Как разучиться ездить на велосипеде ""
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как разучиться ездить на велосипеде

Почему нельзя разучиться кататься на велосипеде: 3 основные причины

Представьте себе. Через 20 лет вы можете найти свой велосипед в подвале, старый, ржавый и забытый. Чтобы вспомнить прошлое, вы выносите этот хлам на улицу, садитесь на него и молитесь, чтобы не упасть и не разбить окончательно эту груду металлолома! Чудесным образом вам удается сохранять равновесие, когда вы крутите педали, сначала медленно, а затем быстрее. Вы становитесь все увереннее. Как будто никогда и не переставали ездить на велосипеде!

Распространено убеждение, что как только вы научитесь ездить на велосипеде, вы никогда не забудете, как это сделать. Даже если вы не были в радиусе 20 км от велосипеда в течение десятилетий, вы все равно не забудете этот навык. Это умение записано в мышечной памяти.

Процедурная память

Любая дискуссия о мышечной памяти была бы неполной и, честно говоря, трудной для понимания без каких-либо базовых знаний об этом виде хранения навыков нашим мозгом. Нашу память можно разделить на 2 основных класса – процедурный и декларативный. Вторая из названных разновидностей может быть вызвана сознательно и включает в себя факты и события. Процедурная память, с другой стороны, не может быть применена сознательно. Обычно она состоит из навыков, процессов или действий, которые вы можете выполнять на регулярной основе.

Например, подумайте о езде на велосипеде. Она включает в себя множество различных действий, таких как поддержание равновесия, нажатие на педали, сохранение положения руля и т. д. Если вас попросят объяснить, вы не сможете выразить все это словами, но вы все еще сможете кататься на велосипеде. Это потому, что процесс езды закрепился в вашей процедурной памяти.

Процедурная память – это форма долговременной памяти. Требуется время, чтобы часто выполняемое действие врезалось в вашу долговременную память. Но как только это произойдет, подобное действие может быть выполнено без осознанного внимания к нему. Еще один пример – обучение вождению.

В автомобиле с ручным приводом или даже в управляемом в автоматическом режиме, когда вы впервые учитесь водить, это отнимает все ваше внимание. Тем не менее как только вы освоитесь с этим и попрактикуетесь, вы сможете выполнять разные задачи за рулем, например, разговаривать, подпевать любимой песне и т. д.

Мышечная память

Мышечная память – это вид процедурной памяти. Тем не менее название этого конкретного явления немного неправильное. Хотя оно включает в себя слово «мышечная», центр памяти фактически находится в мозге, а не в мышцах. Когда мы повторяем действие снова и снова, оно переносится из нашей кратковременной памяти в долговременное хранилище. Вначале наш мозг более активно работает над выполнением этой задачи, но когда мы начинаем практиковаться или повторяем одни и те же движения, со временем нашему мозгу необходимо уделять меньше внимания успешному выполнению этой задачи.

Еще один способ выражения мышечной памяти некоторыми людьми связан с термином «агенты-зомби». Некоторые исследователи используют этот термин для обозначения агентов в нашем мозгу, которые могут выполнять определенную задачу без нашего внимания и без какого-либо рассуждения. Например, представьте, что вы ездите на работу каждый день. Однажды вечером вам нужно пойти на социальное мероприятие и взять свою машину, но что-то отвлекает вас. К тому времени, когда вы понимаете, что вы сделали, вы начали ехать на своей машине по привычному маршруту. Имейте в виду, что мышечная память здесь важна не только для запоминания направления движения, но и для управления автомобилем. При необходимости вы будете сигналить, менять полосу движения, ускоряться и замедляться, но вы все равно можете не осознавать, что едете не туда. Этот пример удачно показывает, насколько эффективной может быть мышечная память.

Она развивается не только для задач, которые мы активно практикуем. Исследования показали, что даже простое наблюдение за выполнением одной и той же задачи может вызвать формирование мышечной памяти. Очевидно, что чем дольше вы практикуете или повторяете действие, тем прочнее оно может врезаться в вашу память.

Преимущества мышечной памяти

Излишне говорить, что эта функция нашей системы памяти имеет некоторые удивительные преимущества. Мышечная память используется нами в таких, казалось бы, общих задачах, что мы можем даже не осознавать этого. Например, написание текста от руки, собственная подпись человека быстро становятся частью его мышечной памяти. Это полезно для людей, которые испытывают амнезию в результате любого типа травмы. Процедурная память хранится в более глубоких частях мозга, которые менее подвержены повреждениям. Поэтому большинство страдающих амнезией имеют тенденцию сохранять свои процедурные воспоминания.

Мышечная память используется во время вождения, ходьбы, плавания, игры на музыкальном инструменте и т. д. Ходьба требует сложного набора мышечных движений и координации между органами чувств, мозгом и мышцами.

Особенности мышечной памяти

Мышечная память начинает развиваться с самого раннего возраста, и чем моложе мы, когда начинаем действие, тем прочнее оно внедряется в наш мозг. Это потому, что наш мозг более активен в молодом возрасте, что означает, что в нем может установиться больше нервных связей. Как мы можем ясно видеть, это важная часть жизни, вступающая в игру в бесчисленные моменты, когда мы даже не осознаем этого. Без мышечной памяти многозадачность была бы невозможна, и в современном быстро меняющемся мире мы, вероятно, не успевали бы попадать в его ритм.

Можно ли разучиться кататься на велосипеде?

Всем нам известно хорошо проверенное правило: каждый, кто научился однажды ездить на велосипеде, никогда не потеряет этот навык. Конечно, у некоторых могут возникнуть небольшие трудности, если в катании был перерыв в 30 лет или вроде того, но руки всё равно помнят. Но что если перенастроить велосипед таким образом, что снаружи едва ли заметишь разницу, но на самом деле она такова, что вынуждает мозг переосмыслить не только езду на велосипеде, но и сами её принципы?

Озвучка Vert Dider

  • 1434 просмотра

Материалы по теме

А вот ещё:

Запрещённое Цифровое Будущее. Каким будет наш мир через 50 лет?

В последнее время многие эксперты говорят о структурном кризисе капитализма. Общий смысл таков: фитиль загорелся в 2008, мир сделал вид, что погасил его напечатанной денежной массой, но сейчас наступает тот самый момент, когда ракета взлетает.

Основная причина – кризис перепроизводства – как следствие идеалов капитализма и развития технологий. Ну и о чём мы многократно уже рассказывали, здесь https://youtu.be/Lf1bSsBEAFw здесь https://youtu.be/tTj5ejaIUzo и здесь https://youtu.be/GrFJijEe5ho – будущее в текущей системе трудно назвать светлым. Вариант персональных чипов с тотальным контролем – это почти самое безобидное, что просматривается в этих сценариях. А теперь давайте пофантазируем немного иначе. Например, такой вариант.

Чтобы выйти из кризиса, на всей планете вводится безусловный доход на каждого жителя. Как говорится, от каждого по способности, каждому по потребности. Правда, по “базовой” потребности. Жильё, еда, энергия для поддержания необходимого и достаточного жизнеобеспечения. Ну и на развлечения, умеренные, немного. Этакая несгораемую регулярную сумму на “хлеба и зрелищ”.

Если способность конкретного человека – сидеть дома и потреблять, то он сидит и потребляет. Хочет учиться – учится и не парится о подработках. Хочет творить – творит и радует человечество плодами своего творчества. Хочет работать – работает и получает больше, чем необходимая базовая потребность. А излишки использует на путешествия, или на любую другую свою хотелку. Но откуда возьмутся эти несметные богатства, чтобы одаривать каждого жителя земли?

Читать еще:  Как из бензопилы сделать мотор для велосипеда

Ведь если у всех будет возможность не работать, то кто в здравом уме будет ходить на работу? А если работать никто не будет, то кто будет кормить эту армию безработных? Во-первых, вряд ли нормальный человек удовлетворится этим минимумом. На роскошь придётся всё-таки зарабатывать. Во-вторых, одной из главных жизненных необходимостей, которую ни за какие деньги не купить, является самореализация.

Молодёжь всегда будет искать своё место в жизни. Но, когда тебя в спину не толкает острый стимул «работай или сдохни с голоду», то можно будет спокойно и вдумчиво выбирать профессию, учиться, пробовать себя в разных областях. И даже если молодой оболтус выберет сидеть за компьютером в шлеме виртуальной реальности, то он будет это делать не на деньги родителей, а на своё пособие. Кроме того, в виртуальном мире тоже возможно реализоваться, не толкаясь локтями за место под настоящим солнцем.

Ну и в-третьих… Судя по всему, в таком дивном новом мире самым дефицитным «продуктом» будет возможность служить обществу. И её будут выдавать по талонам: ты работаешь в понедельник, ты во вторник… Пятидневная рабочая неделя будет только у тех, кто сумеет сам себе её организовать. К примеру, у писателей. Интересные произведения будут востребованы освободившимся человечеством. И больше не будет такой «уважительной» причины, что «я бы хотел творить, но вынужден зарабатывать деньги». Разумеется, подобная система невозможна без планирования. Статистические институты будут просчитывать необходимое количество товаров и услуг, исходя из запросов общества.

Представьте, после отправки сообщения в мессенджере «сломался электрочайник. Хочу новый, стеклянный с подсветкой и контролем температуры». В ответ придёт дата, время и ближайший пункт выдачи, где его можно получить. В тот же вечер на заводы, производящие бытовую технику, будут отправлены заказы, чтобы пополнить резервы на складах. И нет никакой необходимости делать больше, чем надо. И тем более не надо будет закладывать в товары так называемое «программируемое устаревание», которое сейчас практикуют производители.

Ведь в условиях рынка, если сделать неубиваемый чайник, то мир очень быстро удовлетворит спрос на чайники и чайниковый завод придётся закрыть, а работников выгнать на мороз. А в режиме плановой цифровой экономики заводы будут запускать свои конвейеры, например, раз в неделю, и восполнять резервы на ближайшую потребность человечества в новой бытовой технике. Да-да, кто-то скажет – мы уже проходили это в Советском Союзе.

Тогда принимались планы на пятилетку, и все зачем-то пытались этот план перевыполнить. У нас постоянно были излишки шагающих экскаваторов, но при этом не хватало каких-то элементарных бытовых мелочей. Но, на самом деле, те системы управления плановой экономикой, которые позволили догнать передовые страны в 30-е годы, которые позволили победить противника, превосходящего по экономическим ресурсам во Второй Мировой Войне – так вот эти системы управления устарели ко второй половине 20-го века. Во много раз возросший ассортимент товаров затруднял планирование. И делал этот процесс чрезвычайно трудоемким.

Как взрослому человеку научиться ездить на велосипеде

Если вам 25, 30 или 40 лет, а вы до сих пор не умеете кататься на велосипеде — не беда. Лайфхакер делится с вами опытом человека, который тоже не научился в детстве, но потом смог освоить этот навык.

Мне было 25 лет, и я не умел кататься на велосипеде. Собирался научиться лет с 18, и с каждым годом решиться было всё тяжелее. Я представлял, как стрёмно буду выглядеть: взрослый парень, который едет хуже ребёнка и постоянно падает. Проще забить. Тем более в мире куча людей не умеют кататься.

В интернете было море статей, обучающих взрослых езде на велосипеде. Но они не помогали побороть страх и стеснение, а значит, не решали мою проблему.

Сейчас мне 27 лет. Я спокойно проезжаю на велосипеде пару часов.

Мне нравится кататься по набережной субботним утром, разгоняться перед горкой и притормаживать у склона. Эти навыки пришли вместе с практикой. Справиться с собой и начать мне помогли следующие шаги.

Шаг 1. Определить для себя преимущества

В теории всё легко. Я злился, когда друзья говорили: «Не бойся, просто садись и крути педали». У меня ничего не получалось, даже тронуться не мог. Я боялся садиться на велосипед: а вдруг потеряю равновесие и упаду?

И правда падал. Удерживать равновесие даже пару метров было сложно.

Но когда я сосредоточился на пользе велопрогулок, дело пошло легче. Я выписал преимущества велоспорта и прогонял их в голове по пути на каждую тренировку. Это помогало мне бороться со страхом и стыдом. Я представлял, как рассекаю по городу на велосипеде, паркуюсь у кафе, везде успеваю. Думал, как здорово держать себя в форме, научиться новому и доказать себе, что могу. Со мной сработало.

Желание оказалось сильнее страха.

Во время практики я старался следить за своим телом и конкретными действиями: поставить ногу на педаль, держать руль, выпрямить спину, контролировать дорогу. На четвёртой тренировке страх отступил: мозгу было не до него.

Шаг 2. Найти учителя

Самым тяжёлым для меня оказалось сесть на велосипед и тронуться. Я боялся, что не успею поставить ногу на педаль и врежусь в дерево.

Я ничего не знал о скорости, тормозе, колодках, не понимал, как справиться в одиночку. Поэтому попросил помощи у друга, который ездил на велосипеде много лет. Он пошёл со мной на тренировку и объяснил базовые вещи. Он терпеливо вёз меня на велосипеде, как ребёнка, шёл рядом, советовал, как быть с руками и ногами. Я злился, ругался матом, но на третьей тренировке смог проехать без помощи 50 метров. Благодаря советам друга я запомнил основные движения.

Не зовите в наставники лихачей и новичков.

Первым не хватит терпения, а вторым — опыта. Выберите человека, который сам не против попробовать себя в роли тренера: такие товарищи реже уезжают в горизонт, оставляя вас наедине с велосипедом, и больше настроены возиться с вами.

Если чувствуете, что просьба напрягает друга, лучше поищите другого учителя. Мне было легко найти тренера: все друзья знали, что я не умею кататься на велосипеде, и предлагали свою помощь. Поэтому, когда я решился, достаточно было одного разговора.

Шаг 3. Выбрать место

Накануне тренировки меня терзали мысли о том, что подумают обо мне люди, как снисходительно будут на меня смотреть. Я понял, что могу пойти двумя путями: забить на мнение посторонних или не попадаться им на глаза, пока не научусь. Остановился на втором.

Для тренировок выбрал максимально безлюдное место, где как можно меньше глаз увидят мой позор, а я не нарвусь на других велосипедистов и никого не собью.

Первые три месяца я учился ездить в лесопарке на краю города: туда почти никто не добирается, но есть велодорожки.

Так выглядела моя тренировочная велобаза первые три месяца

Если только начинаете, обратите внимание на парки и небольшие леса с дорожками. Они могут быть далеко от дома, но, скорее всего, поначалу вы будете тренироваться не больше двух раз в неделю — ради нового навыка можно потерпеть.

Шаг 4. Определиться, арендовать или покупать

У меня не было своего велосипеда. Соответственно, было два варианта: купить или взять напрокат. Оценил преимущества и риски обоих.

Читать еще:  Как перевезти велосипед в поезде дальнего следования
За Против
Покупка Работает как добровольное обязательство: раз потратился на велосипед, придётся ездить, точно научишься. На «Яндекс. Маркете» модель для новичка стоит от 10 000 рублей. Такие деньги правда будет жалко выкинуть на ветер. Пожалеете деньги на велосипед — так и не научитесь ездить.
Прокат Чтобы начать учиться, достаточно 300 рублей, а то и меньше. Зависит от службы проката, в которую обратитесь. Большинство таких служб работают рядом с парками, набережными и другими местами, где можно покататься. Если что-то пойдёт не так, вы отвечаете за ущерб, нанесённый велосипеду и окружающим. По правилам велопрокатчиков велосипеды обычно не застрахованы. В случае аварии арендатор несёт полную ответственность за ущерб, нанесённый себе, велосипеду, окружающим людям и объектам.

Я выбрал службу проката: для меня это оказалось дешевле и удобнее. Рядом с лесом, где учился ездить, как раз работала одна из них.

Шаг 5. Обеспечить себе защиту

На велосипеде можно врезаться в столб, сбить другого новичка или упасть. Поэтому существуют правила дорожного движения для велосипедистов. Там подробно описано, как избежать ДТП, как вести себя на дорогах, предупреждать о повороте и так далее.

Кроме того, есть много полезных советов, как велосипедистам защищать себя и что надевать.

  1. Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками, чтобы быть более заметными на дороге.
  2. Надевайте облегающую одежду, чтобы не зацепиться за вращающиеся части велосипеда и внешние препятствия.
  3. Выбирайте обувь с твёрдой подошвой и грубым протектором, чтобы не скользить по педалям.
  4. Надевайте шлем: он защитит вашу голову при падениях.
  5. Надевайте защитные очки: они уберегут глаза от попадания грязи и насекомых. Лучше специальные велосипедные очки. Обычные стеклянные при попадании камней могут разбиться и повредить глаза.
  6. Надевайте наколенники и налокотники, чтобы защитить суставы от травм.

Но на то они и инструкции, что никто их не воспринимает всерьёз.

За первый месяц тренировок руль натёр мне руки до мозолей. Они болели и медленно заживали — то ещё веселье, когда на работе много печатаешь. Ещё через пару месяцев я каким-то образом перелетел через велосипед, ободрал руки и растянул сухожилие на запястье. Друг говорил, что могло быть хуже и мне повезло. Пришлось сделать перерыв в тренировках: сухожилие заживало три недели.

К новой тренировке я купил обычные фитнес-перчатки за 300 рублей — перестал натирать ладони, держал крепче руль, было меньше поводов упасть.

До шлема и наколенников дело не дошло, но в этом году точно куплю: здоровье дороже. Мне хватило сухожилия, чтобы задуматься об этом и забить на то, что подумают крутые гонщики на горных байках.

Шаг 5. Постоянно практиковаться

Сначала я ездил плохо, не больше 100 метров без остановки. Из-за этого злился и искал повод пропустить тренировку: то лень далеко идти, то другие дела. В итоге в первый месяц с велосипедом я провёл лишь три часа.

Не сразу понял, что здесь работает принцип, общий для развития любого навыка: можно научиться, если постоянно практиковаться.

Как только заставил себя тренироваться не меньше двух часов в неделю, заметил прогресс. Первые две недели ездил по ровной дороге, чтобы привыкнуть к велосипеду, разобраться со скоростью и тормозом, научиться управлять рулём. После этого спуски и подъёмы дались гораздо легче. Через месяц я уже лихо взбирался по крутому склону.

Я продолжаю учиться: с каждой тренировкой узнаю что-то новое, закрепляю навыки, задаю вопросы товарищам и ищу информацию в интернете.

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Как так происходит, что мы забываем, куда положили ключи пару минут назад, но при этом с легкостью управляем велосипедом даже спустя несколько лет?

На этот вопрос отвечает Борис Сучан — профессор клинической нейропсихологии Рурского университета в Бохуме, Германия американскому научному изданию scientificamerican.com

Как оказалось, наши воспоминания хранятся в разных областях нашего мозга. К примеру долгосрочная память делится на два типа: декларативную и процедурную. Декларативная память делится в свою очередь на: эпизодическую — воспоминания о первом поцелуе или первом дне в школе; и семантическую — фактические знания (например, как знать столицу Франции или сколько будет два плюс два)

Однако такие навыки, как игра на инструменте или катание на велосипеде, закреплены именно за процедурной памятью.

Одним из самых известных исследований, посвященных отдельным видам памяти, был связан с эпилептиком по имени Генри Густав Моласон. В 1950-х годах он подвергся удалению большей части гиппокампа (часть лимбической системы головного мозга (см.рис. ниже)). После операции врачи обнаружили, что количество эпилептических приступов уменьшилось, но у Генри не могли сформироваться новые воспоминания, а так же стёрлись многие воспоминания до операции.

Чтобы узнать больше о потерях памяти Моласона, нейропсихологи провели с ним различные тесты. В одном из них они попросили его нарисовать на листе бумаги пятиконечную звезду, глядя только на свою руку в зеркале. Генри отлично справлялся с поставленной задачей, но никогда не мог запомнить сам эксперимент. Это означало, что у него формировались только процедурные воспоминания.

Травма головного мозга редко приводит к нарушению работы такой памяти, поскольку базальные ганглии, структуры, отвечающие за ее работу, защищены в центре мозга, ниже коры головного мозга.

Тем не менее, ученые до сих пор не знают, почему содержимое процедурной памяти не так легко забывается, как содержание декларативной. Согласно одной из гипотез, в регионах, где «закреплены» модели движения, у взрослых могут образовываться меньше новых нервных клеток. Без этого нейрогенеза или непрерывного ремоделирования — вероятность того, что эти воспоминания будут стерты, — минимальна.

Однако мы точно знаем, что простые действия, которые мы усваиваем, даже в далеком прошлом, обычно сохраняются на всю оставшуюся жизнь, такие, как езда на велосипеде.

История не умалчивает и говорит, что не было случая, чтобы человек при полном здравии по прошествии даже продолжительного времени разучился определенного вида навыкам. К ним относятся умение плавать, ездить на велосипеде…

Дестин Сэндлин: «Я единственный в мире, кто разучился ездить на велосипеде!»

Благодаря своей настойчивости и любознательности, Дестин сумел научиться ездить на «неправильном» велосипеде. Позже он предложил это сдедать генетически наиболее близкого к нему человеку — своему шестилетнему сыну, который уже умел ездить на обычном детском велосипеде. Что важно — cын перучился горазда быстрее отца.

Как говорит сам Сэндлин, он почувствовал единственным человеком на планете, который в результате эксперимента с «неправильным» велосипедом, разучился ездить на обычном велосипеде. Значит, утверждает он, разучиться ездить на велосипеде можно!

Чтобы основательно «въехать» в тему и все понять, конечно же лучше всего полностью посмотреть авторский ролик Дестина, в котором он подробно описывает проблему и в конце делает выводы, позволяющие отметить особенности такой нужной, но порой странной биологической субстанции, как мозг, а так же управляемое им тело.

Эти выводы о особенностях человеческого мозга, сделанные на основе научного эксперимента, пожалуй давно известны ученым, специализирующихся на деятельности мозга; но их стоит «вытащить» из ролика и озвучить, что бы четко определить результаты эксперимента:
1 Знание процесса не всегда означает его понимание. Алгоритм, который связан с ездой на велосипеде не так прост, как кажется. В вашем мозге откладывается и запоминаются такие его части: толкающая сила на педалях, наклон тела, удержание руля, гироскопическая прецессия колес… Если изменить хотя бы одну часть этого алгоритма, он ломается весь.
2 Детский мозг обладает большей нейропластичностью, чем мозг взрослого и его легче переучить.
3 Сварщики могут быть умнее инженеров.
4 Правда — это правда, без разницы, что вы о ней думаете.

Читать еще:  Как сделать крепление на стену для велосипеда своими руками

Как замечает Сэндлин, «когда мозг привыкает к чему либо, то изменить эту привычку нельзя». Страшноватое утверждение, не правда ли? Ведь люди имеют свойста приобретать вредные привычки. Их мозг привыкает к ним.

Но можно ли от избавится от вредных привычек?

Думаю, что эксперимент с велосипедом дает нам удивительную подсказку: чтобы избавиться от вредной привычки, нужно «сломать» мозг, точнее сказать — пернастроить его на другой, но полезный, алгоритм.

Почему нельзя разучиться ездить на велосипеде? Рассказывает медик

Научившись раз ходить, говорить, плавать, ездить на велосипеде, здоровый человек уже не может забыть, как это делается. Всё происходит машинально. Это касается и таких навыков, как пение, письмо, физические нагрузки и даже игры на музыкальных инструментах – за это отвечает мышечная память. Конечно, если долго не практиковаться, то умение делать те или иные вещи притупляется – однако если возобновить занятия даже через много лет, то можно достаточно быстро всё вспомнить и вернуть форму. «Это научно доказано», – объясняет ассистент кафедры факультетской терапии СПбГУ Наталия Басанцова. «Диалог» разобрался, как это работает, и можно ли всё-таки разучиться привычному.

изображение с сайта https://pixabay.com

Мозг и мышцы

По словам специалиста, мышечную память формируют определённые центры головного мозга, которые запоминают последовательность и скорость сокращения мышц, создавая «мелодию» движения. А вот вносить корректировки в привычную схему – сложная задача для мозга; именно поэтому лучше запомнить всё правильно во время обучения. В противном случае это может обернуться не в пользу человека.

«В первую очередь, мозг запоминает действие, регулярно производимое во время обучения, когда повторяется определённое стереотипное движение. Это касается многих сфер: спорт, музыка, живопись, пение – везде есть мышечная память. Наш разум запоминает, каким образом и в какой последовательности нужно сокращать мышцы в определённой ситуации, и хранит накопленный опыт в «библиотеке движений», преимущественно в лобных долях. В ней есть как удачные образцы (например, превосходное умение плавать), так и откровенно неудачные (допустим, привычный спазм в горле при публичных выступлениях). Именно поэтому процесс переобучения, исправление неправильного двигательного стереотипа, представляет серьёзную проблему. В данном случае мышечная память работает против человека», – объясняет Наталия Басанцова.

Она отметила, что неправильно сформированная мышечная память может даже отразиться на самочувствии человека. Это касается таких элементарных вещей, как ходьба. Так, сегодня многие люди ходят неправильно.

«Основные проблемы заключаются, во-первых, в асимметрии плеч и бедер при ходьбе (у подавляющего большинства людей, например, правое плечо выше или ниже левого из-за неправильно сформированного навыка письма), а во-вторых, из-за зажатых групп мышц в различных областях тела. Это приводит к тому, что вместо красивого и плавного движения «крест-накрест», когда при каждом шаге плечо стремится к противоположному бедру, большинство людей демонстрируют либо зажатые плечи, сжимающие шею и ограничивающие движение рук, либо зафиксированную тазобедренную область, минимально участвующую в шаге. Поскольку средний человек в течение жизни может пройти расстояние, равное 5 экваторам, неудивительно, что неправильно поставленный шаг приводит к проблемам со здоровьем. В первую очередь, это практически гарантированные заболевания позвоночника и суставов, но также нарушения кровообращения во внутренних органах – например, зафиксированный сжатыми мышцами таз может быть одним из факторов гинекологических заболеваний, а плохая осанка – головной боли, нарушения памяти и внимания», — рассказывает ассистент кафедры факультетской терапии СПбГУ.

Обучение и ментальные тренировки

Природой в мышцы заложено отличное свойство – способность к обучению. Это доказано последними исследованиями учёных. Один из самых распространённых примеров, доказывающих эту теорию – спорт.

«При серьёзных физических нагрузках увеличивается число активных генов, которые кодируют мышечные белки, а также количество ядер в самих мышцах. То есть человек, который длительное время тренируется, гораздо лучше адаптирован к активному образу жизни чем тот, кто игнорирует упражнения. Примечательно, что при прекращении занятий, полученный результат, судя по всему, не исчезает бесследно. В случае возобновления тренировок восстановить форму будет проще, так как мышцы готовы к нагрузкам», – говорит специалист.

Точного ответа на вопрос, существует ли время, после которого вернуть забытый навык невозможно, учёные пока не нашли. Однако предполагается, что даже спустя многие годы организм может восстановить когда-то привычные действия. Но, конечно, для этого желательно периодически заниматься.

«Даже если человек вернётся к тому или иному виду спорта уже в пожилом возрасте, ему будет гораздо легче, чем тому, кто ранее никогда этим не занимался. Это касается и рисования, и пения, и игры на музыкальных инструментах. Восстановить эти навыки окажется проще. Поэтому учёные предполагают, что мышечная память сохраняется на всю жизнь», – пояснила эксперт.

изображение с сайта https://pixabay.com

Она также рассказала, что «прокачать» организм можно и без физических нагрузок – этот аспект используется во время реабилитации спортсменов после травм. Так, при невозможности выполнения реальных упражнений предлагается мысленно погрузиться в процесс тренировки. Статистика целого ряда исследований показывает, что это существенно помогает улучшить реальные показатели человека, когда он возвращается к занятиям.

«Если человек в своём сознании полностью концентрируется на выполнении движения – например, бега – то его реальный уровень подготовки будет выше, чем у того, кто этого не делал. То есть, мозгу, по большому счёту, всё равно, совершается ли физическое движение или его искусная ментальная имитация. В хорошей реабилитации этот процесс активно используется. Однако для того, чтобы воображаемая тренировка имела эффект, необходима полная концентрация. Другими словами, человек должен максимально представлять ощущения от сокращающихся мышц, растягивающихся связок, тяжести тела и спортивного или музыкального оснащения, даже запахи и звуки могут быть важны и полезны», — говорит Басанцова, отметив, что процесс должен быть регулярным и очень длительным.

Тревожный звонок

Если же человек вдруг не смог выполнить какое-то привычное действие, это может говорить о проблемах со здоровьем. В данном случае, речь идёт как о сильном переутомлении, так и нарушении работы мозга, преимущественно его лобной доли. Опять же, серьёзность диагноза зависит от драматичности ситуации.

«Если к врачу придёт пациент, который скажет, что не может писать или забыл, как ездить на велосипеде, доктор будет очень насторожен. В ряде случаев, если такие жалобы развились быстро, они могут быть связаны с неврозом или сильным переутомлением. Однако, невролог, скорее всего, всё равно назначит обследования для исключения опасных заболеваний головного мозга, особенно если есть стойкие двигательные нарушения. С другой стороны, если мы говорим об очень пожилых людях, которые теряли навык постепенно, то это может быть одним из ключевых признаков деменции. Люди с этим диагнозом постепенно забывают привычные действия и в самом тяжёлом случае могут утрачивать все двигательные навыки, вплоть до младенческих. Если кто-то из ваших близких стал жаловаться на подобное, нужно незамедлительно обратиться к врачу, так как многие из этих состояний можно существенно облегчить с помощью терапии», – говорит Наталия Басанцова.

Если же не считать таких примеров, то забыть какие-то важные вещи невозможно. Мышечная память так или иначе подскажет верный путь, в то время как человек даже не будет задумываться о самом процессе. И даже спустя десятилетия перерыва, можно сесть на велосипед и прокатиться по живописному парку.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector