Ну, скажем, на 242x175x190 мм. Аккумуляторы с такими габаритами стоят на десятках моделей машин самых разных производителей. Придя в магазин, покупатель увидит среди ассортимента батарей в данной размерности некоторый разброс емкости (как правило, от 55 до 65 ампер-часов) и гораздо больший разброс по току холодной прокрутки. Берем распространенную емкость 60 ампер-часов – и пожалуйста, разброс по току холодной прокрутки от 500 ампер до 600! Разница от минимума до максимума – 100 ампер, что, на минуточку, практически близко к потреблению стартера на многих моторах до полутора литров в летнее время!

Предположим, что штатная батарея автомобиля, установленная на заводе, имеет емкость 60 ампер-часов и ток холодного пуска 550 ампер.

Если вопрос экономии денег не стоит остро, то для замены, помимо точно такой же, мы можем приобрести батарею и с более высокими электрическими параметрами. Допустим, перед нами две батареи с той же геометрической размерностью по длине, ширине и высоте, но одна – с повышенной емкостью 65 ампер-часов и пусковым током, как у штатной — 550 ампер, а вторая — с емкостью, как у штатной (60 ампер-часов), но с повышенным пусковым током — 600 ампер. В такой ситуации имеет смысл предпочесть именно второй вариант. Зимой он может вас сильно выручить!

Каков токовый максимум?

Подбирая новый аккумулятор, из двух одинаковых по размеру батарей целесообразно выбрать модель с более высоким током холодной прокрутки. А каков предел этого тока? Может, и эти две – не лучший выбор и стоит поискать еще?

Если говорить о классических свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом для массовых легковых автомобилей (без удорожающих технологий AFB и AGM), то максимальный ток холодного пуска, встречающийся среди подавляющего большинства батарей емкостью 55 ампер-часов – 560 ампер. Максимум для батарей 60 ампер-часов – 640 ампер. В категории 65-амперных батарей (это, как правило, предел, который укладывается в габариты аккумуляторных отсеков большинства легковых машин и кроссоверов) на сегодняшний день технологический потолок по току холодной прокрутки дошел до величины в 650-660 ампер. Это отличный показатель – на 5-10% выше он только у AFB и AGM-батарей в тех же размерах и с аналогичной емкостью, которые, впрочем, обычно заметно дороже.

Читать еще:  Что такое кроссовер в акустике

Характерный представитель батарей высшей категории мощности – южнокорейская линейка аккумуляторов CENE от одного из мировых аккумуляторных лидеров, компании JCI Delkor. К примеру, модель CENE 56513 при стандартных габаритах 242x175x190 мм имеет максимальный в классе пусковой ток 650 ампер и одновременно обладает емкостью в 65 ампер-часов (то есть, отлично переносит типичный для городской зимы перманентный недозаряд). Ну и честная гарантия в три года – как вишенка на торте!

CENE 56513 представлена в версиях с прямой и обратной полярностью, и, как и все батареи этого бренда, оснащена удобной рукояткой и индикатором-ареометром.

Компания DELKOR, выпускающая аккумуляторы CENE, основана в 1985 г. фирмами General Motors и Daewoo. Сегодня она входит в состав Clarios — одного из крупнейших аккумуляторных концернов в мире, и поставляет батареи на конвейеры Toyota, Honda, Nissan, Hyundai и Kia.

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

Мощность аккумулятора, ток холодной прокрутки

Каково соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам?

Пусковая мощность аккумулятора – величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18°C. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель. Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи.

I – ток стартерного разряда при температуре ?18°C (ток холодной прокрутки);
U – среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

У свинцовых аккумуляторных батарей с ростом разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда аккумулятора при пуске двигателя стартером)величина среднего напряжения заметно уменьшается. Поэтому, учитывая постоянство пускового тока, чем большая мощность затрачивается батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на её выводах, то есть, тем медленнее двигатель будет вращаться стартером. Получается, что чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер будет «крутить» двигатель, то легче осуществить его запуск.

Для сравнения мощностей аккумуляторных батарей достаточно сравнить их пусковой ток (ток холодной прокрутки), приведённый к единой методике испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ и др.).

Стартерный разряд аккумулятора (за рубежом – короткий разряд) с заявленным производителем током, проводится с определённой продолжительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) до напряжения 6 В. При этом, в нормативных документах указывают промежуточные интервалы от начала разряда (5 секунд, 10 секунд или30 секунд), в течение которых контролируют величину напряжения аккумуляторной батареи в процессе разряда. Запас энергии батареи, характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше ёмкость АКБ, тем в запасе у автовладельца больше попыток запустить двигатель.

Первоначально выбор АКБ производят разработчики пусковой системы двигателя автомобиля. При этом в расчёте применяют разрядные характеристики аккумуляторной батареи при состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда. Температурные условия пуска двигателя задаёт разработчик автомобиля. Как правило, температура пуска карбюраторного двигателя на товарных маслах принимается ?20°С, а для дизельных двигателей до ?15°C…?17°C. Для последних при более низких температурах предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска карбюраторных двигателей (легковых, грузовых) автомобилей. Выбранную разработчиками, по разрядным характеристикам стартерную АКБ, после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документу автовладельцы, как правило, осуществляют замену вышедшего из строя старого аккумулятора на новый.

На современных стартерных батареях указывают несколько показателей в различных режимах их определения. Не каждый автолюбитель может понять, в чём различие тока холодной прокрутки по DIN (Германия) или ТУ (ГОСТ 959-91, Россия) от тока холодной прокрутки по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Внешне очевидно, что значение тока по SAE или EN существенно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или DIN. При разряде этими токами на полюсных выводах аккумулятора предполагают разные по величине напряжения. При температуре электролита ?18°C разряд токами по SAE и ENпредполагает напряжение на полюсных выводах аккумулятора 7,2 В на 30-й секунде и7,5 В на 10-й секунде соответственно, а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91)напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде.
С учётом этих показателей выбор аккумулятора может быть успешным, если иметь ввиду, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7

Если на конкретной АКБ указан ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда по другому стандарту.

DIN 43559, ГОСТ 959-91 SAE J537
170 300
220 350
225 400
255 450
280 500
310 550
335 600
365 650
395 700
420 750

Обратите внимание, что чем больше ток холодной прокрутки, тем лучше двигатель будет запускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.

Интернет-магазин «Орбита» предлагает Вашему вниманию аккумуляторные батареи с высоким пусковым током торговых марок Орбита и TYUMEN BATTERYпо весьма привлекательным ценам.

Ток холодной прокрутки аккумулятора что это

Мощность аккумулятора, ток холодной прокрутки

Каково соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам?

Пусковая мощность аккумулятора – величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18°C. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель. Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи.

I – ток стартерного разряда при температуре ?18°C (ток холодной прокрутки);
U – среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

У свинцовых аккумуляторных батарей с ростом разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда аккумулятора при пуске двигателя стартером)величина среднего напряжения заметно уменьшается. Поэтому, учитывая постоянство пускового тока, чем большая мощность затрачивается батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на её выводах, то есть, тем медленнее двигатель будет вращаться стартером. Получается, что чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер будет «крутить» двигатель, то легче осуществить его запуск.

Для сравнения мощностей аккумуляторных батарей достаточно сравнить их пусковой ток (ток холодной прокрутки), приведённый к единой методике испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ и др.).

Стартерный разряд аккумулятора (за рубежом – короткий разряд) с заявленным производителем током, проводится с определённой продолжительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) до напряжения 6 В. При этом, в нормативных документах указывают промежуточные интервалы от начала разряда (5 секунд, 10 секунд или30 секунд), в течение которых контролируют величину напряжения аккумуляторной батареи в процессе разряда. Запас энергии батареи, характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше ёмкость АКБ, тем в запасе у автовладельца больше попыток запустить двигатель.

Первоначально выбор АКБ производят разработчики пусковой системы двигателя автомобиля. При этом в расчёте применяют разрядные характеристики аккумуляторной батареи при состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда. Температурные условия пуска двигателя задаёт разработчик автомобиля. Как правило, температура пуска карбюраторного двигателя на товарных маслах принимается ?20°С, а для дизельных двигателей до ?15°C…?17°C. Для последних при более низких температурах предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска карбюраторных двигателей (легковых, грузовых) автомобилей. Выбранную разработчиками, по разрядным характеристикам стартерную АКБ, после лабораторных и эксплуатационных испытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документу автовладельцы, как правило, осуществляют замену вышедшего из строя старого аккумулятора на новый.

Читать еще:  Что такое жесткая сцепка

На современных стартерных батареях указывают несколько показателей в различных режимах их определения. Не каждый автолюбитель может понять, в чём различие тока холодной прокрутки по DIN (Германия) или ТУ (ГОСТ 959-91, Россия) от тока холодной прокрутки по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Внешне очевидно, что значение тока по SAE или EN существенно больше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или DIN. При разряде этими токами на полюсных выводах аккумулятора предполагают разные по величине напряжения. При температуре электролита ?18°C разряд токами по SAE и ENпредполагает напряжение на полюсных выводах аккумулятора 7,2 В на 30-й секунде и7,5 В на 10-й секунде соответственно, а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ 959-91)напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде.
С учётом этих показателей выбор аккумулятора может быть успешным, если иметь ввиду, что соотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7

Если на конкретной АКБ указан ток по одному из стандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда по другому стандарту.

DIN 43559, ГОСТ 959-91 SAE J537
170 300
220 350
225 400
255 450
280 500
310 550
335 600
365 650
395 700
420 750

Обратите внимание, что чем больше ток холодной прокрутки, тем лучше двигатель будет запускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.

Интернет-магазин «Орбита» предлагает Вашему вниманию аккумуляторные батареи с высоким пусковым током торговых марок Орбита и TYUMEN BATTERYпо весьма привлекательным ценам.

Пусковой ток аккумулятора

При выборе нового аккумулятора важно подобрать изделие, которое будет соответствовать транспортному средству. Важнейшими параметрами АКБ являются ёмкость, полярность и размер, но если батарея будет иметь недостаточный уровень пускового тока, то машина вовсе может не завестись. О том, что такое пусковой ток, и как правильно подобрать аккумулятор по этому параметру будет подробно рассказано далее.

Что такое пусковой ток и от чего зависит

Пусковой ток ещё называется током холодной прокрутки, что указывает на основное значение этого параметра для машины. Когда двигатель не прогрет, масло в нём находится в более вязком состоянии, поэтому в момент пуска стартер расходует большое количество электричества.

Учитывая крайне низкое сопротивление обмотки электродвигателя для совершения работы по вращению ротора, потребуется подать от аккумулятора электричество большой силы и чем выше ток холодной прокрутки, тем проще будет завести автомобиль.

Мощность электрического тока высчитывается по формуле: P=UI.

В этом выражении P – мощность; U – напряжение; I – сила тока. Напряжение исправного аккумулятора примерно равно 12 Вольт, поэтому, чем больше значение силы тока, тем более высокую мощность сможет развить двигатель стартера. Также следует учитывать тот факт, что в момент запуска электрического двигателя этот параметр всегда выше, чем когда его обороты существенно увеличатся, поэтому автомобильный стартерный аккумулятор должен иметь существенный запас по этому показателю.

Зависит пусковой ток аккумулятора от количества свинцовых пластин. То есть, чем больше площадь как отрицательных, так и положительных электродов, тем более высоким будет ток холодной прокрутки.

На что влияет пусковой ток у аккумулятора

Как было доказано выше, этот параметр влияет на мощность электрического двигателя стартера. Повышение мощности позволяет вращаться ротору с большими оборотами, поэтому коленвал двигателя, в момент запуска мотора, также крутится значительно быстрее. Чем быстрее вращаются поршни, тем большее количество тактов сжатия происходит в единицу времени, поэтому дизельный двигатель запускается значительно быстрее. В бензиновом двигателе также увеличение частоты вращения коленвала приводит к уменьшению времени запуска.

Если аккумулятор обладает необходимыми характеристиками пускового тока, то даже в сильные морозы машину можно завести, не прибегая к дополнительным мероприятиям по прогреву двигателя. Если запуск двигателя и не произойдёт так же быстро как в летнее время, то более мощная АКБ позволит вращать поршни более длительное время без существенного снижения оборотов, что приведёт к разогреванию трущихся деталей и более лёгкому воспламенению горючей смеси.

Какой должен быть пусковой ток для запуска двигателя

Пусковой ток для запуска двигателя определённой марки должен быть рассчитан на заводе изготовителе силового агрегата. Показатели этого параметра возрастают с увеличением его ёмкости, поэтому если известно какой аккумулятор стоял на автомобиле, то можно легко подобрать новую батарею по ёмкости. В этом случае электрические параметры будут полностью соответствовать марки и типу автомобиля.

Если необходимо установить АКБ на транспортное средство, в котором не было аккумулятора, то выбираются изделия со следующими минимальными показателями тока холодной прокрутки:

  • Для легковых авто – 350 А.
  • Для грузовиков – 800 А.

Что касается ёмкости, то для легковых автомобилей следует подбирать батареи от 45 А/ч, а для грузовиков этот параметр не должен быть ниже 110 А/ч. Перечисленные параметры являются примерными и для более точного подбора АКБ следует знать мощность двигателя, для запуска которого приобретается аккумулятор.

Как можно проверить пусковой ток аккумулятора

На слух можно произвести только сравнительные испытания аккумуляторов по показателю тока холодной прокрутки. Если двигатель при запуске вращается с большей частотой и машина, при этом заводится быстрее, то у данной модели аккумулятора этот показатель заметно выше.

Точно измерить пусковой ток можно с помощью специального прибора. Как правило, для проверки работоспособности АКБ при продаже, производят диагностику с помощью нагрузочной вилки. Такой прибор состоит из нагрузки низкого сопротивления и встроенного измерительного прибора, который показывает напряжение. Таким образом можно оценить общее состояние батареи, но точно установить величину разрядного тока практически невозможно.

Определить величину тока холодной прокрутки аккумулятора с высокой точностью, можно только профессиональным тестером. Такие приборы стоят несколько десятков тысяч рублей, поэтому для однократного применения этот способ совершенно не годится.

Можно ли брать АКБ с большим пусковым током

Вопреки расхожему мнению, что установка более мощного аккумулятора приведёт к выходу из строя автомобильной электроники, в том числе стартера, следует напомнить школьный курс физики, в котором объясняются основные закономерности потребления электричества. Вне зависимости от мощности АКБ, приборы потребят только необходимое количество электроэнергии, а выйти из строя стартер может только в том случае, если лимит на однократный запуск этого элемента электрической системы автомобиля будет значительно превышен.

Сложности с установкой более мощной батареи могут возникнуть только по причине недостаточного места в подкапотном пространстве. Чем больше мощность АКБ, тем большие её габариты. Особенно сильно увеличивается длина изделия при возрастании ёмкости и мощности, поэтому установить на штатное место изделие, которое значительно превосходить стандартную батарею по мощности для данной модели машины, можно только после внесения изменений в конструкцию установочного места АКБ.

Можно ли брать АКБ с меньшим пусковым током

Не смотря на тот факт, что аккумулятор с меньшим пусковым током практически всегда можно установить на штатное место, приобретать такую АКБ не стоит. Если батарея будет отдавать меньше мощности, чем это необходимо для нормальной работы стартера, то вращение ротора электрического двигателя будет происходить со значительно меньшей частой.

Соответственно вращение коленвала также будет осуществляться недостаточно быстро, что может стать причиной отсутствия запуска двигателя внутреннего сгорания. Если этот показатель находится на очень низком значении, то вращение электромотора может практически прекратиться, что приведёт к повреждению щёток и коллектора стартера.

Как подобрать пусковой ток по параметрам автомобиля

Пусковой ток аккумулятора подбирается исходя из следующих параметров:

  • Тип двигателя.
  • Наличия дополнительного электрооборудования.
  • Условий эксплуатации.

Чем мощнее двигатель и чем больше количество поршней имеет силовой агрегат, тем большая сила тока необходима для его запуска. Мощные аудиоусилители, климатическое оборудование и дополнительное освещение также потребуют большего значения электричества.

Если автомобиль эксплуатируется в жёстких климатических условиях, например, в заполярье, то следует установить на автомобиль более мощный аккумулятор, который позволит запустить двигатель даже при очень низкой температуре воздуха.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector