Что такое ветровое стекло автомобиля
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое ветровое стекло автомобиля

Стекло ветровое: защита и комфорт

В каждом современном автомобиле обязательно есть одна большая и важная, но в то же время почти незаметная деталь — ветровое или лобовое стекло. О роли и функциях лобового стекла, его устройстве, типах и характеристиках, а также об особенностях его эксплуатации, обслуживания и ремонта читайте в статье.

Назначение ветрового стекла

Первые в истории автомобили развивали малые скорости и не подразумевали наличия особого комфорта, поэтому ни ветровых, ни каких-либо других стекол на них не было. Действительно, зачем стекло на машине, едва обгоняющей пешехода? Но время шло, скорости росли, и уже в конце 1900 — начале 1910-х годов стали появляться автомобили с ветровыми прозрачными щитками и полноценными ветровыми стеклами. Лишь к 20-м годам прошлого века лобовое стекло стало нормой для массовых автомобилей, хотя некоторые категории машин и сейчас обходятся без этой детали — к таким относятся, например, болиды «Формулы-1».

Ветровое стекло получило свое название по той функции, которой эта деталь была наделена на заре своей «карьеры» — защищать водителя от набегающего потока воздуха, насекомых и других неприятностей. Однако со временем роль стекла увеличивалась, а функции расширялись, поэтому его сейчас чаще называют просто лобовым стеклом.

Лобовое стекло решает несколько важных задач:

• Защита от набегающего потока воздуха;
• Защита от насекомых, пыли, грязи и других негативных воздействий;
• Отделение салона автомобиля от окружающей среды для формирования микроклимата — обогрева салона, кондиционирования воздуха и т.д.;
• Формирование аэродинамических характеристик автомобиля;
• Вклад в формирование облика транспортного средства.

В последние годы ветровое стекло также выполняет и массу дополнительных функций:

• Выполнение функции несущего элемента для установки некоторых деталей — зеркала заднего вида, антенны, навигатора или видеорегистратора и т.д.;
• Защита водителя и пассажира от прямых солнечных лучей (достигается тонировкой);
• Защита салона автомобиля от перегрева — достигается наличием инфракрасного фильтра в стекле;
• Роль экрана для современных проекционных приборов.

Таким образом, современное ветровое стекло — это уже не просто защита и комфорт, но также и множество других функций, улучшающих характеристики и возможности автомобиля.

Типы ветровых стекол

За всю историю автомобилестроения использовалось несколько типов лобовых стекол, которые отличались внешним видом, конструкцией и обзорностью:

• Плоские стекла (цельные и составные);
• Гнутые стекла;
• Панорамные стекла;
• V-образные стекла.

Наиболее простые — плоские стекла, которые использовались на заре автомобилестроения и сегодня все еще имеющие распространение. Уже на многих ранних автомобилях плоские ветровые стекла были составными, чаще всего использовалась схема с основным полотном большой площади и откидной частью меньшего размера. При этом плоские стекла не обязательно были прямоугольной формы — гораздо чаще использовались стекла с закругленными углами и более сложной конфигурации.

Интересно отметить, что плоские стекла до сих пор устанавливаются на автомобили УАЗ, при этом до 90-х годов на моделях УАЗ-469 ставились составные стекла (состояли из двух равных половин, разделенных вертикальной перемычкой с уплотнением), позднее завод стал использовать цельные стекла. Сегодня цельными плоскими стеклами оснащаются внедорожники УАЗ Хантер, однако новые УАЗ Patriot имеют современные гнутые стекла.

V-образные стекла — компромиссное решение, которое позволило решить проблему плохой аэродинамики автомобилей с плоскими стеклами. Уже в 30-е года стало понятно, что при все более растущих скоростях автомобилей их плоские стекла не позволяют обеспечить высокое качество кузова. Частичным решением проблемы стало разделение плоского стекла на две части и установка половин под углом друг к другу. Такое решение приобрело определенную популярность, однако впоследствии появились более качественные гнутые стекла, и к сегодняшнему дню V-образные стекла на новых автомобилях не используются.

Гнутые стекла — появились во второй половине 1940-х годов, однако только к середине 60-х годов были созданы технологии, позволявшие изготавливать качественные гнутые стекла практически любой формы. И именно гнутые стекла сегодня ставятся на большинство транспортных средств.

Панорамные стекла — это довольно непродолжительный период в истории автомобилестроения, занявший менее десятилетия в 1950-х годах. Панорамное стекло, в отличие от простого гнутого, охватывает значительную площадь за счет загиба его боковин, которые во многих моделях располагались практически под прямым углом к основному полотну. Панорамные стекла уже к 1960-м годам вышли из употребления, так как имели довольно высокую стоимость и нередко доставляли проблемы из-за своей большой площади.

Также ветровые стекла можно разделить на два типа по способу установки:

• Стационарные (неподвижные) стекла;
• Подвижные стекла.

Сегодня на большинстве автомобилей используются стационарные стекла, жестко установленные в раме. Вплоть до 80-х годов установка стекла производилась с помощью резинового уплотнителя, сейчас же чаще используется монтаж стекла на специальный клей. Подвижные (откидные или складные) стекла активно использовались на ранних моделях легковых и грузовых автомобилей, сегодня складное лобовое стекло все еще ставится на автомобили УАЗ Хантер.

Устройство и конструктивные особенности ветровых стекол

Лобовые стекла автомобилей могут изготавливаться из нескольких различных материалов:

• Сталинит (закаленное стекло);
• Дуплекс — двухслойное стекло с полимерной пленкой;
• Триплекс — трехслойное стекло, состоящее из двух листов стекла, склеенных полимерной пленкой;
• Многослойное стекло — тот же триплекс с увеличенным количеством слоев.

В настоящее время абсолютное большинство лобовых стекол производится из триплекса, этот материал давно вытеснил сталинит и дуплекс. Многослойные стекла сегодня тоже применяются редко, так как имеют более высокую стоимость — они чаще ставятся на дорогие автомобили.

Триплекс был изобретен еще в 1920-х годах, он имеет несложную конструкцию: это два листа стекла, между которыми проложена склеивающая прозрачная пленка из поливинилбутиральной пленки. Благодаря эластичной пленке такое стекло при ударе хоть и разбивается, однако не разлетается на мелкие осколки — все эти осколки остаются приклеенными к пленке, и в результате стекло лишь покрывается сеткой трещин. Поэтому триплекс безопасен, предотвращает от ран водителя и пассажиров при столкновении автомобиля, и даже при сильном ударе более или менее сохраняет свои характеристики (за исключением оптических свойств, так как трещины ухудшают обзор).

Современные лобовые стекла могут обладать и рядом дополнительных функций:

• Добавление в стекло оксида железа или напыление тонкой металлической пленки, препятствующей пропусканию инфракрасных лучей — атермальные или теплопоглощающие стекла (обычно такие стекла тонированы, имеют светло-зеленый оттенок);
• Напыление для защиты от загрязнений;
• Напыление для защиты от интенсивного износа;
• Встроенный обогрев стекла;
• Использование лобового стекла для проецирования изображения с некоторых приборов — спидометра, парктроника, прибора ночного видения и т.д.

Полотно лобового стекла современных автомобилей несет на себе довольно много элементов:

• Затемненная рамка по периметру для получения плавного перехода от кузова к стеклу — обычно она наносится методом шелкографии;
• Напыление в центре верхней части стекла — так называемый третий солнцезащитный козырек, нередко он выполняется из керамики;
• Зеркало заднего вида;
• Опционально — датчики влажности и освещения;
• Тонировка переменной плотности (максимальная плотность в верхней части);
• Антенна с усилителем.

Также на лобовом стекле обязательно наносится различная маркировка — производитель, каталожный номер и другие.

Толщина лобовых стекол типа триплекс колеблется в среднем от 4 до 7 мм, обычно это стекло наиболее толстое в автомобиле.

Вопросы обслуживания, замены и ремонта ветровых стекол

Лобовое стекло постоянно подвергается различным нагрузкам, оно загрязняется, изнашивается стеклоочистителями и терпит другие негативные воздействия. Поэтому с течением времени оно покрывается царапинами и микротрещинами, теряет свою первоначальную прозрачность и прочность. Для продления срока службы и улучшения состояния стекла рекомендуется использовать специальные средства.

Ремонт и замену стекла имеет смысл доверять только специалистам, особенно если речь идет о современном автомобиле. Дело в том, что сейчас стекла чаще всего вклеиваются в раму, поэтому демонтаж и монтаж требуют применения специальных средств и инструмента. Если речь идет о старых автомобилях (например, о ВАЗ «Классика»), то замену стекла можно провести самостоятельно, так как для этого достаточно вынуть, а затем вставить резиновый уплотнитель.

При любом повреждении лобовое стекло необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить, так как в будущем трещина или другой дефект могут привести к серьезным неприятностям. Только целое стекло, за которым грамотно ухаживают, будет служить долго и надежно, всегда обеспечивая защиту, комфорт и безопасность.

Виды автомобильных стекол, их маркировка и расшифровка

Наверняка каждый владелец автомобиля замечал маркировку на лобовом, боковых или заднем стеклах ТС. Набор букв, цифр, и прочих обозначений, содержащихся в ней, несет множество полезной информации для автолюбителя – расшифровав эту надпись, можно получить сведения о типе используемого стекла, дате его изготовления, а также выяснить, кем и когда оно было выпущено. Чаще всего необходимость воспользоваться маркировкой появляется в двух случаях – при замене поврежденного стекла и в процессе приобретения подержанного автомобиля.

Если при осмотре выяснилось, что было заменено одно стекло – скорее всего, это было вызвано его физическим износом или случайностью, а вот смена двух и более стекол практически наверняка подтвердит наличие серьезного ДТП в прошлом.

Что представляет собой автомобильное остекление

С развитием технологий увеличивались и скорости движения автомобилей, а, следовательно, требования, предъявляемые к качеству обзора и возможности видеть пространство вокруг ТС во время движения, также существенно возросли.

Автомобильные стекла

Автомобильное стекло – это кузовной элемент, который призван обеспечивать необходимый уровень обзора и выполнять защитную функцию. Стекла ограждают водителя и пассажиров от встречного ветра, пыли и грязи, атмосферных осадков и камней, отлетающих из-под колес других движущихся авто.

Читать еще:  Как работает камера с динамической разметкой

Главными требованиями, предъявляемыми к автостеклам, являются:

  • Безопасность.
  • Прочность.
  • Надежность.
  • Достаточный срок службы изделия.

Виды автомобильных стекол

На сегодняшний день существуют два основных вида автомобильных стекол:

  • Триплекс.
  • Сталинит (закаленное стекло).

Они имеют существенные различия и обладают совершенно разными особенностями.

Триплекс

Автостекла, произведенные по технологии триплекс, состоят из нескольких слоев (чаще всего трех и более), которые соединяются между собой прозрачной пленкой из полимерного материала с помощью высоких температур. Чаще всего такие стекла используются в качестве лобовых (ветровых) стекол, изредка – боковых или люков (панорамных крыш).

Технология Триплекс

Триплекс имеет ряд достоинств:

  • Оно обладает крайне высокой прочностью.
  • Если удар был сильным, а стекло сильно пострадало – осколки не разлетятся по всему салону автомобиля, раня водителей и пассажиров. Полимерная пленка, исполняющая роль прослойки, удержит их.
  • Прочность стекла остановит и злоумышленника – проникнуть в окно, разбив такое автостекло, будет сложнее.
  • Стекла, произведенные по технологии триплекс, обладают высоким уровнем шумоподавления.
  • Снижают теплопроводность и устойчивы к термическому воздействию.
  • Возможность смены цвета.
  • Экологичность.

Минусами многослойных стекол можно назвать:

  • Высокую цену изделий.
  • Большой вес.
  • Сложность процесса изготовления.

Если многослойное стекло разбилось во время движения автомобиля – осколки не разлетятся по всему салону, что гарантирует дополнительную безопасность всех пассажиров и самого водителя ТС.

Толщина такого стандартного триплекс-пакета варьируется от 5 до 7 мм. Выпускают также усиленное – его толщина достигает от 8 до 17 мм.

Закаленное стекло

Закаленное стекло носит название сталинит, и, соответственно, изготавливается методом закалки. Заготовку нагревают до температуры 350-680 градусов, а затем охлаждают. В результате на поверхности изделия образуется напряжение сжатия, что способно обеспечить высокую прочность стекла, а также безопасность и термостойкость изделия.

Закаленное стекло

Эта технология чаще всего используется для изготовления боковых и задних автомобильных стекол.

В случае сильного удара такое автостекло рассыпается на множество осколков с тупыми гранями. Ставить его на место лобового не рекомендуется, так как при аварии водитель и пассажиры все же смогут пораниться ими.

Что представляет собой маркировка автостекол?

Маркировка наносится на автомобильные стекла в нижнем или верхнем углу и состоит из следующих элементов:

  • Сведения о производителе стекла или товарном знаке.
  • Стандарты.
  • Дата, когда оно было изготовлено.
  • Тип стекла.
  • Зашифрованный код страны, предоставившей официальное утверждение в соответствии с правилами.
  • Дополнительные параметры (сведения об антибликовом покрытии, наличие электрообогрева и т.д.)

На сегодняшний день существуют два типа маркировок автостекол:

  • Американская. Изготавливается по стандарту FMVSS 205. Согласно этому стандарту безопасности все части автомобиля, сходящие с конвейера, должны иметь соответствующую маркировку.
  • Европейская. Единый стандарт безопасности был принят всеми странами, входящими в Евросоюз, и относится ко всеми автомобильным стеклам, реализующимся на их территории. Согласно его положениям буква Е должна быть вписана в монограмму.

В России в соответствии с ГОСТом 5727-88, маркировка включает в себя код, состоящий из букв и цифр, в котором в зашифрованном виде содержится вся информация, касающаяся типа изделия, вида стекла, из которого оно было изготовлено, его толщине, а также технических условий эксплуатации.

Расшифровка маркировки стекол

Производитель

Логотип, указанный в маркировке, либо торговая марка, помогут узнать, кто является производителем автомобильного стекла. При этом, указанный логотип не всегда может принадлежать непосредственному изготовителю – указанные сведения могут касаться компании, являющейся стороной договора на изготовление автостекол. Также маркировка может быть нанесена непосредственно производителем автомобиля.

Стандарты

Маркировка также содержит букву «Е» и цифру, обведенную в круг. Этот рисунок означает код страны, где деталь была сертифицирована. Страна производства и выдачи сертификата зачастую совпадает, однако, это необязательное условие. Официальные коды стран, выдающих сертификаты:

Код Страна Код Страна Код Страна
E1 Германия E12 Австрия E24 Ирландия
E2 Франция E13 Люксембург E25 Хорватия
E3 Италия E14 Швейцария E26 Словения
E4 Нидерланды E16 Норвегия E27 Словакия
E5 Швеция E17 Финляндия E28 Беларусь
E6 Бельгия E18 Дания E29 Эстония
E7 Венгрия E19 Румыния E31 Босния и Герцеговина
E8 Чехия E20 Польша E32 Латвия
E9 Испания E21 Португалия E37 Турция
E10 Сербия E22 Россия E42 Европейское сообщество
E11 Англия E23 Греция E43 Япония

Маркировка DOT- означает код завода производителя автостекла. В приведенном примере указывается DOT-563, он принадлежит китайской компании SHENZHEN AUTOMOTIVE GLASS MANUFACTURING. Полный список возможных номеров содержит более 700 пунктов.

Тип стекла

Тип стекла в маркировке указывается римскими цифрами:

  • I — упрочненное ветровое стекло;
  • II — обычное многослойное лобовое стекло;
  • III — лобовое обработанное многослойное;
  • IV — изготовленное из пластика;
  • V — не ветровое стекло, коэффициент пропускания света менее 70%;
  • VI — двухслойное стекло, коэффициент пропускания света менее 70%.

Также для определения типа стекла в маркировке указываются слова Laminated и Lamisafe, которые применяются для многослойного стекла, и Tempered, Temperlite иTherlitw – если используемое стекло – закаленное.
Буквой «М» в маркировке обозначается код используемого материала. По нему можно узнать информацию о толщине изделия и его цвете.

Дата изготовления

Дата изготовления стекла может быть указана двумя способами:

  • Через дробь, с указанием месяца и года, например: 5/01, то есть январь 2005 года.
  • В другом случае маркировка может содержать несколько цифр, которые придется сложить для того, чтобы узнать дату и месяц производства. В первую очередь указывается год – например «09», следовательно, год изготовления стекла – 2009. Строчкой ниже шифруется месяц изготовления – например, «12 8». Это будет означать, что стекло произведено (1+2+8=11) в ноябре. В следующей строке указывается точная дата производства – например, «10 1 2 4». Эти цифры также потребуется сложить – 10+1+2+4=17, то есть датой изготовления стекла будет 17 ноября 2009 года.

В некоторых случаях для обозначения года в маркировке вместо цифр могут использоваться точки.

Дополнительные обозначения

Дополнительные обозначения в виде пиктограмм в маркировке будут означать следующее:

  • Надпись iR в круге – атермальное стекло, хамелеон. При его производстве был добавлен слой пленки, в составе которой присутствует серебро, цель которого – рассеивание и отражение тепловой энергии. Коэффициент отражения достигает 70-75%.
  • Символ термометра с буквами UU и стрелкой – атермальное стекло, которое является барьером для ультрафиолетового излучения. Такая же пиктограмма, но без букв UU наносится на атермальные стекла с солнцеотражающим покрытием.
  • Часто на атермальные стекла наносится еще один вид пиктограмм – зеркальное отражение человека со стрелкой. Это будет означать, что на поверхность изделия нанесено специальное покрытие, снижающее возможность появления бликов. Такое автостекло максимально комфортно для водителя – оно снижает процент отражения сразу на 40 пунктов.
  • Также маркировка может содержать пиктограммы в виде капель и стрелки, что будет означать наличие водоотталкивающего слоя и значок антенны в круге – наличие встроенной антенны.

Противоугонная маркировка

Противоугонная маркировка предполагает нанесение VIN номера транспортного средства на поверхность автомобиля несколькими способами:

  • В виде точек.
  • Полностью.
  • Указывая последние несколько цифр номера.

Специальным составом с содержанием кислоты номер вытравливается на стеклах, зеркалах или фарах автомобиля и приобретает матовый цвет.

Пример нанесения противоугонной маркировки

Такая маркировка имеет несколько плюсов:

  • Даже если такой автомобиль будет угнан – перепродать его будет довольно сложно, а возможности по его возвращению владельцу увеличатся.
  • По маркировке можно быстро найти стекла, фары или зеркала, украденные злоумышленниками.
  • При нанесении противоугонной маркировки многие страховые компании предоставляют скидку на полисы КАСКО.

Умение прочитать данные, зашифрованные в маркировке, нанесенной на автомобильное стекло, может пригодиться каждому автолюбителю при возникновении необходимости смены стекла или покупке подержанного автомобиля. В коде, состоящем из букв и цифр, содержатся данные о типе стекла, его производителе, особенностях, а также дате фактического производства.

Выбираем ветровое стекло для бюджетного автомобиля. Экспертиза ЗР и полезные советы

Разбили ветровое стекло? Рассказываем, как выбрать новое и стоит ли бояться «китайцев».

Ветровые стёкла на наших дорогах относятся к расходным матери­алам. Камешек из-под колеса другой машины — и вот она, трещина. А значит, отправляемся за новым стеклом.

Выбор стекол для распространенных и недорогих машин велик. Мы решили испытать стёкла для популярного универсала Лада Ларгус – их ставят и на Renault Logan первого поколения. Выбирали стёкла из разных ценовых групп. Цена самых дешевых начинается с 2000 рублей. Обычно это стёкла без затемненной полосы в верхней части и площадки для крепления зéркала заднего вида. Верхний же предел ограничен 4500 рублями — столько стоят стёкла производителей с мировым именем, таких как Sekurit и Pilkington. Не забыли мы и про оригинальные комплектующие: на тольяттинском сборочном конвейере на Ларгус ставят стёкла Борского стекольного завода.

МАРАТЬ ЛИ РУКИ?

Вклеить стекло самому или довериться многочисленным установщикам? Если хочется повозиться, если есть место и время, то можно провести такую работу и самостоятельно. Но даже на иномарках преклонного возраста, которые когда-то были дорогими, ветровое стекло окружено множеством накладок и резинок, демонтировать которые без повреждений не всегда удается. У профессионалов в загашнике наверняка найдется какой-нибудь схожий профиль, а вот в гараже частника — вряд ли.

Программа испытаний

Мы проверили геометрические размеры каждой детали, поочередно прикладывая их к проему редакционного автомобиля. Страшилки девяностых годов ушли в историю: все стёкла оказались соответствующими заданным параметрам по ширине и высоте: ­1436 × 814 мм. Отклонения от предписанных размеров не превышали 5 мм.

Не выявлено отклонений и по выпуклости. А вот толщина стекол может различаться почти на 20%. Чем стекло толще, тем лучше оно защищает от шума. Да и прочность выше, что в дальнейшем подтвердил наш эксперимент. Но толстое стекло дольше прогревается — это имеет особое значение для машин со стеклами без электрообогрева.

Качество обработки кромок оцениваем по пятибалльной шкале. Отличными признаём кромки, аккуратно скругленные по радиусу и с невыступающим клеевым слоем. Кроме того, «бутерброд» должен быть склеен без заметного смещения составляющих слоев друг относительно друга.

Все образцы проверили на оптические искажения. Для этого нужно направить свет от проектора на наклоненное (под тем же углом, что и на автомобиле) стекло и посмотреть на расположенный за ним экран: не должно быть темных полос. Их мы и не увидели ни в одном из испытаний: по этому параметру все протестированные образцы признаны годными. Выявить серьезные оптические отклонения можно и при покупке: нужно посмотреть сквозь наклоненное под рабочим углом стекло на предметы, расположенные в нескольких десятках метров. Если заметны искажения, не покупайте.

Решили протестировать стёкла и на устойчивость к истиранию. На поверхность каждого мы с расстояния 500 мм распыляли из пескоструйного пистолета в течение 15 секунд калиброванный песок, а затем оценивали степень помутнения стеклá и диаметр замутненного пятна. Оценки ставили по пятибалльной шкале: единицу — за полностью матовое пятно на стекле, пятерку — за редкие следы от отдельных, особо ретивых частиц. Чем выше стойкость стекла к истиранию, тем позже оно затрется дворниками и тем меньше получит микроповреждений от летящих песчинок, – такие оспины затрудняют обзор, особенно ночью.

Очень важный параметр ветрового стекла — способность держать удар. Речь не о сохранности стекла, а о здоровье водителя и пассажиров. Сильный удар (например, прямо в стекло «прилетел» булыжник) не должен приводить к «проникающему ранению». Для испытаний мы использовали тарированный молоток (все видели аналогичный в общественном транспорте — он нужен для обеспечения аварийного выхода). Молоток, закрепленный на массивном металлическом рычаге, бьет в центр стеклá с одной и той же высоты. Результаты тоже оценивали по «школьной» шкале. Пяти баллам соответствует появление «бычьего глаза» с незначительными трещинами вокруг, а единице — сквозное проникновение бойка и многочисленные длинные трещины по всему стеклу.

АВТОМОБИЛЬНАЯ МОЗАИКА

Нынче на машинах вы не увидите абсолютно бесцветных стекол — все имеют легкую атермальную тонировку: зеленоватую, коричневатую, сероватую, синеватую. И новое ветровое стекло лучше подобрать в тон к остальным. Оно должно пропускать не менее 70% света. Темнее имеет право быть только цветная полоса в верхней части стекла. Кстати, с ней неудобно ездить рослым водителям, предпочитающим высокую посадку: нижняя кромка такой полосы будет конкурировать с линией горизонта.

Итоги

Все стёкла показали близкие результаты. Нет ни откровенных провалов, ни заоблачно высоких показателей. Так и должно было получиться: прошли времена, когда кооперативы варили для Жигулей ветровые стёкла, которые не умещались в проеме. Не попались нам и стёкла, через которые весь мир предстает перед водителем словно в кривом зеркале.

И всё же нам удалось расставить испытуемых по ранжиру — исходя из результатов проверок технических параметров. А еще указываем цену, чтобы каждый покупатель мог соотнести понравившееся стекло с толщиной кошелька.

Как обычно, результаты теста относятся только к конкретной закупке и не могут являться основанием для оценки всей продукции той или иной фирмы в целом.

Толщина 4,42 мм
Цена 3600 руб.

Виды лобовых стекол: на что обратить внимание при покупке

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие есть виды лобовых стекол по способу изготовления
  • Какие существуют виды лобовых стекол в зависимости от дополнительных функций
  • Что означает маркировка на стеклах автомобиля
  • Что говорят о различных производителях лобовых стекол автолюбители

Функции лобовых стекол в автомобиле те же, что и у окон в доме. Самая главная – это защита пассажиров и самого водителя от воздействия внешней среды в виде атмосферных осадков, пыли, грязи, встречного ветра. После тонировки стекла меняют свой вид, у них добавляется свойство ограждать от яркого солнца и любопытных взглядов. Производитель может заложить в лобовые стекла целый ряд дополнительных функций – систему подогрева, датчики дождя и света, другие технические новинки. Виды лобовых стекол различаются по виду, составу, функциям, технологии производства. Об этом и расскажет статья.

Виды лобовых стекол по способу изготовления

Нагрузка на стекла зависит от их расположения в автомобиле, но самая высокая падает на переднее ветровое стекло, больше известное среди автовладельцев как лобовое. От его надежности зависит не только комфорт, но и безопасность находящихся в салоне людей, которых оно защищает от возможных увечий и повреждений при аварии. Лобовое стекло представляет собой прозрачный щиток, являющийся элементом кузова автомобиля и предназначенный для защиты внутренней части кабины от встречного ветра, дождя, снега, пыли и грязи.

От вида и формы ветрового стекла зависят аэродинамические показатели автомобиля при движении, плавность обтекания встречным потоком воздуха. А конструкция проема, предназначенного под установку данного изделия, заметно усиливает жесткость всего кузова.

Существует несколько основных видов лобовых стекол, о возможностях и особенностях которых следует узнать подробнее прежде, чем сделать окончательный выбор

    Сталинит

Это закаленное стекло по большей части используется для установки боковых окон. Отличается высокой прочностью – в 5 раз выше обычного. А если его все же удается разбить, то сталинит распадается на множество безопасных осколков с закругленными краями.

Происхождение названия по одной версии связывают с именем и характером И. В. Сталина, по другой, более вероятной, высокопрочное стекло назвали по аналогии с не менее прочным металлическим сплавом – сталью.

Дуплекс

Один из первых композитных материалов. Представляет собой лист стекла, покрытый слоем прозрачного пластика, что придает всей конструкции дополнительную прочность и безопасность от разлетающихся осколков. Сегодня «дуплекс» в автопроме почти не используется, его заменил «триплекс». Однако применение в бытовых и промышленных целях осталось.

Триплекс

Если «дуплекс» с латинского языка переводится как «двойной», то «триплекс» соответственно означает «тройной». Название материала автоматически перешло на производимый из него лобовой элемент автомобиля. Между двумя листами органического или силикатного стекла прокладывается специальная полимерная пленка, отвердевающая под воздействием света.

Понятно, что лобовое стекло-триплекс надежнее дуплекса, поэтому именно оно используется сегодня производителями автомобилей. Но почему не сталинит? Во-первых, триплекс гораздо выше по прочности. Попавший в него камешек не пролетит насквозь, а лишь отколет небольшой фрагмент верхнего слоя. Скол легко ликвидировать с помощью жидкого пластика. Во-вторых, триплекс безопасен, при ударе он не рассыпается на осколки, их удерживает на себе средний полимерный слой.

Рекомендуем

В целях повышения безопасности для некоторых марок из триплекса изготавливают все окна автомобиля.

Многослойные автостекла

Технологии не стоят на месте, уже не редкость многослойный материал, в котором не один, а несколько склеивающих полимерных слоев. Безусловно, производство лобовых стекол этого вида обходится дороже, что влияет на цену готового изделия. Но многослойные автостекла гораздо прочнее и надежнее триплекса, они могут выдержать даже выстрел из огнестрельного оружия.

Поэтому их устанавливают на машины, подверженные высокому риску – инкассаторские, бронированные, иномарки представительского класса.

Виды лобовых стекол в зависимости от их дополнительных функций

Независимо от вида лобового стекла, современные модели оснащаются дополнительными функциями и возможностями:

  • Бесцветные. Не нарушают видимость, не искажают вид за окном.
  • Тонированные. Наиболее популярные виды тонировки лобового стекла – заводская пятипроцентная голубого, зеленого или бронзового цвета. При желании тонирование производится градиентным способом – от почти прозрачного до плотного цветного.
  • Атермальные. Обладают способностью защиты салона от температурных факторов – перегрева или охлаждения.
  • С солнцезащитным фильтром. Выглядит как темная полоса в верхней части лобового и боковых окон.
  • Шумозащитные. Эти виды лобовых стекол на легковые автомобили защищают находящихся в салоне от внешнего шума, звука работы двигателя и хода колес.
  • С подогревом дворников либо полным обогревом. В первом случае функция не дает примерзнуть дворникам. Во втором по периметру или на общей площади лобового стекла не образуется наледь.
  • С датчиком дождя или света. Бортовая электроника получает от этих датчиков информацию об осадках и освещенности на дороге, настраивая автоматическую систему дворников и оптики.
  • Со встроенными антеннами. Улучшает связь, радио, навигацию и прочие устройства, использующие в работе электромагнитные волны.
  • С защитой от ультрафиолетового и инфракрасного света. Первый вид работает как солнцезащитные очки, защищая глаза водителя от лишнего излучения, а второй поддерживает комфортную атмосферу в салоне, не давая ему перегреваться летом

Что означает маркировка на стеклах автомобиля

На окнах любого транспортного средства в нижнем углу можно увидеть матовую наклейку с нанесенной маркировкой. Обычно она состоит из целого ряда цифр, букв и специальных обозначений. На нее чаще обращают внимание при покупке подержанных автомобилей, так как по маркировке можно определить, менял ли владелец стекла. Если замена была только в одном месте, то это может быть связано с физическим износом либо с мелкими повреждениями от случайно попавшего камня. Хотя нельзя исключать и возможное ДТП. Если же в машине заменены несколько стекол или даже все, то речь может идти о последствиях серьезной аварии, и следует внимательно присмотреться к покупаемому автомобилю.

Чтобы прочесть такую маркировку, необходимо точно знать, что обозначает на ней каждый символ. Предлагаем разобрать конкретный пример с лобовым стеклом известной фирмы «FYG» китайского автопрома. Попробуем расшифровать дату выпуска, тип стекла, количество установленных опций (датчики света и дождя, подогрев и т.п.).

1. Логотип или товарный знак фирмы-производителя (мировые бренды на оригинальных стеклах указывают марку автомобиля).

2. Тип стекла. Надпись «Laminated» означает ламинированное, а «Tempered» – закаленное стекло.

3. Римскими цифрами обозначается вид установленного стекла, обычно их наносят на лобовое:

  • I — упрочненное лобовое стекло;
  • II — обычное ламинированное ветровое стекло;
  • III— специально обработанное лобовое стекло;
  • IV — пластиковое стекло;
  • V– прочие (не ветровые) стекла с коэффициентом прозрачности ниже 70%;
  • V-VI– двойное стекло с коэффициентом прозрачности ниже 70%, отсутствие индекса означает стекло с коэффициентом пропускания света не ниже 70%.

4. Кружок с заключенной в нем буквой «Е» и цифрой является кодом страны, в которой стекло было сертифицировано (но не изготовлено!). Все коды стран собраны в одну таблицу:

Стекло ветровое: защита и комфорт

В каждом современном автомобиле обязательно есть одна большая и важная, но в то же время почти незаметная деталь — ветровое или лобовое стекло. О роли и функциях лобового стекла, его устройстве, типах и характеристиках, а также об особенностях его эксплуатации, обслуживания и ремонта читайте в статье.

Назначение ветрового стекла

Первые в истории автомобили развивали малые скорости и не подразумевали наличия особого комфорта, поэтому ни ветровых, ни каких-либо других стекол на них не было. Действительно, зачем стекло на машине, едва обгоняющей пешехода? Но время шло, скорости росли, и уже в конце 1900 — начале 1910-х годов стали появляться автомобили с ветровыми прозрачными щитками и полноценными ветровыми стеклами. Лишь к 20-м годам прошлого века лобовое стекло стало нормой для массовых автомобилей, хотя некоторые категории машин и сейчас обходятся без этой детали — к таким относятся, например, болиды «Формулы-1».

Ветровое стекло получило свое название по той функции, которой эта деталь была наделена на заре своей «карьеры» — защищать водителя от набегающего потока воздуха, насекомых и других неприятностей. Однако со временем роль стекла увеличивалась, а функции расширялись, поэтому его сейчас чаще называют просто лобовым стеклом.

Лобовое стекло решает несколько важных задач:

• Защита от набегающего потока воздуха;
• Защита от насекомых, пыли, грязи и других негативных воздействий;
• Отделение салона автомобиля от окружающей среды для формирования микроклимата — обогрева салона, кондиционирования воздуха и т.д.;
• Формирование аэродинамических характеристик автомобиля;
• Вклад в формирование облика транспортного средства.

В последние годы ветровое стекло также выполняет и массу дополнительных функций:

• Выполнение функции несущего элемента для установки некоторых деталей — зеркала заднего вида, антенны, навигатора или видеорегистратора и т.д.;
• Защита водителя и пассажира от прямых солнечных лучей (достигается тонировкой);
• Защита салона автомобиля от перегрева — достигается наличием инфракрасного фильтра в стекле;
• Роль экрана для современных проекционных приборов.

Таким образом, современное ветровое стекло — это уже не просто защита и комфорт, но также и множество других функций, улучшающих характеристики и возможности автомобиля.

Типы ветровых стекол

За всю историю автомобилестроения использовалось несколько типов лобовых стекол, которые отличались внешним видом, конструкцией и обзорностью:

• Плоские стекла (цельные и составные);
• Гнутые стекла;
• Панорамные стекла;
• V-образные стекла.

Наиболее простые — плоские стекла, которые использовались на заре автомобилестроения и сегодня все еще имеющие распространение. Уже на многих ранних автомобилях плоские ветровые стекла были составными, чаще всего использовалась схема с основным полотном большой площади и откидной частью меньшего размера. При этом плоские стекла не обязательно были прямоугольной формы — гораздо чаще использовались стекла с закругленными углами и более сложной конфигурации.

Интересно отметить, что плоские стекла до сих пор устанавливаются на автомобили УАЗ, при этом до 90-х годов на моделях УАЗ-469 ставились составные стекла (состояли из двух равных половин, разделенных вертикальной перемычкой с уплотнением), позднее завод стал использовать цельные стекла. Сегодня цельными плоскими стеклами оснащаются внедорожники УАЗ Хантер, однако новые УАЗ Patriot имеют современные гнутые стекла.

V-образные стекла — компромиссное решение, которое позволило решить проблему плохой аэродинамики автомобилей с плоскими стеклами. Уже в 30-е года стало понятно, что при все более растущих скоростях автомобилей их плоские стекла не позволяют обеспечить высокое качество кузова. Частичным решением проблемы стало разделение плоского стекла на две части и установка половин под углом друг к другу. Такое решение приобрело определенную популярность, однако впоследствии появились более качественные гнутые стекла, и к сегодняшнему дню V-образные стекла на новых автомобилях не используются.

Гнутые стекла — появились во второй половине 1940-х годов, однако только к середине 60-х годов были созданы технологии, позволявшие изготавливать качественные гнутые стекла практически любой формы. И именно гнутые стекла сегодня ставятся на большинство транспортных средств.

Панорамные стекла — это довольно непродолжительный период в истории автомобилестроения, занявший менее десятилетия в 1950-х годах. Панорамное стекло, в отличие от простого гнутого, охватывает значительную площадь за счет загиба его боковин, которые во многих моделях располагались практически под прямым углом к основному полотну. Панорамные стекла уже к 1960-м годам вышли из употребления, так как имели довольно высокую стоимость и нередко доставляли проблемы из-за своей большой площади.

Также ветровые стекла можно разделить на два типа по способу установки:

• Стационарные (неподвижные) стекла;
• Подвижные стекла.

Сегодня на большинстве автомобилей используются стационарные стекла, жестко установленные в раме. Вплоть до 80-х годов установка стекла производилась с помощью резинового уплотнителя, сейчас же чаще используется монтаж стекла на специальный клей. Подвижные (откидные или складные) стекла активно использовались на ранних моделях легковых и грузовых автомобилей, сегодня складное лобовое стекло все еще ставится на автомобили УАЗ Хантер.

Устройство и конструктивные особенности ветровых стекол

Лобовые стекла автомобилей могут изготавливаться из нескольких различных материалов:

• Сталинит (закаленное стекло);
• Дуплекс — двухслойное стекло с полимерной пленкой;
• Триплекс — трехслойное стекло, состоящее из двух листов стекла, склеенных полимерной пленкой;
• Многослойное стекло — тот же триплекс с увеличенным количеством слоев.

В настоящее время абсолютное большинство лобовых стекол производится из триплекса, этот материал давно вытеснил сталинит и дуплекс. Многослойные стекла сегодня тоже применяются редко, так как имеют более высокую стоимость — они чаще ставятся на дорогие автомобили.

Триплекс был изобретен еще в 1920-х годах, он имеет несложную конструкцию: это два листа стекла, между которыми проложена склеивающая прозрачная пленка из поливинилбутиральной пленки. Благодаря эластичной пленке такое стекло при ударе хоть и разбивается, однако не разлетается на мелкие осколки — все эти осколки остаются приклеенными к пленке, и в результате стекло лишь покрывается сеткой трещин. Поэтому триплекс безопасен, предотвращает от ран водителя и пассажиров при столкновении автомобиля, и даже при сильном ударе более или менее сохраняет свои характеристики (за исключением оптических свойств, так как трещины ухудшают обзор).

Современные лобовые стекла могут обладать и рядом дополнительных функций:

• Добавление в стекло оксида железа или напыление тонкой металлической пленки, препятствующей пропусканию инфракрасных лучей — атермальные или теплопоглощающие стекла (обычно такие стекла тонированы, имеют светло-зеленый оттенок);
• Напыление для защиты от загрязнений;
• Напыление для защиты от интенсивного износа;
• Встроенный обогрев стекла;
• Использование лобового стекла для проецирования изображения с некоторых приборов — спидометра, парктроника, прибора ночного видения и т.д.

Полотно лобового стекла современных автомобилей несет на себе довольно много элементов:

• Затемненная рамка по периметру для получения плавного перехода от кузова к стеклу — обычно она наносится методом шелкографии;
• Напыление в центре верхней части стекла — так называемый третий солнцезащитный козырек, нередко он выполняется из керамики;
• Зеркало заднего вида;
• Опционально — датчики влажности и освещения;
• Тонировка переменной плотности (максимальная плотность в верхней части);
• Антенна с усилителем.

Также на лобовом стекле обязательно наносится различная маркировка — производитель, каталожный номер и другие.

Толщина лобовых стекол типа триплекс колеблется в среднем от 4 до 7 мм, обычно это стекло наиболее толстое в автомобиле.

Вопросы обслуживания, замены и ремонта ветровых стекол

Лобовое стекло постоянно подвергается различным нагрузкам, оно загрязняется, изнашивается стеклоочистителями и терпит другие негативные воздействия. Поэтому с течением времени оно покрывается царапинами и микротрещинами, теряет свою первоначальную прозрачность и прочность. Для продления срока службы и улучшения состояния стекла рекомендуется использовать специальные средства.

Ремонт и замену стекла имеет смысл доверять только специалистам, особенно если речь идет о современном автомобиле. Дело в том, что сейчас стекла чаще всего вклеиваются в раму, поэтому демонтаж и монтаж требуют применения специальных средств и инструмента. Если речь идет о старых автомобилях (например, о ВАЗ «Классика»), то замену стекла можно провести самостоятельно, так как для этого достаточно вынуть, а затем вставить резиновый уплотнитель.

При любом повреждении лобовое стекло необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить, так как в будущем трещина или другой дефект могут привести к серьезным неприятностям. Только целое стекло, за которым грамотно ухаживают, будет служить долго и надежно, всегда обеспечивая защиту, комфорт и безопасность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector