Что такое стационарное рабочее место
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое стационарное рабочее место

Что такое стационарное рабочее место

Главная страница Форум Гарант

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. N 09АП-10255/07-АК

Налоговый орган должен доказать факт создания налогоплательщиком стационарных рабочих мест вне места своего нахождения. При этом, выполнение обязательств по договору вне места своего нахождения без аренды необходимых для этого помещений, при условии, что привлекаемые для этого сотрудники направляются в командировки, при начислении и выдаче им заработной платы по месту нахождения основной организации, не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения.

Вопрос: О признании рабочих мест, созданных ООО на срок более одного месяца по месту проведения электромонтажных работ на объекте, территориально обособленном от места нахождения ООО, обособленными подразделениями и о перечислении сумм НДФЛ, удержанных из заработной платы работников, выполняющих работы по месту нахождения обособленного подразделения менее месяца, в бюджет по месту нахождения ООО.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 мая 2007 г. N 03-02-07/1-216

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о создании обособленного подразделения организации и об уплате налога на доходы физических лиц и сообщает следующее.
——————————————————————
@#$%&: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 137-ФЗ, упомянутый в нижеследующем абзаце, имеет дату 27.07.2006, а не 27.07.2007.
——————————————————————
На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2007 N 137-ФЗ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщик-организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего этой организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Из рассматриваемого письма следует, что ООО осуществляет деятельность по проведению электромонтажных работ на объекте, территориально обособленном от места нахождения общества. Такая деятельность осуществляется обществом в срок более одного месяца, обеспечивая проведение электромонтажных работ на указанном объекте работниками этого общества.
При этом сроки командировок конкретных работников общества для проведения электромонтажных работ не изменяют срок осуществления деятельности общества в регионе, где находится соответствующий объект.
Полагаем, что в случае, если по месту проведения электромонтажных работ ООО созданы стационарные рабочие места, обладающие признаками, установленными ст. 11 Кодекса, то такие рабочие места признаются обособленными подразделениями организации, и следовательно, общество обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по каждому месту их нахождения.
В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Таким образом, при наличии у вас сомнений относительно признания места деятельности ООО, территориально обособленного от места нахождения общества, обособленным подразделением для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах рекомендуем обращаться в налоговый орган по месту нахождения общества.
Совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты – российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 Кодекса).
При этом под совокупной суммой налога понимается вся сумма налога, которая удержана налоговым агентом из доходов, выплачиваемых работникам, связанным с налоговым агентом трудовыми отношениями.
Учитывая изложенное, полагаем, что суммы налога, удержанные из заработной платы работников, направленных ООО для выполнения электромонтажных работ по месту нахождения обособленного подразделения менее чем на месяц, подлежат перечислению в бюджет по месту нахождения общества.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
04.05.2007

И еще консультация 🙂

Вопрос: ОАО, не имеющее представительств и филиалов, ведет монтажные работы, срок которых часто превышает один месяц, на объектах заказчика на территории различных российских регионов. Работы выполняются командированным персоналом. Никакого имущества у ОАО в этих регионах нет. Должно ли общество в этом случае встать на налоговый учет по месту осуществления работ в связи с образованием обособленного подразделения?
Пользователи СС “КонсультантБухгалтер”

Ответ: Согласно ст.11 части первой Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Специалисты налоговых органов придерживаются мнения, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне места нахождения налогоплательщика-подрядчика, с точки зрения налогового законодательства, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что подрядчик создает стационарные рабочие места, которые находятся не там, где он зарегистрирован, а на другой территории.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК также сделал вывод о том, что осуществление работниками организации работ на объектах, ей не принадлежащих, у организации приводит к созданию обособленного подразделения, которое должно быть поставлено на налоговый учет. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.02.2002 N Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и, как следствие, возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.
На наш взгляд, при решении организацией вопроса о необходимости становиться на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения нельзя не учитывать, что обособленное подразделение является структурной единицей организации. Это следует и из самого его названия, и из существа. При этом трудно представить ситуацию, в которой рабочее место не было бы “привязано” к какой-либо территории. В связи с этим представляется, что организация должна иметь в отношении территории, на которой созданы рабочие места, соответствующие права – либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, по нашему мнению, нельзя рассматривать как факт создания обособленного подразделения направление организацией-подрядчиком своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) для заказчика на территории последнего.
Например, ФАС Центрального округа в Постановлениях от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10 и от 10.05.2001 N А14-7574-00/176/24 занял сторону налогоплательщика, указав, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле п.2 ст.11 НК РФ у организации не возникает.
Как видим, ситуация может быть спорной, и вероятность того, что налоговые органы расценят деятельность организации как приводящую к созданию обособленного подразделения, достаточно велика. Организация, избирая тот или иной вариант действий, должна учитывать все последствия принятия решения, в том числе и неблагоприятные. В случае если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст.ст.137, 138 НК РФ). Однако в силу того, что арбитражная практика по представленной в вопросе проблеме достаточно невелика и противоречива, предсказать, какое решение примет суд, мы не беремся.

А.И.Дыбов
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
17.11.2003

Новости и статьи «НИИ ОТ»

Что делать работодателю, если есть не стационарные рабочие места.

Давайте разберемся, что считается рабочим местом:

Рабочее место – это часть пространства, где сотрудник находится во время исполнения своих профессиональных обязанностей. (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):

– работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;

– место оснащено необходимыми техническими средствами;

– работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.

Рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о СОУТ выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?

Стационарным признают рабочее место с территориально неменяющейся рабочей зоной, которую оснастили необходимыми средствами производства: оборудованием, инструментами, материалами.

Рабочее место признают нестационарным, если его расположение может изменяться, а техническое оснащение является мобильным или переносным.

У каких работников нет стационарного рабочего места

Стационарного рабочего места не имеют работники:

Читать еще:  Лобовое стекло какой фирмы лучше

– выполняющие работы на разных территориях организации-работодателя;

– имеющие разъездной характер работы (при определенных условиях);

– выполняющие работы на объектах сторонних организаций.

Условия о месте и характере работы обязательно включают в трудовой договор. Конкретное рабочее место закрепляют в трудовом договоре по соглашению сторон (абз. 1, 7 ч. второй, абз. 2 ч. четвертой ст. 57 ТК РФ).

Если в трудовом договоре указано, что сотрудник принят для выполнения работ на разных территориях организации-работодателя или в компаниях, с которыми у работодателя заключены договоры гражданско-правового характера, то работа будет связана с регулярными перемещениями. Трудовая деятельность такого работника характеризуется территориальным перемещением рабочей зоны.

Специальная оценка условий труда не проводят на рабочих местах дистанционных работников, надомников и сотрудников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Если у сотрудника разъездной характер работы, но в трудовом договоре указано конкретное рабочее место, то его нельзя отнести к работнику, не имеющему стационарного места. В этой ситуации специальную оценку условий труда проводят по месту, указанному в трудовом договоре. Работник будет считаться не имеющим стационарного рабочего места, если в его трудовом договоре не указано конкретное рабочее место и характер работы выражается в регулярных служебных поездках (ст. 168.1 ТК РФ).

Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах

Главная цель специальной оценки условий труда на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.

Создайте комиссию, чтобы провести на нестационарных местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Если работники трудятся на объекте заказчика, специальную оценку условий труда, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них специальную оценку условий труда.

Границы нестационарного рабочего места.

Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Читать еще:  Что такое помпа в машине

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Читать еще:  Какой шрус лучше на ваз 2114

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

КАК ПРОВЕСТИ СПЕЦОЦЕНКУ, ЕСЛИ НЕТ СТАЦИОНАРНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА

Работодатель обязан оценить условия труда на всех рабочих местах. Однако, в компании могут трудиться сотрудники без постоянного рабочего места: курьеры, строители, торговые представители. Что делать в этом случае? Спецоценку провести придется, но с учетом особенностей. Какие рабочие места считаются нестационарными? Как организовать спецоценку? Как правильно действовать работодателю по результатам спецоценки?

Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?

Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.

Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных

местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Можно увеличить сокращенную продолжительность рабочего времени у работников с вредными условиями труда.

Продолжительность рабочего времени сотрудников, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени либо опасным, по общему правилу, не должна превышать 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ). Однако ее можно увеличить, соблюдая правило «трех ключей»:

  • компания участвует в отраслевом или межотраслевом соглашении, которое допускает увеличение сокращенного рабочего времени;
  • в организации заключен коллективный договор, предполагающий увеличение продолжительности рабочего времени;
  • получено письменное согласие сотрудника на увеличение продолжительности рабочего времени, на основании которого оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору.

Увеличенная продолжительность рабочего времени сотрудников с вредными или опасными условиями труда не должна превышать 40 часов в неделю (ч. третья ст. 92 ТК РФ). Кроме того, нужно предусмотреть выплату работникам денежной компенсации. Ее устанавливают в соответствии с условиями отраслевого или межотраслевого соглашения и коллективного договора.

Руководитель направления «Охрана труда и Экология» Группы компаний SRG (Москва)

Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.

Основные технологические операции определяют, анализируя характер выполняемой работы за последние два-три года. При этом эксперт устанавливает повторяющиеся параметры рабочего места применительно к типу объекта, средствам механизации, машинам и средствам индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель должен быть готов предоставить подобные сведения. Они содержатся в проектах производства работ и проектах организации работ.

Аналогичные рабочие места. Спецоценку проводят в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа аналогичных (но не менее двух). Ее результаты применяют ко всем аналогичным рабочим местам. Если будет выявлено хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует рабочим местам, ранее признанным аналогичными, специальную оценку условий труда проводят на всех местах (ч. 1, 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector