Как установить каретку на велосипед
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как установить каретку на велосипед

ВЗеленое

Интернет магазин товаров
для активного отдыха

+7 989 265 32 96

Замена каретки на велосипеде.

Добрый день. Написать данную статью меня сподвигло то, что кареточный механизм, как показала практика, самый сложный в ремонте. Данную статью я буду дополнять видеообзорами, фотографиями и разными вариантами решений тудностей, с которыми мне предстоит столкнуться.

1. Вначале рассмотрим замену велосипедной каретки под квадрат.

Велосипедные каретки в большинстве случаев ставятся на стакан 68мм либо 73мм . Для каретки под квадратт в процентном соотношении это 90/10 выходит. Каретку на 73мм можно заменить на 68мм, берите на размер больше. Т.е. если у вас была 73мм на 122, то можете поставить 68мм х 124. Если 68мм каретку менять на 73мм, то вам придется поставить проставки, чтоб увеличить общую длину стакана до 73мм, иначе чашки не закрутятся до конца и не зафиксируются.

– Размер велосипедной каретки (122мм, 124мм, 113мм и т.д.) определяется между концами самой каретки(туда, куда вкручиваются болты), если стоят гайки, то резьбу в учет не берем. Также размер каретки указан на ней самой.

– Перед заменой каретки посмотрите, не упирается ли передний переключатель в крыло на самой низкой скорости(тогда новую следует взять на размер(2-4мм)больше), либо он может не сбрасывать на маленькую звезду шатуна(не может дальше отклониться). Проверьте, есть ли запас хода переднего переключателя на большую звезду, либо он еле дотягивает, и цепь трет по лыжне переключателя. Это не маловажный момент при замене велосипедной каретки, так как кто и какую каретку ставил перед вами вы не знаете. За свою практику я убедился, что ставили все что только было под рукой.

– Для замены нам будут необходимы: съемник шатунов(200-500р), съемник каретки(200-500р) либо ключ на 36 с трубным ключом. Чашки каретки под ключ используются на более дешевых вариантах кареток.

– Перво наперво необходимо снять шатуны. Для этоно и используется съемник. Выкручиваете болты(либо гайки) одной стороной съемника шатунов, вкручиваете сам съемник другой стороной в шатун и с помощью вращения подвижной части выдавливаете шатун.

С какими трудностями я здесь сталкивался.

Шатун со временм сел очень плотно. Съемник ломается или скручивается резьба. Варианты решения такие.

  • Можно выкрутить болты и покататься. Со временем(бывает буквально от 10 мин, но может и очень долго) шатуны соскочат сами со своего места.
  • Обстучать шатуны, и пробовать до победного конца. Я однажды 3 съемника поломал, пока шатуны поддались.
  • либо делаем так, как описано ниже

Резьба в шатуне слизана, и съемник не держится.

  • Если чашка каретки под ключ, и одну сторону выкрутили, то можно попробовать выкрутить вторую(подлезть ключом), достать шатун со втулкой и выбить втулку каретки из шатуна отдельно. Это гораздо легче.
  • Если оба шатуна не достаются, то болгаркой срезать вал каретки у левого шатуна, и повторить все как написано выше.
  • Если с правой стороны не выкрутилась чашка, то можно ударить изнутри по шатунам(если вы их будете менять, предварительно уберите передний переключатель как можно выше), либо ударить снаружи по втулке (шатуны нужно во что-то упереть), 1-2 хороших удара кувалдой решают все проблемы.
  • Также можно сбить и левый шатун.

– Дальше приступаем к извлечению самой каретки.

Если чашки каретки под ключ. То с помощью трубного ключа на левой стороне(там где шатун без звезд) снимаем контрагайку и выкручиваем саму чашку каретки. Здесь все резьбы правосторонние. Т.е. откручиваем против часовой стрелки. Правую сторону откручиваем ключом на 36. С правой стороны чашки с левосторонней резьбой, т.е. откручиаем по часовой стрелке. ЭТО ВЕЗДЕ. НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО У ВАШЕГО ВЕЛОСИПЕДА ДРУГАЯ РЕЗЬБА.

  • Если чашки не поддались, с помощью болгарки нужно сделать насечку на чашке, вставить туда зубило, и бить молотком, чтоб сорвать хотя бы на четверть оборота. Дальше чашка пойдет сама.

Чашки под съемник каретки. Также левую сторону (где шатун без звезд) против часовой стрелки выкручиваем, правую(где звезды) – по часовой стрелке, левосторонняя резьба.

Если чашки не поддались есть 3 варианта. Зубило и болгарка здесь не помогут.

  • Достаем подседельный штырь, в раму велосипеда наливаем 2-3 кубика любого масла(там сквозное отверстие до каретки, кроме двухподвесов) и катаемся 2-3 дня. Масло смажет всю резьбу, после чего чашки вылетают на ура.
  • Берем переднюю ось втулки русский стандарт. По резьбе она такая же как болт каретки. Ставим съемник каретки, закручиваем ось и притягиваем с помощью конусной гайки. Так как гайка конусная, она входит на половину в сам съемник и не дает ему шевелиться. Берете ключ с большим рычагом и пытаетесь открутить чашки.
  • Можно сделать проще, берете съемник каретки и отводите ваш велосипед на ближайшее автомобильное СТО. Съемник каретки точно подходит под ударный пневматический гайковерт . Только не перепутайте в какую сторону нужно откручивать. Вся поцедура на СТО вам обойдется от 0 до 100р максимум. Выкрутить сможете все неподдающиеся чашки.

Остальные виды кареток рассмотрим позже, такде буду добавлять фото и видео по замене. Можете сохранить ссылку на данную статью, чтоб не пропустить новую информацию.

Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда

8 минут Автор: Михаил Скворцов 360

Возможно, любители простых периодических велопокатушек не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.

Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены. В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.

Велосипедная каретка: что это и зачем?

Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не в ходу.

В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

Типы кареточных узлов:

  • картриджные (одноразовые);
  • разборные, которые подлежат ремонту.

К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.

Определение неисправности

О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

Читать еще:  Рога на руль велосипеда как правильно установить

Снятие каретки: делаем правильно!

Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

  • Шатунная выжимка.
  • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
  • Плоская отвертка.
  • Небольшой молоток.
  • Съемник каретки для извлечения из стакана.

Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!

С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.

Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.

И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

Смазка и сборка каретки

При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему. Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу. Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

  1. Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
  2. Обработка винта резьбовым фиксатором.
  3. Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ – резьба не сорвется.
  4. Вставка заглушек.

Велосипед – крайне неустойчивый агрегат, поэтому при проведении любых ремонтных работ его необходимо тщательно зафиксировать. Рама не будет болтаться туда-сюда, что исключит риск падения велосипеда на ноги или руки.

Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.

Замена каретки велосипеда

Каретки бывают нескольких видов. Рассмотрим на примере стандартной каретки Shimano с валом octalink. Эта каретка картриджная, в случае выхода из строя она заменяется на аналогичную.

Для этого нам понадобится:

  1. Разводной гаечный ключ
  2. Шестигранник на 8
  3. Съемник для шатунов
  4. Съемник каретки

Данная инструкция так-же доступна в приложении для android «Ремонт велосипеда» в его бесплатной и платной версии без рекламы

1. Открутите болт каретки против часовой стрелки шестигранником на 8.

2. Будьте внимательны! От болта может остаться шайба, её нужно вынуть.

3. Повторите процедуру с левым шатуном.

4. Установите съемник шатунов с шайбой увеличенного размера (для систем octalink и isis) в систему — вкрутите его по часовой стрелке и затяните разводным ключом, прилагая небольшое усилие.

5. Далее, вкручивайте выжимной болт по часовой стрелке до полного снятия шатуна.

6. Повторите предыдущую процедуру с левым шатуном.

7. После снятия шатунов выкрутите левую чашку каретки против часовой стрелки, используя съемник для кареток.

8. Затем, с правой стороны выкрутите каретку по часовой стрелке тем же съемником.

9. Очистите систему и каретку от грязи и старой смазки.

10. Очистите кареточный узел от грязи и старой смазки. Смажьте резьбу неприкипающей смазкой.

11. Вкрутите каретку с правой стороны против часовой стрелки. Затяните, прилагая максимальное усилие.

12. Вкрутите левую чашку каретки до упора и подтяните с небольшим усилием.

13. Смажьте вал каретки неприкипающей смазкой.

14. Установите систему и шатун на вал каретки.

15. Притяните систему и шатун болтом каретки под шестигранный ключ на 8 с максимальным усилием.

Обслуживание и ремонт каретки велосипеда

Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.

Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

Разновидности детали

Каретки бывают открытого и закрытого вида:

Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.

Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.

Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.

Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.

Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.

Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.

Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

Диагностика поломок или загрязнения

Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

Свинчивание механизма с рамы

Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

Читать еще:  Какие мышцы работают при велосипеде

Инструменты для съёма каретки:

  • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
  • Шлицевые гаечные ключи;
  • Съёмник для механизма;
  • Гаечный ключ с рожками;
  • Отвёртка.

Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

Поэтапное извлечение механизма

Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

  1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
  2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
  3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.

Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

  • Установить съёмник другим концом в полость шатуна и ввинчивать в резьбу детали до упора.
  • Закручивать болт инструмента с помощью гаечного ключа до выдавливания шатуна со стороны вала.
  • Освободить ось, очистить керосином или WD-40 места крепления.
  • Отвинтить стопорную шайбу гаечным ключом.
  • Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

    • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
    • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
    • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
    • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

    Очистка открытой каретки

    После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

    • Поврежденные детали заменяются на новые.
    • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
    • Места крепления замазываются смазочным средством.
    • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

    Обслуживание капсульной каретки

    При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

    Сборка и установка механизма

    Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

    Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

    Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.

    На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.

    Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

    Регулирование работы кареточного механизма

    Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

    • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
    • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
    • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
    • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.

    Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.

    Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

    ljvelo

    ljvelo

    Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

    Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

    Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

    Интегрированные каретки

    Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

    Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

    Стандарты интегрированных кареток:

    • Совместимые с Shimano:
      • Shimano Hollowtech II
      • Hope
      • RaceFace X-Type
      • Token
      • Chris King
      • FSA Mega Exo

    • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:
      • GXP (GigaX Pipe)
      • Hope (через фирменный адаптер)
      • Chris King (через фирменный адаптер)

    • Campagnolo Ultra-Torque.

    Неинтегрированные каретки

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

    SQR – соединение на квадрат

    Octalink – стандарт Shimano

    Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

    Виды кареток по используемому кареточному стакану

    С резьбовой посадкой

    В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

    • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
    • 68 мм — наиболее распространены,
    • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
    • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
    • 100 мм — фэт-байки.
    • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
    • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

    Press-fit

    В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

    Каретка типа Press-fit

    Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

    • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
    • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
    • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
    • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
    • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
    • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
    • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
    • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
    • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

    Особенности выбора каретки

    Эксцентриковая каретка

    Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

    • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
    • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
    • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

    На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

    Инструменты для работы с кареткой

    Для работы с кареткой – картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

    Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ –

    А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно – можно легко повредить раму.

    На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

    Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки – не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность – особенно это относится к алюминиевым рамам – для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа – можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

    Снятие каретки картриджного и разборного типов

    Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.

    После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы – один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек – если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

    0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

    Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

    1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа – можно повредить гайку.

    Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

    2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

    Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

    3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

    4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

    Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

    Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

    Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

    1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

    Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

    2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же – 50-70 Нм.

    Теперь надо установить шатуны и систему.

    Сборка и установка разборной каретки

    Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

    Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую – он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку – смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

    Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

    Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

    0. При сборке каретки самое сложное – не перепутать концы оси каретки – ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

    Чашки перепутать не удастся – у них разная резьба (у левой чашки – правая и наоборот)

    1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками – внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

    2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

    3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

    Регулировка подшипников разборной каретки

    После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем – к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

    0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.

    1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.

    Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

    Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

    Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

    Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector