Что такое габарит приближения строений
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое габарит приближения строений

Что такое габарит приближения строений

Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.
Габарит приближения строений С применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).

Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Iа—IIа—IIIа—IVa — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рисунке дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.
В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.
Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорости движения сравнительно невысоки.

Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устрой-ства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.
Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520 (1524), так и 1435 мм.

Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния, мм, между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных:

  • На перегонах двухпутных линий. 4100
  • На трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей. 5000
  • На станциях между осями смежных путей. 4800
  • На путях второстепенных и грузовых районов. 4500

Расстояния между осями путей на прямых участках перегона Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по этим путям.
Между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено расстояние 3600 мм.
В кривых участках размеры междупутья, а также расстояние между осью пути и габаритом приближения строений, зависящие от ра­диуса кривой, скорости движения, месторасположения пути (перегон или станция) и других факторов, устанавливаются согласно нормам, приведенным в указаниях по применению габаритов приближения строений.
Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружены на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки.

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
Негабаритные грузы могут быть перевезены при принятии специальных мер предосторожности. Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место, не соответствующее габариту.
В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности. Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов при наличии верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена зона совместной боковой и верхней негабаритности.
Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложен в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.

Габариты приближения строений и подвижного состава

Все сооружения и устройства (светофоры, опоры контактной сети, столбы осветительных линий, пассажирские и грузовые устройства, служебные здания и др.) должны быть построены и размещены на таком расстоянии от железнодорожного пути, чтобы обеспечивалось свободное и безопасное следование подвижного состава с учетом допускаемых наибольших скоростей. Расположение указанных сооружений и устройств по отношению к путям, а также расстояния между соседними путями определяется установленными государственным стандартом габаритами приближения строений (С и Сп) и габаритом подвижного состава.

Габарит приближения строений — это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, кроме подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы и различное оборудование. Исключёние могут составлять лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем положении, подвагонные толкатели на сортировочных горках, контактные провода с деталями крепления и др.). Однако при этом положение указанных устройств и сооружений во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут взаимодействовать, но без касания с другими элементами.

Сооружения и устройства общей сети железных дорог с колеей 1520 мм и подъездных путей с этой же колеей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита С(рис.1.2)

Размеры габарита приближения строений по горизонтали измеряются от оси пути, а по вертикали — на уровне верха головок рельсов снаружи колеи и на высоте 50 мм над уровнем головок рельсов внутри колеи.

Левую часть габарита С применяют на станциях, правую — на перегонах.

Наименьшее расстояние от оси пути в габарите С составляет 3,1 м. Оно учитывает необходимость создания возможностей для работы путевых машин с выносными крыльями типа снегоотчистителей-стругов и т.п.

Этим же размером определяются требования к расположению заборов вдоль пути, опор контактной сети, воздушных линий связи и СЦБ, путепроводов. Кроме того, требуется, чтобы фундаменты зданий, опор, кабели и другие не относящиеся к пути сооружения на перегонах располагались не ближе 2,9 м от оси пути по горизонтали и не ближе 1 м от уровня головок рельсов по вертикали.

Очертание нижней части габарита С на станциях учитывает необходимость размещения высоких пассажирских платформ (для удобства посадки и высадки) на уровне 1100 мм в непосредственной близости от уровня пола пассажирских вагонов и низких платформ на уровне 150-200 мм. Соответственно, горизонтальные расстояния от оси пути составляют до высоких платформ 1920 мм, до низких —1745 мм.

Рис. 1.2. Габарит приближения строений С

Габарит подвижного состава — это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться как груженый, так и порожний подвижной составы, установленные на прямом горизонтальном пути.

Основными габаритами подвижного состава являются габарит 1-Т (рис. 1.3) и габарит Т. Габарит 1-Т для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог, по ширине (3400 мм) и высоте (5300 мм) меньше аналогичных размеров габарита приближения строений С (ширина 4900 мм, высота — от 6250 до 6900 мм). Габарит Т для подвижного состава, допускаемого к обращению по отдельным участкам реконструированных линий, имеет ширину, увеличенную до 3700 мм, но также удовлетворяющую с запасом требования габарита С.

Рис. 1.3. Габарит подвижного состава 1-Т:

Читать еще:  Какой радиатор лучше алюминиевый или медный

•••• — только для сигнальных устройств; –•–•–• — для выступающих

частей (поручней, подлокотников, козырьков для стока воды и др.)

Рис. 1.4. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава.

Пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава, иначе междугабаритное пространство (рис. 1.4.), необходимо для того, чтобы в его пределах вполне безопасно для сооружений и устройств могли происходить различные смещения подвижного состава, вызываемые возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми колебаниями и наклонами подвижного состава на рессорах.

Кроме габаритов 1-Т и Т, существуют более низкие по высоте и узкие по ширине габариты подвижного состава (0-Т, 01-Т, 02-Т и ОЗ-Т), пред- назначенные для обращения поездов как на сети отечественных железных дорог с широкой колеей (1520, 1524 мм), так и на дорогах других стран с нормальной (1435 мм) колеей. Для перспективного подвижного состава, в том числе с повешенной погонной нагрузкой, введены дополнительные габариты: Тпр — для всех типов грузовых вагонов и Тц —для восьмиосных цистерн. Эти габариты являются промежуточными между Т с шириной 3750 мм и 1-Т с шириной 3400 мм.

Гaбapит погрузки — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Грузы, которые выходят за пределы габарита погрузки на прямом горизонтальном пути, а также в кривых участках пути, превышающие геометрический вынос расчетного вагона длиной 24 м с базой 17 м, называются негабаритными.

В связи с этим в зависимости от высоты над уровнем головок рельсов, на которой груз выходит за габариты погрузки, установлены 3 зоны негабаритности (рис. 1.10):

нижняя — при выходе груза за габариты в пределах высоты от 380 до 1230 мм и от 1230 до 1400 мм от верха головки рельса,

боковая — на высоте от 1400 до 4000 мм,

верхняя — на высоте от 4000 до 5300 мм.

Для более точного определения условий пропуска грузов на двухпутных линиях введена также условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте 4000-4603 мм.

В зависимости от величины выхода за габарит погрузки для верхней негабаритности установлены три степени, а для боковой и нижней — шесть степеней негабаритности.

Грузы, выходящие за пределы негабаритности, а также за габарит погрузки на высоте 5300 мм, называются сверхгабаритными.

Транспортировка грузов, имеющих нижнюю негабаритность 3 – 6 й степеней, боковую 4 – 6 й степеней, верхнюю 3-й степени, а также сверхгабаритных и всех грузов, перевозимых на транспортерах, осуществляется по согласованию с железными дорогами России и сопровождается специальным работником дистанции пути. На перевозку каждого негабаритного груза на линию дается телеграмма, извещающая все причастные службы о его транспортировке.

Во взаимосвязи с габаритом приближения строений установлено наименьшее расстояние между осями смежных путей двухпутных линий на перегонах на прямых участках – 4100 мм.

На трех- и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего путей должно быть не менее 5000 мм.

Увеличение междупутья обусловлено необходимостью повышения безопасности при производстве путевых работ.

Расстояние между осями второго и пристраиваемого нового третьего пути должно быть не менее 8000 мм, а на скоростных участках со скоростями движения поездов 141-200 км/ч оно должно составлять 10 000 мм.

На станциях через каждые 7-8 путей должны предусматриваться уширенные не менее чем до 6500 мм междупутья, в которых следует разместить все устройства, препятствующие работе путевых машин по текущему содержанию и ремонтам пути (опоры, мачты, столбы и др.). На существующих станциях допускается установка опор, столбов и промежуточных мачт в междупутья шириной менее 6500 мм. При этом расстояние между осями пути и краем столбов, опор, мачт должно быть не менее 2450 мм.

Расстояние от оси крайнего пути до края опор, столбов, мачт на перегонах и станциях должно обеспечивать возможности для работы снегоочистителя и других путевых машин и составлять не менее 3100 мм.

В кривых участках пути для безопасного следования встречных поездов устраивают габаритное уширение междупутья, размер которого зависит от радиусов круговых кривых и от возвышения наружного рельса, а так же от соотношений между возвышениями соседних путей.

Железнодорожный транспорт

Основными причинами, порождающими травматизм на внутризаводских и внутрицеховых железнодорожных путях, являются: неисправность путей, транспортных средств и сигнализации, несогласованность во взаимных действиях работающего персонала и неправильное ведение погрузочно-разгрузочных работ, нарушение габаритов. Источником производственного травматизма на заводских железнодорожных путях являются маневровые работы, поэтому необходимо выполнять существующие требования безопасности.

Габариты приближения строений

Габаритам приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

Габарит приближения строений на внутризаводских железнодорожных путях нормальной колеи (1524 мм) приведен на фиг. 28.

Следует иметь в виду, что габарит (так же, как и на фиг. 29 и 30) указан для прямых участков пути. На кривых расстояния от оси пути до сооружений должны быть повышены на величину «выхода» подвижного состава, который определяется в соответствии с радиусом кривой и габаритом подвижного состава.


Фиг. 28. Габарит Сп приближения строений на внутризаводских путях. Условные обозначения:
—·— линия приближения строений подкрановых балок, ригелей проемов ворот
и тому подобных сооружений и устройств на путях, по которым обращение подвижного состава габаритов Т и Т-1 с высотою более 4700 мм не предусматривается. Строительство сооружений и устройств высотой 4800 мм на станциях и 4900 мм на перегонах может производиться с разрешения министерства, ведомства или совнархоза, в ведении которого находятся соответствующие пути;
—- линия приближения вновь строящихся зданий, заборов и опор (путепроводов,
контактной сети, воздушных линий электроосвещения и электроснабжения, связи и СЦБ, воздушных трубопроводов). В особо трудных условиях заборы и опоры могут размещаться на расстоянии 2450 мм от оси пути;
—··— линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек, проемов ворот и выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм:
—···— линия приближения сливо-наливных, погрузочно-выгрузочных устройств,
выдвижных и откидных лотков, транспортеров и других устройств, связанных с грузовыми операциями в нерабочем их положении;
. для туннелей и перил на мостах и эстакадах;
·— временные отступления на путях, по которым обращение подвижного состава габарита Т не предусматривается.

* Размеры для неэлектрифицируемых путей. Верхнее очертание габаритов С для электрифицируемых путей устанавливается по нормам, приведенным в ГОСТ 9238—59.

Фиг. 29. Габарит приближения строений С и подвижного состава Т. Верхнее очертание всех вновь строящихся сооружений и устройств на участках, электрификация которых не исключается, должно соответствовать очертанию I—II—III—IV. Условные обозначения:
—··— линия приближения вновь сооружаемых фундаментов опор зданий и других
сооружений, не относящихся к пути;
—··— линия, выше которой на перегонах и станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме искусственных сооружений настилов переездов, стрелочных переводов, напольных устройств СЦБ и индукторов локомотивной сигнализации;
— x — для сооружений на второстепенных или временных путях, электрификация
которых исключается;
—- временные отступления, допускаемые на линиях, где эксплуатация подвижного состава, построенного по габариту Т, не производится;
—·— линия приближения вновь строящихся зданий, заборов, опор путепроводов,
опор контактной сети и воздушных линий связи.

Фиг. 30. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм:
1—2—2—1 — верх габарита строений из огнестойких несгораемых и защищенных от возгорания материалов; 1—3—3—1 — верх габарита строений из сгораемых материалов.

Габарит приближения строений С (фиг. 29) применяется при строительстве новых, а также при реконструкции я электрификации действующих железных дорог. Для внутризаводских путей действующих предприятий, электрификация которых не предусматривается, применяется габарит Сп (фиг. 30).

Примечания: 1. Ручная передвижка вагонов может допускаться в исключительных случаях с особого разрешения сменного инженера.

2. Запрещается движение вагонов навстречу другим вагонам.

Кроме перечисленных случаев, запрещается производить прицепку и отцепку вагонов:
1) при гололедице, сильных туманах, ливнях, снежных буранах и метелях;
2) в местах расположения стрелок, крестовин, на переездах и в других местах, где есть опасность споткнуться;
3) при неразвинченных, заржавленных и неповорачивающихся в шарнирах стяжках, а также неисправной упряжи и ударных приборах;
4) при неплавном надвиге вагонов и при отсутствии желтого огня светофора.

Виды габаритов и их назначение

Железнодорожный путь определяет направление движения подвижного состава (локомотивов, вагонов), которое совершается по строго фиксированным траекториям. Если на пути возникнет какое-либо препятствие, поезд не может свернуть в сторону, как автомобиль, и объехать его. Чтобы обеспечить безопасность движения поездов и людей при выполнении ими работ на перегонах и станциях, предельное поперечное очертание подвижного состава и грузов на платформах и в полувагонах должно быть строго определенным, а все строения, сооружения и устройства должны находиться не ближе, не ниже и не выше, чем установлено нормированными очертаниями – габаритами. Работники, непосредственно связанные с приемом грузов к отправлению, формированием поездов, размещением на станциях различных технических устройств, несущие ответственность за обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, должны иметь представление о габаритных нормах и уметь повседневно ими пользоваться.

Читать еще:  Лобовое стекло какой фирмы лучше

Существуют габариты подвижного состава, погрузки и приближения строений. Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии (не только новый, но и с нормируемыми допусками и износом, кроме бокового наклона на рессорах), называется габаритом подвижного состава. Габарит 1-Т (рис. 1) относится к подвижному составу, допускаемому к обращению по всем путям общей сети железных дорог РФ и по путям необщего пользования от станций примыкания до территорий промышленных предприятий. Подвижной состав, построенный по габариту Т, может обращаться только на линиях, где сооружения и устройства, связанные с его пропуском, удовлетворяют требованиям габарита приближения строений С. Особые габариты установлены для подвижного состава, следующего в международном сообщении по железным дорогам РФ [колея 1520 (1524) мм] и зарубежных стран (колея 1435 мм).

Рис. 1 – Габарит 1–Т

Для грузов, находящихся на открытом подвижном составе, установлен габарит погрузки (рис. 2) – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути. Этот габарит близок к габариту подвижного состава 1-Т, но ширина его на 150 мм меньше (3250 мм вместо 3400 мм). Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габарита погрузки, перевозят порядком, установленным ОАО РЖД. Для проверки правильности размещения грузов в пределах этого габарита в местах массовой погрузки (на подъездных путях, в морских и речных портах, на станциях перегрузки) устанавливают габаритные ворота, через которые должен свободно проходить загруженный открытый подвижной состав.

Рис. 2 – Предельное очертание погрузки на открытом подвижном составе

Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, называется габаритом приближения строений. Исключение допускается только для частей, непосредственно взаимодействующих с подвижным составом, например вагонных замедлителей в рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонн (там, где еще работают паровозы) и др. Положение этих устройств во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с теми частями подвижного состава, с которыми они взаимодействуют; соприкосновение их с другими элементами подвижного состава не допускается. Государственным стандартом установлены габариты приближения строений С и Сп.

Габарит С (рис. 3) распространяется на сооружения и устройства общей сети железных дорог, а также путях необщего пользования от станции примыкания до территории промышленных предприятий; габарит Сп – на сооружения и устройства на территориях и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, грузовых дворов, складов и промышленных предприятий. Нормы габаритов С и Сп применяются при строительстве новых и реконструкции существующих железных дорог, сооружений, устройств, укладке вторых путей, электрификации и др. Новые и реконструируемые сооружения и устройства во всех случаях должны отвечать требованиям габарита приближения строений С.

Рис. 3 – Габариты приближения строений С (а) и подвижного состава Т (б): I – II – III – для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава; Ia – IIа – IIIа – IVa – для остальных путей станций; —х—х—х – для путей, электрификация которых исключена даже при электрификации данной линии; —..—..—.. – верх габарита приближения строений Сп, ниже этой линии очертания габаритов С и Сп совпадают. При колее 1524 мм а1 = 672 мм; а2 = 762 мм; при колее 1520 мм а1 = 670 мм; а2 = 760 мм

Пространство между габаритом приближения строений (рис. 3, наружный контур а) и габаритом подвижного состава (внутренний контур б), а также между габаритами подвижного состава на рядом расположенных путях допускает смещение подвижного состава, некоторые, строго ограниченные отклонения отдельных элементов пути от норм содержания, а также боковые колебания и наклоны подвижного состава при движении.

Размеры габаритов выражают в миллиметрах и отсчитывают: на прямых участках – от верха головки рельса и от оси пути, а в кривых – горизонтальные от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 760 (762) мм от рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройству рельса, а вертикальные от верха головки внутреннего рельса. Нижняя часть габарита приближения строений С внутри колеи на расстоянии до 670 (672) мм от оси пути расположена на 50 мм выше уровня головок рельсов. Это необходимо для настила переездов, временного размещения внутри колеи новых рельсов, подлежащих укладке в путь, и другого. За пределами колеи до расстояния 1745 мм от оси пути ничто не должно выступать за уровень головок рельсов. Верхняя часть габарита для станций выше, чем для перегонов. Это вызвано тем, что контактный провод на станции для безопасного осмотра пантографа следует подвешивать на высоте 6250–6800 мм, на перегонах же, где необходимость осмотра возникает относительно редко, его можно снизить до 5750 мм.

Ступенчатое очертание нижней части габарита С на станциях объясняется тем, что на расстоянии 1745 мм от оси пути устраивают низкие пассажирские платформы высотой 150–200 мм; на расстоянии 1920 мм располагают высокие пассажирские и грузовые платформы высотой, как правило, 1100 мм над головкой рельса. Все строения высотой от 1100 до 4300 мм, например мачты, столбы, светофоры, опоры контактной сети между путями, должны находиться от оси пути на расстоянии не менее 2450 мм.

Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы укладывают рядом с путями и закрепляют так, чтобы не нарушить габарит приближения строений. При высоте до 1200 мм они должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2 м, а при большей – не ближе 2,5 м. Исключение допускается только для балласта, выгружаемого на междупутье и обочину; при этом высота его должна быть не более 200 мм над уровнем головок рельсов, откос со стороны пути – не круче одинарного, а расстояние на уровне верха головок рельсов от оси пути до откоса балласта – не менее 1425 мм.

Для линий и участков дорог, где скорости движения поездов превышают 160 км/ч, габаритные нормы устанавливает специальными указаниями.

Штрих-пунктиром на (рис. 3) показано расположение зданий, сооружений и устройств (кроме мостов, тоннелей, галерей и платформ) с внешней стороны крайних путей перегонов и станций, а также у отдельно лежащих путей на станциях, которое позволяет работать строительно-путевым машинам с выносом рабочего крыла в сторону. Если на станциях с большим путевым развитием нельзя так разместить опоры, мачты, столбы, их следует сконцентрировать на ограниченном числе междупутий, чтобы можно было механизировать работы на остальных путях. Пассажирские и грузовые платформы и другие устройства при строительстве и переустройстве следует размещать около путей в соответствии с требованиями габарита приближения строений.

Ниже представлены отдельные и более подробные схемы изображения габаритов приближения строений и подвижного состава.

Габариты на железных дорогах

Для безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений у пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.

Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).

Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Читать еще:  Эра глонасс что это такое

На железнодорожном транспорте введен ГОСТ 9238-83 на габариты приближения строений и подвижного состава для линий со скоростями движения не более 160 км/ч (для линий и участков со скоростями движения поездов свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются специальными указаниями Минтранса). Этот ГОСТ распространяется на железные дороги общей сети колеи 1520 мм (1524 мм), а также на подъездные пути железных дорог и промышленных предприятий.

Габарит приближения строений С (рис. 3.3) применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и осуществлении других реконструктивных мероприятий на общей сети и подъездных путях (от станции их примыкания до территории предприятия). Габаритные расстояния по высоте принимаются от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов, а также для путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава. Очертание 1а—а—а—ТУа — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рис. 3.3 дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — для контактной подвески без несущего троса. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм. Размер 1100 мм означает расстояние от головки рельса.

Рис. 3.3. Габарит приближения строений С: УГР — уровень верха головки рельса; х — для сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена

В габарите на перегонах на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен уступ высотой 1070 мм от головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.

Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящихся зданий, заборов, опор контактной сети и линий связи) установлено 3100 мм. Не допускается укладывать фундаменты, трубопроводы, кабели и другие не относящиеся к пути сооружения в пределах 1000 мм от уровня головки рельсов по вертикали и на расстоянии 2900 мм от оси пути по горизонтали.

Государственным стандартом установлен также габарит приближения строений Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, по высоте, составляющей для габарита Сп 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т.е. в местах, где скорости движения сравнительно невысоки.

Для проверки соблюдения габарита приближения строений применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама, представляющая собой деревянную конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита С.

Установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т и габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ, назначением и размерами, указанными в табл. 3.1.

Габариты подвижного состава

Для сети железных дорог России,

стран СНГ, Балтии, Монголии

  • 1-ВМ
  • 0-ВМ
  • 4700
  • 4650
  • 3400
  • 3250

Для железных дорог России, СНГ

и европейских стран

Для железных дорог России, европейских и азиатских стран

Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а габарит Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С (с очертанием поверху для неэлектрифицированных линий) и габарита Сп.

Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам колеи 1435 мм.

Пространство между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.4), а также между подвижным составом, находящимся на смежных путях, необходимо для того, чтобы подвижной состав при поперечном смещении или наклоне его не мог задеть за какие-либо части сооружений и устройств. Смещение и наклон подвижного состава могут быть вызваны отклонениями в содержании пути, а также боковыми колебаниями подвижного состава на рессорах.

Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов, личной безопас-

Рис. 3.4. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава: Т — очертание габарита подвижного состава; С — очертание габарита приближения строения; УГР — уровень верха головки рельса

Рис. 3.5. Расстояния между осями путей на прямых участках перегона

ности людей, находящихся на междупутьях (рис. 3.5). При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно ПТЭ расстояния между осями путей (междупутья) на прямых участках должны быть не менее указанных: на перегонах двухпутных линий — 4100 мм; на трехпутных и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей — 5000 мм; на станциях между осями смежных путей — 4800 мм; на путях второстепенных и грузовых районов — 4500 мм.

Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по второму и третьему путям.

Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено 3600 мм.

В кривых участках размеры междупутья, а также расстояния между осью пути и габаритом приближения строений зависят от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения кривой (перегон или станция) и других факторов и устанавливаются по нормам, приведенным в специальных указаниях по применению габаритов приближения строений.

Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погруженными на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Зоны негабаритное™ груза: 1, 2, 3, 4— соответственно верхняя, совместная боковая и верхняя, боковая, нижняя негабаритное™

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки, и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Негабаритные грузы могут быть перевезены при соблюдении специальных условий предосторожности. Для проверки габаритно- сти грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, устанавливаемые в местах массовой погрузки. Габаритные ворота представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не зацепляя планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет место негабаритности.

В зависимости от высоты, на которую груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности (см. рис. 3.6). Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях введена дополнительно зона совместной боковой и верхней негабаритности.

Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузки, отправления и следования поездов изложены в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм.

В связи с тем, что на некоторых участках железных дорог имеются еще сооружения (в основном старой постройки), не приведенные к габариту приближения строений С, в ряде случаев возникают затруднения в пропуске вагонов габарита Т. Чтобы избежать этих затруднений, разрешается применять еще два габарита подвижного состава: Тц для восьмиосных цистерн с уменьшенной высотой габарита 5200 мм и промежуточный габарит Тпр шириной 3550 мм для всех типов грузовых вагонов, кроме цистерн (между Т шириной 3750 мм и 1-Т шириной 3400 мм). Эти габариты позволяют пустить в обращение большегрузные восьмиосные полувагоны и цистерны и тем самым повысить нагрузку на 1 м пути. В результате при той же длине станционных путей значительно увеличивается масса поездов и, следовательно, провозная способность железнодорожной линии.

Для перевозки негабаритных грузов в зависимости от степени их негабаритности установлены специальные условия. Маневры с ними производятся с пониженной скоростью. Платформы и полувагоны, загруженные грузами нижней и боковой негабаритности 4—6-й степени и верхней негабаритности 3-й степени не допускается спускать с сортировочной горки. При формировании поезда с грузом 6-й степени негабаритности или сверхнегабаритным за 20 вагонов впереди вагона с таким грузом ставят порожнюю платформу с контрольной рамой, повторяющей очертания груза.

Поезда с негабаритными грузами на станциях пропускают по специально выделенным путям, поэтому при отправлении каждого такого поезда поездной диспетчер издает специальный приказ и доводит его до всех дежурных по станциям участка. По мостам и тоннелям для них может быть установлена пониженная скорость движения. Для перевозки грузов с большой негабаритностью в отдельных случаях прекращают движение по соседнему пути двухпутного участка. Поэтому такие грузы обычно напрвляют по однопутным участкам, хотя это может удлинить путь их следования и увеличить срок доставки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector