Что такое импрессивная речь
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое импрессивная речь

Научный поиск

Сборник научных работ студентов

Е.Ю. Шкулепа

студентка 5 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Т.В. Сидорко, старший преподаватель)

СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена комплексному исследованию импрессивной речи детей с общим недарозвитием речи. В статье выяснены особенности овладения импрессивной речью детьми с общим недоразвитием речи. Также выделяются и описываются характерные трудности с которыми сталкиваются дети.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Успехи в изучении ОНР в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта [1, с. 34].

Состояние речи у детей с ОНР характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова и др. [2, с. 62].

Импрессивная речь (от лат. impressio – впечатление) – процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных. Этот процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [4, с. 27]. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. Принято считать, что исследование речевых функций распадается на два четко отграниченных раздела – рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, импрессивная речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В психологическую структуру импрессивной речи включают четыре этапа [3, с. 276 ]:

I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых. Необходимо разговаривать с малышом меняя темп и интонацию, помочь ему ориентироваться в том, что мы хотим ему сообщить.

II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно происходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.

III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок постепенно начинает понимать смысл слов.

IVэтап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Так же общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. Исследования В.П. Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими. Особенно выражены нарушения речевой моторики. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

В исследовании импрессивной речи у дошкольников приняло участие 10 детей 3-4 лет, имеющие общее недоразвитие речи. С целью изучения уровня импрессивной речи детей данного возраста использовались методики разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной: “Изучение понимания речи”, “Найди игрушку” [3, с. 284].

Работа была направлена на изучение состояния импрессивной речи у детей 3–4 лет с общим недоразвитием речи. В связи с поставленной целью было проведено обследование детей, выявлены особенности понимания речи, рассмотрены индивидуальные особенности каждого ребенка. Также в ходе исследования были рассмотрены подходы различных исследователей к данной проблеме, изучена и проанализирована психолого-педагогическая и лингвистическая литература.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной речи ребенка данного возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого. В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития импрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с общим недоразвитием речи. Уровень выше среднего показали 70% детей. Средний уровень развития речи был отмечен у 30% детей. Низкий уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка группы. Полученные данные свидетельствуют о достаточно хорошем уровне понимания речи, о необходимости учета этих особенностей в процессе коррекции.

Но не все проблемы изучения ОНР в настоящее время раскрыты и поэтому требуют дальнейшего рассмотрения. По утверждению А.Р. Лурия [5, с. 44], для организации импрессивной речи необходимо соблюдение следующих условий:

– четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике);

– понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов);

– понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания.

Article is devoted to complex research of impressivny speech of children with the general nedarozvitiy to speech. ». In article features of mastering by impressivny speech by children with the general nedorazvitiy speeches are found out. Also characteristic difficulties with which are allocated and described children face.

  1. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 317 с.
  3. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е.М. Мастюкова; под. ред. В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
  5. Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – Т 1. – М.: Владос, 1997. – 560 с.

Консультация для педагогов “Экспрессивная речь”
консультация по логопедии

Консультация для педагогов на тему “Экспрессивная речь”

Скачать:

Вложение Размер
ekspressivnaya_rech.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Экспрессивная речь и ее расстройства»

Экспрессивная речь и ее расстройство

Речь специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.

Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.

Всю совокупность физиологических механизмов, участвующие в формировании речи, можно разделить на 2 группы – механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи. В связи с этим выделяют 2 основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.

Физиологические механизмы понимания речи проще механизмов произношения. Поэтому импрессивная речь развивается у детей раньше и лучше, чем экспрессивная.

Это восприятие и понимание речи.

В 1874 г. немецкий психоневролог К. Вернике установил, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.

Это произнесение звуков речи самим человеком.

В 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Экспрессивная речь в свою очередь делится на устную и письменную экспрессивную речь.

Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Экспрессивная речь у детей формируется на основе подражания взрослым и желания активно с ними общаться. Начиная с первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Развитие экспрессивной речи проходит ряд этапов. От крика младенец переходит к гулению, лепету -мышечным сокращениям в органах речи- все это безусловные звуковые рефлексы (они включаются в первую сигнальную систему), а со второго года появляются слова, элементы речи, которые относятся ко второй сигнальной системе.

Позднее появление речи является признаком расстройства экспрессивной речи, общего недоразвития речи. По степени тяжести Р.Е Левина разделила ОНР на три уровня. Позже Т.Б. Филичева описала четвертый уровень.

Неполноценная речевая деятельность приводит к тому, что у детей страдают сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы.

Так же у них проявляется снижение вербальной памяти, внимание неустойчиво, возникают трудности при распределении внимания.

Дети не проявляют инициативы в общении, малоактивны.

Причины нарушения экспрессивной речи.

– Минимальная мозговая дисфункция выдвигается в качестве возможной причины.

-Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.

-Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.

-В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.

-Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).

-Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых уровень речевого развития очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.

При установлении вероятных причин нарушений речи, не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.

Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.

Какие встречаются нарушения экспрессивной речи? Среди речевых нарушений чаще всего нарушение экспрессивной речи наблюдается при дизартрии, алалии, афазии, мутизме. Иногда психоневрологи ставят Диагноз F 80.1- нарушение экспрессивной речи.

Расстройство экспрессивной речи диагностируется:

Если отсутствует органическое поражение головного мозга, нарушение слуха, задержки психомоторного развития или умственной отсталости.

Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение.

Благодаря правильной организации обследования за один прием можно выявить различные умения и навыки, путем изучения одного вида деятельности и заполнить более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:

навыки использования голосового аппарата;

вид и сложность предложений, использованных ребенком.

В речевой карте заполняются следующие разделы.

Примерные диагностические задания:

«Назови детенышей животных», «Назови части предметов», «Назвать прилагательные (по цвету, по форме)», «Назвать прилагательные (по качеству материала)», «Назвать действия с переносом на себя».

Н-Р Обследовать умение ребенка правильно употреблять в речи имя существительное единственного числа: в винительном, дательном, родительном, творительном падежах без предлога и с предлогом. Можно на игре «Кому что нужно». Обследовать можно сразу пять детей.

-Кого ты видишь? (Повара. Врача Милиционера)

-Что ты видишь? (краски, пистолет, курицу)

– На кого ты смотришь? ( На повара. На врача и т. д.)

На что ты смотришь? (На курицу. И т.д.)

Кому нужны эти орудия труда?

Кто чем работает? И т.д.

Этапы работы по развитию экспрессивной речи детей с ОНР

– формирование звуковой речевой активности детей,

развитие понимания речи,

стимуляции звукосочетаний и звукоподражаний,

дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения,

обучение называнию отдельных слов, предметных картинок и действия, изображённые на этих картинках

Третий, четвертый этап

Альтернативное толкование термина «экспрессивная речь» Само слово «экспрессия»- значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. В русском языке немало слов, у которых к их номинативному значению добавляется элемент экспрессии. (на пример: вместо нейтрального слова ХОРОШИЙ, можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски, приходя в восторг мы говорим ПРЕКРАСНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ). Использование экспрессивно эмоциональной лексики должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

Дети с расстройством экспрессивной речи нуждаются в длительных индивидуальных занятиях с логопедом, консультации психолога, а также, при наличии показаний, лечении у психоневролога.

Задачами логопедической коррекции являются: овладение основными фонемами, пополнение словарного запаса, практическое освоение грамматики, формирование навыков построения предложений.

Своевременно выявленная патология при условии регулярных занятий с логопедом и психологической коррекции позволяет ребёнку нормально развиваться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Консультация для воспитателей “Речь воспитателя как средство развития речи детей».

Консультация для воспитателей “Речь воспитателя как средство развития речи детей».

Материал в помощь родителям.

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.

Консультация “Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи”будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное .

Импрессивная речь в логопедии

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха. При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыки Возраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей 1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) 3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно 4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление 5 мес.
Узнает свое имя 6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами 7 мес.
Знает названия частей лица 7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами 8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате 9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге 10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя» 11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. 1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам 2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. 2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами 3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы 3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами 4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость 5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация. Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса. Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость. Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение. При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме. Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Дети-аутисты часто не обращают внимания на интонационные свойства речи. Так, если родители скажут ему с укором за проступок «ну, ты молодец!», он посчитает эти слова похвалой и продолжит совершать это действие.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Ваша речь должна быть простой, но понятной. До полутора лет можно использовать короткие упрощенные версии слов («биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка).

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Научный поиск

Сборник научных работ студентов

Е.Ю. Шкулепа

студентка 5 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Т.В. Сидорко, старший преподаватель)

СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена комплексному исследованию импрессивной речи детей с общим недарозвитием речи. В статье выяснены особенности овладения импрессивной речью детьми с общим недоразвитием речи. Также выделяются и описываются характерные трудности с которыми сталкиваются дети.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Успехи в изучении ОНР в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта [1, с. 34].

Состояние речи у детей с ОНР характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова и др. [2, с. 62].

Импрессивная речь (от лат. impressio – впечатление) – процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных. Этот процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [4, с. 27]. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. Принято считать, что исследование речевых функций распадается на два четко отграниченных раздела – рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) речи.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, импрессивная речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В психологическую структуру импрессивной речи включают четыре этапа [3, с. 276 ]:

I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых. Необходимо разговаривать с малышом меняя темп и интонацию, помочь ему ориентироваться в том, что мы хотим ему сообщить.

II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно происходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.

III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок постепенно начинает понимать смысл слов.

IVэтап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Так же общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. Исследования В.П. Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими. Особенно выражены нарушения речевой моторики. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

В исследовании импрессивной речи у дошкольников приняло участие 10 детей 3-4 лет, имеющие общее недоразвитие речи. С целью изучения уровня импрессивной речи детей данного возраста использовались методики разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной: “Изучение понимания речи”, “Найди игрушку” [3, с. 284].

Работа была направлена на изучение состояния импрессивной речи у детей 3–4 лет с общим недоразвитием речи. В связи с поставленной целью было проведено обследование детей, выявлены особенности понимания речи, рассмотрены индивидуальные особенности каждого ребенка. Также в ходе исследования были рассмотрены подходы различных исследователей к данной проблеме, изучена и проанализирована психолого-педагогическая и лингвистическая литература.

Данные методики позволяют определить состояние импрессивной речи ребенка данного возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого. В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития импрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с общим недоразвитием речи. Уровень выше среднего показали 70% детей. Средний уровень развития речи был отмечен у 30% детей. Низкий уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка группы. Полученные данные свидетельствуют о достаточно хорошем уровне понимания речи, о необходимости учета этих особенностей в процессе коррекции.

Но не все проблемы изучения ОНР в настоящее время раскрыты и поэтому требуют дальнейшего рассмотрения. По утверждению А.Р. Лурия [5, с. 44], для организации импрессивной речи необходимо соблюдение следующих условий:

– четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике);

– понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов);

– понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания.

Article is devoted to complex research of impressivny speech of children with the general nedarozvitiy to speech. ». In article features of mastering by impressivny speech by children with the general nedorazvitiy speeches are found out. Also characteristic difficulties with which are allocated and described children face.

  1. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 317 с.
  3. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Е.М. Мастюкова; под. ред. В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
  5. Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – Т 1. – М.: Владос, 1997. – 560 с.

Экспрессия речи малыша

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Читать еще:  Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector