Как правильно установить заднее колесо велосипеда ""
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как правильно установить заднее колесо велосипеда

Как поменять заднее колесо на скоростном велосипеде

Проводя весеннюю ревизию своего старенького скоростного велосипеда, обнаружили на заднем колесе «восьмёрку» – изменение его геометрии. Обод был изогнут настолько, что постоянно задевал за тормозные колодки, делая невозможным безопасную езду.

Сначала решили подтянуть спицы. Есть специальные способы, позволяющие это делать в домашних условиях. Тем, кто интересуется, достаточно поискать в интернете, как исправить «восьмёрку». При более тщательном осмотре обнаружилось, что пары спиц не хватает. Пластиковая защита спиц, установленная на колесе, мешает установить новые, поэтому его надо полностью разобрать.

Перевернём велосипед вверх колёсами, открутим гайку эксцентрикового зажима, вынем сам эксцентрик из отверстия в оси, освободим подножку, снимем цепь и колесо. При этом нужно ослабить тормозные колодки и выпустить воздух из колеса, чтобы покрышка за них не цеплялась.

Выкрутим ниппель, вытащим одну сторону покрышки, аккуратно поддев её плоской отвёрткой, при этом не порвав камеру. Достанем камеру, затем снимем покрышку.

Теперь надо снять звёздочку. Без специального съёмника это сделать невозможно, поэтому мы заранее позаботились о его покупке.

Вставляет съёмник внутрь звёздочки и газовым ключом выкручиваем её. Кстати, для этих целей может подойти любой ключ на 24.

Здесь обнаружилась ещё одна неприятность – обод протёрся до дырки. Ремонт его оказался невозможен, поэтому пришлось идти в магазин за новым.

На нашем скоростном велосипеде стояло колесо с одинарным ободом. Почти все современные велобайки комплектуются колёсами с двойным ободом. Считается, что они прочнее и надёжнее. Разница в цене не очень большая, поэтому мы послушали продавца и купили экземпляр с двойным ободом.

Сначала план замены заднего колеса на скоростном велосипеде казался прост: накрутить звёздочку на новое, вставить камеру, покрышку и установить на велосипед. Но при более детальном осмотре выяснилось, что оси колёс разные. Старое — с отверстием внутри под эксцентрик, а новое – без него.

Поэтому, пришлось переставлять ось со старого колеса на новое. Для этого нужно 2 ключа. Одним держим контргайку, а другим откручиваем вторую. Открутив, снимаем шайбу и откручиваем контргайку, которая является пыльником подшипника. Во время откручивания гайки следите за шариками, которые могут выпасть из образовавшийся щели. Теперь можно вынимать ось.

Таким же образом снимаем ось с нового колеса. В нём смазка свежая, густая, поэтому шарики подшипника, прилипнув к ней, оказались на своём месте.

Аккуратно, добавив свежей смазки, вставим ось с отверстием для эксцентрика на новое колесо и в обратном порядке закрутим гайки.

Затягивать гайки с конусом для подшипника нужно до тех, пор, чтобы в каретке не было люфта, но в тоже время колесо вращалось свободно. С двух сторон оси по краям оставляем место, равное 1 см, чтобы она встала в проушины задней вилки велосипеда. Это расстояние регулируется шайбой в виде втулки. Закручивая вторую гайку, ключом фиксируем первую, чтобы она не двигалась, иначе колесо будет крутиться с усилием.

Дальше всё собираем в обратном порядке. Устанавливаем защиту спиц, с помощью съёмника закручиваем звёздочку.

С одной стороны заправляем покрышку, вставляем камеру, заправляем покрышку полностью. Накачиваем камеру насосом, потом стравливаем воздух, чтобы она встала на место.

Теперь берём колесо, надеваем цепь на звёздочку и устанавливаем ось в проушины вилки. Покрышку, надавив на неё, надо просунуть между тормозными колодками.

Устанавливаем подножку, вставляем эксцентриковый зажим и закрепляем его гайкой.

Отрегулируем тормоза, закрепив колодки возле обода. Накачиваем камеру и делаем пробный выезд. На этом замена заднего колеса спортивного велосипеда закончена. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

ВИДЕО

Колёса велосипеда

Проверьте износ шин и наличие повреждений. Убедитесь, что ободья чистые. Если индикатор износа на поверхности тормоза показывает, что обод изношен, замените его.

При нажатии на тормоз колодки стирают обод. Если обод стирается слишком сильно, он со временем утратит прочность и может в любой момент сломаться, что ухудшит управляемость и может привести к падению. Регулярно осматривайте ободья. Чрезмерно изношенные ободья своевременно заменяйте.

Проверьте, нет ли ослабленных или поврежденных спиц. Убедитесь, что ободная лента расположена правильно и полностью закрывает все отверстия для спиц.

Проверьте, правильно ли отрегулированы подшипники втулки.

Проверка регулировки подшипников втулки

1. Приподнимите переднюю часть велосипеда над землей одной рукой и попробуйте сдвинуть обод в направлении слева направо. Посмотрите и послушайте, как работают подшипники.

2. Поверните колесо и послушайте, не раздается ли скрежет или другие необычные шумы.

3. Проделайте те же процедуры с задним колесом.

Если втулка шатается или издает скрежещущие звуки, выполните техническое обслуживание. Для обслуживания подшипников требуются специальные инструменты и соответствующая квалификация. Регулируйте подшипники только в дилерском центре.

На велосипедах могут использоваться разные способы крепления колес. Внимательно ознакомьтесь с инструкциями по устройству крепления колес, установленному на вашем велосипеде.

Если крепление колеса отрегулировано и закрыто неправильно, колесо может ослабиться, что ухудшит управляемость и может привести к падению. Прежде чем ехать на велосипеде, проверьте, хорошо ли закреплены колеса.

Типы крепления колес (рис. 32):

• Ось с резьбой и гайка

Рис. 32. Типы крепления колес

1 – Традиционный эксцентрик

2 – Clix (стрелками указаны детали, отсутствующие в традиционном эксцентрике)

3 – Сквозная ось

Установка колеса с традиционным эксцентриком

1. Переведите рычаг эксцентрика в положение OPEN (рис. 33) и поставьте колесо так, чтобы оно полностью касалось внутренних поверхностей перьев вилки.

2. Оставив рычаг в положении регулировки, затяните регулировочную гайку (рис. 34), но не до упора.

3. Закройте эксцентрик; возьмитесь за рычаг рукой и переведите его, как показано на рис. 35, в положение CLOSE (рис. 36-37). При перемещении рычага вы должны почувствовать некоторое сопротивление.

• Не вращайте рычаг как гайку-барашек (рис.36); это не позволит достаточно надежно закрепить колесо.

4. Если рычаг поворачивается почти без сопротивления, значит, сила зажима недостаточна. Вернитесь к пункту 2 и подтяните регулировочную гайку. Прочитайте также примечание на рис. 39.

5. Выровняйте рычаги так, чтобы они не касались никаких частей велосипеда или дополнительного оборудования (багажника, щитка и т. п.), и чтобы за них не могли зацепиться никакие посторонние предметы во время езды.

Рис. 34. Затяните гайку 1. Регулировочная гайка

Рис. 36. Не вращайте рычаг

Рис. 33. Положения рычага

1 – Рычаг открыт

2 – Положение регулировки

3 – Рычаг закрыт

Рис. 35. Правильный способ перемещения рычага

6. Убедитесь, что эксцентрик правильно отрегулирован и закрыт Если проверка выявит какие-либо проблемы, выполните регулировку снова или отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта. Выполните проверку повторно непосредственно перед поездкой на велосипеде.

7. Проверьте регулировку эксцентрика:

• Приподнимите велосипед и с силой ударьте сверху по покрышке (рис. 40). Колесо не должно при этом соскакивать или шататься из стороны в сторону.

• Убедитесь, что закрытый рычаг эксцентрика не проворачивается (рис. 41).

• Если эксцентрик правильно закрыт, сила зажима будет достаточной для жесткого сцепления с поверхностями дропаутов.

Если для закрытия рычага требуется усилие свыше 200 Н, немного ослабьте регулировочную гайку. Если для размыкания рычага требуется усилие менее 53,4 Н, немного подтяните регулировочную гайку. При необходимости отрегулируйте затяжку повторно.

Рис. 37. Положение переднего рычага

Рис. 40. Проверка крепления

Рис. 39. Усилия, необходимые для поворота рычага эксцентрика

Рис. 38. Положение заднего рычага

Рис. 41. Рычаг не должен проворачиваться

1. Освободите рычаг эксцентрика, переведя его в положение OPEN (рис. 33).

2. Отверните регулировочную гайку на три оборота.

3. Выведите колесо из вилки или рамы.

Рис. 42. Детали эксцентрика Clix 1 – Втулка

2- Кнопка блокировки

3- Регулировочная гайка

4- Ось эксцентрика

Установка колеса с эксцентриком Clix

Эксцентрик Clix отличается от традиционного. В случае обычного эксцентрика силу зажима следует регулировать при каждой установке колеса. В случае же системы Clix сила регулируется только для конкретной вилки — по ширине дропаутов (мест крепления колеса на вилке). Образуется интегрированная система, которая не подлежит регулировке при установке колеса.

Эксцентрик Clix регулируется только для конкретного колеса и вилки. Если сменить велосипед, колесо или вилку, возможно, эксцентрик станет хуже держать колесо, что ухудшит управляемость и может привести к падению. Не переставляйте эксцентрик Clix на другой велосипед, другое колесо или другую вилку, не выполнив регулировку.

Рис. 44. Сожмите чашку и оычаг

Рис. 46. Не вращайте рычаг

1. Переведите эксцентрик Clix в положение OPEN (рис. 43), сожмите чашку вместе с рычагом (рис. 44) и опустите вилку к колесу так, чтобы внутренние поверхности вилки коснулись колеса.

Для некоторых вилок со специальными дропаутами сжимать чашку с рычагом не требуется — вилка автоматически соскользнет к колесу.

2. Закройте эксцентрик Clix; возьмитесь за рычаг рукой и переведите его, как показано на рис. 45, в положение CLOSE (рис. 37).

Рис. 43. Положения рычага 1 – Рычаг закрыт

2- Положение регулировки

Рис. 45. Правильный способ перемещения рычага

• Не вращайте рычаг как гайку-барашек (рис. 46); это не позволит достаточно надежно закрепить колесо.

3. Выровняйте рычаг так, чтобы он не касался никаких частей велосипеда или дополнительного оборудования (багажника, щитка и т. п.), и чтобы за него не могли зацепиться никакие посторонние предметы во время езды.

4. Расположите рычаг так, чтобы он не касался никаких частей велосипеда или дополнительного оборудования (багажника, щитка и т. п.), и чтобы за него не могли зацепиться посторонние предметы (рис. 37).

При необходимости проконсультируйтесь у дилера о том, как правильно закрывать эксцентрик, не касаясь велосипеда.

5. Убедитесь, что эксцентрик Clix закрыт правильно. Если проверка выявит какие-либо проблемы, отрегулируйте эксцентрик или отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта. Выполните проверку повторно непосредственно перед поездкой на велосипеде.

6. Осмотрите эксцентрик Clix и убедитесь, что он закрыт:

• Приподнимите велосипед и с силой ударьте сверху по покрышке (рис. 40). Колесо не должно при этом соскакивать или шататься из стороны в сторону.

• Убедитесь, что закрытый рычаг эксцент-

рика не проворачивается (рис. 41).

• Если рычаг закрывается почти без сопротивления, значит, сила зажима недостаточна.

• Когда эксцентрик Clix закрыт, сила зажима будет достаточной для жесткого сцепления с поверхностями дропаутов.

Снятие колеса с эксцентриком Clix

1. Освободите рычаг эксцентрика Clix, переведя его в положение OPEN (рис. 43).

2. Сожмите вместе чашку и рычаг (рис. 44) и слегка задвиньте их, чтобы регулировочная гайка вышла из вилки.

3. Выведите колесо из вилки.

Регулировка силы зажима эксцентрика Clix

1. Переведите рычаг в положение OPEN (рис. 43).

2. На рычаге и на оси имеются отметки (рис. 47).

В положении регулировки эти отметки совмещены. Оставив рычаг в положении регулировки, затяните регулировочную гайку, но не до упора.

4. Закройте рычаг и проверьте силу зажима — см. пункт 6 процедуры «Установка колеса с эксцентриком Clix».

5. Если сила зажима отрегулирована правильно, закройте рычаг

6. Чтобы регулировка не нарушилась, поставьте контргайку (рис. 42) и заверните ее до касания с регулировочной гайкой.

7. Проверьте вспомогательное крепление колеса в системе Clix. Переведите рычаг в положение OPEN. Приподнимите переднее колесо над землей и с силой ударьте сверху по покрышке. Колесо не должно выходить из пазов вилки. Если проверка выявит какие-либо проблемы, отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта.

Рис. 47. Положение регулировки с совмещенными метками

1. Метка на рычаге

Установка колеса на ось с резьбой и гайкой

Некоторые колеса крепятся с помощью гаек, наворачиваемых на ось втулки. Возможно, между гайкой и наконечником пера вилки потребуется вставить стопорную шайбу. На некоторых велосипедах также имеются пеги — трубчатые насадки на ось.

1. Затяните гайки на осях с соответствующим усилием:

• Для обычного переднего колеса: 180-240 фунт*дюйм (20,3-27,1 Н*м).

• Для обычного заднего колеса:

240-300 фунт*дюйм (27,1-33,9 Н*м).

2. Убедитесь, что колесо закреплено правильно:

• Приподнимите велосипед и с силой ударьте сверху по покрышке (рис. 40). Колесо не должно при этом соскакивать или шататься из стороны в сторону.

Если проверка крепления выявит какие-либо проблемы, повторите процедуру. После этого выполните проверку повторно. Если правильно закрепить колесо не удается, отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта.

Установка колеса на сквозной оси

1. Освободите эксцентрик или ослабьте затяжные болты на концах вилки.

2. Поставьте колесо на место и введите его между перьями вилки.

3. Закройте эксцентрик или затяните затяжные болты с моментом 45-55 фунт*дюйм (5,1-6,2 Н*м).

4. Убедитесь, что колесо закреплено правильно:

• Приподнимите велосипед и с силой ударьте сверху по покрышке (рис. 40). Колесо не должно при этом соскакивать или шататься из стороны в сторону.

Если проверка крепления выявит какие-либо проблемы, повторите процедуру. После этого выполните проверку повторно. Если правильно закрепить колесо не удается, отвезите велосипед в дилерский центр для ремонта.

Как расстегивать тормоза V-BRAKE .

Установка переднего колеса.

Установка заднего колеса

Снять колесо велосипеда – элементарное действие для любого велосипедиста. Снимать колесо приходится по самым разным причинам – ремонт проколотой камеры, устранение восьмерок (если используется стенд), регулировка и смазка втулок. Часто приходится снимать колесо при транспортировке велосипеда, например, в поезде.

Но многие начинающие велосипедисты не совсем представляют себе, как это надо делать. (Опытных прошу не смеяться).

Естественно, снимать колеса удобнее, когда велосипед перевернут колесами вверх. В переворачивании велосипеда никаких трудностей не возникает (на зависть автомобилистам – домкрат не нужен), велосипед достаточно устойчиво стоит на руле и седле. Надо только аккуратнее обращаться с тем оборудованием, которое установлено на рулевой трубе – спидометрами, фонариками, манетками. Эти предметы можно легко повредить об пол / землю.

Счастливые владельцы велосипедов с дисковыми гидравлическими тормозами не должны забывать, что им не рекомендуется переворачивать велосипед вверх колесами на длительное время, потому что пузырьки воздуха из расширительного бачка могут попасть в гидролинию. Ничего страшного в этом нет, но после того, как велосипед будет поставлен на колеса, тормоза, возможно, придется прокачать. Не следует также нажимать на тормозные рукоятки гидравлических тормозов, пока велосипед стоит без колес – колодки могут сблизиться настолько, что потом обратно колесо установить на место будет трудно.

Если у Вашего велосипеда тормоза типа V-Brake, то их надо расстегнуть перед снятием колеса. Иногда, если на колесе стоит покрышка большого диаметра, то раствора тормозных рычагов не хватает для снятия колеса, и приходится спускать воздух из камеры.
Колеса могут крепиться в передней вилке и раме двумя способами.

На велосипедах начального уровня, на подростковых велосипедах колесо крепится к наконечникам вилки гайками, навинченными на концы оси. Для снятия колеса нужен разводной или накидной ключ подходящего размера.

На спортивных шоссейных и горных велосипедах может применяться быстродействующий эксцентриковый зажим. Колесо в таких велосипедах можно снимать без применения инструментов.

Как расстегивать тормоза V-BRAKE .

Колодки тормозов V-BRAKE находятся очень близко к ободу колеса. Поэтому для того, чтобы выполнить обслуживание тормозов, сначала надо расстегнуть тормозные рычаги и развести их в стороны. Расстегивать тормоза приходится также при снятии колес. Процедуры расстегивания и застегивания сложностью не отличаются и выполняются в течение нескольких секунд, но для многих начинающих велосипедистов, а также для тех, кто катался только на отечественных велосипедах, эта операция оказывается неочевидной, поэтому опытных прошу не смеяться.

Сначала резиновую гофрированную оболочку троса , которая находится между тормозными рычагами, отодвигаем в сторону винта крепления троса и обнажаем весь наконечник троса.

Потом рукой сдвигаем тормозные рычаги друг к другу, выводя наконечник троса из хомута.

Опускаем хомут вниз, и разводим тормозные рычаги в стороны. Готово.

Теперь можно менять колодки, снимать колеса.

Самое главное в этой операции – не забыть потом вернуть все на место, и не уехать с расстегнутыми тормозами . (Это будет совсем не смешно)

Снятие переднего колеса.

Механизм для расстегивания состоит из наконечника троса, и хомута, смонтированного на одном из тормозных рычагов.
С левой стороны втулки находится рычаг эксцентрикового зажима.

Просто поворачиваем его на 180 градусов. Крутить этот рычаг вокруг оси втулки не надо.

Отворачиваем на несколько оборотов гайку-барашек с правой стороны втулки, и вынимаем колесо из наконечников вилки. Колесо снято.

Установка переднего колеса.

Установка переднего колеса производится в порядке, обратном снятию. Самое главное – правильно установить усилие, с которым эксцентриковый зажим удерживает колесо в вилке. Перетяжка нежелательна – можно повредить или зажим, или вилку. Слишком слабое усилие может привести к выпадению колеса из вилки (особенно это относится к велосипедам с дисковыми тормозами, потому что они оказывают значительно большие усилия на вилку, чем ободные).

Правильно

Вставляем колесо в наконечники вилки.

Проверяем, что колесо легло симметрично, без перекосов относительно ног вилки. Если колесо отцентрировано правильно (без восьмерок и зонта), и вилка не погнута, то и колесо ляжет нормально. В противном случае надо устранять причину перекоса.

Надо убедиться, что ось колеса до конца вошла в паз наконечника, и лежит на дне этого паза.
Неправильно
Если на вашем велосипеде стоят дисковые гидравлические тормоза, то при установке колеса придется аккуратно вставить тормозной диск в калипер, между тормозными колодками. Возможно, вы обнаружите, что эти колодки стоят очень близко друг к другу и вставить между ними диск не получается. В этом случае надо осторожно раздвинуть колодки чем-нибудь типа широкой отвертки. Больших усилий при этом не прикладывайте, чтобы не оставить на тормозных колодках заусенцев.
Поворачиваем рычаг эксцентрикового зажима на 90 градусов (он становится почти параллельно оси втулки), и заворачиваем гайку – барашек до упора, но не затягиваем ее.
Теперь поворачиваем рычаг эксцентрикового зажима так, чтобы он встал параллельно вилке. Усилие должно быть ощутимое, но не чрезмерное. При необходимости можно покрутить гайку – барашек, чтобы увеличить или уменьшить усилие сжатия.

Колесо установлено. Не забудем застегнуть тормоза, если на вашем велосипеде стоят V-Brake.

Если на Вашем велосипеде стоят дисковые тормоза, то рычаг эксцентрикового зажима не должен касаться тормозного диска. Он должен находиться рядом с ногой вилки.

Снятие заднего колеса.

Заднее колесо снимать надо примерно так же, как и переднее, только надо еще извлечь колесо из цепной передачи. Для этого сначала переводим цепь на самую маленькую заднюю звездочку.

С левой стороны втулки находится рычаг эксцентрикового зажима.

Просто поворачиваем его на 180 градусов. Крутить этот рычаг вокруг оси втулки не надо.

Отворачиваем на несколько оборотов гайку с правой стороны втулки, и аккуратно отводим рычаг переключателя вверх и назад.
Удерживая рычаг натяжителя цепи, аккуратно вынимаем колесо из наконечников вилки. Колесо снято.

Установка заднего колеса

Установка заднего колеса производится в обратной последовательности, а особенности работы с эксцентриковым зажимом такие же, как и на переднем колесе. Перед установкой надо убедиться, что задний переключатель стоит в положении, соответствующем самой маленькой звездочке.

Как разобрать и собрать обратно заднее колесо скоростного велосипеда

Заднее колесо велосипеда чаще других узлов требует обслуживания. Это объясняется тем, что оно является самым нагруженным элементом — именно на него приходится основной вес пользователя. Тем, кто любит часто и долго ездить на таком транспортном средстве, стоит узнать, как разобрать и собрать заднее колесо скоростного велосипеда правильно. Конечно, можно обратиться в мастерскую, но при наличии необходимого инструмента все работы по разборке, ремонту и обслуживанию выполнить самостоятельно сможет любой человек, получив при этом моральное удовлетворение и не нагружая семейный бюджет.

Основные составляющие детали

Заднее колесо скоростного велосипеда состоит из следующих деталей:

  • втулки;
  • кассеты с ведомыми звездочками;
  • спиц;
  • обода;
  • шины с камерой.

При этом следует учитывать следующие моменты:

  1. Конструкции втулок заднего колеса могут отличаться по размеру, форме и типу используемых подшипников.
  2. Кассета скоростного велосипеда также может иметь различные конструкции и содержать от трех до одиннадцати звездочек.
  3. Втулка через спицы достаточно жестко связано с ободом колеса. Обычно на скоростных велосипедах либо 28, либо 32, либо 36 спиц, причем рисунок их переплетения тоже может быть разным.
  4. Профиль обода у горных велосипедов обычно коробочный, в отличие от шоссейных модификаций, имеющих однотрубные шины. Поскольку вес наружной части колеса всегда стараются уменьшить, наиболее распространенным материалом служат сплавы на основе алюминия.

На горных и городских многоскоростных велосипедах обычно стоят шины с камерами, причем их размер и рисунок протектора может быть самым разнообразным.

Необходимые инструменты

Демонтировать заднее колесо может потребоваться в следующих случаях:

  • есть повреждения обода;
  • разорвана шина или спущена камера;
  • полный износ колеса.

Для разборки и последующей сборки заднего колеса велосипеда своими руками кроме традиционных рожковых ключей понадобятся еще и специальные инструменты:

  • съемник под тот тип кассеты, которая установлена на велосипеде (к примеру, механизм кассет модели «Стелс» и шоссейных транспортных средств ХВЗ имеет совершенно разную конструкцию, соответственно, нужны подходящие виды съемников);
  • хлыст — устройство фиксации кассеты, состоящее из рычага с закрепленными на нем кусками велосипедной цепи;
  • спицевой ключ (желательно, чтобы он имел не менее трех размеров шлица, что позволит захватывать даже старые спицы со сбитым квадратом головок);
  • специальные ложечки для бортировки шины.

Продвинутые велолюбители могут воспользоваться специальной стойкой для ремонта, чтобы работать в естественной позе.

Инструкция по демонтажу

Очевидно, что для ремонта колеса его надо снять с велосипеда. Последний для этого лучше поставить на руль и седло, предварительно убрав навесное оборудование. Существует два способа фиксации колеса на раме:

  • эксцентриком через полую ось;
  • гайками или барашками.

В первом случае нужно просто повернуть рычаг эксцентрика на 180 градусов и потом свинтить гайку на противоположной стороне оси. В случае крепления эксцентриком ось заднего колеса велосипеда ни с одной стороны не выходит за толщину вилки, в которой она установлена. Опытные пользователи обязательно учитывают этот момент при ремонте. Во втором случае ось втулки заднего колеса всегда длиннее расстояния между перьями вилки как минимум на 15–20 мм. Таким образом, вынос оси за внешнюю сторону вилки должен быть никак не меньше 5-6 мм с каждой стороны. Важно соблюсти эти соотношения при последующей сборке втулки заднего колеса. После того как крепеж снят или ослаблен, нужно сбросить цепь с ведущей звезды и можно снимать колесо. Если велосипед оснащен не дисковыми, а ободными тормозами, то скорей всего понадобится их распустить, скинув с тяги тормозной тросик.

Эксцентрик Гайка

Ремонтные работы

До того как начать разбирать и собирать заднее колесо скоростного велосипеда, необходимо найти удобное место, запастись перчатками, чтобы не испачкать руки. Если соответствующего опыта нет, следует строго соблюдать последовательность действий, учитывать все тонкости. Отличное подспорье в этом вопросе — обучающие видео.

Снятие втулки

Ремонт и обслуживание втулки заднего колеса начинается с демонтажа кассеты с ведомыми звездочками. Для этого и понадобится специальный инструмент в виде хлыста и съемника. Кассета всегда устанавливается на колесо на правой резьбе. Именно это обеспечивает ее жесткую связь с самим элементом и позволяет приводить его во вращение по часовой стрелке. Это значит, что снимать кассету нужно, раскручивая ее в обратном направлении. После этого открывается доступ к оси и подшипникам.

Любая схема свидетельствует о том, что конструкции втулок шоссейного, дорожного и горного велосипеда имеют разное строение. Сама центральная часть заднего колеса оснащается подшипниками трех типов:

  • промподшипниками (как правило, с пыльниками);
  • подшипниками конус-чашка с шарами на сепараторе;
  • подшипниками конус-чашка с насыпными шарами.

При разборке необходимо четко разложить все извлекаемые элементы втулки таким образом, чтобы последующая сборка колеса позволила каждой детали занять свое прежнее место.

Разборка втулки заднего колеса начинается с левой стороны. Последовательность действий:

  1. Захватить одним ключом конус с правой стороны, а вторым — контргайку с левой и свинтить ее.
  2. Снять шайбу, находящуюся между контргайкой и конусом. Последний элемент должен свинчиваться с оси без всяких усилий.
  3. После того как конус снят, аккуратно извлечь сепаратор или высыпать шары (в зависимости от того, какой тип подшипника установлен в конкретной модели). Иногда, в случае с шарами, для этого надо сместить ось в левую сторону.
  4. Шары поместить в керосин или другой растворитель на нефтяной основе.
  5. После этого не менее аккуратно извлечь шары правой стороны. Правый конус и контргайку лучше не свинчивать без необходимости. Это позволит сохранить положение оси и в дальнейшем закрепить колесо в вилке велосипеда без лишних проблем.
  6. Внимательно осмотреть рабочую поверхность очищенных конусов. Малейшие неровности говорят о том, что они подлежат замене.
  7. Если есть повреждения на поверхности чашек, то вся втулка заднего колеса также подлежит замене. В случае если все в нормальном состоянии, то можно приступать к процедуре сборки.

При сборке колеса прежде всего необходимо обильно смазать поверхность чашек втулки. Для этого вполне подойдет консистентная смазка. Нужно выдавить в слой средства шары с правой стороны втулки или установить сепаратор с подшипниками и вставить ось. Если приходилось для извлечения шаров с левой стороны смещать ось вправо, то ее надо вставлять не до упора, а ровно настолько, чтобы она позволила установить на место шары.

После установки шаров или сепаратора необходимо вставить ось до конца и навинтить на нее левый конус так, чтобы он уперся в шары. После этого установить на место шайбу и закрутить левую контргайку с небольшим усилием. Необходимо раскрутить конус с обеих сторон с усилием так, чтобы обеспечить свободное вращение оси. Если вращение колеса недостаточно легкое или есть люфт, необходима повторная регулировка прижима конуса левой стороны оси.

Если колесо вращается свободно и нет люфта, значит обслуживание или замена подшипника проведены успешно.

Если в процессе осмотра поверхности чашек были обнаружены повреждения, то втулки подлежат замене. Процесс этот достаточно сложный. До того как снять втулку, нужно изучить инструкцию. Дело в том, что для замены элемента необходимо расспицевать колесо.

Рисунок спицевания перед разборкой нужно зарисовать или сфотографировать.

Нужно раскрутить все головки спиц и снять их с втулки. Вероятность совершить ошибку будет гораздо меньше, если, снимая детали, сразу вставлять их в соответствующее гнездо новой втулки. После того как все спицы установлены на свои места, необходимо за счет их подтягивания придать колесу форму зонта, а затем произвести выравнивание обода. В процессе работы сначала устраняются вертикальные биения колеса. После того как они исчезли или сведены к минимуму, устраняются горизонтальные биения. При этом необходимо ослабляя спицы с одной стороны тут же подтягивать на такое же количество оборотов спицы с другой стороны.

Замена камеры

Чтобы извлечь камеру из шины, необходимо полностью выпустить из нее воздух. Нужно поддеть последнюю ложечками для разбортировки, вставив их на расстоянии порядка 15 см одна от другой. После этого необходимо начать понемногу разводить ложечки, пока вся сторона шины не снимется с обода. Остается вынуть ниппель и извлечь камеру.

Установка новой камеры осуществляется в обратном порядке:

  1. Нужно вставить ниппель в обод и по окружности заправить всю камеру в шину, избегая скручиваний и образования складок.
  2. Перед бортировкой шины на обод можно немного подкачать камеру, чтобы она приняла свою форму и заняла свое место в шине.
  3. Поддев шину, необходимо заправить ее ложечками в обод сначала в области ниппеля и далее по окружности.

Убедившись, что шина заняла свое место на ободе, можно накачать камеру до рабочего давления. После этого остается заняться установкой заднего колеса велосипеда, и ремонт можно считать законченным.

Установка заднего колеса

Для возвращения на место заднего колеса необходимо установить его в вилку и накинуть на одну из звездочек цепь. Теперь надо отцентровать положение элемента на велосипеде таким образом, чтобы он находился между перьями как верхней, так и нижней части задней вилки рамы и смотрело строго в середину каретки педальной оси. Удерживая колесо в этом положении, нужно закрепить его в вилке штатными гайками или эксцентриком. Важно не забыть восстановить натяжение тормозного тросика и поставить цепь на ведущую звездочку. После установки желательно убедиться в правильности выполненных действий, провести тест-драйв. В процессе необходимо проследить, как ведет себя велосипед после ремонта.

Обслуживание и диагностика заднего колеса скоростного велосипеда — обязательные процедуры для сохранения исправности механизмов и длительной эксплуатации транспортного средства. Начинающим пользователям придется сложнее, но всегда можно воспользоваться инструкциями и прочитать советы опытных мастеров. Выполнив ремонтные работы самостоятельно, получится сэкономить семейный бюджет.

Видео


УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА НА ВЕЛОСИПЕД

Переднее колесо велосипеда – движущий узел, без которого невозможно представить байк, разве что уницикл. Ведомое колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию велосипеда и, в большей мере, накатистость. В отличие от заднего, переднее колесо более простое по устройству, но также требует своевременного обслуживания.

Велосипеду, как и машине, нужен регулярный уход, и переднее колесо – одна из таких важных составляющих, которой нельзя пренебрегать. Уделим ему немного внимания!

Из чего состоит колесо

Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились модели на литых дисках, ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.

Устройство переднего колеса следующее:

  • втулка обычная;
  • обод;
  • соединительные спицы;
  • защитная лента обода (флиппер);
  • камера и покрышка;
  • диск (на моделях с дисковыми тормозами).

Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.

Втулка на открытых подшипниках

Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:

  • одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
  • двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
  • тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.

Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:

Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.

Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.

По типу сечения спицы разделяются на:

  • стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
  • аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
  • переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.

Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.

Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.

Как снять переднее колесо с вилки

Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:

  1. Перевернуть велосипед вверх колесами.
  2. Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
  3. Ослабить крепления с дропаутов вилки.
  4. Снять ось колеса с креплений.

На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.

Последовательность демонтажа

Перед тем как снять переднее колесо с велосипеда, необходимо сам байк избавить от всяческих аксессуаров и дополнительных приспособлений, чтобы не повредить их под весом конструкции в процессе демонтажа.

  • Переворачиваем велосипед вверх колёсами, ставим его на стенд для ремонта. Или же, при отсутствии специальной стойки, просто на руль с седлом.
  • Теперь нужно определиться с типом тормозной системы, установленной на велосипеде.
  1. Дисковые тормоза не доставят хлопот при снятии колеса. Единственное, что стоит учесть, так это то, что гидравлическим тормозам не по нраву перевёрнутое положение, ведь в систему может попасть воздух. В таком случае тормоза придётся прокачать после всех процедур, произведённых с вашим байком.
  2. Ободные тормоза нужно будет расстегнуть, перед тем как снимать конструкцию с креплений. Для этого нужно руками сжать рычаги и вывести конец троса из хомута, затем развести рычаги в стороны.
  1. Ось втулки крепится к вилке посредством эксцентрика или гаек. В первом случае следует просто отвернуть эксцентрик, открутить и вынуть колесо из концов вилки, аккуратно потянув его вверх. Во втором — при помощи гаечного ключа открутить гайку, для удобства во время откручивания можно придерживать её вторым ключом.

После того как колесо снято, можно продолжать вести с ним необходимые работы, ради которых оно, собственно, и снималось.

Последовательность установки

Чтобы правильно установить переднее колесо на велосипед, нужно в точности соблюдать обратный порядок действий, произведённый при снятии.

  1. Вставляем колесо в пазы рамы до упора. Здесь важно не перепутать положение конструкции — направление, в котором будет происходить вращение, обозначено стрелками на покрышках.
  2. Прикручиваем на место гайки или эксцентрики. Сильно перетягивать нельзя, но фиксация должна быть достаточно крепкой.
  3. Застёгиваем обратно ободные тормоза.Ставим на место ободные тормоза
  4. Переворачиваем велосипед в обычное его положение.

Несмотря на тот факт, что переднее ведомое колесо немного проще по своему устройству, чем заднее, всё же оно отвечает за курс движения и нуждается в должном уходе, смазке деталей, подтяжке спиц.

Заднее ведущее колесо имеет множество механизмов, но принцип демонтажа и монтажа аналогичен, за исключением того, что его придётся извлекать из цепной передачи и надевать цепь на место при установке.

Вопрос/Ответ

1. Это может быть простая восьмерка.
2. Это может быть не до конца засунутая ось в дропаут, раскрути гайки и засунь ровно.
3. Возможно колесо смещено в правую сторону из-за того что ось с одной стороны длиннее. Надо раскрутить на ней гайки, поставить так чтобы с обеих сторон колеса была одинаковая длина оськи, и закрутить гайки.

Подними вел. Крутни колеса. Посмотри какое плохо крутится. Попробуй расслабить гайки на втулках. Может подшипники перетянуты, но сильно не расслабляй, а то люфт будет.

Читать еще:  Как сделать своими руками сигнализацию на велосипед
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector