Что такое торможение двигателем
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое торможение двигателем

Торможение двигателем – чем опасно для автомобиля, плюсы и минусы

Добрый день, дорогие друзья. Многие слышали такое понятие, как тормозить двигателем, но не многие знают, что это такое и для чего используется. Эта статья подойдет не только для новичков, но и для водителей со стажем, так как этому обучали еще в автошколе, а навыки теряются. Сегодня их освежим. Разберем, вредно ли для авто торможение двигателем, рассмотрим плюсы и минусы, посмотрим видео, где на практике будет показано, как делать правильно.

Что это такое и как оно работает

Торможение двигателем – это процесс, при котором автомобиль замедляется мотором. Если быть точным, при этом участвует не только ДВС, но и коробка передач. Давайте подробно рассмотрим, как это происходит.

Чтобы начать тормозить мотором, водителю достаточно во время езды с включенной передачой отпустить педаль газа. При этом вы почувствуете, как скорость авто начнет снижаться, будто кто-то вас тянет за зад автомобиля. Чем ниже выбрана передача, тем эффект будет лучше, скорость терять машина будет быстрее.

Что происходит при этом?

Во время движения автомобиля не накатом включена определенная передача. Вы держите нажатой педаль газа и поддерживаете определенный обороты двигателя и скорость авто. Энергия, за счет сгорания топлива в цилиндрах мотора, передается через коробку передач колесам. Мотор является генератором энергии, машина движется.

Если в этот момент отпустить педаль газа, топливо перестанет поступать в камеры сгорания, колеса по-прежнему будут оставаться в жесткой сцепке с мотором за счет включенной передачи. Теперь двигатель перестанет вырабатывать энергию и станет ее потребителем. В этом случае происходит обратный эффект, не он вращает колеса, а они вращают его.

За счет трения деталей мотора и компрессии в его цилиндрах, энергия вращения будет «поглощаться» им, скорость вращения колес снижаться. В этот момент начинается торможение двигателем.

Для этого процесса должно соблюдаться два условия:

  1. Включена определенная передача, чем она ниже, тем эффективнее торможение
  2. Педаль газа должна быть отпущена, чтобы перекрыть подачу топлива к двигателю

Вредно ли для автомобиля?

Среди автомобилистов ходит слух, что торможение двигателем увеличивает износ мотора и сцепления коробки передач. Давайте подтвердим или развенчаем этот миф рассмотрением процесса в деталях.

Опасно ли торможение для мотора?

Повышенный износ силового агрегата в большинстве случаев происходит по причине отсутствия должного давления масла или прекращение его подачи – это называется «масленое голодание». Многие неопытные автомобилисты считают, что при торможении двигателем происходит недостаточная смазка его частей, что приводит к его преждевременной «кончине». Это не так.

Во время его работы все трущиеся пары омываются маслом за счет работы масленого насоса. Он приводится в движение вращением коленвала. В обычных условиях, когда топливо подается в камеры сгорания, двигатель развивает обороты, чем они выше, тем быстрее крутится коленчатый вал. Значит, масленый насос больше успевает прокачивать масло.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее

При торможении двигателем обороты его поддерживаются не за счет сгорания топлива, а благодаря скорости вращения колес. Она передается через коробку передач на коленвал. Он вращает привод масленого насоса, значит, создается необходимое давление масла, даже без необходимости сжигать бензин. Поэтому, при торможении коробкой и двигателем все его части омываются достаточным количеством масла и повышенного износа не происходит.

Вредно ли тормозить двигателем для коробки передач?

Такой режим работы КПП ничем не отличается от обычного движения. Если правильно переключать передачи на механической коробке, то никаких негативных последствий не будет. Потому что, коробка находится в постоянном зацеплении с маховиком силового агрегата, все шестерни и валы ее вращаются в привычных для себя условиях. Поэтому износа или вреда не будет.

Чтобы избежать поломок сцепления при переключениях с повышенной передачи на пониженную, для улучшения эффективности замедления, рекомендуется педалью газа приподнимать обороты ДВС – делать перегазовку.

При этом не будет «ударов» по сцеплению и маховику мотора. Так как подгоняются обороты коленвала к оборотам первичного вала (колесам авто), происходит плавное включение сцепления.

Помните, коробка передач – это лишь связывающее звено между мотором и колесами автомобиля. Ее можно «убить» даже в обычных условиях работы, если не правильно ей пользоваться. Если делать все правильно, то ее срок службы не уменьшится.

Как тормозить двигателем на механике правильно

Режим замедления движком и коробкой зависит от ситуации, в которой находится автомобиль. Точнее от условий дорожного покрытия. Например, при движении по ровной дороге торможение двигателем будет отличаться от спуска с горы или на льду. Рассмотрим каждый режим подробно.

Прямолинейное движение по ровной поверхности

Это самые идеальные условия. Едите по трассе на пятой передаче. Впереди поворот или препятствие. Чтобы затормозить двигателем, достаточно отпустить педаль газа, не выжимая сцепления и не выключая передачу.

Силовой агрегат остается в жесткой сцепке с ведущими колесами автомобиля. Так как подача топлива, когда отпустили педаль газа, прекратилась, мотор начинает «потреблять» энергию. Крутящий момент передается через КПП от колес к коленвалу. За счет трения в ДВС и компрессии в цилиндрах, этот момент постепенно угасает, автомобиль начинает плавно замедляться. Все это происходит без участия тормозных механизмов.

Важно! Стоит помнить, когда начинаете тормозить двигателем, фонари стоп-сигналов не загораются, поэтому водитель сзади едущего автомобиля не поймет, что вы начали снижать скорость. Это может привести к ДТП. Рекомендуется в комплексе использовать замедление коробкой и мотором с педалью тормоза. Достаточно слегка нажать на педаль, чтобы сигнализировать другим участникам движения о намерении замедлиться.

Если в этот момент вы «выжмите» сцепление, связь между КПП и мотором разорвется, ДВС перейдет в режим холостого хода и процесс торможения прервется. Чтобы вновь его продолжить, нужно плавно подвести педаль сцепления до момента «схватывания» и отпустить ее. Не забываем про скорость машины. Если она будет менее 20км/ч, мотор может «заглохнуть». Поэтому рекомендуется применять этот маневр на больших скоростях.

Спускаемся с горы

При спуске с горы тормозить двигателем на механике советуют на более низких передачах. Как говорилось выше, если делать это на повышенной передаче, то эффективность будет низкой, авто будет замедляться плавно и есть шанс не вписаться в поворот. Это особенно актуально на горных серпантинах.

Чем круче спуск, тем передача должна быть ниже. Это позволяет быстрее снижать скорость, не задействовав тормозные механизмы. Когда ваш путь проходит через горный массив или где часто подъемы и спуски дороги, при постоянном использовании тормозов, они перегреются и выйдут из строя.

Чтобы переключится на пониженную передачу:

  1. Выжать сцепление
  2. Включить пониженную передачу
  3. Педалью газа поднять обороты двигателя до 2500-3000 об/мин. Плавно отпустить педаль сцепления. Таким образом, вы «подведете» обороты ДВС до оборотов первичного вала механической коробки передач и не произойдет удара по диску сцепления. Вы убережете механизм от поломки
  4. Отпускаете педаль газа. Вы начали тормозить двигателем.

Помните, чем круче спуск, тем ниже должна быть включенная передача.

Случай из жизни. Довелось мне ехать в Новый Свет по крымским серпантинам, где спуск сменялся через крутой поворот резким подъемом в гору. Я ехал на третье передаче, этого мне хватало, чтобы минимально задействовать тормозные колодки и вовремя сбрасывать скорость перед поворотом. К сожалению, на таких поворотах часто мне попадались машины в кювете – это те, кто пренебрегал рекомендациями для эффективного торможения коробкой и двигателем в горной местности и частым использованием тормозных механизмов.

Тормозим ДВС на льду или укатанном снеге

Торможение двигателем зимой на скользкой дороге – это важный навык, который убережет вас от заноса или сноса. Оно отличается от двух, выше описанных режимов. Стоит помнить, под колесами лед, поэтому поведение авто будет другое.

Правила, как правильно замедлять при помощи мотора на льду:

  1. Нельзя резко бросать педаль газа. Это приведет к пробуксовке колес и потери сцепления с дорогой
  2. Не отпускаем резко педаль сцепления при переключениях на пониженные передачи во время торможения двигателем. Может автомобиль уйти в занос. Потому что, колеса резко передадут крутящий момент мотору, а так как под ними лед, то их скорость вращения быстро упадет. Это равносильно резкому нажатию на тормоз.

Важно! На гололеде выбираем оптимальную скорость движения, чтобы успеть затормозить и ездим на пониженных передачах. Это даст возможность максимально эффективно использовать замедление ДВС и не потерять время на переключения передач с высоких на пониженные.

Торможение двигателем плюсы и минусы

Плюсы

  1. Обеспечивает плавное замедление автомобиля на любой поверхности
  2. Не позволяет машине набирать скорость при спусках с крутых гор
  3. Бережет элементы тормозной системы – диски и колодки, уменьшая их износ и скорую замену
  4. Экономия топлива. При таком виде торможения, бензин не попадает в камеры сгорания двигателя, а значит, он не расходуется
  5. Так как не происходит вспышек в цилиндрах ДВС, они обдуваются холодных воздух, снижая температуру двигателя
  6. Можно безопасно тормозить перед поворотами на гололеде или укатанном снегу
Читать еще:  Как снять подшипник с якоря

Минусы

При не соблюдении минимальной скорости двигатель может «заглохнуть». Особенно этого боятся новички. Если чувствуете, что обороты двигателя не достаточны для поддержания его в работе на холостом ходу – выжимайте педаль сцепления

Неправильные переключения передач при торможении двигателем могут повредить диск и корзину сцепления. Как этого избежать, объяснялось выше

Не загораются задние стоп-сигналы, сзади едущий водитель не поймет, что начали сбавлять скорость.

Вывод

Как видите, положительных моментов гораздо больше. Если научится правильно тормозить двигателем на механической коробке передач, то все минусы исчезнут. Обладая этим навыком, вы не только будете экономить топливо и тормозные колодки, но и безаварийно водить автомобиль в любых погодных условиях.

Торможение двигателем

Автомобильный двигатель разработан таким образом, чтобы постоянно стремиться работать при минимальных оборотах (это состояние известно как холостой ход). При нажатии на педаль газа мы заставляем двигатель работать быстрее, но как только мы отпускаем педаль, обороты минимизируются. И если машина движется на передаче, то при снижении частоты вращения ход замедляется. Это и называют торможением двигателем.

Процедура эта крайне удобная, т. к. позволяет управлять транспортным средством с помощью одной лишь педали газа. Добавив газ, мы разгоняем машину, а сбавив, наоборот, замедляем. Характерно, что на разных передачах скорость замедления разная, что является следствием закона о передаточных числах.

Скорость замедления

На первой передаче скорость, как известно, минимальная, а вот сила максимальная. По этой причине именно на ней проще всего разогнаться и предельно быстро спровоцировать замедление.

На четвертой передаче скорость предельная, но вот замедление, напротив, минимально, т. к. двигатель уже с трудом воздействует на транспортное средство. Следовательно, нет причин ждать замедления на четвертой передаче, в то время как можно включить третью, и процесс ускорится. После включения второй замедление ускорится еще больше.

В итоге у нас следующее: во время торможения необходимо подождать снижения частоты оборотов и включить низшую передачу.

Для этого есть две причины.

  • После этой процедуры двигатель уже не будет функционировать с высокой частотой оборотов.
  • На низких оборотах снижается усилие двигателя и, как следствие, снижается эффективность процесса торможения.

Более того, в ходе такого торможения вы сможете перед каждым переключением передачи добавлять газ, благодаря чему повысится плавность движения. А если отпустить сцепление без газа, то повысится скорость замедления. Прибегнув ко второму способу, будьте предельно осторожны со сцеплением, дабы не спровоцировать рывковые замедления.

Когда может понадобиться такое торможение?

Тормозят двигателем в тех случаях, когда пропадают тормоза, а все предпринятые водителем попытки исправить ситуацию не дали никакого результата. В отсутствие тормозов автомобиль из верного «железного коня» превращается в источник повышенной опасности.

Если с вами такое произошло, то в точности повторите описанный выше алгоритм действий.

Не переключайтесь с четвертой передачи сразу на первую, ведь это может стать причиной ухода машины в занос. После этого ее развернет или даже вынесет на встречную полосу под колеса проезжающего мимо многотонного грузовика. Снижайте передачи постепенно, а после минимизации скорости дотормаживайте посредством стояночного тормоза.

Сильные и слабые стороны методики

Торможение двигателем часто является причиной серьезных споров, ведь у методики есть как поклонники, так и противники. Но мы попытаемся объективно оценить сильные и слабые стороны такого торможения.

  • повышение устойчивости к заносам;
  • профилактика функциональности системы тормозов;
  • возможность эффективного маневра при плохом сцеплении с дорожным полотном;
  • возможность быстрой остановки двигателя в случае неисправности.

Но есть и недостатки, среди которых:

  • стоп-сигнал никак не реагирует на действия водителя;
  • в случае неграмотно выполненного маневра растет риск заноса;
  • интенсивность расхода масла увеличивается;
  • растет нагрузка на двигатель.

Торможение на спусках

Если экстренная ситуация произошла на затяжном спуске (а он и без этого является крайне опасным участком дороги), то попытайтесь применить комбинацию «контактное торможение + двигателем». Подайте световой сигнал автомобилю, едущему впереди вас, чтобы он притормозил, и упритесь ему в бампер. Конечно, это опасно, но не так, как ДТП с весьма непредсказуемыми последствиями.

Еще один важный момент. У дизельных двигателей коэффициент сжатия в полтора раза превышает аналогичный у бензиновых, поэтому и тормозят они несколько эффективнее.

Если вы человек неопытный, то лучше возьмите несколько уроков по торможению двигателем. Если использовать эту методику неправильно, то ускорится износ элементов синхронизаторов, вследствие чего автомобиль быстро выйдет из строя.

И в качестве заключения – детальный алгоритм действий при торможении.

  1. Отпустите педаль газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Выключите повышенную передачу.
  4. Отпустите сцепление и выжмите акселератор (при выключенной передаче).
  5. Выжмите сцепление.
  6. Включите низшую передачу.
  7. Отпустите сцепление.

Вот и вся хитрость. И знайте, что умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый – как его предотвратить.

Видео о том, как правильно тормозить двигателем, специально для посетителей нашего автопортала vodi.su

Как правильно тормозить двигателем на механике?

Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.

Что значит тормозить двигателем?

Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.

Правильный алгоритм торможения

Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Отпустить газ.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. После снижения скорости перейти на более низкую передачу.
  4. После дальнейшего снижения скорости включить 1 передачу.

Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.

Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.

Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».

Окончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

  1. Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
  2. Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
  3. Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
  4. В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
  5. Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
  6. Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.
Читать еще:  Что такое сульфатация аккумулятора

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Советы при торможении двигателем

  • важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
  • эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
  • переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
  • не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Торможение двигателем: это как?

Торможение двигателем является одним из доступных водителю приемов, которые направлены на снижение скорости транспортного средства без использования тормозной системы. Среди автолюбителей существуют различные мнения касательно данного способа. Одни утверждают, что торможение дизельным или бензиновым двигателем позволяет экономить бензин или солярку, сам процесс торможения снижает риски сравнительно с использованием тормозов в определенных ситуациях.

Противники данного метода среди основных аргументов выделяют повышенный износ мотора и снижение ресурса коробки передач в результате злоупотребления приемом торможения двигателем. Далее мы рассмотрим, как тормозить двигателем, когда это нужно делать и как правильно выполнять указанное торможение двигателем?

Почему машина замедляется при торможении двигателем

Такой способ торможения предполагает определенное сопротивление мотора инерционной нагрузке, которая пытается повысить частоту вращения коленчатого вала. Другими словами, двигатель начинает тормозить автомобиль в тот момент, когда машина движется при определенной скорости с включенной передачей, но в это время подача топлива прекращается или минимизирована.

Прекращение топливоподачи означает, что двигатель больше не отдает энергию на трансмиссию. Получается, трансмиссия начинает передавать нагрузку на мотор от вращающихся по инерции колес, обороты коленвала снижаются и автомобиль теряет скорость, то есть тормозит двигателем.

Далее необходимо рассмотреть те особенности, благодаря которым осуществляется торможение. Стоит начать с того, что ощутимое замедление автомобиля при торможении двигателем возможно не всегда. Нажатие на педаль газа приводит к увеличению подачи топлива, в результате чего поднимаются обороты коленчатого вала (мотор раскручивается). Отпущенная педаль означает, что обороты падают.

Не сильно вдаваясь в особенности конструкции трансмиссии отметим, что задачей коробки передач является распределение крутящего момента на колеса. Если сказать иначе, КПП «дозирует» энергию, которую отдает двигатель, зависимо от выбранной передачи.

Повышенные передачи (5-6) разгоняют машину намного слабее, зачастую позволяя только поддерживать ранее набранную скорость автомобиля. При движении на повышенной передаче присутствуют значительные силы инерции, в результате чего сопротивление самого ДВС и КПП специально сводится конструкторами к минимуму.

Получается, динамичный разгон возможен только на пониженных передачах. Если в этот момент отпустить газ, тогда сопротивление инерционному движению будет велико. Если же перестать нажимать на акселератор на повышенных передачах, машина не будет интенсивно замедляться, так как сопротивление низкое.

Преимущества и недостатки данного способа торможения

Главным плюсом такого способа замедления ТС является существенное снижение риск заноса при торможении двигателем. Дело в том, что при торможении посредством штатной тормозной системы возникает блокировка колес, что делает автомобиль неуправляемым. На машинах с активными электронными системами безопасности данный эффект сведен к минимуму, но даже наличие ABS не исключает заноса, особенно на скользких покрытиях.

По этой причине торможение двигателем находится в списке контраварийных приемов, позволяя замедлиться на скользкой или мокрой дороге. Данный способ торможения активно применяется при езде на затяжном спуске, а также при перемещении по горным дорогам и серпантинам. В первом случае исключается блокировка колес, а во втором снижается риск перегрева тормозов в результате слишком активного использования.

Некоторые водители также тормозят двигателем в случае, если дорожная ситуация позволяет катиться на включенной передаче, тем самым экономя топливо, продлевая срок службы тормозных колодок и шин. Многих привлекает такой аспект, что подача топлива при отпущенной педали газа на современных инжекторных автомобилях, которые оборудованы механической коробкой передач, полностью прекращается.

Дополнительно стоит учитывать возможность торможения двигателем в том случае, если тормоза полностью или частично вышли из строя. Следует напомнить, что сразу остановить машину не получится, особенно на спуске. Скорость движения можно существенно понизить до относительно безопасной, после чего становится возможным остановиться или применить контактное торможение с минимальными рисками и/или ущербом.

В списке главных недостатков торможения двигателем отмечают то, что стоп-сигналы на вашей машине в этот момент не горят, так как водитель не нажимает на педаль тормоза. Водитель автомобиля, который едет за вами, может попросту не заметить замедления, что приведет к ДТП или созданию аварийной ситуации.

Как правильно тормозить двигателем: «механика» и «автомат»

В арсенале специалистов имеется около двух десятков приемов для торможения двигателем. На практике будет достаточно изучить базовую основу. Обязательно дочитайте до конца все рекомендации!

Торможение двигателем и механической коробкой с относительно высокой скорости следует выполнять следующим образом:

  • педаль газа нужно отпустить;
  • нажимается педаль сцепления;
  • далее включается пониженная передача (зачастую 3);
  • после снижения скорости включается 2 передача;
  • когда скорость снизится, можно включить 1 передачу;

Даже если вы двигаетесь на 5 или 6 передаче, желательно включать третью, так как замедление на 4 и более высокой передаче будет слабым. Отдельно отметим, что данная инструкция является общей. В конкретной ситуации необходимо учитывать начальную скорость движения и правильно подбирать те моменты, когда осуществить первое переключение «вниз» и последующие.

Если резко включить слишком «низкую» передачу тогда, когда обороты коленчатого вала высокие, тогда тормозящее усилие может оказаться слишком значительным. В этом случае колеса временно заблокируются, автомобиль может занести и т.д. Что касается самого двигателя и трансмиссии, то такая нагрузка может привести к поломке определенных узлов и последующему ремонту. Для более щадящего переключения «вниз» в спокойной обстановке лучше сделать перегазовку.

Под перегазовкой следует понимать выжим сцепления и выключение передачи с переводом коробки в «нейтраль». Затем необходимо нажать на педаль газа, подняв тем самым обороты двигателя, после чего сцепление снова нажимается и включается пониженная передача. В экстренной ситуации можно просто выжать сцепление, нажать на газ и сразу включать пониженную.

Читать еще:  Какой реле регулятор лучше

На автомобилях с автоматической коробкой возможность торможения двигателем будет зависеть от типа и особенностей конструкции коробки передач. Также от вида АКПП и от тех возможностей, которые доступны водителю, будет напрямую зависеть общий алгоритм действий для торможения двигателем с коробкой «автомат».

Существуют коробки, которые позволяют реализовать последовательное переключение передачи в ручном режиме. Другой тип предполагает только фиксированные режимы с возможностью выбора пониженных передач. Также встречаются АКПП, которые и вовсе не рассчитаны на какое-либо взаимодействие с водителем. Для получения исчерпывающей информации по торможению двигателем с автоматической коробкой внимательно изучите инструкцию к вашему автомобилю, свяжитесь с официальным представителем марки, посетите профильный форум в сети Интернет и т.п.

Подведем итоги

Вполне очевидно, что освоить данную технику торможения будет правильным решением для каждого водителя, особенно если автомобиль на «механике». При этом всегда нужно учитывать:

  1. Только грамотное выполнение означает, что вреда коробке и мотору вы не нанесете. Не стоит злоупотреблять данным способом или резко тормозить двигателем без необходимости.
  2. Указанный способ торможения может создать аварийную обстановку на дороге для движущихся позади вас транспортных средств, неправильное выполнение снижает ресурс двигателя и трансмиссии, а также может привести к серьезной поломке.
  3. Что касается экономии горючего, то выгода от такого способа торможения оказывается крайне незначительной.
  4. Если в автомобиле установлена коробка «автомат», тогда необходимо отдельно и с повышенным вниманием изучить вопрос касательно возможности реализации и общей целесообразности торможения двигателем на конкретной модели авто.

Как и зачем тормозить двигателем

Статья о торможении мотором — как и при каких условиях, тонкости торможения двигателем с АКПП и вариатором, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео по теме.

Этот способ снижения скорости был особенно популярен несколько десятилетий назад, когда в автомобилях с механической коробкой передач еще не было современных тормозных систем с электронными помощниками ABS и ESP. Однако тормозить двигателем можно и на современных автомобилях, в том числе и с некоторыми видами автоматических коробок передач.

Кроме того, тормозить двигателем можно на автомобилях с любым приводом: передним, задним, полным. При этом силу торможения можно увеличивать с помощью коробки передач – чем ниже передача, тем сильнее торможение.

Процесс торможения двигателем

Когда водитель отпускает педаль «газа», в двигателе сокращается поступление топлива, в результате чего его обороты начинают падать. Если при включенной передаче не разорвана связь двигателя и колес с помощью сцепления (когда сцепление не выжато), то с падением оборотов двигателя, естественно, начнет замедляться и вращение ведущих колес.

По сути, при торможении двигателем возникает обратная ситуация, при которой уже не мотор вращает колеса посредством карданной передачи, а наоборот – крутящиеся колеса посредством карданной передачи начинают вращать коленвал мотора. При этом принудительная работа коленчатого вала и цилиндропоршневой группы проводит к механическим потерям, в результате чего происходит снижение оборотов вращения кардана, что и приводит к потере скорости (торможению).

Когда применяется торможение силовым агрегатом

Главное, о чем следует помнить — торможение двигателем не предназначено для резкой экстренной остановки машины. Как правило, снижение скорости с помощью двигателя применяют в следующих ситуациях:

  • При торможении на скользкой дороге;
  • При затяжном и крутом спуске;
  • При отсутствии возможности затормозить обычным способом, с помощью педали тормоза или ручника (при отказе тормозов).

На скользком дорожном покрытии торможение двигателем позволяет избежать заноса и потери управляемости автомобилем. Как показала практика, штатная антиблокировочная система (ABS или ESP) спасает не всегда, и риск заноса на большой скорости при гололеде, слякоти и сильном дожде все же остается. Поэтому чтобы не потерять управляемость автомобилем при большой скорости и сложных погодных условиях, а также чтобы торможение было плавным и равномерным, опытные водители используют торможение двигателем (скоростью).

При затяжных и крутых спусках торможение силовым агрегатом позволяет избежать длительной нагрузки на тормозную систему, при которой сильно нагреваются тормозные колодки и диски. Такой сильный перегрев дисков и тормозных колодок не только резко увеличивает их износ, но может привести и к выходу их строя. От сильного нагревания при трении тормозные колодки может просто заклинить в прижатом положении и колеса заблокируются.

Что же касается третьего пункта «при отказе тормозов», то здесь преимущества торможения мотором совершенно очевидны и понятны.

Как тормозить двигателем

Последовательность действий:

  • Отпустить педаль «газа»;
  • Выжать педаль сцепления;
  • Переключиться на пониженную передачу;
  • Отпустить педаль сцепления.

Как видно, прием торможения двигателем достаточно прост, однако имеет свои нюансы и особенности:

  1. Чтобы избежать резкой нагрузки на механизмы трансмиссии и сам двигатель, рекомендуется не нарушать последовательность переключения передач. То есть, последовательность переключения должна соблюдаться в обратном порядке: с 4-й на 3-ю, с 3-й на 2-ю, со 2-й на 1-ю. Также, следует помнить, что при переходе сразу на низшую 1-ю передачу произойдет резкая потеря скорости, в результате чего может произойти блокировка колес с последующим заносом машины.

    Чтобы избежать резкой нагрузки на механизм сцепления после включения пониженной передачи, педаль сцепления рекомендуется отпускать плавно.

    Чтобы полностью остановить машину двигателем при отказе тормозов, нужно дойти до самой низшей передачи (первой) и заглушить двигатель с помощью ключа (выключить зажигание). Если требуется остановить машину как можно быстрее («экстренно»), то можно нарушить обратную последовательность переключения передач и «перескочить» сразу на 1-ю, а педаль сцепления можно отпустить резко.

  2. При торможении двигателем следует учитывать тот факт, что если выжать педаль сцепления, то разорвется связь между «сердцем» машины и колесами. В результате мотор уже не будет препятствовать свободному вращению колес, и скорость может резко увеличиться, особенно при движении по крутому спуску. То есть, автомобиль начнет вести себя так, как на нейтральной скорости.

Поэтому, прежде чем выжать сцепление и вернуться к обычному режиму вождения, необходимо подстраховаться нажатием на педаль тормоза.

Также, при торможении мотором следует учитывать и особенности дизельных двигателей, которые имеют коэффициент сжатия в 1.5 раза больше, чем у бензиновых. По этой причине торможение дизелем будет несколько сильнее. Особенно этот нюанс касается неопытных водителей, которые часто тормозят двигателем неправильно, что приводит к повышенному износу деталей синхронизаторов и быстрому выходу из строя дизеля. Поэтому перед применением такого торможения новичкам рекомендуется взять несколько уроков у опытного водителя или инструктора.

Торможение мотором с автоматической коробкой передач (АКПП)

Перед тем, как тормозить мотором с АКПП, следует подробно изучить руководство по эксплуатации данного автомобиля, так как торможение с «автоматом» может иметь свои особенности, которые будут зависеть от конструктивных особенностей АКПП (вариантов много).

В некоторых видах АКПП торможение с помощью двигателя может быть вообще не предусмотрено, а в некоторых может даже блокироваться системным управлением.

Следует помнить, что тормозить таким образом с автоматической коробкой, в которой по инструкции такого торможения не предусмотрено, можно только в крайних случаях, когда это действительно необходимо и нет других вариантов. В противном случае, если это делать часто, АКПП быстро выйдет из строя и ей потребуется дорогостоящий ремонт.

В общем и целом, «автоматы» лучше и аккуратнее взаимодействуют со сцеплением, поэтому торможение мотором с АКПП бывает более безопасным и мягким, чем при торможении с «механикой».

Торможение двигателем с вариатором

Некоторые вариаторы имеют специальный режим «L», предназначенный именно для торможения двигателем. Однако некоторые водители (особенно владельцы «Ниссанов» с вариаторами) отключают данный режим на программном уровне, для увеличения динамичности и экономии топлива.

Плюсы и минусы торможения мотором

Заключение

Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль.

Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.

Видео о торможении двигателем:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector