Велосипед как ездить зимой
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Велосипед как ездить зимой

На велосипеде зимой: советы начинающим

Зима завершилась, но судя по снегопаду в минувшие выходные, средняя полоса через сугробы будет продираться до конца апреля. Добавим прелести гололёда в уравнение… и вот, даже не знаешь, на чём передвигаться безопаснее. Поговорим об этом…

Вы же просили написать о велосипеде, вот пишу.

Зимнее катание на велосипеде, вопреки распространенному заблуждению, не требует никаких конкретных специализированных деталей или элементов одежды. Но чтобы катание в зимнее время было безопасным и комфортным, я дам несколько полезных советов начинающим.
Велосипед. В целом, при температуре воздуха до -10°C кататься можно абсолютно на любом велосипеде. Но если вы хотите передвигаться быстро, безопасно и без вреда для велосипеда и здоровья, вам стоит обратить внимание на некоторые элементы.

Все дальнейшие рекомендации рассчитаны на тех, кто планирует кататься условно регулярно, а не пару раз за зиму.

Тип велосипеда. Сейчас всё большее распространение получает фэтбайк, и это отличный вариант велосипеда для передвижения по рыхлому покрытию и целине. Если вы живете там, где плохо чистят дороги, то чем уже будет колесо, тем сложнее передвигаться. На фэте же ширина покрышки от 4 до 5,2 дюймов, что дает огромную площадь контакта. Отличным примером зимней велосипедной экспедиции может служить путешествие Кейт Лиминг через Антарктиду (1850 км).
При этом если у вас нет фэтбайка и вы не готовы тратить деньги на покупку второго велосипеда, то смело катайтесь на своем.


Фото фэта @outdoortime

Покрышки. Первый вопрос, который возникает у начинающих – зимние или летние? Давайте разберёмся. Летние и зимние покрышки отличаются составом резины – она не дубеет на морозе. Технически, если у вас летняя резина с большими шипами и П-образным профилем, то можно вполне комфортно кататься и на ней (если резко не маневрировать). Но если посмотреть на это с точки зрения безопасности, то лучше купить зимнюю резину. И здесь есть две группы: зимняя без шипов и зимняя с шипами (она тоже делится на несколько групп).

Среди нешипованных вариантов можно назвать только NOKIAN Rollspeed W. Удобно на ней будет кататься только по очищенным дорогам, отличие от летней только в том, что она не дубеет морозе.

Лучше выбрать шипованную, и тут есть несколько вариантов. Существуют различия по количеству шипов и по форме, начнём с формы. Шипы бывают цилиндрические и конические, последние лучше держат при маневрировании на скользкой поверхности, но более дорогие. Цилиндры дешевле, но проскальзывают на льду при маневрировании.

По количеству шипов покрышки бывают от одно- до шестирядных. Идеальной для передвижения по чищенному городу однорядной покрышкой на цилиндрических шипах я бы назвал Schwalbe SNOW STUD. Но если смотреть с точки зрения практичности, то самой универсальной покрышкой для зимы смело можно назвать четырехрядную KENDA KLONDIKE, шипованную цилиндрическими шипами. По соотношению цена-качество-доступность она, пожалуй, самый лучший вариант. И, наконец, если вам нужно постоянно передвигаться по скользким поверхностям, то лучше, чем шестирядный Schwalbe ICE SPIKER PRO, шипованный коническими шипами, вам не найти.

Вилка. Многие пишут, что зимой кататься на вилке с амортизатором вредно, но на самом деле это не так. Устройство вилки максимально простое и надёжное, поэтому кататься зимой на такой вилке можно без всяких проблем. Единственная вилка, которая доставит неудобство – пружинно-эластомерная, так как эластомер дубеет на морозе, и вилка почти перестает работать. Все остальные типы вилок – пружинная, масляная, воздушная – будут работать. Вопрос только в правильной смазке, поэтому переходим к следующему пункту.

Смазка. Изначально велосипед не рассчитан на эксплуатацию при минусовых температурах. С завода идёт летняя смазка, которая дубеет при минусовых температурах. А когда смазка дубеет, она перестает выполнять свои функции – защитные и смазывающие. Поэтому если вы живете в регионе, где зима длится долго, то перед катальным сезоном стоит менять смазку на зимнюю в основных узлах – втулках, каретке, вилке и рулевой.

Педали и обувь. Пальцы ног и рук замерзают быстрее всего, так что их нужно правильно защищать. О руках мы ещё поговорим дальше, а сейчас – ноги. Если вы используете контактные педали, то вам нужны специальные неопреновые велобахилы на обувь и тёплые носки. Но контактная обувь не самая теплая, плюс быть пристегнутым к педалям на потенциально скользком покрытии не самая удачная идея, на мой взгляд. Поэтому я советую зимой использовать обычные «топталки», тёплые носки и зимнюю обувь. Для дополнительного утепления и защиты от ветра можно приобрести специальные зимние велобахилы (существуют варианты как для топталок, так и для контактов).

Одежда. Начнём с того, что выбор одежды зависит от планируемого темпа движения. Если это медленное и неспешное передвижение по парку, то одеваться стоит так, чтобы вам было тепло. Но если вы планируете «вкручивать» в темпе чуть больше прогулочного, вам стоит одеться правильно и полегче. Так чтобы, пока вы не разогреетесь, вам было прохладно, а не тепло. Разогревшись в тёплой одежде, вы получите две проблемы. Первая – перегрев, вторая – повышенное потение. Перегрев может привести к тепловому удару, а с учётом холода на улице так же может вызвать судороги. Вспотев, вы намокнете, и как только остановитесь, станете моментально замерзать, что часто приводит к воспалению лёгких и бронхов. Именно поэтому одеваться при активном зимнем катании нужно правильно.

Голова. Лучший вариант – флисовая балаклава и шлем. Шлем защитит вас от травм при каких-либо неприятностях, плюс он создает дополнительную защиту от ветра. Балаклава защищает шею (щитовидку, горло) и уши от обморожения.

Встречается мнение, что удобнее и правильнее кататься с повязкой на лице (бандана, маска, шарф), но на самом деле это не так. Когда вы дышите через ткань, на ней образуется конденсат и в дальнейшем мешает дыханию. Если же минус сильный, то ткань покрывается изморозью, что ещё больше мешает нормальному дыханию. Плюс часть тёплого воздуха с конденсатом поднимается из-под ткани вверх и покрывает реснички, которые слипаются, мешая моргать.
Еще есть нос, который особо не скроешь, и гайморовы пазухи. И то и другое нужно обязательно защитить, ибо скорости на велосипеде даже зимой превышают скорость ходьбы и бега, а значит встречный поток охлаждает уязвимые места, которые разогреты вашим движением. Самый оптимальный вариант для меня – зимний детский крем: продается почти в любой аптеке.

Ну и напоследок – глаза. Зимой, даже при небольшом минусе на скорости выше 10 км/час у вас начинают безбожно слезиться глаза, что мешает обзору, да и просто вредно для глаз. Если у вас нет очков или вы носите линзы, то лучше горнолыжной маски ничего не придумать. Если у вас, как в моем случае, нестандартное зрение и вам сложно (противопоказано) использовать линзы, а очки носить обязательно, есть два варианта: передвигаться помедленнее или купить специальные спортивные очки, куда ставятся одновременно и линзы с диоптриями и защитные стекла (обычно идут белые, желтые, черные и антибликовые).

Корпус. Стандартная тема для активного зимнего спорта – три слоя. Нижний – влагоотводящий (чаще всего специальное термобелье), средний – греющий (самый оптимальный вариант – флис) и верхний – ветрозащитный. Купить специальную куртку для зимнего катания на велосипеде в России не так просто, поэтому я нашел отличный заменитель – горнолыжная или сноубордическая куртка. Её крой позволяет удобно сидеть на велосипеде и не сковывает движения, часто у таких курток удлиненная спина, что дополнительно защищает поясницу (и все жизненно важные органы).

Руки. Лучше варежек для сноуборда пока ничего не придумали. Правда в варежках не так удобно работать с манетками фирмы shimano, если же у вас манетки sram или грипшифты, то смело берите варежки. В остальных случаях вам подойдут перчатки для горнолыжки, они чуть холоднее, но не критично, тем более что вопрос с теплозащитой зависит напрямую от бренда и вашего бюджета.

Ноги. Здесь есть два варианта: заранее заказать и купить достаточно дорогие штаны для зимы (в России таких просто нет, ближе всего находил из Германии), или купить две пары для комбинации. С первым вариантом все понятно, остановимся подробнее на втором. Когда вы вкручиваете зимой, вам важно защитить три области на ногах: паховую, переднюю бедренную группу мышц и колени. Самый простой и доступный вариант – поддеть лёгкие беговые леггинсы с тканью виндстоп (почти все будут с тканью именно на нужных местах), а сверху надеть зимние леггинсы-полукомбинезон с начёсом (купить такие без проблем можно в сети магазинов decathlon). Плюс полукомбинезон дополнительно защитит вам поясницу.
Одевшись таким образом вы без проблем сможете кататься зимой и не просто кататься, а получать от этого настоящее наслаждение.

Где кататься?
Да это не важно, всё зависит от вас и велосипеда, на фэте гораздо приятнее кататься там, где не чищено. Единственное что в зимний период (после выпадения снега) безопаснее кататься по тротуарам, а не по автомобильным дорогам, так как из-за снежных отвалов, которые не всегда успевают убирать, проезжая часть сужается, и передвижение становится неприятным и просто опасным. Лично я зимой практически не вылезаю на автомобильные дороги (а летом, в свою очередь, очень редко бываю на тротуарах).

Еще несколько советов
Следите за давлением в покрышках, если у вас не фэтбайк, то минимальное значение не должно опускаться ниже значения, указанного на борту покрышки, иначе это приведет к срыву клинчеров и, как следствие, разрыву покрышки или отрыву ниппеля (если у вас камерная версия). Помните, что на холоде воздух сжимается, поэтому если вы дома в тепле накачали до нижнего значения давления, на улице это значение уйдет за допустимый минимум.

Пятно контакта. Тут все зависит от того, где вы планируете катать и какая у вас покрышка. Если дорога покрыта лёгкой «кашей» из снега, то лучше накачать давление побольше, тогда пятно контакта уменьшится, и покрышка будет прорезать «кашу» до жёсткого грунта. Если же вам нужно передвигаться по твердой ровной поверхности или целине, то лучше спустить давление до минимума, тем самым увеличив пятно контакта.

Питьё. Пить обязательно, желательно горячее. Для велосипедов продаются специальные темобутылочки в держатель. Но туда влезают и обычные пол-литровые термосы. Но если у вас нет держателя, то термос можно возить в рюкзаке. Сладкий чай вполне подойдет.

Зимой светлеет поздно, а темнеет рано, поэтому фонарик нужен обязательно. Назад можно поставить дешевый вариант габаритного фонарика на батарейках, а вот вперед нужна хорошая фара. Если у вас фара со встроенным аккумулятором или на стандарте 18650 (иными словами, любой литиевый элемент), то возите её в светлое время суток в кармане, в тепле, литий очень быстро теряет зарядку при отрицательных температурах. Отличный вариант зимнего фонарика – фара с выносным литиевым аккумулятором, который можно убрать в карман или в сумочку с каталитической грелкой или химическим тепловым элементом. При таком подходе нормальные аккумуляторы могут светить не 2-3 часа, а гораздо дольше.

Читать еще:  Как заклеить камеру велосипеда без ремкомплекта

Разогрев. Очень важно кататься разогретым, поэтому прежде чем выйти на улицу, рекомендуется немного размяться: приседания, растяжка. А на улице не сразу крутите на пределе, а прокатитесь парочку километров наращивая темп, чтобы ваш организм почувствовал нагрузку и подстроился под изменяющийся метаболизм. Плюс это позволит избежать резкого перегрева.

Одевайтесь правильно, катайтесь аккуратно и всё у вас будет хорошо!

Можно ли ездить зимой на велосипеде

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности

Многие из тех, кто читает эту статью, задумывались над такими вопросами, как: не опасно ли ездить зимой на велосипеде? А не случится ли что-нибудь с велосипедом? Как подготовить велосипед к зимним поездкам? Как ездить по гололёду и снегу? Какие тонкости нужно учесть, в такой велопрогулке?

Ездить на велосипеде зимой – не опасно, а очень полезно и увлекательно! Ниже я отвечу на возможные вопросы и дам советы, чтобы зимние поездки принесли положительные эмоции и хороший опыт!

Опасно ли ездить на велосипеде зимой?

При правильном подходе – зимний велоспорт безопасен и сравним с обычной ездой в тёплую погоду по сухому асфальту. Есть некоторые тонкости, которые требуется соблюдать во время езды и учитывать при выборе экипировки. Кто-то считает, что велосипед — летнее средство передвижения, которое абсолютно не совместимо с зимой. Из всех, кого я знаю, так говорили лишь те, кто ни разу не пробовал этого. Кто решился на это, последующие зимы активно катаются по городу и городским паркам.

При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности.

Опасен ли холод и как подготовить велосипед к зиме?

Велосипед – простой технический механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкость с гидравлическим тормозом, старые модели могут испортиться в морозную погоду, но те, что ставятся на современные велосипеды способны выдержать «русскую» зиму).

При температуре менее 15 — 20 градусов выезжают опытные райдеры, которые знают свои способности и способности своего велосипеда.

Для любителей я бы назвал «комфортной» температуру до – 15 градусов. При такой температуре – с любым велосипедом не будет каких-либо проблем. Единственное, что происходит – густеет смазка на тросикахв подшипникахпереключателе и т.д. Из чего следует, что могут более туго переключаться скоростинажиматься тормоз. Для того чтобы минимально ощутить данную проблему – следите, чтобы все жизненно важные элементы велосипеда были смазаны (желательно раз в месяц «обновлять» смазку). Амортизированная вилка тоже становится менее «мягкой» на холоде, что также требуется учесть.

Давление в колёсах нужно сделать послабее, чтобы было хорошее сцепление со снегом и льдом, покрышку стоит поставить «позубастее», в противном случае она будет скользить и пробуксовывать. Зимой рано темнеет, а в тёмное время суток лучше использовать фонари, что позволит видеть вам и вас.

Холод для велосипеда не опасен, если он подготовлен к зиме:

  • Следите за смазкой
  • Сделайте давление в шинах слабее (от 1.5 до 2.0 атмосфер)
  • «Зубастая резина»
  • Оснастите велосипед фонарями

Особенности езды на велосипеде по гололёду и снегу

Зимой требуется аккуратность, когда на дорогах встречается лёд. Стоит понимать, что сцепление у колёс заметно хуже, чем летом, и тормозной путь увеличивается.

Тормозить лучше, нажимая на оба тормоза, но сначала нажимайте на задний тормоз, а уже затем, с меньшей силой, на передний! Для сохранения устойчивости, не вдавливайте ручку «до упора», аккуратно подтормаживайте, не давая заблокироваться колесам.

Не стоит тормозить на поворотах, требуется сначала замедлиться, а уже потом начинать поворачивать. На тормозных колодках может скапливаться влага и их требуется чаще «просушивать». При повороте нужно стараться не наклонять велосипед, ведь на скользком участке он может выскользнуть в сторону.

В гололёд, движения должны быть плавными, требуется крайняя осторожность, а лучше избегать таких участков.

Езда по рыхлому снегу – хорошая фитнес тренировка! В этом может помочь только выносливость, накаченные ноги и энтузиазм.

Скорость на переключателе поменьше, педали крутим быстрее и вперёд! Темп езды требуется подбирать индивидуально, он должен быть умеренно быстрый, чтобы не замёрзнуть.

При езде на скользких участках требуется максимальная аккуратность и плавность движений:

  • Тормозите, зажимая оба тормоза, но обязательно, сначала нажать задний тормоз, а затем, с меньшей силой, передний
  • При торможении не допускайте полной блокировки колёс
  • Чаще «просушивайте» тормозные колодки
  • Поворачивайте плавно, стараясь не наклонять велосипед
  • При езде по рыхлому снегу – поставьте маленькую скорость на переключателе и с равномерным усилием, не останавливаясь, крутите педали
  • Подберите для себя оптимальный темп езды (под каждый тип поверхности)

Выбор одежды – важнейший элемент в велосипедной прогулке в холодную погоду. Если оденетесь тепло – есть возможность быстро вспотеть, если оденетесь холодно – можно замёрзнуть. Этому вопросу требуется уделить большее внимание, и для него требуется отдельная статья, с которой вы познакомитесь позднее.

Спасибо за внимание, особенно тем, кто прочитал до конца! Круглогодичного сезона и попутного ветра!

Автор: Андрей Румянцев — Омни спорт-лидер Велоспорта

Как безопасно и комфортно ездить не велосипеде зимой

Вопреки различным сложностям зимой кататься на велосипеде можно. Но придется уделять больше внимания безопасности. Также потребуется специальная экипировка.

Правила езды

Чтобы зимние прогулки на велосипеде не были проблемными, нужно учитывать особенности передвижения в холодное время года. Речь идет о соблюдении следующих правил:

  1. Отказаться от высоких скоростей и резких поворотов. Это одно из главных правил движения по заснеженным и покрытым льдом дорогам. В таких условиях резкие повороты могут привести к сильному заносу и падению. Двигаясь с большой скоростью, можно неожиданно оказаться на скользком снегу. Итогом станет потеря контроля над движением велосипеда. Тормозной путь в такой ситуации увеличивается почти вдвое. По этой причине перед участками наледи и скопившегося снега лучше притормаживать.
  2. Не допускать езды под боковым уклоном. Если на пути встретились участки, которые по-другому преодолеть нельзя, то лучше остановиться и пройти эту часть дороги пешком.
  3. Поддерживать тормоза в состоянии готовности. Каждые 10-20 мин. нужно легко нажимать на тормоз во время движения. Колодки сначала начнут проскальзывать, но потом установится хорошее сцепление с дисками. При полноценном торможении замедлять движение лучше мягко и прерывисто, иначе можно уйти в занос. Начинать лучше с заднего колеса, постепенно подключая передние колодки.
  4. Держать дистанцию и обозначать повороты. Если приходится ехать за автомобилем, то не стоит двигаться слишком близко к объекту. В противном случае можно не рассчитать тормозной путь из-за скольжения и попасть в аварию. В зимний период безопасная дистанция с запасом очень важна. Также необходимо всегда показывать направление своих поворотов водителям, двигающимся сзади.
  5. Не менять передачу на сильном морозе. Обледеневшая цепь может соскользнуть на другую шестерню без переключения. По этой причине в сильный мороз и гололед лучше ехать на одной удобной скорости, не пытаясь ее переключить.
  6. Сцепление с педалью. Важно позаботиться о том, чтобы ноги не соскальзывали во время движения. Для этого нужна надежная фиксация, вдавливающая подошву обуви в педаль.
  7. Установить зимнюю резину. Это необходимо для снижения риска заносов и скольжения велосипеда. Лучше купить шипованные покрышки. Выбор можно делать между двухрядными и многорядными моделями. В первом случае установлены два ряда шипов по краям покрышки. Они подходят для езды по тонкому льду/небольшому слою снега и стабилизируют положение колеса во время движения. Многорядные покрышки (4 и более ряда) нужны для суровых зимних условий. Они тяжелые, из-за чего развить высокую скорость будет трудно.
  8. Поставить крылья от грязи. При активной езде без крыльев на одежду попадают многочисленные частицы снега и грязи. Если маршрут долгий, то через время куртка сзади станет мокрой. Устанавливать нужно надежные полноценные крылья на оба колеса. От укороченных вариантов лучше отказаться.
  9. Установить амортизаторы с минимальной амплитудой или убрать их. При обилии снега и льда на улице амортизаторы дают негативный эффект – вместо стабилизации они понижают предсказуемость управления. На сложных участках маршрута велосипедист может даже упасть. Лучшим вариантом для активных зимних поездок будет Ригид. Это велосипед, на котором нет амортизационных вилок.
  10. Использовать только дисковые тормоза. На зимних маршрутах с обилием снега себя хорошо показало торможение, выполняемое за счет сжатия внутри колеса. Именно так работают дисковые тормоза. Системы, сжимающие обод, не дают нужного эффекта в зимний период: при сильном морозе и гололеде они могут проскальзывать, теряя сцепление с поверхностью колеса.

Важно! Основой безопасного движения на велосипеде зимой является максимальная стабилизация, умеренная скорость и осторожное поведение на трассе.

Сложности передвижения

Основные минусы движения в зимний период – это проскальзывание и потеря управления на неровных снежных участках. Точно предугадать, каким будет маршрут нельзя, поэтому всегда остается риск неожиданного скольжения.

Такая проблема особенно опасна, если приходится ехать на трассе или спускаться с горки.

Есть еще несколько ощутимых минусов зимнего движения:

  • Плохие условия передвижения на проезжей части. Велосипедисты обычно двигаются по крайней правой линии трассы. Часто именно там остаются грязные снежные массы после уборки дорог. Это затрудняет движение.
  • Припаркованные возле тротуара машины. Такая преграда вынуждает поворачивать влево, где более активное движение и выше риск столкновения.
  • Зимние пробки. Когда при сильном снегопаде образуются заторы на дорогах, машины часто прижимаются к правой части трассы, сужая или почти блокируя свободное пространство для движения велосипедистов.
  • Снегопад. При обильном падении снега двигаться на велосипеде некомфортно. Приходится искать протоптанные дорожки. Но сложность в том, что по ним ходят люди, и велосипедисты вынужденно съезжают в снег при встрече с пешеходом. Можно останавливаться, но периодические паузы ощутимо снизят удовольствие от поездки.
  • Повышается риск падения. Приземляться на снег – это не так рискованно, как падать на асфальт. Но всегда остается вероятность неудачного падения.

Помимо различных сложностей, связанных с процессом передвижения, есть и другие проблемы, заслуживающие внимания. Речь идет о таких сложностях, как:

  • Быстрый износ велосипеда. Отрицательные температуры и химические составы, которыми покрываются дороги, оказывают негативное влияние на механизмы велосипеда. Ломаются кассеты, цепи и к весне в негодность приходят тросики скоростей. В некоторых случаях за один холодный сезон изнашиваются переключатели.
  • Замерзание велозамка. Здесь все очень похоже на ситуацию с автомобилем. Если велозамок замерз намертво, то придется поливать его кипятком. Чтобы снизить риск подобного сценария, лучше сделать выбор в пользу замка с ключом, отказавшись от моделей с кодом.
  • Грязь от велосипеда в квартире. После поездки по зимним дорогам на колесах остаются снег, реагенты и частицы грязи. Мыть велосипед на улице в мороз сложно, поэтому все накопленное в пути попадает в дом. Остается только подстелить газеты или другие материалы под сохнущий велосипед.
  • Риск обострения. Интенсивное вдыхание морозного воздуха может привести к ухудшению состояния людей, страдающих астмой. Также повышается риск воспаление гланд и возникновения проблем с суставами.
Читать еще:  Как пользоваться велосипедами втб

Справка! Некоторые велосипедисты настолько любят зимние заезды, что покупают отдельный байк для сезона холодов. Это делается для того, чтобы можно было ездить где хочется, не переживая об износе велосипеда.

Экипировка для зимы

Чтобы езда на велосипеде в сезон холодов была безопасна и комфортна, нужно правильно подбирать одежду.

Важно! Зимой стандартный звонок замерзает и перестает работать. В период холодов лучше установить на велосипед дудку.

Зимняя экипировка состоит из нескольких слоев:

  • Нижний слой. Это всегда термобелье. Если подобрать правильный комплект, то пот будет проходить наружу. При этом уровень теплоизоляции не снизится.
  • Средний слой. Это велоформа. На зиму подойдут шорты с памперсом, надетые поверх термобелья, и футболка с длинным рукавом. Если остается ощущение холода, можно надеть еще одну велофутболку или флисовую кофту.
  • Верхний слой. Основная его задача – это защита от ветра. Начать можно с обтягивающего лыжного трико с непродуваемым передним слоем. Сверху необходимо надеть куртку. Лучший вариант – это мебмранная модель, но подойдет и обычная ветровка. В особо сильные холода можно надеть лыжную жилетку с дышащей спиной.
  • Перчатки. Лучше выбирать специальные модели для зимних велопрогулок. Но можно остановить свой выбор и на стандартных спортивных перчатках. Главное, чтобы они полностью закрывали кисти и были непродуваемые.
  • Обувь. В этом случае выбирать нужно основательно. Стандартные модели могут оказаться недостаточно теплыми для людей с плохим кровообращением в области стоп. Искать нужно среди трекинговых ботинок с утепленным носком. Если ноги все равно мерзнут, стоит надеть специальные бахилы, хорошо удерживающие тепло.
  • Шапка. Можно использовать спортивные флисовые шапочки, закрывающие уши, или плотную балаклаву. Если на маршруте есть потенциально опасные участки, то необходимо надевать шлем. Мерить его нужно поверх шапки.
  • Очки. Нужны для защиты глаз от холодного ветра. Подойдут как горнолыжные модели, так и очки для мотоциклов. Важно обратить внимание на материал дужки – он не должен замерзать.

Внимание! Зимой лучше брать с собой специальную тряпочку для протирания сидения после простоя во время снегопада. Также важно установить хорошие световые приборы – в зимние месяцы темнеет очень быстро.

Преимущества езды на велосипеде зимой

Зимние маршруты на велосипеде имеют свои плюсы. Речь идет о следующих преимуществах:

  1. Улучшение навыков управления. После зимних нестабильных дорог весной ездить будет намного проще.
  2. Легко передвигаться по городу. На велосипеде проще преодолевать заснеженные расстояния в сравнении с ходьбой. Также не нужно ждать транспорт, замерзая на остановке без движения.
  3. Заряд энергии на целый день. Если зимним утром проехаться на велосипеде, организм одновременно получит порцию бодрящего свежего воздуха и кардионагрузку.
  4. Преодоление депрессивных настроений. Солнце и морозный воздух ощутимо улучшают настроение.
  5. Закаливание организма. Во время зимних велопрогулок тело привыкает к активности на фоне низких температур. В итоге организм становится крепче и более защищенным.

Езда на велосипеде зимой – это один из лучших видов активности, доступных в холода. Выбрав подходящую для морозов модель байка, и грамотно подобрав экипировку, можно наслаждаться снежными пейзажами в любое время дня.

Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил на личном опыте

1. Так скользко же!

Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.

Что необходимо: в идеале — зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.

Чего делать нельзя: резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.

Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля. Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.

2. Так грязно же!

Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.

Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями. Что необходимо: обязательно — правильные крылья. Укороченные, спортивные — всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.

Хитрости и тонкости: Важный фактор — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.

3. Так холодно же!

Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.

Что необходимо: так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос. Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.

Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.

4. Оборудование велосипеда

Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.

Тормоза. Если дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости. Передачи. После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.

Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.

Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.

Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Электрика. Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю. Сигнал. Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.

Читать еще:  По какой стороне ехать на велосипеде

5. Правила вождения и ухода

Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.

1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить. 2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам. 3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь. 4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.

Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.

Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?

Велосипед как ездить зимой

Конечно же зимнее катание на велосипеде имеет множество плюсов, ведь только зимой можно проехать по веломаршрутам, абсолютно недоступным летом (например, Вы можете проехать по замёрзшим озёрам и рекам или с ветерком погонять по грунтовым лесным дорогам, на которых в тёплое время годы застревают даже лесовозы), устроить зимние экстремальные гонки заснеженным лесным тропинкам или потренировать различные трюки и прыжки, предварительно насыпав кучу снега в качестве матов. Да и к чему отказываться от любимого занятия из-за погодных условий на полгода? Однако зимнее катание на велосипеде требует также специальной подготовки велосипеда и ухода за ним.

Как подготовить велосипед к катанию зимой?

Во время зимнего катания на велосипед действует огромное количество негативных факторов: снег, холод, дорожная соль и грязь, которые могут быстро превратить новенький велосипед в готовую к утилизации рухлядь, если не принимать профилактических мер. Кроме того, особое внимание следует уделить безопасности катания и заранее позаботится о правильном выборе покрышек и надлежащей работе тормозов.

Покрышки (зимняя резина).

Если Вы собираетесь частенько кататься по льду или сильно утрамбованному снежному накату, то Вам скорее всего придётся выбрать резину с большим числом шипов (обычно 200-350), расположенных в три или четыре ряда в центральной и боковой части протектора. На таких покрышках Вы будете чувствовать себя уверенно даже на чистом льду, не говоря уже об утрамбованном снеге. Единственный минус подобной зимней резины – её цена (комплект из двух покрышек обойдётся Вам около 6 000 рублей).

Nokian Freddie’s 336 SW Nokian Hakka SW300

Если же Вы больше любите покататься по снегу или просто по городским улицам, то резонно выбрать зимнюю резину с меньшим числом шипов (от 50 до 200). Она отлично подойдёт для подобных условий, да и цена такой покупки будет раза в полтора ниже, чем в предыдущем случае.

Nokian 54-584мм (650B) Nokian Mount Ground W160

Возможно, что Вы не захотите тратиться на покупку столь дорогого, но всё же необходимого зимой аксессуара. В таком случае стоит попробовать сделать зимнюю резину самому. Как? Да очень просто: необходимо взять старую покрышку и вкрутить со стороны камеры саморезы, учитывая рисунок протектора, так, чтобы они выпирали примерно на 2 мм. При этом надо быть внимательным, чтобы головки саморезов не повредили камеру во время поездки. Их число должно быть около 100 -150 для того, чтобы результат был ощутим. Такая покрышка, конечно будет уступать по эффективности и весу фабричным моделям, однако за неимением средств для их покупки, будет весьма хороша.

Часто задают вопросы по поводу наиболее подходящего давления в шинах для поездок зимой на велосипеде, однако чёткого ответа на него нет – это дело вкуса каждого. Следует лишь учитывать, что не стоит слишком перекачивать или же наоборот спускать шины. Кроме того, обратите внимание, что давление в шинах при комнатной температуре заметно выше, чем в мороз на улице.

Тормоза.

Поэтому для зимнего катания лучше всего будет приобрести дисковые тормоза (механические или гидравлические в данном случае не очень важно – тут стоит руководствоваться своими финансовыми возможностями). Если же средства или конструкция велосипеда не позволяют установить два дисковых тормоза, то стоит поставить хотя бы один на переднее колесо (в случае установки на заднее колесо эффективность торможения останется невысокой, так как в этом случае колесо просто будет идти юзом на скользкой поверхности). Конечно же дисковые тормоза зимой также работают чуть похуже, так как и на них может образовываться наледь, однако, в отличии от тормозов типа V-brake они гораздо быстрее очищаются после начала торможения (примерно за один оборот колеса).

Передний дисковый тормоз после 5-минутной поездки Задний дисковый тормоз после 5-минутной поездки

В любом случае стоит порекомендовать всё время поддерживать тормоза в рабочем состоянии. Для этого необходимо всего лишь слегка нажать на тормоз во время движения велосипеда и проехать немного в таком положении. При этом Вы почувствуете, что поначалу колодки проскальзывали, а потом уже начали цеплять обод или диск. Такую процедуру следует проводить, в зависимости от погодных условий, раз в 10-20 минут, чтобы в случае необходимости резко затормозить велосипед Вас не подвёл.

Велофонари/веломигалки.

Назад лучше всего приобрести светодиодную веломигалку – они светят значительно ярче, чем фонари с обычной лампой накаливания и потребляют меньший ток, что в итоге приводит к увеличению времени работы от аккумуляторов. Вперёд же можно поставить или светодиодный фонарь, или фонарь с галогенными лампами, который светит гораздо дальше светодиодного, но зато и потребляет больше тока.

Кроме того, очень хорошо будет, если Вы прикрепите к велосипеду дополнительные светоотражатели, а также оденете поверх одежды специальный светоотражающий жилет, который продаётся во многих строительных и спортивных магазинах.

Допустим, Вы преобрели или смастерили сами всё необходимое для того, чтобы кататься зимой на велосипеде. Однако, чтобы велосипед прослужил Вам долго, необходимо знать и соблюдать ряд правил ухода за ним в холодное время года.

Как обслуживать велосипед зимой?

Зимой все части велосипеда изнашиваются значительно быстрее, чем летом – цепь и кассета быстрее ржавеют и стираются, втулки забиваются грязью из-за задеревеневших сальников и как следствие разрушаются подшипники, смазка в различных трущихся деталях загустевает и теряет свои свойства, под воздействием влаги окисляются тросы и их рубашки – словом, практически каждая часть велосипеда в той или иной степени страдает от зимних покатушек.

Следует также внимательно следить за состоянием переднего и заднего переключателей скоростей, так как во время катания в них забивается большое количество снега, что явно не улучшает переключение.

Передний перключатель Задний переключатель

Втулки и каретка.

Как было сказано выше, грязь с дороги отлично попадает в них через задеревеневшие сальники, а вот достать её оттуда можно только путём разборки втулки и каретки. Естественно, каких-то регулярных сроков обслуживания не существует – всё зависит от километража и условий, в которых эксплуатировался велосипед, однако рекомендуется производить полную разборку и чистку где-то раз в два месяца при средней интенсивности катания – иначе к лету придётся менять все подшипники, а может даже и эти детали в сборе. Конечно же при сборке следует не забыть смазать очищенные детали.

Весьма сильно от зимнего катания на велосипеде страдает и рама, особенно не очень высокого качества. В результате резкого перепада температур (если, к примеру велосипед храниться у Вас в квартире) в лакокрасочном покрытии могут образовываться микротрещины, в которые попадает влага, замерзает там, и тем самым увеличивает их размеры. В итоге, металл, из которого изготовлена рама, подвергается прямому агрессивному воздействию соли и других дорожных реагентов, и в итоге рама может попросту поржаветь (конечно, если материал не устойчив к коррозии). В любом случае, стоит внимательно осматривать велосипед на предмет трещин или сколов в краске, и, в случае необходимости, подкрашивать их. Также, по возможности, старайтесь не выносить велосипед сразу на мороз из тепла или с мороза в тепло – лучше, оставлять его на время в помещении со средней температурой – например, в подъезде (при этом внимательно следите, чтобы Ваш велосипед не украли!).

Амортизаторы.

С задним амортизатором на морозе случается примерно та же история – он хуже выполняет свои функции, и, как Вы уже догадались, с этим также остаётся только смириться.

При использовании всех видов вилок зимой рекомендуется после каждой поездки чистить грязь под резиновыми пыльниками, а если их вовсе нет, то неплохо бы было их надеть на зимний период.

Резюмируя вешесказанное, можно сделать вывод, что во время зимнего катания на велосипеде необходимо следить за его чистотой и своевременно устранять возникшие неполадки. В таком случае Вы получите огромное удовольствие от зимнего катания и не испортите свой велосипед. Кстати, некоторые велосипедисты специально для зимних велопутешествий приобретают себе второй велосипед – намного ниже уровнем, чем их основной (частенько в роли зимнего велосипеда выступают и “ашан-байки”), чтобы, в случае чего, просто его выкинуть и купить для этих же целей новый.

Техника езды на велосипеде зимой

Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:

  • при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
  • старайтесь избегать движения по узкой колее – при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
  • не стоит ездить по снежной каше – сил уходит много, а толку мало;
  • старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
  • старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
  • избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
  • постарайтесь подготовить велосипед к зиме, как это было описано выше и не пренебрегайте средствами безопасности.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector