Как снять манетки на руле велосипеда
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как снять манетки на руле велосипеда

Ремонт велосипедного переключателя

Езда на велосипеде — не просто отличный отдых и занятие спортом, для некоторых любителей это становится образом жизни. Качественные и безопасные поездки на велосипеде возможны только в том случае, когда транспортное средство полностью исправно. Это касается любого велосипеда, но в особенности велосипеда с переключением скоростей. Все составляющие части трансмиссионного узла велосипеда нужно поддерживать в рабочем состоянии. Это касается профилактического ухода за велосипедной цепью, переключателем скоростей. В процессе эксплуатации велосипеда, с увеличением его пробега многие детали изнашиваются и выходят из строя, представляя угрозу для своего владельца. Если во время поездки тяжело переключаются скорости на велосипеде на много скоростном аппарате, вы слышите непривычное звуки, щелчки, это может быть следствием сбоя работы переключателя скоростей. Причины неполадок в работе переключателя скоростей могут заключаться в следующем:

  • изнашивание растяжения цепи;
  • деформация звёзд и повреждение троса перекидки;
  • загрязнение. О попадании грязи в механизм заднего переключателя свидетельствует посторонние звуки в виде скрипа и различных стуках, которые возникают при вращении;
  • изнашивание кассетного блока.

Чтобы переключатель скоростей работал бесперебойно, необходимо настроить оба переключателя и проверить компоненты трансмиссионного узла. Повреждение троса можно определить визуально и самостоятельно провести его замену. Для этого приобретите в веломагазине необходимую деталь и выполните следующую последовательность работ:

  • открутить гаечным ключом болт, закрепляющий трос;
  • извлеките тросик, предварительно разобрав манетку. Манетка — это деталь механизма переключения скоростей, крепящуюся на руле велосипеда (рис.1);
  • Замените рубашки, это потребуется если они изношены;
  • чтобы трос лучше входил в рубашку, используете масло и поместите деталь на место;
  • настройте переключатель.

Если с тросом всё в порядке, проведите диагностику цепи. Цепь является очень важным элементом во всём трансмиссионном блоке от исправности которого зависит корректная работа всего механизма. Со временем велосипедная цепь может растягиваться вследствие динамических усилий, загрязнения, длительного процесса эксплуатации, поэтому требует своевременной замены и профилактического ухода. Чтобы заменить цепь или укоротить ее с помощью извлечения нескольких звеньев, используются специальные профессиональный инструмент называемые выжимкой. Помощью этого инструмента выдавливается ось звена (пина), что позволяет разомкнуть цепь и произвести необходимые манипуляции с ней.

Конструкция и принцип действия задней перекидки

Задняя перекидка переключателя скоростей (рис. 2) состоит из следующих деталей:

  • параллелограмма;
  • направляющей троса и фиксирующего болта;
  • ролика натяжения;
  • лапки;
  • винта регулировки Н и винта регулировки L;
  • направляющего ролика;
  • места крепления к петуху.

Принцип действия задней перекидки переключателя скоростей заключается в координации функционала манетки, закрепленной на руле и задней перекидки посредством троса. Во время переключения скоростей на руле велосипеда, трос передает импульс на трансмиссионный узел заднего переключателя скоростей, задействовав в маневре нужные звезды. Таким образом и происходит регулировка переключения скоростей.

Как установить задний переключатель скоростей

Процесс замены заднего переключателя скоростей не представляет особо сложной задачи и под силу непрофессиональным мастерам. Чтобы отремонтировать этот узел, его нужно снять. Чтобы установить задний переключатель скоростей (рис. 3), на велосипед, нужно произвести следующие манипуляции:

  • демонтировать велосипедную цепь;
  • снять трос переключателя;
  • убрать старую деталь и установить на его место новую перекидку;
  • вернуть на место цепь, по инструкции протянув ее между роликами;
  • произвести настройку задняя перекидка скоростей.

Обслуживание заднего переключателя

После того, как вы убедились целостности и рабочем состоянии всех компонентов трансмиссионного узла, можно приступать к настройке блока переключения скоростей задней перекидки:

  • установите велосипедную цепь на большую звезду переднего кассетного блока и на маленькую в заднем;
  • возьмите гаечный ключ и открутите болт, фиксирующий заднюю перекидку;
  • отрегулировать ролики переключателя так, чтобы установить их в одну плоскость с нужными звёздами. Для этого используют соответствующий винт;
  • после этого нужно натянуть трос и зафиксировать его в нужном положении произвести регулировку натяжения троса;
  • далее с помощью второго винта установить ролики переключателя напротив большой звезды;
  • протестируйте качество работы, переключая скорости

После того как вы произвели ремонт и регулировку заднего переключателя скоростей на велосипеде, можно приступать к настройке передней перекидки:

  • Для начала используя манетку, установите переключатель на звезду, расположенную посередине;
  • Следующим этапом регулировки будет установка велосипедной цепи на первую передачу и освобождение фиксирующего троса;
  • с помощью винта передвиньте рамку до одинакового расстояния с обеих сторон от переключателя;
  • Установите трос, зафиксировав его болтом;
  • Установите цепь по центру рамки, вращая винт;
  • проверьте результат работы.

Если ваш велобайк участвует в гонках и для вас очень важно, чтобы скорости переключались быстро и без заминок, ремонт и настройку переключателя скоростей нужно производить заранее. Избегайте резкого переключения скоростей с низких на высокие и наоборот. Это быстро приводит к износу и повреждению механизма. Нужно помнить, что для многоскоростного велосипеда очень важен уход за всеми деталями и контроль их состояния, также своевременная замена деталей и их регулировка.

Ремонт манеток на велосипеде

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Манетка – устройство переключения скоростных передач велосипеда. Другое название механизма – шифтер. Место расположения в конструкции велосипеда – руль (в современных моделях), рама (в моделях прошлых поколений). Конструктивная форма – ручка, рычажок.

Принцип действия манетки

Велосипедист передает усилие на переключатели с манеток посредством тросикового привода. Переключатели, в свою очередь, обеспечивают смену положения цепи на звездах и изменение передаточного отношения. В моделях с двумя переключателями руль оснащен двумя манетками. Усилия левой руки приводят в действие передний механизм, правой – задний переключатель.

Читать еще:  Велосипед для триатлона как выбрать

Устройство присутствует в конструкции шоссейных, горных, прогулочных, циклокроссовых велосипедов с количеством передач более одной. Основные производители – SRAM, Campagnolo, Shimano. В некоторых моделях манетки объединены в единый механизм с тормозной ручкой. Этот узел в среде автомобилистов именуется автоматом.

Типы манеток

Манетка триггерного типа. Устройство используется в горных и гибридных велосипедах в виде блока на руле, оснащенного двумя рычагами. Внутренний храповый механизм обеспечивает четкое переключение передачи и фиксацию натяжения троса. Способ переключения передач – нажатие на рычажки. Эксплуатационные преимущества – возврат рычага переключения в первоначальное положение. Функция актуальна для езды по местности со сложным рельефом. Крупнейший производитель триггерных манеток – Shimano.

Манетка грипшифт. Устройство этого типа обеспечивает возможность переключения в любую сторону одним движением сразу на несколько передач. Конструктивная форма – вращающаяся ручка. Переключение на соответствующую передачу производится при повороте на несколько щелчков. Эксплуатационные преимущества – различная длина рычага. Крупнейший производитель – SRAM.

Манетка Dual Control. Устройство совмещено с тормозной ручкой, имеющей две степени свободы. Область использования – шоссейные велосипеды. Для торможения ручка нажимается на себя, для переключения передач отклоняется вверх-вниз. Поворот тормозной ручки выполняется в плоскости, перпендикулярной к ее ходу. Производители – Shimano и Campagnolo.

Манетка фрикционная. Устаревшая конструкция, применяемая на велосипедах прошлых поколений. Принцип действия – натяжение и ослабление троса путем давления на рычаг. Особенность конструкции – отсутствие фиксации манетки и удерживание ее в нужном положении силой трения. В настоящее время выпускается улучшенная модификация с фиксирующей гайкой. Производитель – Shimano.

Обслуживание и ремонт манеток на велосипеде

Для обеспечения бесперебойной работы устройства и увеличения эксплуатационного срока необходимо регулярно выполнять техническое обслуживание манетки. В случае износа или поломки производится замена или ремонт узла.

Распространенные поломки манетки:

  • Растяжение троса переключателя скорости
  • Износ и расплетение троса
  • Сбой настроек переключения
  • Износ храпового механизма
  • Износ или срыв спиральной пружины кручения

В связи с малой нагрузкой узла достаточно один раз в несколько лет провести полную переборку на новой смазке. Это сложный процесс, который целесообразно поручить специалистам. При самостоятельной переборке неопытный мастер может сделать технические ошибки, которые приведут к выводу из строя всей системы трансмиссии. Так, например, неверно приложенное усилие может стать причиной поломки тонкого пластикового указателя текущей передачи. Перед разбором манетки необходимо отпустить тросик из крепления скоростного переключателя. Соответственно, после сборки придется отстраивать правильное натяжение. В случае обнаружения расплетенного конца троса потребуется установка новой заглушки. При расплетенном рабочем участке нужна замена троса.

При длительной эксплуатации велосипеда трос подвергается истиранию, под его рубашку неизбежно забивается грязь. Это нарушает качество переключения скоростных передач. Ввиду этого периодически необходим тщательный осмотр рубашек и проверка наличия потертостей, заеданий и загрязнений, а при необходимости – замена рубашки.

Важно! Для смазки троса необходимо подбирать вещества подходящей консистенции. При выборе смазочного материала целесообразно проконсультироваться со специалистом.

Как снять старые грипсы и поставить новые на руль велосипеда

В предыдущей статье «Как выбрать грипсы (ручки руля) на велосипедный руль» были рассмотрены типы грипсов, из каких материалов их делают и на что обратить внимание при их выборе.

В этой статье мы рассмотрим как снять старые и поставить новые грипсы на руле с наименьшими затратами времени, физических и моральных сил.

Как снять старые грипсы с велосипеда

После некоторого времени эксплуатации, особенно если прошло хотя бы пару лет, грипсы не так уж и просто снять с руля. Они как будто «прикипают» к металлической поверхности. В этом случае ручку не получится просто стянуть. Да и вообще хорошую грипсу вряд ли получится стянуть, прикладывая усилие только вдоль руля. Она же должна сидеть на руле прочно и не прокручиваться.

Если грипса закреплена на руле с помощью замков (фиксирующих колец), естественно, сначала снимите их. К сожалению, бывают случаи, когда винты на них так «прикипапают», что открутить их становиться очень сложно. Иногда доходит до того, что приходится просто срезать их ножовкой или напильником.

Лучше всего ее скручивать вращательными движениями вокруг оси руля и одновременно тянуть к краю.

Есть несколько способов снятия старых грипс.

  1. Если старая грипса «прикипела» к рулю и просто так не снимается, а использовать ее в дальнейшем Вы никак не собираетесь, просто срежьте ее аккуратно ножом с руля. Можно канцелярским или другим острым ножом сделать надрез по всей длине грипсы и снять ее с руля. Этим Вы реально сэкономите кучу времени и своих нервов.
  2. Если грипса в дальнейшем еще пригодится, например, Вам просто нужно поменять манетки или ручки тормозов, то снимать ее нужно так, чтобы не повредить. Если просто скрутить не получается, попробуйте взять смазку типа WD с носиком трубкой и отвертку, лучше тоненькую. Просовывайте отвертку между металлом руля и грипсой как можно глубже и, вставляя в образовавшуюся щель трубочку с WD-шкой, брызгаете внутрь смазку. Делать это нужно в 3-4 местах, желательно с каждой стороны грипсы. Если грипса без торца и можно подлезть с торцевой стороны руля сделайте там тоже самое.
Читать еще:  Как обслуживать велосипед

После этого попробуйте скручивать грипсу с руля.

Да, еще очень важно – после того как снимете грипсу, обязательно насухо вытрете сам руль. Иначе оставшаяся смазка останется на руле и, попадя под новую грипсу, та будет на ней скользить и прокручиваться.

Операцию, подобно описанной выше, можно проделать с использованием шприца и иглы. Нужно проколоть грипсу и под ее материал впрыснуть мыльную воду или жидкое масло. Сделать это так же нужно в разных местах. После этого грипсы будут значительно легче скручиваться и сниматься с руля. Использовать этот способ с пластмассовой или кожаной ручкой сложнее, но можно впрыснуть смазку с торцов грипсы, а у кожанной попробовать просунуть иглу в шитой шов.

Хочется отметить вот что, по-поводу использования масла. Подходить к этому нужно творчески. Материал грипсы не должен впитывать в себя масло, иначе она потом постоянно будет прокручиваться на руле.

  • Еще один способ, но он несколько сложноватый и не для всех типов грипс подходит. Можно попробовать облить грипсу кипятком или очень горячей водой и немного подождать. Тогда она немного расширится и легче снимется с руля. Опять же при снятии немного прокручивайте грипсу вдоль оси руля.
  • Как одеть грипсу на руль велосипеда

    Процесс одевания ручек на руль очень похож на снятие.

    Прежде всего, проверьте грипсы по диаметру – они точно должны подходить к диаметру велосипедного руля. Обычно диаметр руля на концах 22,2 мм или 23,8 мм. Как узнать диаметр руля на велосипеде можно почитать здесь.

    Чем плотнее грипса одевается на руль, тем крепче она будет держаться, не будет прокручиваться и соскальзывать с руля.

    Если ваши ручки руля с фиксирующими кольцами, то для их установки достаточно надеть грипсы на руль и закрутить на них болты.

    При одевании грипс есть один маленький секрет: их нужно смочить внутри для уменьшения трения. Можно смочить просто водой, водой с мылом, подсолнечным маслом (только его нужно совсем чуть-чуть), тогда грипса оденется на руль значительно легче. Правда при таком способе вода из-под грипсы будет долго сохнуть, иногда более суток и все это время кататься на велосипеде не желательно.

    Для того чтобы этого избежать, можно смазывать руль перед надеванием ручек спиртом или любой спиртосодержащей жидкостью, даже одеколоном. Тогда спирт гораздо быстрее испарится и можно будет кататься без опасения, что ручки на руле слетят или будут прокручивать.

    Можно брызнуть внутрь грипсов лаком для волос и сразу одеть их на руль. Тогда во время надевания лак играет роль смазки, а после засыхания – роль клея.

    И еще один способ. Если у Вас очень жесткие грипсы, можно кинуть их на пару минут в кипящую воду. После такого купания они станут мягче и их можно быстро натянуть на руль. После остывания ручки будут намертво закреплены на руле.

    Если не хочется возится с кипящей водой – попробуйте разогреть их феном.

    Для надевания поролоновых грипс есть еще и способ с использованием спиц. Берем 3-4 тонкие вязальные спицы или жестких проволочки. Можно вместо спиц использовать пластмассовые хомутики, штук пять-шесть. Всовываем их в грипсу равномерно по всей окружности и потом просто натягиваем на руль, заезжая грипсой по спицам как по салазкам. В конце вытаскиваем спицы и все.

    Ремонт велосипеда: Как установить тормозные ручки и манетки

    Раньше, во времена, когда руль на МТВ шириной 700мм считался нормой, трудно было играться с расположением элементов управления на руле. По сути, вам были доступны только регулировка угла наклона тормозных ручек и манеток. Благодаря прогрессу это время прошло и теперь руль шириной 800мм не редкость в агрессивных дисциплинах. Конечно, ширина руля зависит от вашего телосложения, но этот момент скорее подходит для обсуждения в теме о выборе руля. Сегодня мы обсудим как же эргономично расположить тормозные ручки и манетки.

    Надеемся, что вы уже выставили правильный угол наклона руля и надежно закрепили его в выносе. Если нет – то скорее бегите в нашу статью.

    Для начала неплохо было бы прикинуть, как именно буду расположены тормозные ручки и манетки на вашем руле. Если вдобавок они имеют неразъемный хомут, то установкой грипс мы рекомендуем заниматься в последнюю очередь.

    Хват руля

    Очевидно, что от вашего хвата зависит эргономика элементов управления. Для удобства будем считать, что вы держитесь за края руля. А если у вас остаются неиспользованные сантиметры на руле, то какой смысл в таком широком руле?

    Тормозные ручки

    Установите тормозные рычаги так, чтобы вы тормозили только одним пальцем. При этом рычаг тормозной ручки не должен упираться в остальные пальцы. В противном случае в какой-то момент вам может не хватить хода ручек, и вы не успеете вовремя затормозить.

    Расстояние от ручки до грипсы подбирается из расчета, что хоть одна фаланга пальцев находится за ней. В таком случае вам не придётся тянуться за тормозным рычагом и терять драгоценные секунды в попытках его нащупать. Плюс такого расположения в том, что чем ближе ручка к грипсе, тем меньше устают пальцы на торможении. Практически все современные тормоза имеют регулировку расположения тормозного рычага.

    Читать еще:  Как отремонтировать камеру велосипеда

    Угол наклона тормозной ручки зависит от стиля вашего катания. Если вы большинство времени проводите, крутя на плоскости или вверх, то ручки лучше выставлять под меньшим углом. И наоборот, если вы больше ездите вниз, то ручки стоит устанавливать под таким углом, чтобы вам удобно было тормозить в «атакующей» позиции.

    Манетки переключения

    Выберите такое положение манеток, при котором вы сможете легко достать до обоих рычагов переключения. Если вы тормозите одним указательным пальцем, как и нужно делать, то обычно манетка располагается между грипсой и тормозной ручкой. Однако, в зависимости от модели вашей манетки и тормозов, может потребоваться установка и за тормозной ручкой.

    Угол наклона манетки, подбирается такой, чтобы вам удобно было нажимать на рычаги переключения в любой ситуации.

    Положение выносных кнопок для гидравлических подседельных штырей и блокировок вилок выбирается в последнюю очередь. Они не должны мешать вам использовать тормоза и рычаги манеток переключения и нет ничего страшного, если вы будете слегка тянуться к ним.

    Усилие для затяжки

    Усилие для затяжки всех элементов подбирайте с учётом возможного падения. Ручки не должны болтаться, однако будет гораздо лучше, если они будут проворачиваться от удара, чем ломаться, не так ли?

    Во избежание путаницы старайтесь располагать все элементы управления на руле симметрично относительно друг друга. А экспериментировать с расположением ручек – это благое дело. Советы, написанные выше, позволят добиться максимально удобного положения именно для вас, удачной настройки!

    Типы манеток

    1. Фрикционные – именно такие манетки использовались раньше на всех скоростных велосипедах. Они были популярны в восьмидесятых годах, а сейчас их можно встретить только на старых велосипедах. Фрикционная манетка состоит из рычажка при повороте которого натягивается или ослабляется приводящий тросик. Никаких фиксирующих положение рычажка устройств нет, а от произвольного переключения его удерживает сила трения.

    На горных и туристических велосипедах эти манетки обычно устанавливали на руле, а на шоссейных и городских на раме.

    Фрикционные манетки не позволяли быстро, а главное четко переключать передачи, так как можно было установить в любом положении. Если он был слабо затянут, передачи могут переключаться сами, а если затянут сильно, то придется применять больше усилий. Еще одной слабой стороной таких манеток было то, что при переключении передач рычаг двигался все дальше и дальше, при этом было сложнее тянуться к нему, особенно если он располагался на руле.

    2. Индексные однорычажные – эти манетки, в основном использовались, на не дорогих горных и гибридных велосипедах девяностых годов. Сейчас их можно встретить только у владельцев шоссейных велосипедов которые не признают современные манетки. Конструктивно индексные манетки похожи на фрикционные, есть только одно отличие, положение рычажка в них фиксируется при помощи специальной шайбы в нескольких позициях. Когда переключатель передачи находится напротив нужной звезды. У некоторых моделей была возможность отключать индексный механизм.

    Размещение у таких манеток такое же как и у фрикционных, на руле или на раме.

    Хотя переключение передач у индексных манеток стало четче, но удобными их назвать, все равно, было нельзя.

    3. Триггерные двухрычажные – этот вид манеток является самым распространенным в настоящее время среди разных видов велосипедов, за исключением шоссейных. Триггерные манетки представляют из себя блок, в которых входят: храповый механизм, и два рычажка (или рычаг и кнопка). Один рычажок перемещает переключатель скоростей в одном направлении, а другим в обратном. После каждого переключения передач рычаг возвращается в то же положение в котором находился. Благодаря чему к рычагу не надо тянуться и переключать передачи можно одним пальцем не отрывая руку от руля, это необходимо на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держаться за руль. Триггерные манетки позволяют достаточно четко переключать передачи на велосипеде. Они устанавливаются на руль, не далеко от места где велосипедист держится руками за руль.

    4. Манетки типа grip-shift (вращающаяся ручка) – тоже достаточно популярный, в настоящее время, вид манеток. Представляет из себя вращающуюся ручку установленную на руль. Передачи переключаются поворотом ручки в том или ином направлении (один щелчок – одна передача). Плюсом этого типа манетки является то, что можно переключать по несколько передач за раз, а недостатком можно назвать меньшую четкость при переключении передач, чем у триггерных манеток.

    5. Совмещенные с ручками тормозов (dual control) – данный тип манеток бы разработан специально для шоссейных велосипедов. Так как на гоночный руль “бараньи рога” сложно установить манетки другого типа, велосипедисты достаточно долго пользовались манетками на раме. Но в настоящее время разработали специальный тип манеток совмещенных с тормозной ручкой. Они представляют собой довольно сложные механизмы, значительно сложнее остальных типов манеток.

    Хотя изначально их использовали только на гоночных велосипедах, позже разработали модели и для горных, они напоминают обычные моноблоки, только с одной ручкой. При нажатии на ручку в горизонтальной плоскости происходит торможение, а при движении ручки в вертикальной плоскости происходит переключение передач.

    6. Существуют манетки для внутреннего переключения передач на велосипедах с планетарными втулками. Хотя можно использовать и обычные манетки для этих целей существуют и специальные. Они устанавливаются на правой стороне руля и представляют собой комбинацию из вращающейся ручки и триггерной манетки.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector