Литол что это такое
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Литол что это такое

Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей

Оглавление:

Литол – собирательное название пластичных и водостойких смазок многоцелевого применения. Наиболее распространённым представителем этой серии по праву считается Литол-24, которая применяется практически во всех отраслях машиностроения.

Первые работы в создании универсального смазочного материала велись ещё в СССР и первые опытные образцы появились в 1933 году. Первым производителем литола стал ЦИАТИМ – институт, специализирующийся на создании низкотемпературных смазок и авиационных масел.

Изначально, смазочный материал применялся только в области оборонной и военной промышленности, примерно с середины 70-х годов прошлого столетия, смазка стала появляться в свободной продаже. Уже почти 50 лет Литол-24 является самым широко распространённым составом на территории России и стран СНГ.

Область применения

Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:

ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;

обслуживание станков и механизмов;

водный и воздушный транспорт.

Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:

подшипников скольжения и регулируемых ступиц;

рулевого управления и подвески;

шарнирных механизмов и зубчатых передач;

Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».

Состав и свойства

Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:

Остаточное депарафинированное масло – 60.

Смазочное масло – 40.

12-гидроксистеарат лития – 15.

Дифениламин – 0,5.

Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.

Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.

Литол-24 обладает и антикоррозийным эффектом, поэтому его применяют для длительной консервации деталей и механизмов.

Преимущества и недостатки

Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.

Доступная цена и широкое распространение.

Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.

Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.

Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.

Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.

Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.

Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.

Заниженные показатели при сваривающих нагрузках.

Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.

К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.

Технические характеристики

Базовые технические характеристики для Литола-24 в соответствии с требованиями ГОСТ выглядят следующим образом.

Стабильность выделяемого масла

6 % при температуре +120 0 С

Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета Температура каплепадения, °С, не ниже +180 Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3 Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260 Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П) Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П) Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П) Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2) Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2) Коллоидная стабильность выделенного масла до 12% Испаряемость при +120°С до 6% Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1% Массовая доля механических примесей до 0,05% Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее Нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141) Критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63) Индекс задира (Из), кгс 28 Набухание резины марки 26-44, % Изменение объема ±8 Изменение твердости ±8

Необходимо учитывать, что в зависимости от производителя, состав и характеристики могут меняться.

Аналоги. Достойная замена смазке

Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.

Солидол

Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…65 0 С

Фиол-3

В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.

ЦИАТИМ-201

Эксплуатационные температуры -50…120 0 С, водостойкий

CASTROL LM, LMX

Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам

MOBILUX EP2, EP3

Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…120 0 С. Предельная нагрузка 40 lb.

BEACON-3

Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.

TEXACO HYTEX EP-2

Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.

Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.

Фасовка и хранение

Литол-24 расфасовывается в пластиковую, металлическую тару, и в картонно-набивные барабаны. Стандартный объём тары: ведра 18 кг и бочки 180 л. Кроме этого, смазка часто фасуется в герметичные пластиковые контейнеры вместительностью 0,9, 2,2 и 10 кг.

Хранить материал нужно вдали от открытых источников огня и отопительных приборов. Срок хранения, заявленный производителем составляет 5 лет.

Список надежных производителей

Учитывая повышенный и стабильно растущий спрос, Литол-24 выпускается десятками компаний. Выбирая проверенного и надёжного производителя, рекомендуем в первую очередь обращать внимание на продукцию таких брендов:

ООО «НовоВитал». Компания специализируется на разработке и изготовлении многоцелевых и влагоустойчивых смазок. Предприятие находится в Зеленограде, работает с 2007 года.

«Ярославские смазки». Компания работает с 2004 года, считается одним из крупнейших поставщиков центрального региона. Вся выпускаемая продукция проходит строгий лабораторный контроль, соответствует требованиям ГОСТ.

ЦентрНефтеСбыт. Это официальный дилер крупнейшей нефтегазовой компании «Лукойл», поставляющий на отечественный рынок продукцию высокого качества, не уступающую по базовым характеристикам смазочным материалам ведущих мировых производителей.

«Нефтепродукт». Дочернее предприятие концерна «Роснефть», работающее с 1968 года. Компания выпускает широкий ассортимент смазочных материалов, которые применяются во всех отраслях промышленности.

Отметим, что это далеко не полный перечень отечественных производителей, но здесь отобраны лучшие компании по оценке экспертов.

Литол 24: что это за смазка и где применяется?

Как и многие другие полезные вещи – Литол 24 пришел к нам из оборонной промышленности. Эта популярная смазка сменила универсальный солидол, который долгое время представлял собой безальтернативный вариант для автомобилистов любителей.

Первые образцы консистентного смазывающего вещества именовались ЦИАТИМ, по названию профильного института авиационных масел.

Практически, это №1 среди универсальных смазок: если необходимо обработать любую деталь, или поверхность трения – рука сама тянется к тюбику с Литолом.

Почему эта закладная смазка настолько популярна в среде автолюбителей? Она наносится по принципу: «положил и забыл». В течение срока эксплуатации не требуется контроль или специальная защита – Литол просто работает.

Основные свойства Литол 24

Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая).
Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:

  • материал недорогой, поскольку при изготовлении применяют не самое лучшее сырье (по остаточному принципу);
  • литол 24 Люкс не требователен к условиям применения: характеристики стабильны при любых температурах и окружающей влажности;
  • не смывается водой, вне зависимости от температуры (устойчив даже к кипятку);
  • хорошая адгезия: удалить Литол24 РК можно лишь при механическом воздействии, или с помощью сильных растворителей;
  • Электропроводимость стремится к нулю: смазку можно использовать в электрических разъемах для защиты от попадания влаги.

Впрочем, есть и недостатки:

  • смазка горючая: это предполагает определенные условия хранения и применения;
  • в составе нет присадок, которые повышают износоустойчивость деталей;
  • густая смазка накапливает в себе внешнюю пыль, в том числе абразивную;
  • не держит заданные характеристики при сваривающих нагрузках.

Состав смазки

Как уже упоминалось — Литол 24, изготовленный по ГОСТ 21150 87, состоит из остаточной основы, очищенной от парафинов (до 50%). Можно сказать, что материал для изготовления – отходы нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме того, в состав входит до 40% минерального масла. По технологии ГОСТ, использовать очищенную отработку недопустимо, только сырье «первой добычи», пусть и самое дешевое.

Читать еще:  Что такое дефлекторы на авто

В качестве загустителя применяется так называемое литиевое мыло (12-гидроксистерат лития) 10%-15%. Небольшой процент присадок: антиокислительные, вязкостные – для повышения плотности.

Литол 24 — для чего он нужен, видео

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристики Значение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Область применения

Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.

  • подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
  • любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
  • шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
  • передачи типа «шестерня-рейка»:
  • полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
  • электрические контактные узлы.

Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола — видео

И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.

  • настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
  • подшипники качения полуосей;
  • шарниры равных угловых скоростей;
  • опорные подшипники и крестовины карданного вала;
  • шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
  • рулевая рейка (под защитными пыльниками);
  • протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
  • петли дверей, крышек;
  • закладные герметичные подшипники;
  • подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
  • подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
  • различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
  • точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
  • замки дверей;
  • электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
  • клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).

Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.

В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.

Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.

Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!

Конкуренты и аналоги Литол 24

Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.

Импортные аналоги:
Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.

Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:

  1. Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
  2. Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
  3. Agip серии F1.
  4. General Multi Purpose от Valvoline.
  5. Castrol LM (LMX).

Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.

Литол 24

Смотрите также

Керамическая смазка

Смазка для свечей зажигания и катушек

Чем можно отмыть руки после авторемонта

Жидкий ключ

Графитовая смазка и ее применение в авто

“Литол 24” — одна из наиболее популярных и распространенных смазок, используемых в различных системах и узлах автомобиля. Она обладает универсальными свойствами. Каждому водителю будет полезно знать о том, где и для чего можно использовать “Литол 24”. Ведь большинство деталей и механизмов автомобиля нуждаются в смазке. Причем каждая в конкретной.

Что представляет собой смазка “Литол 24”

Внешне смазка “Литол 24” представляет собой однородную мазь от светло-желтого до коричневого цвета (в зависимости от производителя и используемого базового масла). Выполняется по ГОСТ 21150-87. В соответствии с ним она является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С).

Смазка “Литол 24” изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок (антиокислительных и вязкостных).

Характеристики смазки “Литол 24”

Представляем вашему вниманию систематизированные химические и физические характеристики “Литол 24”, которым он должен соответствовать по ГОСТ 21150-87.

Наименование показателя Значение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63)
индекс задира (Из), кгс 28
Набухание резины марки 26-44, %
изменение объема ±8
изменение твердости ±8

В дополнение к перечисленным свойствам и характеристикам стоит указать следующие факты:

  • смазка выдерживает коррозионное воздействие на металлическую поверхность обработанных деталей (то есть, обладает хорошими противокоррозионными свойствами);
  • в ее составе отсутствует вода;

График зависимости момента сопротивления от силы

  • “Литол 24” (как и другие смазки группы “Литолов”), а также его зарубежные аналоги (о них мы поговорим ниже) проявляет склонность к повышению сопротивления качения шариков по мере роста нагрузок (см. график);
  • смазка отличается высокой механической, химической и коллоидной стабильностью;

В зависимости от технических условий конкретного производителя состав смазки может меняться. Однако в классическом стандарте “Литол 24” состав имеет следующий — минеральное масло, литиевое мыло оксистеариновой кислоты, антиокислительная и вязкостная присадки.

Характеристики безопасности “Литола 24”

В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

  • При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
  • Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
  • В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
  • Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
  • Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Применение смазки “Литол 24”

Перед применением любой смазки, в том числе, “Литола 24”, обязательно необходимо ознакомиться с ее характеристиками. Ведь зачастую встречается ситуация, когда в рекламных лозунгах о новых “прогрессивных” и “революционных” смазках указывается одна информация, а на самом деле новинки ничем не лучше старого доброго “Литола 24”. Эта смазка уже десятки лет используется в самых разных механизмах, в том числе, автомобильных, поэтому её называют универсальной. В частности, ее закладывают в некоторые закрытые подшипники на весь срок службы. Но обо всем по порядку.

Смазка “Литол 24” имеет широкую область применения. В частности, ее используют в:

  • подшипниках скольжения и качения (всех типов);
  • шарнирных механизмах;
  • зубчатых передачах;
  • поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных);
  • поверхностях трения индустриальных механизмов;
  • поверхностях трения электрических машин.

Смазка “Литол 24” может без проблем использоваться в качестве замены солидолов всех типов, смазки №158, смазки 1-13, “Консталина”, “Фиола-2”.

Что касается, автомобильных узлов, то “Литол 24” нашел свое применение для смазки следующих узлов и механизмов:

  • регулируемые подшипники ступицы;
  • нерегулируемые подшипники полуоси;
  • подшипники промежуточной опоры карданного вала;
  • подшипники генератора;
  • подшипники стартера и других электродвигателей;
  • подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • шарниры рулевого управления и подвески, имеющие пресс-масленки;
  • различные шлицевые соединения;
  • тросики в оболочке;
  • петли;
  • подшипники скольжения;
  • валики;
  • оси.

Примеры использования «Литола 24»

Чаще всего “Литол 24” используют в подшипниках, в том числе, закрытого типа. В некоторых переднеприводных автомобилях (отечественного производства) этой смазкой набивают герметичные пыльники, установленные на шарнирах. А в заднеприводных машинах “Литолом 24” смазывают внутренности крестовины карданного вала. Особенность смазки состоит в том, что она работает продолжительное время без необходимости ее периодической замены. Кроме этого, она облегчает работу движущихся деталей, предотвращает их от коррозии и так далее.

Иностранные аналоги смазки “Литол 24”

Существует несколько иностранных аналогов “Литола 24”. Их можно использовать аналогично отечественной смазке в тех же перечисленных выше случаях. Так, к аналогам относятся:

  • Shell — Alvania RL 2,3, Alvania EP(LF) 2, 3, Retinax EP 2;
  • Mobil — Mobilux 2, 3, ЕР2, EP3,Mobilgrease MP;
  • BP — Energrease LS-EP2, LS3, LC 2, LCX 222;
  • Exxon — Beacon 3;
  • Castrol — Castrol LM, LMX;
  • Agip — Agip F1 CR MU3, Agip F1 CP FC3;
  • Teboil Multi-Purpose Grease;
  • Техасo Hytex EP-2;
  • Unocal 76 Multiplex Red Grease 2;
  • Valvoline General Multi Purpose Grease.

Представленные смазки вы без труда найдете в специализированных магазинах или на авторынках. Однако здесь ключевым вопросом является цена. Ведь не секрет, что существенным преимуществом отечественного “Литола 24” является его невысокая стоимость. Например, тюбик (туба) смазки объемом 100 граммов обойдется вам около 0,5-1$ (каталожный номер — 714). Поэтому насколько целесообразно покупать импортную смазку решать исключительно вам, поскольку у “Литола 24” характеристики и области применения точно такие же, как и у импортных аналогов.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на свой “преклонный” возраст, смазка “Литол 24” все также востребована. Даже в условиях, когда на рынке ежедневно появляются ее более современные конкуренты. Основными преимуществами смазки является большой опыт ее использования, предсказуемость результатов применения, известные и многократно проверенные составы и технические характеристики. Ну и конечно же, цена. “Литол 24” по этому показателю значительно обходит большинство своих конкурентов.

Литол что это такое

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 201:

  • Морозо- и водостойкая смазка;
  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим 202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 202:

  • Морозо- и водостойкая смазка;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим 201, Циатим 202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущенное литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим 203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим 203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям, водостойкости и противоизносным характеристикам.

ЦИАТИМ-221

Представляет собой пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». В качестве загустителя используется комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты.

Область применения смазки Циатим-221:

Подшипники качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10000 об/мин, агрегатные подшипники летательных аппаратов, узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина», работающие в вакууме.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-221:

  • Смазка нерастворима в воде ;
  • Циатим-221 сохраняет стабильность даже при кипячении ;
  • Является химически стойким смазочным материалом ;
  • Циатим-221 инертна к резине и полимерным материалам ;
  • Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и в интервале температур от −60 до +150 °С;
  • Сохраняет рабочие свойства минимум в течение 40 лет
  • Производится по ГОСТ 9433-80

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм 2 /с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты; содержит антиокислительную и вязкостную присадки.

Область применения смазки Литол-24:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колесных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности, водостойка даже в кипящей воде, при нагревании не упрочняется.
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Смазка графитная

Высоковязкое нефтяное масло, загущённое кальциевым мылом с добавлением 10 % графита.

Область применения смазки графитной:

Узлы трения, скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов; рессоры, подвески тракторов и машин, открытые зубчатые передачи, винтовые домкраты, опоры буровых долот и т. п.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Обладают высокой термостойкостью, хорошими противозадирными свойствами;
  • Работоспособна при температуре −20…+70 °С;
  • Допускается к применению при температуре ниже −20 °С в рессорах и аналогичных устройствах.

Смазка канатная

Представляет собой нефтяное масло, загущённое твердыми углеводородами с добавлением противогнилостной присадки.

Область применения смазки канатной:

Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов предназначена для предохранения органических сердечников от гниения в условиях умеренного климата, а также при температурах окружающей среды не ниже –20 °С.

Смазка пушечная

Область применения смазки пушечной:

Защита от коррозий металлических изделий, предотвращение ржавления изделий из чёрных и цветных металлов, консервация металлических изделий и механизмов.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокие адгезионные и консервационные свойства, водостойкость, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях.
  • Работоспособна в интервале температур от −50 до +50 °С.

Нефтяное масло, загущёное петролатумом и церезином; содержит антикоррозийную присадку.

ГОИ-54п, Солидол С, ВТВ-1.

История

Смазки семейства ЦИАТИМ были разработаны Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ), который был создан постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 27 апреля 1933 года. Институт занимался созданием низкозастывающих авиационных масел, всесезонных моторных масел и низкотемпературных смазок, разработкой высокооктановых компонентов авиационных бензинов, каталитического крекинга и катализаторов. В 1941-1945 годах находился в эвакуации в Уфе, где распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 декабря 1941 года был объединён с Государственным научно-исследовательским химическим институтом высоких давлений (ГИВД). Приказом Министерства нефтяной промышленности СССР от 15 ноября 1954 года ЦИАТИМ был объединён с ВНИГИ и ВНИИТнефть, ныне это Всероссийский Научно-Исследовательский Институт по Переработке Нефти.

Ссылки

  • Минеральные масла
  • Вазелин
  • Солидол
  • Фиол
  • Униол
  • Пушечное сало

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Литол” в других словарях:

литол — сущ., кол во синонимов: 2 • материал (306) • смазка (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

литол — – смазка желеобразная. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

ЛИТОЛ — пластичная многоцелевая смазка, получаемая загущением нефтяных масел (вязкость 30 50 мм 2/с при 50 °С) 12 гидроксистеаратом Li (12% по массе). Содержит антиокислит. присадку; водостоек, механически стабилен; т. каплепад. > 180°С;… … Химическая энциклопедия

ЛИТОЛ — пластичная антифрикц. водостойкая смазка, состоящая из нефт. масла, загущённого литиевой солью 12 оксистеариновой к ты. Содержит антиокислит. и антикорроз. присадки. Применяется для смазывания разл. узлов трения автомобилей, подшипников… … Большой энциклопедический политехнический словарь

литология — литол огия, и … Русский орфографический словарь

21150 — ГОСТ 21150 < 87>Смазка Литол 24. Технические условия. ОКС: 75.100 КГС: Б31 Смазки антифрикционные общего назначения и многоцелевые Взамен: ГОСТ 21150 75 Действие: С 01.01.89 Примечание: переиздание 2006 в сб. Смазочные материалы, индустриальные… … Справочник ГОСТов

Пушечное сало — У этого термина существуют и другие значения, см. Сало (значения). Пушечное сало (жарг. пушсало[источник не указан 535 дней]), смазка ПВК пушечная[1] консервационная (защитная) смазка; нефтяное масло, загущенное… … Википедия

Геращенко, Игорь Германович — (р. 25.01.1962) спец. по теории познания и филос. образования; д р филос. наук, проф. Род. в г. Луганск. В 1984 окончил естеств. геогр. ф т Ворошиловградского гос. пед. ин та. Окончил докторантуру Рост. гос. ун та (1993). Работал асс., ст. преп … Большая биографическая энциклопедия

Молевич, Евгений Фомич — (р. 25.04.1931) спец. по общей теории диалектики, филос. вопросам естествознания, общей социол.; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф т Казахского гос. ун та; в 1954 1959 на освобожденной комс. работе. С 1959 асп. и работа на… … Большая биографическая энциклопедия

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ — высоковязкие мази, получаемые путём загущения нефт. или синтетич. масел мылами, твёрдыми углеводородами, органич. пигментами и др. продуктами; применяются гл. обр. для смазывания трущихся соединений механизмов, когда непрерывная подача жидкой… … Большой энциклопедический политехнический словарь

DenisArtyukhov › Блог › Чем отличается литол от солидола?

Со времен расцвета промышленности СССР существуют два самых распространённых смазочных материала — литол и солидол. Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий в составе и эксплуатационных возможностях (рабочая температура, влажность рабочей зоны). Говоря о различиях литолов и солидолов, необходимо помнить о том, что существует несколько модификаций данных смазочных материалов.
Классификация литолов

Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования. Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С. Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.

ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.

Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках. Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.
Классификация солидолов

Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, выделяют два типа солидолов:

Солидолы жировые
Солидолы синтетические

В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.

Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации не происходит его вымывания из мест заложения. Из-за высочайшей жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника). К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, обратнопропорциональная температуре, а предел прочности менее 600 Па.
Сравнение солидола и литола

Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола. Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.

Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.

При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.

Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде. Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.

Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.

По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.

В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:

Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
Вязкость смазочного материала. Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
Агрессивность материала. Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
Антикоррозионность материала. Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.
Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии. Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector