Как подобрать шатуны для велосипеда
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как подобрать шатуны для велосипеда

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

10 минут Автор: Михаил Скворцов 353

Шатун в велосипеде является неотъемлемой частью механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное движение во вращение заднего колеса. Отдельно шатун работать не может, он должен быть сроднен со звездочками, кареткой и рамой велосипеда. Чаще всего одна ведущая звезда или кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников. Может быть и по-другому. На дорогих велосипедах передние звездочки можно открутить от системы шатунов для замены, когда их зубья становятся слишком изношенными.

У большинства велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить только источенные до предела звездочки, приходится снимать все сразу. Затем нужно покупать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Хотя сами шатуны теряют работоспособность редко, только в случае аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Покупая рычаги педалей, следует знать, что существует несколько непохожих типов кареток, у которых различные способы крепежа к концам вала. В этом нет ничего сложного — просто нужно взять с собой образец. Также, при необходимости, в продаже несложно найти кареточный узел в сборе с шатунами.

Материал шатунов

Рычаги педалей могут изготавливать из разных материалов:

На какие только ухищрения не идут производители шатунов, чтобы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют пустоту внутри. Более легкие шатуны, кроме того что снижают общий вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу нужно раскрутить, тем быстрее можно ускориться.

Хотя шатуны и являются одними из самых нагруженных деталей велосипеда, их можно сделать пустотелыми. Как в случае с рамой велосипеда, точно так же полый рычаг педали сохраняет свою прочность и жесткость при намного меньшем весе. Наличие пустоты внутри детали значительно на показатели прочности не влияет.

Стальные шатуны могут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Очень часто на горные велосипеды и спорт байки BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка вероятность поломки, алюминиевые детали изготавливают горячей или холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по металлической вставке, а затем её удаляют, после чего получается готовая деталь с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают только методом холодной ковки Hollowtech, впервые внедрённым фирмой Shimano. Такие изделия применяются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титана или карбона. Карбоновые изделия могут быть как однородными, так и с алюминиевой или титановой основой внутри. Ясное дело, что чем сложнее технология изготовления, тем дороже готовое изделие.

Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны выпускают разной длины. Высоким велосипедистам удобнее крутить длинные рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более короткими. Слишком длинные рычаги на низкорослой раме могут привести к неудобству при езде по бездорожью, даже в городе ими можно ударить по рельсу на переезде или бордюру.

Короткие рычаги трудно раскрутить, но зато потом ими легче поддерживать высокую скорость. Это можно объяснить таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, если приходится крутить педали с короткими рычагами, а в случае с длинными всё происходит с точностью наоборот.

Длина шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда нужно выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке удобны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Окончательно точку при выборе по длине ставит каждый велосипедист сам, учитывая свои предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске. В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как можно большей длины.

Способы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая деталь у старых велосипедов, сейчас встречается разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это традиционный способ крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта или гайки, которые вкручиваются в концы вала. Места соединения всегда закрываются пластмассовым пыльником.

3. Шестигранный торец вала — также делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются большим полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Традиционный съёмник для разборки этого соединения применить не получится, ведь ему не во что будет упереться.

Q – фактор

На велосипеде для повышения эффективности педалирования нужно учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются концы шатунов, то есть Q-фактор. Проверено на стенде, что при правильно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не могут нести длительные нагрузки, если ноги не находятся близко друг к другу. Наибольшее давление ногой можно сделать, когда вектор прикладываемой силы находится точно под углом 90 градусов к поверхности.

С появлением внедорожных велосипедов, чтобы вставить широкую покрышку, пришлось раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора понадобилось сделать шатун для педали изогнутым, иначе он бы бил по раме. Поэтому на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы или по другим причинам ноги у людей разные: искривленные в коленях или прямые, суженные у таза или выгнутые в стороны. Например, у женщин кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов невозможно, а для профессиональных спортсменов подобрать индивидуально Q-фактор вполне реально.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в разные стороны под прямыми углами толстый металлический пруток. Такая система шатунов применялась на первых велосипедах. В настоящее время её можно увидеть на BMX и детских велосипедах.

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, а также намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае лишь левый рычаг является отдельной деталью, которая фиксируется на свободном конце вала.

До недавнего времени такой способ сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на заводах Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками большого диаметра. Другие производители деталей для велосипедов поддержали идею возрождения системы двухсоставных шатунов.

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодняшний день, у которой возможно заменить ведущие звездочки отдельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, отдельно вал каретки и передние звёздочки по одной.

Нестандартные конструкции

1. Роторная система RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. При этом нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы периодически испытывают стресс.

Кроме того, подмечено, что при вращении педалей случается такая ситуация, при которой велосипедист не может передать целиком свою силу к заднему колесу. Мертвая зона наблюдается, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к земле. Естественно, из-за этого снижается коэффициент полезного действия.

В роторной системе RS4X радикально решаются перечисленные проблемы. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия.

Практика показывает, что новая схема установки обеспечивает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки уменьшается риск возникновения боли в коленном суставе, а также растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Эксперимент со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой зоны.

Впервые массовый выпуск овальных звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в 1983 году. Тогда в мире велоспорта было много споров о необходимости нововведения, но со временем они отпали, поскольку профессиональным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и так называют случаи неравномерного вращения педалей. В настоящее время выпускается два экземпляра овальных звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Читать еще:  Как сделать сумку для велосипеда своими руками

Овальные звезды позволяют легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в этой точке повышается, чтобы соответствовать сниженному усилию на педали. Как результат, крутятся педали более плавно. Однако чудес не бывает, и при подъеме в горку придется попотеть, ведь из ничего ничто не получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в полезном видеоролике:

Выбор длины шатунов – 170 мм или 175 мм?

Стандартные решения не всегда оптимальны — потому что каждый из нас отличается. Индивидуальные особенности движения, былые травмы, стиль вождения или поиск лучшей эффективности — приводят нас к тому, что нам нужно подобрать под себя длину шатунов.

Длина шатунов маркируется на внутренней стороне

Более длинные шатуны:

  • + больше крутящий момент
  • + лучшее преодоление подъёмов
  • + динамичный разгон
  • – повышенный риск травмы колена

Более короткие шатуны:

  • + большая скорость педалирования
  • + более безопасное прохождение поворотов
  • + уменьшение эффекта «мертвого пятна» — шатун в положении «9 часов и 12 часов» вызывает резкий изгиб колена и максимальную нагрузку на педаль.

Недорогие модели шатунов доступны только в двух размерах: 170 мм и 175 мм, такие модели можно встретить на велосипедах низкой и на большей части средней ценовой категории. Самое интересное начинается тогда, когда мы хотим поменять систему шатунов на более дорогую. Для горных велосипедов подойдут вышеупомянутые стандарты -170 мм и 175 мм, а так же шатуны с длинной — 165 мм. Для дорожных велосипедов выбор больше, но только в дорогих группах. Существует распространённое мнение, что размер шатунов не имеет значения, но это не так, потому что — у нас разная длинна ног.

Самые популярные и доступные длины шатунов лежат в диапазоне 165-180 мм, с шагом 2,5 мм (за исключением 167,5 мм — который встречается только в самых дорогих шоссейных группах). Такая размерная сетка была принята Shimano, Campagnolo (170-180 мм) и другими производителями. Так же, можно встретить шатуны длинной 140 мм и даже 200 мм, но в этой статье мы их учитывать не будем.

Кросс-кантри

Велосипедисты XC могут выбирать шатуны на основе длины своих ног, а точнее, расстояния между промежностью и полом. Измерение должно производиться без обуви и в вертикальном положении.

Измеренная длинна в миллиметрах Рекомендуемая длина
866 мм 175 мм

Люди с длинной более 870 мм получают «привилегию» выбора между 177,5 и 180 мм, но в случае дискомфорта (болей в колене) мы рекомендуем более короткий шатун, возможно даже 175 мм.

Шоссе

Для выбора длинны шатунов в этом случае, рекомендуется отталкиваться от размера рамы.

Размер рамы Рекомендуемая длина
62 см 177,5-180 мм

Триатлон

Профессиональные триатлонисты заметили, что в случае езды в очень низком положении, которое принимается на велосипеде или при езде на время, использование более коротких шатунов, приносит определённые выгоды. Среди них — уменьшение угла закрытия бедра, что приближает его к значению во время езды на шоссейном велосипеде.

Так же, облегчается переход на бег после окончания велосипедной дистанции. Как и для шоссейных велосипедов, при выборе шатунов, мы должны руководствоваться размером рамы, но рекомендуемая длина шатунов чуть меньше, чем у шоссейников:

Размер рамы Рекомендуемая длина
51-53 см 165 мм
54-56 см 170 мм
57-60 см 172,5 мм
> 61 см 175 мм

Когда и как менять длину шатунов?

Если вы не страдаете от повторяющихся болей или тендинита, не изменяйте длину во время сезона. Замену лучше всего сделать в промежуточный период, чтобы свести к минимуму риск получения травмы.

Межсезонный период — хороший момент для восстановления, лечения и модификации различных характеристик велосипеда. Тренировки менее интенсивны, и организм не подвергается столь сильным испытаниям, как во время сезона. Поэтому, это идеальное время для тестирования новых конфигураций и устранения недостатков.

Кроме того, изменяя длину шатунов, делайте это поэтапно. Изменение на 5 мм должно происходить в две фазы: 2,5 мм в первое межсезонье и 2,5 мм в последующие.

Слишком быстрое изменение длинны, может привести к болям в сухожилиях или воспалению. Таким образом, вы получите обратный эффект, а не тот которого вы желали.

Длина шатунов может быть определена теоретически. Однако, выбор не должен полностью абстрагироваться от других элементов, влияющих на положение вашего тела, таких как, например, положение седла. Удачи!

Выбор подходящих шатунов для велосипеда

Велосипедист рано или поздно сталкивается с вопросом замены шатуна. Этот вопрос актуален в случае, если деталь поломалась, повредилась либо если требуется замена звёздочек в неразборных конструкциях. Замена шатуна требует от владельца велосипеда базового понимания вопроса. На какие свойства и характеристики нужно обратить особое внимание при покупке детали и как выбрать шатуны для велосипеда?

Устройство системы крепления

Шатун — это неотъемлемая часть трансмиссии байка, обеспечивает преобразование возвратно-поступательных движений во вращение заднего колеса. С этой деталью соединены звездочки, каретка и рама велосипеда, в отдельности элемент не функционирует. Как правило, у бюджетных велосипедов основная звезда соединяется с правым шатуном в неразборную конструкцию. Более дорогие модели дают возможность отсоединить передние звёздочки от системы в случае необходимости.

Если звёздочки источились и есть необходимость в их замене — вероятнее всего, придётся снимать всю систему, т. к. в большинстве случаев нет возможности устранить проблему точечно. С передними звёздами нужно приобрести соответствующие шатуны, хотя сами они довольно износостойкие. Повредить их можно только в случае аварии. Деталь может изогнуться, переломаться, посадочные места — разноситься.

При покупке этой детали нужно помнить о разновидностях кареток, имеющих разные способы крепежей к валу, поэтому возьмите с собой в магазин образец. Возможно, вы найдёте конструкцию кареточного узла с шатунами в сборке.

Какие материалы используются для шатунов

В зависимости от заявленных требований байку, производители делают шатуны алюминиевыми, стальными, титановыми или карбоновыми. Для достижения поставленных целей производители также совершенствуют и форму этих деталей. Так, снизить вес позволяет сложная форма полой внутри детали, с канавкой снаружи. Кроме того, что облегчённый элемент конструкции делает легче сам велосипед, он позволяет легче раскрутить и достигнуть более быстрого ускорения. При этом пустотелые детали прочные и жёсткие.

Так, шатуны из стали бывают как цельные, так и полые. Цельные детали используют для шоссейников, а вот трубчатые чаще предназначены для горных велосипедов и спортбайков ВМХ для облегчения моделей.

Велосипедная система из алюминия

Детали из алюминия производятся с помощью горячей или холодной ковки. Это усиливает прочные свойства материала и сводит к минимуму поломку. Шатуны из алюминия могут делать полыми для уменьшения веса.

Титан и карбон в изготовлении шатунов встречается реже, обычно для спортивных байков. Это может быть однородная карбоновая деталь либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Сложность технологии сказывается на стоимости байка в сторону увеличения.

Размер имеет значение

При выборе размера шатуна важно учитывать стиль катания, рост велосипедиста и ваши личные предпочтения. Разница даже в 5 мм на каждой детали довольно ощутима.

Левый шатун велосипеда

Длина шатуна велосипеда измеряется от центра оси каретки до центра оси педали и может быть 145–180 мм, с шагом 5 и иногда 2,5 мм. Понятно, что чем выше велосипедист, тем длиннее нужны детали. Но нужно также учитывать размер рамы и стиль езды. Если у вас низкая рама и слишком длинные рычаги, то при малейшей неровности (бордюры, рельсы) вы будете за них цепляться, что приведёт к неудобству.

Ключевой параметр, на который напрямую влияет размер шатуна велосипеда, — каденция. Каденция — это единица измерения скорости оборотов, сколько оборотов может сделать байкер за определённое время. Высокой каденции можно достичь при коротких рычагах, соответственно, длинные рычаги сокращают количество оборотов. Поэтому для гонок лучший выбор — короткие шатуны. И наоборот, для горных велосипедов — длинные.

Выбор размера — личные предпочтения каждого велосипедиста, учитывая стиль езды, рост и поставленные перед байком цели.

Каким способом крепятся шатуны

Разберёмся, какими способами крепят рычаги к оси каретки.

  • Клиновидным штифтом. В современных моделях такое крепление практически не встречается, используется только для детских байков.
  • Квадратным торцом вала. Наиболее распространённое крепление. В этом способе на скошенных плоскостях квадратного сечения клином зафиксированы оба рычага. Подтянуть рычаг на клине можно с помощью винта или гайки. Для удобства в соединительных местах предусмотрены пыльники из пластмассы.
  • Шестигранным торцом вала. Похожий принцип с предыдущим способом.
  • Шлицевым соединением. В вале каретки делается сквозное отверстие по оси с преувеличенным диаметром, торцы вала имеют круглую форму. Шатуны крепятся крупным пустотелым болтом под шестигранник, снаружи предусмотрен пыльник.
  • С использованием интегрированной оси. Ось каретки и один шатун составляют единую деталь. Второй крепится любым из перечисленных выше способов.
Читать еще:  Как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде

Правильный выбор Q-фактора

Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

Разбираем типы шатунов

  • Односоставный— цельная конструкция, которая объединяет вал и два рычага. Представляет собой толстый пруток, который согнут в разных направлениях под прямыми углами. Такая конструкция использовалась ранее. На сегодня её можно встретить на BMX или детских байках.
  • Двухсоставный— левый рычаг представлен отдельной деталью, закреплённой на сводном краю вала, а к правому шатуну с ведущими звёздочками приварен вал каретки. Сегодняшние производители эту конструкцию усовершенствовали с помощью картриджной каретки, имеющей подшипники крупного диаметра. Конструкция активно используется различными производителями.

Нестандартная роторная система RS4X

Рассмотрим новейшую конструкцию — роторную систему шатунов для велосипеда RS4X. Принципиальное отличие от стандартных рычагов — расположение со смещением угла на несколько градусов (стандартное закрепление — по одной прямой линии). При стандартном закреплении нога велосипедиста сильно сгибается в колене в верхней точке и это негативно сказывается на коленных суставах, не позволяет велосипедисту применить свою силу в полном объёме.

Роторная система позволяет увеличить КПД за счёт занижения верхней мёртвой точки и исключения провала момента силы. Согласно исследованиям, мощность возрастает на 16%. Эта велосипедная система шатунов довольно дорогая (стоимость около 400 евро), но хороша тем, что облегчает нагрузку на коленные суставы байкера и на сухожилия.

Учитывая особенности шатунов разных систем, размер, материал, вы сможете подобрать для вашего велосипеда наиболее подходящий вариант и покупка оправдает все ваши ожидания.

Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая. Для того чтобы понимать, какая рама удовлетворит потребности велосипедиста — разберёмся подробно, какой материал будет соответствовать заявленным требованиям.

Как определиться с выбором мотор-колеса для электровелосипеда. На какие факторы обратить внимание при выборе. Преимущества и недостатки разновидностей двигателей мотор-колеса.

Какие ставить на велосипед тормоза: дисковые или ободные — частый вопрос, который волнует многих велосипедистов. Чтобы разобраться с ним, необходимо изучить положительные и отрицательные стороны каждого вида тормозной системы.

Велосипедные шатуны и какие они бывают

Кривошипы являются неотъемлемой частью велосипеда и обеспечивают непрерывное движение заднего колеса. Крепятся непосредственно на велосипед и напрямую соединяются в единый узел с рамой, звёздочкой и кареткой. Почти каждый велосипедист рано ил поздно сталкивался с проблемой замены этой детали. Статья поможет разобраться в том, что такое велосипедные шатуны и какие они бывают.

Принцип действия

Шатуны (кривошипы) – это особые устройства, которые устанавливаются непосредственно на вал каретки и к которым крепятся педали. Эти своеобразные рычаги передают энергию, образуемую в результате кручения педалей непосредственно на вал каретки и в дальнейшем, за счет цепи звезд (звезды) на заднюю втулку. Они отличаются высокой прочностью и необходимость их выбора и замены возникает лишь в результате нечастых поломок или при замене звёздочек. А также в случаях, если велосипед комплектуется их неразборной модификацией, что характерно для большинства недорогих моделей.

Каждый производитель стремится сделать свой велосипед уникальным. Помимо придания уникальных особенностей конструкции, важное внимание уделяется и деталям, среди которых системы кривошипов. включающие в себя правый и левый шатуны, а также вал каретки и звездочки. Ведущая звездочка может интегрироваться с правым рычагом либо иметь отдельные крепления. Велосипед, оснащенный ими, отличается большей практичностью, так как позволяет менять звезды по мере их износа, не прибегая к замене всего узла в комплекте. Кривошипы соединяются друг с другом валом каретки. При выборе велобайка следует учитывать, какая система установлена на велобайк.

Материалы изготовления

Шатуны, как и непосредственно рамы, могут изготавливаться из различных материалов. В настоящее время активно используют:

Изделия из стали обладают немалым весом и, соответственно, делают велосипед более тяжелым. Для облегчения общей конструкции байка производители останавливают свой выбор на использовани полых деталей либо предусматривают наружную канавку. Литые цельные модели применяют для шоссейников, горные велосипеды нуждаются в более легкой конструкции всех систем и поэтому комплектуются трубчатыми деталями. Как и во всех велокомплектующих, стальные кривошипы устанавливаются на бюджетные велобайки и в BMX дисциплине.

Алюминиевые шатуны характеризуются значительно меньшим весом. Благодаря им сам велосипед становится более легким. Их изготавливают способом холодной или горячей ковки, что значительно повышает прочность деталей и минимизирует вероятность внезапной поломки. Для дополнительного снижения веса их также могут изготавливать полыми. Алюминиевые кривошипы наиболее распространенные в велосфере, так как по обычаю этот материал имеет наилучший баланс цены, качества и веса.

Шатуны из титана и карбона используются для комплектации дорогих профессиональных байков. Их стоимость сильно выше алюминиевых собратьев и она оправдывается только при стремлении избавить велосипед от каждого лишнего грамма веса.

Нередко производители останавливают свой выбор на комбинированных системах, когда карбоновая деталь усиливается вставками из алюминия или титана. В бюджетных моделях стальные шатуны усиливаются алюминием.

Модификации

В настоящее время наиболее широко используются их 3 модификации, каждая из которых обладает как достоинствами, так и недостатками:

  • односоставная – представляет собой единую деталь, устанавливаемую в кареточный узел и соединяющую в себе шатуны и вал каретки. Считается классической, используется в бюджетных моделях и моделях для детей. Конструкция отличается значительным весом, однако именно это обеспечивает ей ряд преимуществ: прочность, надежность, жесткость, простоту в обслуживании;
  • двусоставная – используется во многих современных велобайках. Конструкция состоит из оси втулки и впрессованых в нее одного или обоих рычагов. В двусоставном узле известного бренда Shimano используются кривошипы, оснащенные специальными прижимными устройствами. Данный тип конструкции снабжается внешними подшипниками и не нуждается в съемниках при демонтаже;
  • трехсоставная – представляет узел, где правый и левый шатуны, а также вал каретки соединяются между собой болтами. Преимуществом данной системы является возможность при необходимости разобрать и почистить конструкцию. В настоящее время устанавливается на каждый второй выпускаемый велосипед. Особенно часто ей комплектуются горные модификации;
  • новейшая роторная система пока не получила широкого распространения у производителей велотранспорта по причине высокой стоимости. Ее основными преимуществами являются снижение нагрузки на сухожилия и коленные суставы райдера за счет смещения на несколько градусов расположения шатунов, а также связанное с этим увеличение мощности на 15 – 16 %.

Универсальная форма позволяет устанавливать кривошипы любого размера. Как правило, их стандартная длина составляет от 145 мм до 185 мм. Она измеряется от центральной точки оси каретки непосредственно до центра оси педали. Шаг в 5 мм позволяет оптимально подбирать шатуны с учетом индивидуальных потребностей. При выборе этого компонента велобайка рекомендуют ориентироваться на рост велосипедиста, длину его ног, а также тип конструкции рамы. Удлиненные шатуны при короткой раме создают неудобство во время езды. Чтобы раскрутить короткие рычаги, следует приложить больше усилий, зато для поддержания постоянной скорости такие кривошипы являются наиболее приспособленными. Так, трековый велосипед по умолчанию комплектуется укороченными рычагами, горный – более длинными. Велосипед для детей и подростков не должен иметь длину кривошипов, превышающую 170 мм, так как их чрезмерный размер может привести к неудобствам при вхождении в поворот.

Читать еще:  Как поставить заднее колесо на велосипеде

Системы крепления к каретке

Существует множество вариантов крепления кривошипов к оси каретки:

  • клиновидным штифтом – способ, который подразумевает соединение всех деталей в единый узел при помощи крепежного клина. Активно использовался в прошлом веке. В настоящее время данная конструкция используется исключительно в детских стальных конях;
  • квадратным торцом вала – предусматривает крепление обоих рычагов на квадратном профиле вала при помощи гайки или винта. Шатуны обладают посадочным отверстием квадратной формы, вал расширяется в направлении рамы и имеет пирамидальную форму. Кареточный узел оснащается пластиковым пыльником, защищают места соединения деталей от загрязнений. Этот тип крепления также считается устаревшим и устанавливается обычно на бюджетные модели;
  • шестигранным торцом – правый и левый кривошипы крепятся на вал и фиксируются на нем под небольшим углом. В конструкциях, разработанных Shimano, болты затягиваются ключом под шестигранник на 8;
  • шлицевое соединение – предусматривает наличие сквозного отверстия на вале увеличенного диаметра. Валовые торцы обладают округлой формой. На велосипед шатуны крепятся большим полым болтом, чаще всего под шестигранник на 10. Наружное соединение прикрывается пластиковым пыльником;
  • крепление на велосипед с интегрированной осью – заключается в соединении оси каретки и одного из шатунов в единую деталь. Другой может крепиться любым из приведенных выше способов. Большинство производителей шоссейных велобайков, а также моделей для экстремальной езды останавливают свой выбор именно на этой системе крепежа.

Итоги

При выборе шатунов на велосипед следует учитывать их конструктивные особенности, материал изготовления, способы сочленения деталей, а также индивидуальные особенности велосипедиста. Это поможет не разочароваться в приобретении и сделать передвижение на велосипеде комфортным и безопасным.

Выбор длины шатунов

Присмотрел новую шоссейную систему, но в наличии сейчас модель, которая отличается от существующей и по длине шатунов, и по количеству зубьев. К зубьям адаптироваться, думаю, попроще будет, а вот с шатунами.. С другой стороны, у меня на МТБ длина шатунов как раз такая, как у приглянувшейся системы: на 2,5 мм больше, чем стоит сейчас на шоссейнике.

1. Кто как себе выбирал длину шатунов? По науке или по принципу “что было”? Ощущали разницу при смене длины?
2. И какой у вас Q-factor на шоссейной системе?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

мтб. Да, идет увеличение рычага и соответственно уменьшение усилия.

обратная сторона увеличения шатунов наверно как минимум в том что уменьшается каденс, увеличивается ход ноги и т.п. Я ж не говорю насколько это хорошо в долгосрочной перспективе например кручения 10ч подряд. В городе на постоянных ускорениях-торможения я ощутил реальный профит.

длина шатунов в стоке зависит от ростовки – для s это 170, для L – 175

на шоссере у меня кстати 170 стоковые – ощущения другие. Без предвзятости – на мтб я разгоняюсь быстрее с места.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

просто еще у меня мтб достаточно реактивен.

а на шоссере я несколько раз успел только поездить. за зиму наверно отстрою на станке если все норм будет

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Выбор длины шатунов:

Длина шатуна измеряется как расстояние от центра оси педали до центра оси системы (каретки). Длина шатуна стандартизована и может быть от 160 мм. до 190 мм. с шагом 5 мм. или 2,5 мм. в середине диапазона, и выбирается под антропометрические данные велосипедиста и стиль езды.

Грубая оценка необходимой длины шатунов для шоссейного велосипеда. С этого размера можно начинать пробовать разные варианты. Если у вас нога относительно короткая, то вам и шатун нужен короче.

Если вам нужна классическая шоссейная рама следующего размера:

• 54 см и менее — то шатун 170 мм;

• 55-61 см — то шатун 170-172 мм;

• 62 см — то шатун 172.5-175мм.

Для горного велосипеда длина шатунов берется больше на 2.5-5 мм, чем для шоссейного.

Длина шатуна определяет диаметр круга, который описывают педали. Чем больше круг, тем сильнее Вам придется сгибать колени и напрягать мышцы бедра, вращая шатуны. Ваши бедренные мышцы не могут развивать одинаковое усилие во всем диапазоне движения. Это очень легко показать. Если Вы сядете на корточки так, что колени будут полностью согнуты, и привстанете, скажем, на пять дюймов, это потребует гораздо большего усилия, чем нужно, чтобы присесть на пять дюймов из положения стоя и затем снова выпрямиться. Когда Вы сидите на корточках, Ваши мышцы не могут выдать ту же мощность, как если бы колени были лишь слегка согнуты, чтобы опустить Вас на пять дюймов. Так что если нужно выбирать между шатуном такой длины, при которой Вы будете вынуждены полностью сгибать и разгибать колени, и шатуном, который заставляет сгибать колени всего в пределах, скажем, 20 градусов, выбирайте более короткий шатун. Такой шатун позволит Вашим мышцам работать в более эффективном диапазоне движений.

Так какой же должна быть длина шатунов? Да, это хороший вопрос. Хотел бы я знать хороший ответ, но не знаю. Наверное ясно, что байкер ростом 5 футов 2 дюйма не захочет ездить с шатунами той же длины, что и байкер ростом 6 футов 7 дюймов, если, конечно, они не ухитрились отрастить ноги одинаковой длины (что весьма маловероятно). Для определения оптимального соотношения длины ног и шатунов были выполнены некоторые исследования. Сомневаюсь, что есть оптимальное соотношение, которое применимо ко всем людям. Один автор в крупном издании всего несколько лет назад утверждал, что, после значительного объема тестов с участием многих разных велосипедистов, установлено: длина шатуна должна составлять 18.5% расстояния от вершины берцовой кости до пола. Вы найдете верх берцовой кости очень легко. Он на 5-6 дюймов ниже выступа таза и сдвигается назад, когда Вы поднимаете колено. Прочитав это, я моментально сменил стандартные 170 мм шатуны для шоссейников на 175 мм. Немедленно увеличились отдача и выносливость. Я начал пользоваться этой формулой при выборе шатунов для клиентов. До сих пор никаких жалоб не поступало. Но это, конечно, не значит, что мои клиенты не будут столь же, или еще более довольны при какой-то другой длине шатунов. И я должен признать, что никогда не пользовался шатунами длиннее 175 мм достаточно долго, чтобы заключить, что они еще лучше для меня.

Замер вершины берцовой кости не учитывает различия в самих ногах. Различия в пропорциях между длиной икры и бедра должны влиять на оптимальную длину шатуна. Байкер с более длинными бедрами и короткими икрами поставит более длинный шатун, чтобы сгибать колено на тот же угол, что и байкер с короткими бедрами и длинными икрами. Один из двух велосипедистов с одинаковыми пропорциями может предпочитать быстрее крутить педали. Тут может помочь более короткий шатун. А возможно, даже двое байкеров с идентичными пропорциями скелета выяснят на практике, что им нужна разная длина шатунов для достижения максимальной отдачи просто из-за различий в мускулатуре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector