Как узнать какая каретка стоит на велосипеде
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как узнать какая каретка стоит на велосипеде

Велосипедные каретки – типы и совместимость

Велосипедная каретка, важный элемент велосипеда, который вкручивается или запрессовывается в каретковый стакан рамы велосипеда. Каретка оснащена подшипниками, которые позволяют вращать шатуны. Достаточно критическая точка велосипеда, потому что она низко расположена над землей и подвергается частым воздействиям мусора, воды и грязи. В настоящее время существует несколько (!) типов кареток , которые отличаются друг от друга — технологией сборки, типом монтажа шатунов, типом подшипников и используемыми материалами.

Не разборный тип

Чаще всего они используются на велосипедах BMX и круизёрах, иногда их можно найти в более старых моделях (например, складных) и детских велосипедах. Банально простая конструкция, состоящая из одного элемента, предназначена только для велосипедов с не резьбовым кареточным стаканом рамы. В таких каретках применяются обычные сепарированные шарикоподшипники.

Не разборный тип

Классический (открытый) тип

Подобно не разборным кареткам, конструкция классических кареток очень проста. Такая каретка состоит из оси, подшипников и опорных чашек. Их самым большим преимуществом, является очень простое обслуживание и низкие эксплуатационные расходы, но такие каретки «любят» ломаться.

Классический или открытый тип каретки

Картриджный тип

Этот тип кареток используется в группах нижней и средней ценовой категории от Shimano — Acera и Alivio. Их можно встретить почти на всех велосипедах до 800$, как на горных, так и на туристических. Картриджная каретка отличается от классической, своей закрытой конструкцией, в которой находятся ось и набор подшипников. Такой тип каретки ввинчивается в каретковый стакан рамы. В зависимости от класса, в ней могут применяться — шариковые, промышленные или игольчатые подшипники (например, Dura Ace BB-7700), которые могут быть дополнительно герметизированы. Использование более высокого класса подшипников, в сочетании с алюминиевым корпусом, существенно уменьшает вес конструкции, сохраняя при этом очень низкое сопротивление качению и увеличивает долговечность.

Картриджная каретка

При выборе картриджной каретки, нужно обратить внимание на три важные характеристики: способ крепления шатунов, диаметр оси и ширина стакана рамы.

Картриджная каретка в разобранном виде

1) Крепление шатуна

Изначально, этот тип каретки имел ось с посадочным местом для шатунов в виде квадрата. Позднее, появились шлицевые соединения — ISIS , Octalink и Power Spline , благодаря которым, существенно улучшилось качество соединения оси и шатуна, а соответственно, и жесткость конструкции. Octalink — это решение, используемое исключительно Shimano, и существует в двух версиях: Octalink V1 и Octalink V2 , которые отличаются друг от друга длиной шлица (с таким же количеством канавок) и они несовместимы друг с другом. В ответ на шимановский стандарт Octalink, SRAM разработали свой стандарт под названием ISIS , который так же используется другими компаниями, такими как FSA или Race Face. Существует также стандарт под названием Power Spline , разработанный компанией Truvativ, но он менее популярен и довольно редок.

Типы крепления шатунов

2) Диаметр и ширина кареточного стакана рамы

В настоящее время, наиболее популярным является английский стандарт (BSA), также известный как ISO, в котором ширина каретки составляет от 68 до 73 мм, а диаметр – 1,37 дюйма. Так же есть итальянский стандарт, с шириной каретки 70 мм и диаметром оси 36 мм, который чаще всего использовался в шоссейных велосипедах, и французский стандарт, с размерами — 68 мм и 35 мм соответственно. И в итальянском и французском стандартах используется только правая резьба, что создает риск отвинчивания правой опоры подшипника во время езды. Вариант французского — швейцарский стандарт, который отличается только использованием левой резьбы справа. Наименее популярным, является стандарт Raleigh, ранее используемый в старых британских велосипедах.

Диаметры и ширина каретки

Интегрированная каретка

Используется в самых дорогих группах (например, XTR, Dura Ace, XX1). Такая система состоит из оси увеличенного диаметра и полой внутри, соединённой с шатуном (левым у SRAM и правым у Shimano), а также подшипников на внешней стороне муфты. Благодаря увеличению диаметра оси и смещению подшипников за пределы каретки, значительно увеличена жесткость всей конструкции, а так же уменьшен вес. Вариантом интегрированных систем, являются прессованые каретки (так называемые PressFit), у которых подшипники скрыты в каретку (точнее — впрессованы), что в значительной степени защищает их от мусора, пыли, воды и грязи. Кроме того, такое решение позволило разместить подшипники большего диаметра и увеличить общую ширину каретки, тем самым сделав конструкцию рамы более жесткой. Но такое решение имеет и недостаток, — сложность замены подшипников.

PressFit

Система PressFit не требует смены шатунов, поскольку она совместима с каретками, в которых подшипники размещены вне муфты (например, hollowtech II). Единственное что нужно иметь в виду, это несовместимость между брендом Sram и остальными, такими как Shiamano, Fsa или Race Face. Поэтому, каретки PressFit можно использовать с шатунами Shimano, FSA или Race Face, но нельзя с шатунами SRAM, и наоборот (в случае SRAM, интегрированные системы с левой стороны имеют диаметр 22 мм и 24 мм с правой).

Интегрированная каретка (резьба)

Производитель Тип Диаметр оси Резьба Ширина муфты
Truvativ (SRAM) XR Giga X Pipe (GXP) 22 мм (левая)
24 мм (правая)
BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
Shimano Hollowtech II 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
FSA FSA Mega Exo -Ø24 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
FSA FSA MegaEvo 30 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм
FSA FSA Mega Exo -Ø19 19 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм
Race Face X-Type 24 мм BSA 1.37″ (35 мм) 68 мм – 73 мм/100 мм

Интегрированная каретка (PressFit)

Тип Диаметр оси Диаметр муфты Ширина муфты
BB30 30 мм
через адаптер
24 мм, 24/22 мм
42 мм 68мм (шоссе)
73мм (MTB)
PF30 30 мм
через адаптер
24 мм, 24/22 мм
46 мм 68мм (шоссе)
73мм (MTB)
86.5мм (386EVO)
BB86/92 24 мм
24/22 мм (SRAM)
41 мм 86,5 мм (шоссе)
91,5 мм (MTB)
BB90/95 24 мм
24/22 мм (SRAM)
37 мм 90,5 мм (шоссе)
95,5 мм (MTB)
BB386 EVO 30 мм 46 86,5 мм

Другие виды кареток

BB30A и PF30A

Компания Cannondale представила свои варианты кареток: BB30 и PF30 . Их характерной особенностью, является асимметричный «стакан» каретки, который на 5 мм шире с левой стороны. Оба типа предназначены под ширину стакана 73 мм и специально разработаны для шатунов Cannondale SISL2 HollowGram. Но, дополнительные 5 мм затрудняют монтаж других шатунов. Шатуны, использующие подкладки с левой стороны (например, Cannondale и Sram), могут быть совместимы со стандартом BB30, если убрать подкладку — остальное (например, FSA) не совместимы.

T47 (или Thread Fit 30i ) — представлен в 2015 году Крисом Кингом и «Argonaut Cycles». Стандарт основан, как и PF30, на муфте диаметром 46 мм. Разница заключается в том, что каретка T47 вкручивается, тогда как PF30 впрессовывается. Другими словами — на раме, к которой подходит PF30, с 46-мм втулкой, делается резьба высотой 1 мм, таким образом, получается муфта диаметром 47 мм.

T47

Производители велосипедных компонентов каждый год наводняют нас новыми стандартами, новыми технологиями, они всё время в «заботе» о нашем комфорте и безопасности. Но действительно ли все новинки влияют на то, как мы ездим? Возможно, на уровне профессионалов, принимающих участие в Олимпийских играх, увеличение муфты на 5 мм, позволит увеличить жесткость и выиграть решающую долю секунды.

Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости

Велосипед, как и любой сложный механизм, состоящий из множества частей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации, а также различным повреждениям в результате падения, время от времени требует замены компонентов. А учитывая то, что современный велосипед является, по сути, конструктором, иногда приходится часами искать в интернете данные о совместимости тех или иных компонентов. Персонал велосипедного магазина Велобазар.ком решил облегчить Вам задачу и написать серию статей о различных стандартах и совместимости компонентов. Первая ласточка – статья о наиболее распространенных типах велосипедных кареток и шатунов, а также совместимости данных компонентов.

Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.

На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.

По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. “Неразборность” кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.

Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:

1. Шатуны под клинья. Стандарт, используемый в старых велосипедах, а также в наиболее дешевых современных велосипедах. Шатуны одеваются на вал и фиксируются при помощи клиньев. Преимуществом данного стандарта является дешевизна компонентов, а недостатком – очень малая жесткость крепления, в результате чего клинья и посадочные места разбиваются и требуется частая замена компонентов.

2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.

3. Shimano Octalink. Существует 2 различных стандарта: Octalink V1 и Octalink V2. Каретка Octalink V1 имеет 8 шлицов длиной 5 мм и шириной 2 мм, а Octalink V2 – также 8 шлицов, но их длина составляет 9 мм, а ширина – 2.8 мм. На сегодняшний день шатуны стандарта Octalink V1 не производятся, а стандарта Octalink V2 не поставляются в Украину как запчасть, а только установленными на готовые велосипеды. Официальный поставщик Shimano в Украине поставляет каретки Shimano BB-ES25 стандарта Octalink V2. Наиболее известные производители шатунов данного стандарта – это Shimano, FSA и Ritchey. Длина вала каретки подбирается под конкретную модель шатунов.

Читать еще:  Как сделать на велосипеде трюк

Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.

4. ISIS. Вскоре после запуска компанией Shimano стандарта Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт – ISIS (который также поддержали Truvativ, FSA). Данный стандарт также предусматривает шлицевое соединение каретки с шатунами, но при этом форма и количество шлицов отличаются от предыдущего стандарта. Шатуны и каретки данного стандарта выпускаются (или выпускались) компаниями Controltech, FSA, Gusset, RaceFace и Truvativ. Особенностью данного стандарта является одинаковая длина вала для всех систем шатунов: если Вам нужен чейнлайн 48.5 мм – нужно устанавливать каретку с валом 113 мм. Установив каретку с длиной вала 118 мм, Вы увеличите чейнлайн на 2.5 мм.

5. Truvativ PowerSpline. Вариации на тему шлицевого соединения от компании Truvativ. Каретки данного стандарта имеют большее количество шлицов (12 шлицов против 10) и меньший диаметр вала, чем ISIS. Каретка совместима с двумя системами шатунов – IsoFlow и FiveD.

6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.

7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.

7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.

На текущий день все шатуны Shimano серии Deore и выше (для шоссейных велосипедов – Sora и выше), а также некоторые несерийные модели и модели для экстремальной езды – Saint и Zee изготавливаются именно по данному стандарту.

7.2 FSA Mega EXO. В целом повторяет стандарт Hollowtech II – та же интегрированная в правый шатун ось и выносные чашки каретки. Каретки и шатуны стандартов FSA Mega EXO и Shimano Hollowtech II в своем большинстве совместимы между собой (исключение составляют шатуны FSA с 19-миллиметровой осью, например FSA Omega).

Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.

Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.

7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.

7.4 Truvativ GXP (Giga-X-Pipe). В целом, данный стандарт очень похож на три предыдущих, но с ними не совместим. Диаметр вала также составляет 24 мм, но сам вал ступенчатый, из-за чего в каретке используются подшипники с разным внутренним диаметром (справа – 24 мм, а слева – 22 мм). Шатуны и каретки данного стандарта не совместимы с подобными продуктами других производителей. Левый шатун одевается на вал и притягивается прижимным болтом.

7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.

7.6 BB30. Хотя BB30 – это стандарт кареточного узла, разработанный компанией Cannondale, его, все-же, будет целесообразно рассмотреть в главе, посвященной стандартам шатунов, так как под данные каретки необходимы не совместимые ни с чем другим системы шатунов. Данные шатуны также имеют интегрированную ось, но ее диаметр значительно больше – 30 мм. Такое изменение позволило изготовлять оси не из стали, а из алюминия, тем самым заметно снизить вес без потери прочности. Еще одной полезной особенностью данного стандарта является уменьшение Q-фактора шатунов (расстояние между плоскостями в которых расположены отверстия крепления педалей).

Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.

Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:

1. Английская резьба (BSA или I.S.O.). Размер резьбы составляет 1.37″x24 tpi. Ширина кареточного узла составляет 68 или 73 мм для горных и кроссовых велосипедов и 68 мм для шоссейных велосипедов (также встречаются кареточные узлы 83 мм у экстремальных велосипедов и 100 мм у фэтбайков). Левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая – левостороннюю. В большинстве современных велосипедов используется именно данный стандарт резьбы. Под данный стандарт производятся каретки для всех шатунов типов от №1 до №7.5.

2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.

3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.

4. Швейцарская резьба. Как и в кареточном узле французского стандарта используется резьба 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла также составляет 68 мм. Единственным отличием является то, что левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая – левостороннюю. Также, как и при французской резьбе, при наличии инструмента возможно перенарезать резьбу под стандарт BSA.

В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.

1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.

2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.

3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.

4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.

5. BBRight. Конструктивно – аналог двух предыдущих стандартов, но кареточный узел имеет бОльшую ширину и асимметричную форму. По конструкции BBRight Direct Fit повторяет стандарт BB30, а BBRight Press Fit – PF30.

6. 386Evo. Более широкая версия PF30.

7. BB90/BB95. Cтандарт с запрессовываемыми прямо в раму подшипниками. Предназначен для работы с осями 24 мм. Ширина – 90 или 95 мм.

В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.

Затратив несколько дней на поиски в интернетах различных адаптеров и кареток, персонал магазина Велобазар.ком составил сводную таблицу совместимости различных стандартов рам и шатунов. В соответствующих ячейках Вы сможете увидеть поля “полная совместимость”, “совместимо после перенарезки резьбы”, “совместимо через адаптер” и “не совместимо”. Если с первыми тремя вариантами все понятно, то четвертый требует уточнения: поле “не совместимо” может означать как конструктивную несовместимость по причине большей ширины кареточного узла рамы чем длина вала, так и то, что нам не удалось найти соответствующих адаптеров. Если Вы владеете информацией отличающейся от данной таблицы – пожалуйста, свяжитесь с нами и мы добавим в нее Ваши данные.

Но если Вы не хотите вникать во все эти совместимости – Вы всегда можете обратиться к нашим консультантам и мы с радостью Вам поможем.

Устройство и разновидности кареток для велосипеда

7 минут Автор: Михаил Скворцов 397

Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.

Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:

  • силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
  • абразивная – силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.

Конструкция каретки

Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:

  1. Корпус – основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
  2. Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
  3. Ось каретки – подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
  4. Шлицы или места крепления шатунов.

К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.

Читать еще:  Как отрегулировать вилку на велосипеде

Таким образом, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.

Типы кареток и элементов

Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:

  • длина вала – она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
  • длина корпуса – должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
  • тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
  • тип крепления шатунов – размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.

История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.

Есть разделение и по принципиальной конструкции.

По объединённости с системой

  • Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
  • Неинтегрированные модели – отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
  • Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.

По кареточному стакану

С резьбовой посадкой, под различные размеры:

  • «Английская резьба»;
  • 68 мм;
  • 73 мм – распространён в MTB байках;
  • 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
  • 100 мм – круизеры с широкой рамой;
  • «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
  • «Французская резьба» – использовалась в советских дорожных велосипедах.

Press-fit, иначе – стандарт BB30 – совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:

  • BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
  • PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
  • Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
  • BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
  • BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
  • BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
  • BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
  • 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.

Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:

  • Посадочный диаметр 54 мм;
  • Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
  • Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.

По креплению шатунов

  • Квадрат (SQR) – стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна – при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
  • Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.

Шлицевых соединения множество версий:

  • Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
  • ISIS Drive – общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
  • Hollowtech II – применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
  • Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
  • Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.

Выбор каретки

Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:

  • Внимательно следить за размерами и типом каретки.
  • Узнать из документации тип кареточного стакана.
  • Из документации к заднему переключателю узнать chainline – линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
  • Из документации по системе получить размеры стакана.
  • В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.

Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.

Заключение

Каретка в велосипеде – небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов – от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.

Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 – 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Читать еще:  Как отреставрировать велосипед

Видео по теме:

Типы велосипедных кареток

Что представляет собой велосипедная каретка? Это подшипниковое соединение, обеспечивающие вращательные функции шатунов совместно со звездочками и педалями. В то же время служит для соединения всей двигательной системы с рамой велосипеда. Основное предназначение передача двигательной активности преобразующейся от педалей к колесам. Месторасположение – нижняя часть рамы. Стоит отметить, что весь механизм каретки нуждается в защитных действиях от воздействия влаги или грязи.

Какие существуют виды велосипедных кареток

Современные велобайки по типу выпускаемых кареток разделяется на различные виды.

  1. Открытый вариант каретки. Это узел, состоящий из вала, совершающего вращательные движения на основе подшипников, смонтированных в специальных чашечках. Монтаж производится в кареточный вариант стакана. Открытая каретка не защищена от негативного влияния водного компонента, пыли, грязевых элементов и коррозии. Ему нужно более тщательное обслуживание, если сравнивать с закрытым типом. Главным преимуществом станет ремонтопригодность, которая происходит путем перебирания механизма и замена смазки по мере надобности. Легко меняются подшипники, существует возможность перекрашивания.
  2. Закрытая каретка. Конструктивно, являет собой картриджный узел, наполненный подшипниками с установкой непосредственно в раму. Пользуется большей популярностью у велолюбителей, благодаря практичности. Отлично защищен от внешнего негативного влияния в виде грязи, влаги и коррозионных процессов. Невозможно его техническое обслуживание. Что является главным минусом. При поломке одной детали, весь картридж выбрасывается.

Что касается типов кареток и элементов то, они различаются конструкционно.

Главные отличия можно разложить по отдельным критериям.

  1. По длине вала. Измеряется по длине оси и регулирует расположение педалей. Может меняться.
  2. По длине корпуса. Обязательное соответствие размеру стакана. Допустимы отклонения.
  3. По типу резьбы. Такие параметры должны совпадать у каретки и стакана. Точное совпадение.
  4. По типу крепления шатунов. Четкое и полное совпадение.

Рассмотрим каретку педалей велосипеда по отношению к другим узлам. Первая ориентация на объединенность с системой. Имеет следующие виды.

  1. Интегрированная каретка, составляющая целостную систему. Уменьшается вес велосипеда, удешевляется стоимость и повышается надежность всего механизма.
  2. Неинтегрированная модель представляет собой отдельный узел, с помощью которого можно закрепить шатун выбранного вида.

Вторая ориентация – на кареточный стакан.

Первый вариант – это резьбовая посадка под нужные размеры. Второй тип предусматривает запрессовку подшипников непосредственно в стакан, куда устанавливается вал. Такой монтаж повышает качества жесткости и надежности.

Фото 1. Неинтегрированная модель.

При третьем виде монтажа применяются эксцентриковые устройства. Проворачиваясь в стакане, каретка натягивает цепь. Фиксация происходит при помощи болтов. Серийные байки не могут похвастать такой конструкцией.

Третья ориентация на стандарты монтажа кареток с шатунами.

  1. Конструкция каретки предусматривает использование стандартного квадрата. При такой старинной системе креплений, шатун довольно быстро начинает разбалтываться. Как следствие – повреждение вала, износ каретки, необходимость замены подшипников.
  2. Шлицевое соединение, позволяющие монтироваться различным размерам и предотвращающие разбалтывание и его негативные последствия.

Обслуживание велосипедной каретки

Любое техническое обслуживание велосипедных деталей начинается с подбора нужного инструмента. При работе с кареткой инструментарий подбирается в зависимости от вида узла. Если на байке установлен картридж, то для функций по ремонту подойдут шлицевые ключи. Можно обойтись рожковым ключом или, на крайний случай, разводным. Разборная каретка потребует использования специального ключа. Основное правило – действовать осторожно. Чтобы не повредить раму или конечности.

Каков алгоритм технического обслуживание картриджной каретки?

І. Предварительный этап.

Для начала определяем наличие неисправности в каретке. Скрежет или другой посторонний звук, является симптомом технической болезни. Плохое прокручивание педалей или другие факторы, мешающие движение, служат причиной начала ремонта. Перед тем как приступить непосредственно к демонтажу узла нужно очистить деталь от налипшей грязи.

ІІ. Как демонтировать каретку с велобайка?

  1. Чтобы иметь возможность приложить физические усилия, нужно предварительно велосипед поставить и закрепить.
  2. Процедуру снятия начинаем со стороны, где отсутствуют звездочки.
  3. При наличии стопорной гайки, отворачиваем ее при помощи семейного ключа. Нужны значительные усилия.
  4. Шлицевой ключ вставляется в паз и выворачивает чашку – адаптер.
  5. Демонтируем чашу с подшипниками.
  6. Повторяем действия на стороне с звездами.
  7. Производим выемку картриджа.
  8. Разобранную каретку очищают от старой смазку не забывая подшипники. Детали промываются в растворителе.

Фото 2. Процесс разборки каретки.

ІІІ. Этап установки каретки.

  1. Все части и элементы обильно смазываются.
  2. Каретку справа вставляем на место и при помощи ключа ввинчиваем деталь до упора.
  3. С левой стороны производим аналогичные действия.
  4. Производим установку шатунов.

Теперь рассмотрим процесс ремонта и очистки открытой каретки.
Процесс сборки не особенно сложен и ничем не отличается от монтажа кареток велосипедов советского производства.

  1. Начало сборки происходит на основе подготовки деталей к нормальной эксплуатации. То есть детали необходимо очистить от грязи и смазать подходящим маслом. Необходимо проверить и внутренность кареточного узла – нет ли там мусора и опилок.
  2. Сборка начинается с определения концов оси каретки. Как правило, ось или пластмассовый кожух несут маркировку буквами, обозначающими стороны.
  3. Монтаж чашек – процедура более простая. Разна резьба не даст возможности ошибки.
  4. Кожух из пластмассы одевается на ось. Вкладываются подшипники. Производим смазку.
  5. Справа вставляем чашку и закручиваем до упора. Используем шлицевой ключ.
  6. По аналогии действуем с левой стороной.

Что касается разборки каретки, то это процесс обратный описанному алгоритму.

Как выбрать велосипедную каретку

Случаются моменты, требующие незамедлительной замены каретки. Причин может быть множество и описывать их нет смысла.

Проанализируем общие критерии выбора изделия.

  1. Определяем размеры и диаметр кареток.
  2. Обязательно узнаем из документации тип используемой каретки.
  3. Нужно определить линию цепи. Смотрим в документы к велосипеду. Этот параметр влияет на способы крепления шатуна к валу.
  4. Оцениваем четкие размеры стакана.
  5. Вид переднего переключателя повлияет на выбор интегрированной или неинтегрированной модели.

Желательно приобрести специальный ключ вместе с покупкой детали.

Описанные действия носят обще рекомендательный характер. Теперь подробнее остановимся на практических советах, влияющих на технические особенности подбора велосипедной каретки.

Интегрированная каретка, требует знаний ее стандарта. И размер длины стакана. Чаще всего используются варианты в 68 мм или 73.

Внешний вид интегрированной каретки

Отдельно распишем алгоритм предусматривающий выбор неитегрированной каретки. Процедура довольно сложная, поэтому действовать придется по пунктам.

  1. Сперва следует определить велосипедный стандарт каретки. Это может быть квадратная форма или шлицевая.
  2. Затем нужны параметры кареточного стакана. К таким критериям относят длину и вид используемой резьбы. Обращаем внимание, что разна длина требует покупки различного вида каретки.
  3. Читаем руководство к использованию велосипеда. Разделе про передний переключатель узнаем информацию о допустимой длине цепи. (Параметр chainline).
  4. В том же руководстве можно узнать подходящий параметр длины вала.
  5. Обращаемся в магазин или на рынок. Где и подбираем требуемый стандарт каретки.
  6. Стоит отметить один нюанс. Если горный велосипед использует вариант переднего переключателя E-Type, то покупать следует исключительно неинтегрированную каретку (фото №3)

Фото № 3: неинтегрированная каретка

Каково устройство каретки и ее разновидности

Описание начнем с интегрированных кареток.

В принципе, это две чаши, в которые впрессованы подшипники. Чашки, в свою очередь, плотно ввинчиваются в стакан. Подшипники располагаются за пределами каратного стакана. Ось прессуется в шатун и имеет значительную толщину. Это приводит к отличной жесткости всего узла. Соединение чашек основано на пластиковой проставке. Может заменяться алюминиевым материалом. Основная функция – защита от загрязнений.

У шоссейных байков и горных велосипедов каретки не совмещаются между собой. На это не влияет даже наличие одного и того же производителя.

Такой тип кареток совместим со многими марками велобайков. Более конкретную информацию нужно узнавать у конкретного производителя по предоставляемым стандартам.

Переходим к неинтегрированным кареткам.

Состоит из оси с набором впрессованных подшипников и вмонтированных шатунов. Существует две конструкционные категории.

  1. Картриджный узел. Ось и подшипники не разбираются.
  2. Разборная модель. Ее можно отремонтировать, почистить и снова смазать. Чаще всего применяется в старых модификациях велосипедов.

Стандарт неинтегрированной каретки совмещается с посадкой шатуна на клин, как у советских механизмов и по квадрат. Различные производители могут давать вероятность не слишком плотного прилегания. Также существует вероятность и шлицевой посадки шатуна.

Типы кареток следует различать и по отношению к кареточным стаканам.

  1. Первым критерием станет резьба. Велосипедная промышленность использует итальянский, английский и французский стандарт. Все они отличаются длинной и зависящими от нее размерами.
  2. Press-fit. Характерная особенность системы – в прессовка подшипников непосредственно в раму. Немного снижает вес и увеличивает жесткость. Но довольно дорогой инструмент для ремонта, делает такую модель не слишком популярной

От качественной работы каретки зависит все наслаждение занятия велоспортом или отличной велопрогулки. Перед выбором и покупкой такого важного агрегата стоит потратить время на сбор необходимой информации, чтобы не приобрести ненужную деталь. Каждый велосипед уникален, ка и человек. Поэтому отнестись к его начинке нужно со всем вниманием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector