Как выбрать шатуны для велосипеда
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как выбрать шатуны для велосипеда

Как выбрать шатуны для велосипеда

Шатуны представляют собой рычаг, который соединяет педаль и каретку. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название. Почти всегда правый шатун монолитен с пауком, непосредственно на который уже и крепят звезды.

Шатуны для велосипеда передают энергию от педалей к звездам, в связи с чем несут серьезную нагрузку. Их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. Производители выпускают полые или имеющие сложное поперечное сечение шатуны – это уменьшает вес деталей, но сохраняет их прочность.

Два шатуна и блок передних звездочек образуют так называемую систему. Иногда (чаще на недорогих велосипедах) система выполнена в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при износе звездочек приходится менять всю систему целиком. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

При покупке съемника необходимо иметь ввиду, что шатуны для велосипеда имеют три основных стандарта крепления:

  • Octalink
  • Оси квадратного сечения
  • ISIS

Остальные стандарты имеют крайне редкое распространение и их рассматривать нет смысла.

OCTALINK

На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах.

Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник.

Каретка OCTALINK (кликните на изображение для увеличения)

Шатуны для оси квадратного сечения

Шатуны квадратного сечения (или традиционной формы) используются на велосипедах среднего ценового диапазона (для SHIMANO – на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник. Для установки таких шатунов нужен только шестигранный ключ на 8 (лучше с длинной рукояткой).

Шатуны для оси квадратного сечения (кликните на изображение для увеличения)

ISIS

Система шлицевого соединения шатунов с осью каретки, разработанная в противовес системе Octalink. В отличие от формы шлицов Octalink, запатентованной Shimano, ISIS имеет более простую и технологичную форму (сплайн) посадочных шлицов, применяемую многими производителями шатунов и кареток.

Каретка ISIS (кликните на изображение для увеличения)

Также существуют шатуны, притянутые болтом

Этот тип шатунов используется на недорогих велосипедах. На каретках такого типа концы оси каретки имеют также квадратные сечения.

Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником.

Для установки и снятия таких шатунов потребуется съемник и разводной гаечный ключ.

Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO (в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для регулировки или замены каретки. Нужно следить за правильной затяжкой педалей и крепления к валу каретки, ослабшее соединение может привести к срыванию резьбы или деформации гнезда под каретку.

Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход – купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема – у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.

Как выбрать шатуны для велосипеда

А что обозначает буква ” Т ” ?
Зуб(ов) (звездочки).

Где правильно,кто знает?
Может быть правильно и там, и там. Есть модификации одной системы.

ну так выбери и дай ссылку, а тебе уже скажут – подойдет или нет.ОК!Сейчас поищу,потом дам ссылку.

———- Добавлено в 19:14 ———- Предыдущее сообщение было в 18:43 ———-

ОК!Сейчас поищу,потом дам ссылку.
http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > Я так понимаю,что на бюджетный вел нет смысла ставить дорогие шатуны?Вот первые попавшиеся.Но там везде заканчивается на 22. Шо,не подойдуть?:bad::bad::bad:

Так и сделаю.Спокойной ночи!

———- Добавлено 23.09.2013 в 17:44 ———- Предыдущее сообщение 12.09.2013 было в 00:08 ———-

Приветствую!Я снова с глупыми вопросами:)Шатуны еще не заменил.Решил уже добить их до конца.Тем более кассета то-же поизносилась уже.Заменю немного позже систему,кассету,и цепь.Такой вопрос.Совместима эта кассета
http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > с этой системой
http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > или с системами указанными в посту 14?С уважением.

Бери эту систему она точно разборная, в будущем сможешь заменять звезды на новые. http://sportresort.ru/product_info.php?products_ >

Совместима эта кассета
http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > с этой системой
http://sportresort.ru/product_info.php?products_ > или с системами указанными в посту 14?С уважением.

Совместима, бери любую кассету которая понравится, только сначала уточни, может у тебя колесо под трещотку.

Первый ключ – для отворачивания болта, которым прижимается шатун.

Второй – съёмник – стаскивать шатун с квадрата или шлицов.

Первый – открутить болт (и закрутить потом назад, и ещё после первой поездки подтянуть)

Второй – снять шатун с вала каретки.

Ну для дома для семьи необязательно прям сразу ParkTool брать, хватит и инструмента попроще и подешевле раза в 2-3.

Но и ключ и съёмник нужны.

Вместо спецключа ещё можно головку подобрать на 14, судя по фото должна обычная войти. Но съёмник нужен. Вот, например –> http://sportresort.ru/product_info.php?products_ >

Спасибо за информацию!

———- Добавлено 13.12.2013 в 10:51 ———- Предыдущее сообщение 09.12.2013 было в 23:10 ———-

Приветствую!Решил всех достать,со своими вопросами “чайника”;)
Что значит,в описании системы шатунов-“на 9 скоростей”?
Это означает,что она рассчитана,на использование с 9-ти звездочной кассетой?А если у меня 8ми скоростная кассета,то эту систему нельзя ставить?

покупка новой системы увенчалась успехом? )

:rolleyes::rolleyes::rolleyes:Я еще на старой езжу.Я начитался жутиков,о том что бюджетная Santour быстро крякнет,вот и засуетился раньше времени.Проехал 2000 с лишним км,пока все нормально.
Какой ключ к такой каретке нужен?

Ну зачем так радикально? Простейший съемник подшипников решит проблему 😛

Поздравляю, у тебя к 23фефраля будут новые шатуны.

———- Добавлено в 20:12 ———- Предыдущее сообщение было в 20:11 ———-

camel1968, Съемник плохой. больше ничего не делай, катайся так, через 3 дня само отлетит.

Так отлетит-же только один.

———- Добавлено в 20:13 ———- Предыдущее сообщение было в 20:12 ———-

Ну зачем так радикально? Простейший съемник подшипников решит проблему 😛

Шо сиё значит?Какой съемник?

Шо сиё значит?Какой съемник?

с разрешения(?) marchenkovdmitry

сам без болта может отлетит, а может и нет.

такое (вырывание резьбы) происходит не от криворукости, а когда шатун ставят всухую, потом затягивают болт сильнее чем от колес автомобиля, а потом ездят 10 лет – прилипает намертво.

алюминий из резьбы съемника легко и быстро выковырять чем-то острым (шилом).

а чтоб снимать испорченный шатун ва теперь нужен такой съемник (для автомобильного применения): с двумя рукакм как на картинке или с тремя – зависит от вашей системы, как там подбираться удобнее
207470

сам без болта может отлетит, а может и нет.

такое (вырывание резьбы) происходит не от криворукости, а когда шатун ставят всухую, потом затягивают болт сильнее чем от колес автомобиля, а потом ездят 10 лет – прилипает намертво.

алюминий из резьбы съемника легко и быстро выковырять чем-то острым (шилом).

а чтоб снимать испорченный шатун ва теперь нужен такой съемник (для автомобильного применения): с двумя рукакм как на картинке или с тремя – зависит от вашей системы, как там подбираться удобнее
207470

А как правильно называется такой съемник?Ну,это чтоб у продавца в магазине автозапчастей спросить.Сам я машину не вожу,Москва еще одного “чайника” точно не выдержит:rolleyes:.Жена на машине гоняет,но такой штуки у нас нет.

для подшипников это тот что John Wheeler показал. Это для всяких колес привода генератора. Распечатайте лучше картинку для наглядности.

Чтоб такой хорошего качества сломался – не верится. Они и не на такие нагрузки расчитаны. Может не Японьский, а Китайский или того хуже отечественный все-таки был?

[QUOTE=Антон 2011;3604017] катай без болтов, само слетит, то , что слетело смазкой и на место с болтом, и дальше пока другой не слетит..[/QUOTE

Вобщем нужно дома снять болты,взять с собой
1 СМАЗКУ
2 КЛЮЧ ДЛЯ ЭТИХ БОЛТОВ
3 И ЭТИ САМЫЕ БОЛТЫ
и ехать себе спокойно кататься.Когда шатун слетит,смазать,посадить на болт,а ездить пока не слетит второй.Проделать то-же самое со вторым,и потом уже дома можно заняться заменой системы и каретки.Я все правильно понял?

Читать еще:  Как на спортивном велосипеде поднять руль

Ему надо, чтобы не потерять. А если пользуешь 88-н, то обезжиривать ацетоном надо.
а ведь верно, когда клеем мазал, скосил ещё глаз на слой автожира на резьбе.

Что-то тема заглохла
camel1968, есть вариант вообще без шатунов (ну и цепи, кассеты-суппорта..),

правда, немного смутила фраза про $15.000.

ипа “вчерашний день”?
вчерашний сегодняшний и завтрашний. дешевые лоу-энд системы будут всегда.

Можно мне вместо 42/34/24,поставить 44/32/22 ?
можно

И в чем будет отличие?
в количестве зубьев и незначительно измененном передаточном соотношении

а почему-то никакой информации о самой каретке нет.
Выбор каретки; стандарты кареток (http://fastcyclist.pl.ua/publ/standarty_karetok_vidy_i_standarty_karetochnykh_uz lov/1-1-0-90):declare:
классика жанра (http://www.velowiki.org/wiki/Каретка)

———- Добавлено в 22:05 ———- Предыдущее сообщение было в 22:02 ———-

Ouninpohja, 83-м тут, похоже, и близко не пахнет -вряд ли у ТС DH-болид со свингармом Гирвина :morning:

Почему одинаковая цена?Та что без каретки,там наверное сами звезды более высокого уровня что-ли?
они обе без каретки.
430-ая – аливия, формально выше уровнем чем асера (391).

но у аливии менее ходовой размер шатуна – 170мм (обычно берут 175мм) вероятно поэтому цены близки

Все исправимо.
Вопрос тока в цене.

Можно тока 🙂 в мастерской исправить?А каким образом?

2-3мм погоды не сделают.
Чаще делают.
Да и ваще, было 126, стало 113мм вот те, бабушка, и 6.5мм.

———- Добавлено в 14:58 ———- Предыдущее сообщение было в 14:57 ———-

Система Shimano Deore c кареткой Hollowtech II была бы лучшим выбором.
Враки.
По основному параметру – ресурсу каретки – просирает картрижным системам раз в 5-6.

:rolleyes::rolleyes::rolleyes:Я еще на старой езжу.Я начитался жутиков,о том что бюджетная Santour быстро крякнет,вот и засуетился раньше времени.Проехал 2000 с лишним км,пока все нормально.
Какой ключ к такой каретке нужен?

сантур у меня живет 9500 км и не крякнул- в норме. не парься.

———- Добавлено в 13:37 ———- Предыдущее сообщение было в 13:25 ———-

а вообще, початав такие темы, я начал понимать, почему велосервис дороже, чем авто. есть на чем поспекулировать ребятам, у которых руки растут не в заднице, а чуть повыше.
ну ведь все ж на столько просто- достаточно ведь лишь посмотреть на механизм!
у вас что, уроков труда теперь в школе не преподают?
чтоб починить велосипед, надо потратить 1000 рублей на специальный инструмент и ни каких проблем, а вы каждый раз несете в мастерскую половину стоимости своего велика.

не обижайтесь, но поколение советских детей этого не поймет.

Чаще делают.
Да и ваще, было 126, стало 113мм вот те, бабушка, и 6.5мм.

———- Добавлено в 14:58 ———- Предыдущее сообщение было в 14:57 ———-

Враки.
По основному параметру – ресурсу каретки – просирает картрижным системам раз в 5-6.

а какой смысл гоняться за ресурсом карэтки, если всё равно подшипники через сезон-другой придётся выпрессовывать?

подшипники изнашиваются также от биения в течение одного-двух сезонов (особенно, в случае близко расположенных -в старом картридже Holowtech)?
Особенно понравилось в этом сообщении слово особенно.
Такое чувство что подшипники HT2 чашек будут служить гораздно дольше квадратных кареток.

строго говоря, на самом деле, картриджное исполнение -как у защищаемого вами Hollowtech, так и у Hollowtech II
Вопрос для самообразования: что есть “картриджность”. Шимано картридж окталинк каретку разбирал, что там внутри , понятие имею.

ну, конечно, за прочность чашечек II-го трудно говорить:unknw:. Мне они ндравятся против пресс-фитов как доп. элемент, который всегда легко выломать “с мясом”, если по-хорошему не захочат.:) Ну и, то, что они -из пластической массы, даёт уверенность, что каретка не прикипит к резьбе стакана.
“Картриджность” (именно, -свойство, а не предмет :yes4:) состояние защиты этих самых подшипников от среды. Во II-м, конечно, и ось не сагрегирована, и пыльников снаружи нет, но есть уплотнение оси-промподшипников от полости стакана (для меня это -важнее, например, так как разводка тросиков переделана на внутреннюю и есть опасение, что по тросикам в раму будет набираться вода во время дождя).

nb. так как точно ничего не было названо, то я подумал, что уважаемый smol_ сравнивал ресурс обоих картриджей с press-fit’ами.

camel1968, замерь расстояние от середины задней втулки (середина -между дропами) до середины кассеты (середина -между крайними звёздочками). И вперёд на bike-components.de (http://www.bike-components.de/products/info/p35616_TRS–Double-73mm-Kurbelgarnitur.html) -перебирать варианты с Kettenlinie, более всего подходящей к твоим замерам.:)
Каждой системе соответствует своя каретка; через оффсайт производителя системы находишь, с какой именно кареткой идут выбранные шатуны.

nb. нужно иметь ввиду, что не все шоссейные системы/картриджи подходят к MTB-дропаутам. Проблемы могут иметь место быть для шатунцов с Q-фактором менее 145-150 (а таких вариантов у этих упёртых товарищей -(с)”тыща миллион -до неба!” (http://www.youtube.com/watch?v=o9VJIm6MI6k))

ps. можно, конечно, просто продублировать длину вала старой каретки. Но тут есть важное отступление. Так как ширина у кассет с разными скоростями также разная, то, проапгрейдив, к примеру, стоковую трансмиссию на бюджетном байке x7 до x9(x10), получаем смещение плоскости заднего колеса относительно среднего продольного сечения велорамы где-то на 2(!)см влево*, туда же на см сместится середина кассеты. А значит, на тот же см уменьшится и chainline. Лучше, всё-таки, померить.

* -это -единственная ложка дёгтя в бочке с нищтяками от последовательного апгрейда бюджетной рамы. Так как, если стоковая трансмиссия меньше x9, то после замены оба колеса оказываются не в одной плоскости, хотя почувствовать разницу в управляемости на поворотах влево-вправо вряд ли кто сможет. (влево такой вел ложить чуть легче :))

Не надо выдумывать.
Картриджными всегда называли НЕРАЗБОРНЫЕ каретки шимано (и подобные им) под квадрат/окталинк.

Приветствую!Насколько я понимаю, длина вала определяется системой.Так может многоуважаемые “гуру” мне подскажут,какая длина вала мне нужна.Ширина стакана 68 мм.
Только будьте внимательны.А то никто и не заметил, что я систему Сантур(указывал название), снимал Шымановским сьемником(фото прилагалось),а они не совместимы

Измеряешь штангенциркулем длину вала у старой каретки и берёшь каретку с таким же валом.

Сериал продолжается..Купил систему Шимано Аливио.Каретку естественно не купил,думал старую добить.Приехал домой.Поставил.Передний переключатель со средней звезды на большую не хочет переключать.При переключении на малую,цепь просто слетела.Решил дальше ничего не делать,до выяснения

camel1968, правильно ли я тебя понял -ты купил другие шатуны, и пытаешься сейчас понять, какой длины вал каретки тебе сейчас нужен, и нет ли других ограничений на совместимость первых со второй, верно?
Если всё так, то действуй, как я тебе посоветовал в посту #106 (дописал пробел про выбор самой каретки).
210780210781
Деньги-то твои, поэтому лучше не пытайся просто померить длину и идти брать то же. Каретка должна точно соответствовать своей родной системе, одной длины вала недостаточно; разные системы имеют разные Q-факторы у шатунов, разную толщину накидных гаек у кареток, толщину самих шатунов в районе крепления к валу, его длина для одной и той же системы тоже разнится (дуплекс/триплекс; для 6-8; 9 или 10(11)-скоростной цепи), каретка от шоссейной системы с той же длиной вала даст меньший chain line, чем нужно, на MTB-блоке, -ты просто так не угадаешь.
В лучшем случае, станешь потом крутить педали враскорачку и с перекошенной цепью (не верь, что монтажный перекос в 3мм -ерунда, особенно, для узких цепей -он просто добавится к дорожному, доведя его до критического, и будет вовсю вальцевать сайлент-блоки чуть меньше, чем всю покатушку).

Вопрос 1-нужно регулировать передний переключатель?

увидеть бы его. Обрати внимание на то, что профили рамки у переднего суппорта на дуплекс и триплекс -различные. Возможно, стоит суппорт с короткой рамкой от дуплекса, но без его картинки и всех гравировок с рамки -гадание на кофейной гуще.

И ещё.Не спрашивай у всех ->никого – основная аудитория “веломании” -cubоводы, -спроси лучше здесь у пары конкретных товарищей через ЛС, для которых велоремонт -основной хлеб.:acute:

Шатуны для велосипеда: выбор для классических и нестандартных моделей

Велосипед – единый механизм, в котором все взаимосвязано, начиная от колес и цепи, заканчивая рулем, седлом и таким незаменимым элементом как шатуны для велосипеда.

Именно на эти детали приходится большая часть нагрузки, во время каденса, а также появляется возможность превращать возвратно-поступательное движение в скорость.

Конечно же, этот элемент байка изготавливается из высокопрочных материалов, что обеспечивает практически «не убиваемую» надежность, но, тем не менее, требующую определенного ухода и правильного подбора.

Как выбрать шатун на велосипед и пойдет речь в нашем материале, а также о видах и вариантах крепления, которые предоставляет магазин велосипедов.

Что такое шатуны для велосипеда?

Это система рычагов, устанавливаемых на вал каретки, к которым крепятся педали, благодаря которым, происходит передача давления ног велосипедиста на педали, что и обеспечивает набор скорости.

3 типа шатунов

Существует три вида систем, каждая из которых имеет свои преимущества, начиная от цены, заканчивая надежностью или простотой в обслуживании.

Односоставная система шатунов для велосипеда. Этот тип представляет собой единую деталь, сочетающую и вал каретки, и оба шатуна. Несмотря на то, что конструкция считается устаревшей, она до сих пор применяется на бюджетных велосипедах, а также вариантах для детей.

Читать еще:  Велосипед для подростка 12 лет как выбрать

Из минусов стоит отметить только относительное увеличение веса, но при этом односоставная система не требовательна в обслуживании, надежна, прочна и имеет довольно приличную жесткость. Но и на этом плюсы не окончены, так как конструкция полностью литая, то и специнструменты для разборки не требуются.

Двухсоставная система. Этот вид появился несколько десятков лет назад и даже относился к забытым и устаревшим, но в наше время все больше велосипедов оснащаются именно двухсоставной системой.

Этот тип представляет собой систему когда правый шатун «впрессован» во втулку со звездочкой и, по сути, является единой деталью, а левый крепится при помощи стягивающих болтов.

Трехсоставная система. Здесь все просто. Есть вал каретки, есть два шатуна, которые крепятся между собой при помощи системы болтов. Другими словами, все составляющие можно разобрать, перебрать и вновь установить.

Размеры и материал изготовления

Размеры шатунов велосипеда выпускают различной длины, максимально подходящей не только размеру рамы, но и длине ног велосипедиста. Неправильно подобранная длина, может привести к тому, что при поворотах может произойти зацеп о поверхность дорожного полотна или за бордюр.

Также длина шатуна влияет и на каденс. К примеру, короткий шатун трудней «раскачать», но в дальнейшем, если вы любитель дальних покатушек по затяжной прямой, намного легче поддерживать скорость.

С более длинными вариантами происходит в точности до наоборот, хотя, если вы не профи и катаете в удовольствие особую разницу вы вряд ли почувствуете.

Производители дают возможность купить шатун длиной 15-18, 5 сантиметров, но и на этом выбор рычагов педалей не останавливается, так как необходимо подобрать и компонентные сплавы, из которых производят деталь.

Каждый из материалов имеет свои преимущества и недостатки, но в целом они полностью соответствуют требованиям качества. Эти четыре материала, отличает, конечно же, цена и вес и тут уж решение будет зависеть от требований, финансовых возможностей и назначения.

Более дешевые модели велосипедов оснащаются цельнометаллическими стальными шатунами, а на дорогие модели, где необходимо максимальное снижение веса устанавливают не только карбоновые или титановые варианты, но и делают их полыми.

4 способа крепления на валу каретки

  • Клин – устаревший вариант, распространенный на велосипедах времен СССР а также все еще встречающаяся на недорогих детских двухколесниках.
  • Квадрат – вариант, когда оба шатуна крепятся на едва скошенном клиновидном квадрате каретки. В этом варианте детали затягиваются при помощи гаек, которые в свою очередь закрываются пластиковыми пыльниками.
  • Шестигранник – прототип квадрата с большим количеством граней для снятия давления на ось каретки.
  • Шлицевое соединение – усовершенствованный стандарт OctaLink, в котором каретка имеет больший диаметр, а также оснащена восемью выступами для большего сцепления. В этом случае шатуны затягиваются болтом под ключ шестигранник, вместо стандартного съемника, который в данном случае применить не удастся.

Замена шатунов

Хотя шатуны не рекомендуется трогать, так как эта часть велосипеда отличается высокими показателями надежности, в качестве профилактики, а также понимания устройства все-таки сделать это придется.

Тем более, что эту процедуру иногда приходится осуществлять по причине замены износившихся со временем звезд или для затягивания, которое будет более эффективным при полном демонтаже.

Как снять шатуны с велосипеда?

  1. Снимаем пластиковую заглушку (пыльник).
  2. В зависимости от системы крепления используем съемник шатунов велосипеда определенного типа для скручивания гайки. В случае, если гайка не сдвигается или ее ход очень тугой, стоит использовать смазку WD-40.
  3. Теперь при помощи другого конца съемника ввинчиваем до упора шатун, после чего элемент выдавится с каретки.
  4. Чистим, смазываем или производим замену элементов, после чего делаем все в обратном порядке.

После установки системы обратно, необходимо еще раз убедиться что, стягивающие элементы надежно зафиксированы, во избежание люфта во время поездок.

Выбор шатунов для роторной системы

Еще один вид шатунов, который может заинтересовать велосипедистов, не стесненных финансовыми средствами и стремящихся усовершенствовать скоростные показатели – это так называемая роторная система.

В отличие от стандартной системы крепления, где они расположены по отношению друг к другу на 180 градусов, в роторной системе шатуны расположены со смещением угла. По данным исследований возрастает не только мощность возвратно-поступательного движения, но и снижается травмоопасность в коленном суставе.

Выбор шатунов для эллиптической системы

Об этой системе было известно еще в конце 19-го века, когда проводились эксперименты по изменению форм звезд со стандартного круга, на эллипс.

Неподготовленному велосипедисту будет несколько странно увидеть столь необычную форму, но для применения эллипсовидных звезд есть вполне оправданные объяснения.

Дело в том, что такая форма снижает нагрузку при подъемах в гору, а также педалировании с невысоким каденсом в сочетании с высокими передачами.

Выбор шатуна на основе Q-фактор

Ну, и в завершении осталось упомянуть еще одну систему шатунов, в основе которой лежит Q-фактор.

Буквой Q обозначается расстояние между шатунами. Дело в том, что выясняя, какие шатуны выбрать для велосипеда, стоит помнить и о нагрузке на ноги, а точнее коленные суставы, которые не рассчитаны на длительные нагрузки.

В идеале, чтобы суставы ног, работали в одной плоскости с рамой велосипеда и для этого стоит правильно подобрать необходимый показатель Q.

Выбор длины шатунов

Присмотрел новую шоссейную систему, но в наличии сейчас модель, которая отличается от существующей и по длине шатунов, и по количеству зубьев. К зубьям адаптироваться, думаю, попроще будет, а вот с шатунами.. С другой стороны, у меня на МТБ длина шатунов как раз такая, как у приглянувшейся системы: на 2,5 мм больше, чем стоит сейчас на шоссейнике.

1. Кто как себе выбирал длину шатунов? По науке или по принципу “что было”? Ощущали разницу при смене длины?
2. И какой у вас Q-factor на шоссейной системе?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

мтб. Да, идет увеличение рычага и соответственно уменьшение усилия.

обратная сторона увеличения шатунов наверно как минимум в том что уменьшается каденс, увеличивается ход ноги и т.п. Я ж не говорю насколько это хорошо в долгосрочной перспективе например кручения 10ч подряд. В городе на постоянных ускорениях-торможения я ощутил реальный профит.

длина шатунов в стоке зависит от ростовки – для s это 170, для L – 175

на шоссере у меня кстати 170 стоковые – ощущения другие. Без предвзятости – на мтб я разгоняюсь быстрее с места.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

просто еще у меня мтб достаточно реактивен.

а на шоссере я несколько раз успел только поездить. за зиму наверно отстрою на станке если все норм будет

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Выбор длины шатунов:

Длина шатуна измеряется как расстояние от центра оси педали до центра оси системы (каретки). Длина шатуна стандартизована и может быть от 160 мм. до 190 мм. с шагом 5 мм. или 2,5 мм. в середине диапазона, и выбирается под антропометрические данные велосипедиста и стиль езды.

Грубая оценка необходимой длины шатунов для шоссейного велосипеда. С этого размера можно начинать пробовать разные варианты. Если у вас нога относительно короткая, то вам и шатун нужен короче.

Если вам нужна классическая шоссейная рама следующего размера:

• 54 см и менее — то шатун 170 мм;

• 55-61 см — то шатун 170-172 мм;

• 62 см — то шатун 172.5-175мм.

Для горного велосипеда длина шатунов берется больше на 2.5-5 мм, чем для шоссейного.

Длина шатуна определяет диаметр круга, который описывают педали. Чем больше круг, тем сильнее Вам придется сгибать колени и напрягать мышцы бедра, вращая шатуны. Ваши бедренные мышцы не могут развивать одинаковое усилие во всем диапазоне движения. Это очень легко показать. Если Вы сядете на корточки так, что колени будут полностью согнуты, и привстанете, скажем, на пять дюймов, это потребует гораздо большего усилия, чем нужно, чтобы присесть на пять дюймов из положения стоя и затем снова выпрямиться. Когда Вы сидите на корточках, Ваши мышцы не могут выдать ту же мощность, как если бы колени были лишь слегка согнуты, чтобы опустить Вас на пять дюймов. Так что если нужно выбирать между шатуном такой длины, при которой Вы будете вынуждены полностью сгибать и разгибать колени, и шатуном, который заставляет сгибать колени всего в пределах, скажем, 20 градусов, выбирайте более короткий шатун. Такой шатун позволит Вашим мышцам работать в более эффективном диапазоне движений.

Читать еще:  Как на велосипеде сделать безкамерку

Так какой же должна быть длина шатунов? Да, это хороший вопрос. Хотел бы я знать хороший ответ, но не знаю. Наверное ясно, что байкер ростом 5 футов 2 дюйма не захочет ездить с шатунами той же длины, что и байкер ростом 6 футов 7 дюймов, если, конечно, они не ухитрились отрастить ноги одинаковой длины (что весьма маловероятно). Для определения оптимального соотношения длины ног и шатунов были выполнены некоторые исследования. Сомневаюсь, что есть оптимальное соотношение, которое применимо ко всем людям. Один автор в крупном издании всего несколько лет назад утверждал, что, после значительного объема тестов с участием многих разных велосипедистов, установлено: длина шатуна должна составлять 18.5% расстояния от вершины берцовой кости до пола. Вы найдете верх берцовой кости очень легко. Он на 5-6 дюймов ниже выступа таза и сдвигается назад, когда Вы поднимаете колено. Прочитав это, я моментально сменил стандартные 170 мм шатуны для шоссейников на 175 мм. Немедленно увеличились отдача и выносливость. Я начал пользоваться этой формулой при выборе шатунов для клиентов. До сих пор никаких жалоб не поступало. Но это, конечно, не значит, что мои клиенты не будут столь же, или еще более довольны при какой-то другой длине шатунов. И я должен признать, что никогда не пользовался шатунами длиннее 175 мм достаточно долго, чтобы заключить, что они еще лучше для меня.

Замер вершины берцовой кости не учитывает различия в самих ногах. Различия в пропорциях между длиной икры и бедра должны влиять на оптимальную длину шатуна. Байкер с более длинными бедрами и короткими икрами поставит более длинный шатун, чтобы сгибать колено на тот же угол, что и байкер с короткими бедрами и длинными икрами. Один из двух велосипедистов с одинаковыми пропорциями может предпочитать быстрее крутить педали. Тут может помочь более короткий шатун. А возможно, даже двое байкеров с идентичными пропорциями скелета выяснят на практике, что им нужна разная длина шатунов для достижения максимальной отдачи просто из-за различий в мускулатуре.

Как подобрать каретку для велосипеда

Каретка – это один из самых важных узлов велосипеда, на который приходиться очень большая нагрузка при езде. Когда со временем, механизм выходит из строя, крутить педали может быть очень трудно. Зачастую, когда приходиться менять каретку, пользователь думает, что это механизм стандартный, и, обращаясь в специализированный магазин, он может говорить: «Мне, пожалуйста, каретку, …обычную.»

Но не все так просто как кажется, ведь существуют десятки различных типоразмеров данных деталей, и то, что подойдет одному велосипеду, может абсолютно не соответствовать механизмам другого. Какие же виды кареток существуют и как грамотно подобрать деталь для вашего двухколесного коня?

Что входит в конструкцию каретки?

Все кареточные системы в своей конструкции принципиально похожи, и состоят из:

Корпуса, с вмонтированными подшипниками и осью.

Чашек, фиксирующих механизм в кареточном стакане. Такие чашки могут быть либо запрессованные либо вкрученными в раму – все зависит от типа крепления всего механизма.

Оси, продетой через корпус, которая может беспрепятственно вращаться. На концы оси крепятся шатуны велосипеда.

Место, где расположена и зафиксирована вся кареточная система, называется «стакан каретки».

Разновидности кареток велосипеда

Существует очень много стандартов кареток, которые отличаются между собой размером вала и корпуса, резьбой и способом фиксации шатунов. Конструкция кареток может быть разборного и неразборного типа. Первый вариант – это конусные чашки и подшипники шарикового типа, размещены в сепараторе. Неразборные каретки – это собранные на заводе механизмы с запрессованными внутрь подшипниками. Такие подшипники заводской сборки защищены от скопления грязи, и соответственно могут дольше прослужить. По типу конструкции каретки можно разделить на:

резьбовые – вкрученные прямо в раму велосипеда;

кардтриждные – с разборным корпусом, в котором посажены подшипники и вал;

пресс-фит – изделия, запрессованные в раму, без резьбы;

c цельнометаллической осью.

Кареточный механизм велосипеда представляет собой тело, с металлической осью и подшипниками. На выступающие концы оси надеты шатуны. Ось кареточной системы может быть разной формы. Это может быть квадрат или разные типы шлицов. В таких механизмах важную роль играют две размерности – это размерность самого тела каретки и длина оси. Корпус или тело может иметь ширину 68, 73, и 83 миллиметра, хотя на велосипедах-фетбайках ширина такого узла может достигать до 100-120 миллиметров. Самой распространенной шириной каретки является величина 68 миллиметров.

Стандарт шатунов
Выбирая каретку к велосипеду, первое на что следует обратить внимание, это стандарт крепящихся шатунов. Хотя таких стандартов может быть очень много, мы рассмотрим несколько распространенных вариантов.

Шатуны под квадратный вал. Механизмы с таким стандартом самые распространенные, и встречаются в самых массовых и недорогих, но качественных моделях. Вал каретки заходит в квадратные посадочные ячейки шатуна, и фиксируется болтами. Форма самого вала в данном случае, напоминает срезанную пирамиду, с расширением по направлению к раме. Самыми востребованными каретками такого типа, являются модели с валом длиной 110-126 миллиметров.

Стандарт Octalink. Сюда входят разновидности – V-1 и V-2. Кареточная система Octalink оснащена 8 шлицами, но каждый вид обладает собственными размерами шлицов.

Hollowtech 2 – имеет интегрированную ось в правый шатун ось, и чашки выносного типа. Благодаря минимальному количеству комплектующих, имеет небольшой вес и способствует увеличению жесткости.

GXP – система устроена по принципу Hollowtech 2, кроме совместимости шлицов.

Mexa Exo – интеграция оси и тип крепления чашек, такие же как и у Hollowtech 2, поэтому оба стандарты в большинстве случаев совместимы.

ВВ30 – новый стандарт, который не совмещается с другими стандартами. Диаметр интегрированной оси этого стандарта составляет 30 миллиметров, а это значительно больше чем у других систем. Оси ВВ30 изготавливают из алюминия, что способствует снижению веса системы, не теряя, при этом прочность.

ISIS – отличается от других стандартов тем, что вал для всех видов шатунов имеет одинаковую длину. Соединяется при помощи шлиц.

HOWITZER – места под посадку напоминают те, что в ISIS, но данный стандарт с ISIS абсолютно не совместим. Соединения получаются жесткими, и исполняются с помощью шлиц. Вся система имеет свою автономную ось и подшипники, которые закреплены извне.

Power Spline – стандарт, который предусматривает наличие 12 шлицов, и совмещается с шатунами FiveD и Iso Flow.

Клинья. Шатуны, которые фиксируются клиньями, применяются в самых простых и дешевых моделях велосипедов. Фиксация нежесткая, компоненты нужно часто менять.

Тип резьбы

Существует несколько видов резьбы для фиксации кареточного механизма, но в наиболее распространенных стандартах встречается всего два, а именно:

Английская резьба. В этом варианте на правой чашке нарезана левосторонняя резьба, а на левой – резьба правостороннего типа.

Итальянская резьба. В данном случае на обеих чашках можно увидеть резьбу правосторонней нарезки.

Швейцарский и французский тип нарезки резьбы является менее распространенным, но все же такое встречается. Если ваш велосипед оснащен именно таким резьбовым соединением, вы можете попросить работников велосипедной мастерской заказать для вас необходимые запчасти.

Выбираем механизм каретки самостоятельно

Чтоб подобрать требуемую каретку, вам необходимо произвести замеры кареточного стакана, а именно выяснить длину вала, и посмотреть под какой стандарт сделаны ваши шатуны.

Для того, чтобы разобрать кареточный узел самостоятельно, вам понадобятся специальные съемники. Они подбираются по стандарту каретки. Сначала нужно снять с оси шатуны. Делать это нужно, начиная с левой стороны, чтобы не нарушить звезды. Отвинтив стопорную гайку, если такова имеется в вашей модели велосипеда, удалите накопившуюся грязь и пыль. Гайку следует снимать особенно осторожно, подобрав к ней соответственный гаечный ключ. Затем, по очереди, снимаются обе чашки, и аккуратно вынимаются подшипники. Если вы сомневаетесь, что сможете правильно разобрать, и потом собрать кареточный узел, вам будет лучше всего обратиться за профессиональной помощью в мастерскую для велосипедов.

Покупать необходимую деталь желательно только в специализированных проверенных торговых точках. Специалисты-консультанты, которые работают в наших веломастерских, помогут вам грамотно и быстро определить тип кареточного узла вашего двухколесного транспортного средства и выбрать и купить каретку.

Выбор Велосипеда и компонентов

Мы в соцсетях

Веломагазины в Киеве

Без выходных с 10:00 до 20:00
Осокорки, пр. Бажана, 10
Оболонь, пр. Г. Сталинграда, 4, корп. 7
Позняки, ул. Анны Ахматовой, 34
Шулявка, ул. Гетьмана 6, блок А
ППавл. Борщаговка, ул. Садовая 1 Б
Все контакты

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector