Как переключать скорости на велосипеде
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как переключать скорости на велосипеде

Правильное переключение скоростей (для новичков)

Еще в лихие 90-е не было такого понимания как переключение скоростей на велосипеде. Наши железные кони обладали одной скоростью и были похожи друг на друга, тормозили мы при помощи педалей и не задумывались над тем, что вскоре появиться крутая новинка. Велосипеды со скоростями закрепились на рынке, наверное, навсегда. Но умеют ли ими правильно пользоваться их владельцы, обсудим чуть ниже.

Было бы странно иметь байк с различными передачами, но не уметь ими пользоваться. Даже современные дети, когда получают в подарок долгожданного двухколесного друга, первым делом задают вопрос о количестве его скоростей. Их радости нет предела, когда они слышат какую-то большую цифру (якобы, чем больше, тем круче). Профессионалы велосипедного спорта всегда надеяться на свои силы, а не на ту или иную передачу, но грамотное переключение скоростей лишь умножат способности велосипедиста.

Если раньше водитель байка надеялся только на самого себя и подстраивался под проезжаемую местность, то теперь у него есть свой помощник.

Сейчас байки оснащены двумя блоками звезд: передние и задние. Передний блок звезд ведущий, а задний ведомый.

Большое значение имеет правильный подбор передачи для того или иного вида езды. Существует целый блок правил, как нужно переключать скорости на велосипеде:

  1. Запрещается переключение скорости, если байк не движется (планетарки к этому не относятся);
  2. Во время движения нужно переключать скорости в момент, когда педали не крутятся. В этот момент цепь не под нагрузкой, следовательно переключение происходит легко и плавно. В противоположном случае это чревато затруднением в переключении передач, поломкой всего механизма или цепи;
  3. При подъеме на возвышенность не стоит повышать скорость, это нужно делать до подъема;
  4. Если вы новичок в велосипедном спорте, нужно переключать скорость за скоростью, не перепрыгивая через несколько. ;
  5. Негативно скажется на работе байка сильный перекос цепи.

Переключение передач и все нюансы

У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.

Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:

  1. Наибольшая звезда, которая находится спереди, предназначена для езды по ровной поверхности с минимальным сопротивлением ветра. При классической езде, как правило, она работает в паре с несколькими звездочками (от восьмой до четвертой);
  2. Вторая по величине звездочка, которая находится спереди, предназначена для поездок по грунтовой или неровной дороге. Идет в сочетании с седьмой по вторую задними звездами. Не исключено сочетание со всеми задними звездами. На такой скорости велосипед маневреннее, хорошо преодолевает сопротивление ветра;
  3. Наименьшая звездочка, находящаяся спереди, комбинируется с четвертой по первую задними звездами. Данную передачу используют при езде по пересеченной местности, на сильных спусках и подъемах, на песчаных и заболоченных местностях.

Каденс

Каденс – это количество оборотов педалей, которое велосипедист осуществляет за одну минуту. Для каждого велосипедиста существует свой каденс, который нужно правильно подобрать, чтобы не получить травму, а скорость вращения педалей была комфортной.

Не нужно крутить педали слишком медленно или слишком быстро, в первом случае это трата сил впустую, а во втором вы быстро устанете. Только личные ощущения помогут вам подобрать идеальный каденс. На это влияет физическая подготовка водителя и направление ветра.

Двигаться нужно не меняя ритм при любой передаче. Это сохранит вам силы на длительное время, что в свою очередь поможет проехать больше пути.

Говорят, что заведомо невозможно подобрать скорость к дорожным условиям. Существуют всяческие вычисления и расчеты по этому поводу, но они предназначены для идеальных условий езды, где дорога гладкая как стеклышко, а ветер вовсе не сопротивляется. Как только меняется одно условие, все расчеты превращаются в полный ноль. Перед тем как выбрать скорость, учитывается много влияющих на нее факторов: качество дороги, подъемы и спуски, температура, давление в шинах, спортивная подготовка и самочувствие велосипедиста, уровень адреналина и сахара в крови и т.д.

Большую роль играет каденс:

Средняя цифра кручения педалей колеблется от 95 до 115 оборотов в минуту (при условии езды по ровной поверхности);

Средняя цифра прокрутки педалей колеблется от 70 до 90 оборотов в минуту.

Но это цифры только для профессионалов. Новичкам же нужно начинать постепенно улучшать свои показатели, с каждой передачи нужно выжимать максимум и лишь тогда переключать на следующую, спешка ни к чему.

Не стоит так же забывать о своем здоровье, например высокая передача в сочетании с медленным темпом негативно скажется на суставах колен.

В плохую погоду и при плохой дороге нужно понижать передачу для запаса крутящегося момента. То же самое касается и езды против ветра или крутого подъема.

19 сентября 2018 года, Американка, Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek), установила мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 км/ч.

Переключение скоростей во время подъема

Чтобы ваш железный конь прослужил вам долго и счастливо не стоит переключать скорости во время движения (педалирования). Это способствует износу элементов.

Чаще всего допускается такая ошибка: велосипедисты не пользуются передними переключателями, не понимая насколько это удобно и эффективно. Скорость набирается быстрее, а задний переключатель поможет лучше скорректировать передачу.

Первым делом нужно выбрать скорость, и только после этого регулировать ее при помощи заднего переключателя.

Советы по уходу за системой переключения передач

Велосипедисты всегда очень трепетно относятся к своим байкам. Некоторые с ними даже разговаривают и просят не подвести на очередной гонке. Многие относятся к своим любимчикам как к живым, поэтому нужно за ними часто и хорошо ухаживать. Бывают ситуации, когда передача меняется сама собой или не переключается когда вам это нужно. В большинстве случаев это свидетельствует об изношенности деталей, но часто бывают случаи, когда в механизм попадает трава, грязь и мусор или деталь нужно смазать. При периодичном и правильном техосмотре вашего двухколесного друга, он вам прослужит долго и верно.

Всегда прислушивайтесь к своему велосипеду. Если с ним что-то не так он обязательно даст знать. Звуки не присущие нормальной работе байка это уже знак, что нужно присмотреться к деталям.

Всегда проверяйте цепь на загрязнение, достаточное количество смазки и растянутость. Осуществляйте замену каждый сезон.

Профессиональный велосипедист (как было сказано выше) хорошо чувствует свой байк, и на уровне интуиции понимает, когда и как нужно сменить скорость. Все происходит настолько рефлекторно, что когда нужно переключить скорость, то вы об этом не задумываетесь, а просто делаете.

Выводы!

В статье мы разобрали, как правильно переключать передачи на велосипеде, узнали, что такое каденс и как важно определить для себя оптимальный ритм педалирования. Дали советы по уходу за системой переключения скоростей и узнали абсолютного рекордсмена велосипедного спорта.

Как переключать скорости на велосипеде

Они позволяют ехать быстрее или затрачивать меньше усилий на передвижение, чем односкоростная трансмиссия. Более того, на велосипеде с одной единственной передачей в некоторых ситуациях ехать будет вовсе невозможно (например, в очень крутой подъем).

Впрочем, целесообразность многоскоростной трансмиссии на велосипеде сегодня почти ни у кого сомнений не вызывает. Остается лишь вопрос в правильном переключении передач. Как же правильно переключать передачи? Сформулируем несколько несложных, но важных правил:

1. Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).

2. Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.

3. Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует умения и «чувства велосипеда»).

4. Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи, переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).

5. Избегайте больших «перекосов» цепи.

Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:

Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.

Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:
Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.

Те условия, что мы описали выше – лишь ориентир для понимания, когда и какие передачи рационально использовать. Но определяющими факторами всегда являются конкретные условия езды и уровень подготовки велосипедиста. Новичкам нужно всегда помнить о правильном каденсе, который в общем случае при равномерном движении не должен опускаться ниже 60 оборотов в минуту. И помнить, что смотреть нужно не на переключатели, а на дорогу.

В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации. Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей, правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.

Читать еще:  Как научиться кататься на велосипеде взрослому человеку

Передачи были придуманы для удобства и более комфортной езды на байке, благодаря ним можно выбрать оптимально нужное усилие, прикладываемое на педали, для того чтобы велосипедист с легкостью преодолевал препятствия на своем пути (подъемы, спуски, грунт) Механизмы переключателей передач на горном велосипеде бывают нескольких типов:

К переключателям вращательного типа (grip-shift, revoshift) – работают по типу похожему на ручку газа на мотоциклах. Переключение передач осуществляется путем вращения специальной ручки переключения на манетке – на себя или от себя.

К рычажковым механизмам (rapid-fire, trigger, dual-control) относятся манетки которые переключают скоростя с помощью одного или двух рычажков. Бывают однорычажные и двух рычажные. В двухрычажных манетках – один рычажок отвечает за повышение передачи, а другой наоборот, понижение.

В основном на современных скоростных велосипедах правый переключатель отвечает за переключение задних скоростей, а левый – передних.

Скоростные велосипеды обычно имеют 3 звезды спереди и 6-10 (+/- 2) сзади. Если смотреть на цифры на манетках, передние звезды от 1-3 идут на увеличение (1- самая маленькая звезда), а задние, наоборот – в сторону уменьшения (1 – самая большая).

Вот еще советы, как правильно переключать передачи:

1. Если на левой манетке (передние звезды) переключатель находится в положении “3” (самая большая звезда) – в основном используется для разгона по ровной дороге, с этой звездой рационально использовать маленькие задние звездочки на заднем колесе.

2. Маленькая передняя звезда положение “1”, рационально использовать с большими звездами на заднем колесе. Это понадобиться при значительных подъемах, езде по бездорожью, песку и т д.

3. При переключениях передач в идеале надо чувствовать самому велосипед, контролировать нагрузку на педали, в общем, все придет со временем само.

Дополнительные правила переключения скоростей на велосипеде:

1. Не повышайте передачу при преодолении подъемов, необходимо заблаговременно переключиться на пониженные перед горой.

2. Переключайтесь так, чтобы избежать сильного перекоса цепи. Например, на передней звезде цепь находится на самой большой звезде (3) и сзади тоже на самой большой (1) – будет перекос.

3. Переключение скоростей необходимо осуществлять во время движения велосипеда.

4. Избегайте резкого переключения, сразу через несколько звезд, переключение должно быть поочередным. Необходимо перед переключением дождаться четкости работы предыдущей, затем переключать на следующую.

5. Не начинайте езду с самых скоростных передач, чтобы не порвать цепь или сломать переключатель. Старайтесь, чтобы переключение было сбалансированным, если нагрузка на педали большая – необходимо перейти на более легкую передачу.

Особой науки в переключении передач на велосипеде нет, на первый взгляд всё просто. Два рычажка слева, два справа, а то и просто грип-шифт — что может быть проще. Но тем не менее, наблюдая за начинающими велосипедистами, можно заметить не совсем верные и согласованные действия. А ведь согласованность действий при езде на велосипеде — это самое главное! Только так вы сможете максимально эффективно передвигаться на велосипеде, совершать манёвры, преодолевать препятствия.

В качестве примера будем рассматривать самый обыкновенный горный велосипед (МТБ) с тремя звёздами спереди и 8-9 сзади.

Сразу выделим наиболее часто встречающиеся ошибки и проблемы:

· Слишком тяжёлая передача — распространённая ошибка. Многие новички даже говорят, что 44 (а то и 48) звезды спереди им не хватает. Это заблуждение. Постоянно раскручивая тяжёлую передачу вы просто убиваете колени. Старайтесь следить за частотой педалирования (каденсом) пока это не дойдёт до автоматизма. Можно даже ради интереса посчитать сколько оборотов вы делаете в минуту. Если около 90-100, то это очень хорошо. А так, передачи 44-11 хватает чтобы разогнаться по равнине до

60 км/ч. Так что постарайтесь переубедить тех, кто говорит что для города 44 звезды им мало. Этим вы возможно поможете сохранить людям здоровье…

· Кривая передача — не редко можно наблюдать как люди не глядя на цепь включают передачи вроде 3-1,2. При этом цепь идёт на изгиб, увеличивается её износ, в неподходящий момент она может просто слететь. Оптимальное положении цепи — когда она переходит с передней звезды на заднюю с минимальным перекосом. Так что следите не только за тем чтобы было легко крутить, но и за положением цепи.

· Переключение под нагрузкой — так удаётся рвать цепи даже хрупким девушкам, что говорить про здоровых мужиков. А хруст-то какой при этом. Во время переключения снижайте нагрузку на педали до минимума, просто с лёгкостью прокручивайте их, пока цепь не перескочит на нужную звёздочку. Поэтому всегда имеет смысл оценивать ситуацию, возможные препятствия и переключать передачу заранее. . .

· Закусывание цепи — это когда при переключении цепь затягивается передними звёздами наверх. Неприятная ситуация, в которой может быть сильно поцарапано перо возле кареточного узла. Причиной могут быть зацепки на звезде, грязь, неверная сборка и настройка. Это ещё один плюс к тому, почему нужно следить за переключением, а не просто бездумно щёлкать манетками. Все движения должны быть плавными, даже можно сказать воздушными

· Проскакивание цепи — например вы поставили новую цепь на уже походившую кассету (к слову, ресурс цепи

1500 км). В следствии этого, при увеличении нагрузки на педали, цепь проскакивает и педали неприятно проваливаются. Это нужно учитывать и поездить более аккуратно, пока всё не притрётся. Даже для довольно сильно ходившей кассеты срок притирания — примерно около 200 километров пробега.

9 советов по переключению скоростей на велосипеде

Вы уже заметили, что весна в разгаре 🙂

Еще не настолько жарко, чтобы прятаться в тени потягивая мохито, и уже не настолько холодно, чтобы кутаться в плед, согреваясь более горячими напитками (я о чае, а вы о чем подумали?)

Наконец пришло время, когда можно выкатить своего двухколесного друга и вволю погонять кровь по организму.

В статье о контактном педалировании мы вскользь коснулись правильного переключения скоростей, потому сегодня предлагаю рассмотреть его более детально.

Время, когда велосипед имел всего одну скорость, давно ушло, а нынешние байки имеют их немалое количество.

Многих интересует вопрос, как справиться со всем этим запасом скоростей?

Внешне вопрос вроде бы несложный, на руле есть специальные штучки (манетки) которые знай себе щелкай и получай удовольствие.

Но если копнуть глубже, все не так просто. Чтобы получать удовольствие от езды, оказывается, нужно знать, как эти штучки правильно переключать.

Что значит правильно?

Большинство современных велосипедов имеют 3 звезды впереди и от 7 до10 сзади. Казалось бы, переключай их по собственному усмотрению и не задавайся глупыми вопросами.

Но, оказывается, есть такие взаимные положения передних и задних звезд, допускать которых крайне не желательно.

Нет, такой вариант конечно возможен, но он в первую очередь указывает на неопытность ездока, а во вторую на то, что в скором времени у него появятся проблемы с самой системой переключения передач.

Почему это так, покажу на простом примере.

Посмотрите на рисунок и найдите разницу. Не замечаете? Подсказываю.

Рисунок показывает упрощенную схему системы переключения передач (вид сверху): короткие черные линии – это наши звезды (передние и задние), красная и зеленые линии – это наша цепь.

Из рисунка видно, что в варианте с положением красной цепи (неправильном) угол ее продольного изгиба намного больше, чем в зеленом (правильном).

Это говорит о том, что красная цепь подвергается значительно большим нагрузкам, чем зеленая, а значит быстрее выйдет из строя. В лучшем случае она просто слетит.

Кроме того повышенные боковые нагрузки могут повредить как цепную коробку так и сам задний переключатель.

Думаю, пример понятен.

Теперь разберемся, что такое правильное положение цепи и как его добиться в разных дорожных ситуациях для того, чтобы максимально эффективно использовать систему переключения.

Правильное положение цепи и соотношение звезд

Отталкиваться будем от передних звезд, их меньше и именно они отвечают за выбор дорожной ситуации.

Самая маленькая передняя звезда имеет номер 1, следующая 2 и самая большая соответственно 3 (в зависимости от количества звезд в блоке).

Самая большая звезда (3) предназначена для езды по ровной дороге с хорошим покрытием

Следующая (2) будет удобна для езды по дорогам без покрытия, имеющим ухабы, небольшие песчаные участки, много поворотов и т.д.

Самая маленькая (1) пригодится на бездорожье, крутых подъемах, езде по грязи, песку, каменистым и другим не особенно ровным участкам пути.

Но это еще не все. Каждой из больших звезд соответствует набор задних.

Задние звезды необходимы для более точной подстройки под дорожную ситуацию, и нумерация их прямо противоположна передним.

Самая большая звезда имеет номер 1 и далее по уменьшению диаметра 2, 3, …, сколько там их у нас есть.

Так вот если количество задних звезд разделить на количество передних, получим для каждой из передних звезд несколько соответствующих задних.

Пример. Имеем набор из 3 передних и 9 (для ровного счета) задних звезд. Делим 9 на 3, получаем 3. Это означает, что каждой передней звезде соответствует 3 задних.

Двигаясь по прямой ровной асфальтированной дороге, включаем 3 переднюю звезду, а это значит (вспоминаем о правильном положении цепи) что ей соответствуют 9, 8, и 7 задние.

Переходим на грунтовую дорогу с выбоинами от колес транспорта, переключаем на 2 переднюю, которой соответствуют 6, 5, и 4 задние звезды.

Съезжаем на горную тропку с крутыми подъемами, переключаемся на 1 переднюю, которой соответствуют 3, 2 и 1 задние звезды.

Это конечно идеальный вариант, в реальности можно добавить к набору из трех задних еще по одной с каждой стороны:

Читать еще:  Одноколесный велосипед как называется

2 передняя – 7, 6, 5, 4, 3;

1 передняя – 4, 3, 2, 1.

Запомнить, возможно, с первого раза сложно, но по мере приобретения опыта это внедряется в подсознание и доводится до автоматизма.

Итак, с правильным положением цепи и соотношением звезд разобрались. Теперь обсудим вопрос, когда нужно переключать передачи.

Когда переключать передачи

Начну с того что нужно запомнить: садясь на велосипед выбираем среднюю переднюю звезду (2) и начинаем педалировать (крутить педали).

Объясняю. Для того чтобы на старте снизить нагрузку на колени.

Велосипед находился в неподвижном состоянии, и для его разгона нужно будет прилагать определенные усилия.

На большой звезде это усилие может оказаться слишком большим, на малой – недостаточным для поддержания равновесия.

По мере разгона подбираем наиболее подходящую для кручения заднюю звезду (вспоминаем о том, что такое каденс).

Если позволяет дорожное покрытие и участок, плавно переключаем звезды до максимальной, соответствующей средней передней звезде (в нашем примере до 7й) и только после этого переключаемся на большую переднюю звезду (3).

Переключение перед подъемом

В случае если качество дороги снижается (кочки, ухабы, песок), плавно переключаем звезды до минимальной соответствующей звезды (в нашем примере до 3й) и только после этого переключаемся на малую переднюю звезду (1).

Как только дорожная обстановка начинает возвращаться к исходной (ровный участок), также плавно возвращаемся обратно к средней передней звезде и далее к большой.

Рабочая передняя звезда – это средняя! С нее начинаем, ей и заканчиваем.

Как переключать передачи

Наконец мы добрались до последнего, но не менее важного вопроса – как переключать передачи.

Как не в смысле куда нажимать и что крутить, а в смысле как правильно переключать, чтобы не наломать дров.

Как мы уже говорили выше, все переключения должны быть плавными, без рывков и попыток перепрыгнуть через звезду (а то и две).

Дождитесь момента включения выбранной передачи, и лишь потом переключайтесь на следующую.

Все переключения нужно осуществлять только в движении: стоя на месте это все равно не получится.

Переключение перед спуском

Никаких излишних нагрузок на педали во время переключения быть не должно: порвете цепь. Достигли необходимой скорости – на время сняли усилие с педалей (достаточно простого их сопровождения) – переключили передачу – продолжили педалирование.

Зная и выполняя эти несложные правила, мы намного повысим качество управления велосипедом, сбережем собственное здоровье и продлим жизнь двухколесному другу.

Говоря о продлении жизни велосипеду, стоит вспомнить о своевременном техническом обслуживании, но это мы оставим для отдельной статьи. Для того чтобы не пропустить ее рекомендую подписаться на обновления блога.

И напоследок 9 полезных советов:

  1. о том какую передачу выбрать стоит подумать заблаговременно, не дожидаясь момента, когда это уже будет поздно;
  2. не забываем о переднем переключателе скоростей: сначала переключаем передние, потом задние звезды;
  3. стараемся поддерживать равномерный каденс (частоту вращения педалей);
  4. перед подъемом, заранее переключаемся на малую переднюю звезду, потом это может не получиться;
  5. если на подъеме скорость выбрана неправильно – дождитесь более-менее ровного участка для переключения, не рвите цепь;
  6. все переключения проводим без лишней нагрузки на педали;
  7. при езде по вязкому грунту переключаемся на более высокую передачу – меньше вероятность завязнуть;
  8. торопиться с переключением значит подвергать опасности систему переключения передач. Плавность – залог успеха.
  9. перед спуском, заранее выбираем необходимую передачу, потом на это может не быть времени ведь придется следить за дорогой и тормозами.

На сегодня у меня все.

С уважением, Сергей Дроздов

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Для любителей активного отдыха в последние годы предлагается большой выбор велосипедов, предназначенных как для прогулок по городу, так и для экстремального отдыха. Практически все современные модели имеют несколько переключений скоростей, а вот точное и правильное их использование известно не всем. Между тем, эта система позволяет эксплуатировать велобайк грамотно и бережно. Как правильно переключать скорости на велосипеде рассмотрим подробней далее.

Важно научиться правильно переключать скорости

Если использовать для передвижения велосипед с одной передачей, то сразу будет заметна прилагаемая дополнительная нагрузка при езде по бездорожью, в отличии от гонки по шоссе. Ну а если впереди необходимо преодоление возвышенностей и горок, то нагрузки возрастают многократно.

Именно для того чтобы снизить эти нагрузки до минимума, а так же регулировать их, и созданы современные переключения передач. Обязательно надо научиться правильно ими пользоваться, чтобы передвижение на велосипеде было по максимуму эффективно и комфортно на любых трассах, особенно при подъеме в гору.

Переключение механизмов должно быть четко согласованным между собой, чтобы не допустить преждевременную поломку цепи и выхода из строя всей трансмиссии. Научившись совершать грамотное переключение скоростей, велосипедист будет подбирать самый оптимальный темп в езде и затрачивать минимальное количество сил.

Общие рекомендации

Многие велосипеды, выпущенные в настоящее время, имеют до 3-х звезд спереди (в системе) и от 7 до 12 сзади (в кассете), между ними натянута цепь. Переключение или манетки (с цифрами, соответствующими скоростям) расположены на руле велобайка:

  • слева располагается манетка, регулирующая скорости спереди;
  • справа – манетка передвигает цепь по кассете;
  • соединение механизмов на руле и на раме выполнено двумя тросами.

При переключнии манеток происходит смещение цепи на нужные звезды.

Просто так, не зная принципа работы передач, не стоит щелкать по скоростям велосипеда. Существуют такие комбинации передних и задних звезд, которые могут впоследствии привести к поломке трансмиссии – допускать их категорически нельзя.

Правильное положение цепи

Главное правило положения цепи – ее параллельное расположение относительно плоскости звездочек, без перегибов и перекосов. Если сидя на велосипеде, посмотреть сверху на цепь в трансмиссии, то можно увидеть ее расположение:

  • Передняя и задняя части цепи лежат параллельно или под чуть заметным изгибом – это правильно выставленные скорости;
  • Между передней и задней частью цепи ощутим резкий изгиб – это перекос. Он будет виден при установке первой скорости спереди (левая манетка) и наивысшей сзади (правая манетка). Это неправильное соотношение, оно может повредить цепь и механизмы велосипеда.

Правильное соотношение передач

В зависимости от ситуаций на дорогах, качества трасс, выставляются те или иные скорости. Рассмотрим основные принципы на примере типичной трансмиссии 3х9.

На передних звездах (системе) лежит ответственность за выбор сложности трассы и езды:

  • Первая звезда – самая маленькая, выбирается, когда велосипед поедет по грязи, песку, бездорожью. Подъем в гору и каменистые трассы тоже проходят на ней;
  • Вторая – больше по размеру, подойдет для трассы с многочисленными поворотами, где велобайк ждет дорога без покрытия, ухабы и небольшие неровности;
  • Третья – самая большая, выбирается для езды по ровному шоссе, для максимальных скоростей.

Каждой из передних передач системы соответствует комплект задних (кассеты).

Кассета необходима для более точной настройки переключения передач велосипеда под конкретную ситуацию на дороге (например, спуск и подъем в гору). Нумерация задних звезд идет в обратном порядке по сравнению с передними. Первая – самая большая, далее нумерация увеличивается, а диаметр звезд уменьшается, в зависимости от количества в данной модели велосипеда.

Существует простая формула, по которой можно рассчитать, как правильно использовать переключение передач. Для этого общее количество задних передач делят на общее количество передних и получают соотношение задних для каждой из передних. Например, при трансмиссии из 3-х передних и 9-и задних звезд, каждой передней будут соответствовать 3 задние (9:3=3).

На примере легко можно сориентироваться в переключении передач:

  • По прямой и ровной шоссейной трассе велосипедисту рекомендовано использовать большую (третью) переднюю звезду, а значит, что к ней подойдут 9,8 и 7 задние звезды;
  • По проселочной дороге, с неровностями ездоку на велобайке стоит выбрать вторую переднюю и соответствующие ей 6,5,4 задние;
  • Если велосипедисту предстоит маршрут по горным трассам и подъемам, то переключение передней звезды надо установить на первую, маленькую. Комплект подходящих задних передач для нее – 3,2,1.

Такой расклад считается идеальным решением, но на практике допускается к комплекту задних звезд еще по одной. Например, к передней первой маленькой – 4,3,2,1.

Как нужно подбирать скорости

Начиная движение на велосипеде, профессионалы рекомендуют выбирать вторую переднюю передачу и проехать небольшой отрезок пути, интенсивно крутя педалями. Это наиболее выгодный вариант скорости для велосипедиста и его ног. Если стартовать с большой третьей передней передачи, то нагрузка будет слишком велика, а с первой – недостаточна для удержания равновесия на байке.

Набрав темп и сориентировавшись на трассе, можно правильно подобрать передачи на кассете. Если дорожное покрытие ровное, плавно выбирают на правой манетке задние передачи. До максимальной скорости, соответствующей второй передней звезде, это буде 7. Только в этом положении возможно произвести переключение на третью большую переднюю передачу.

Когда трасса ухудшается или впереди подъем, совершают переключение скорости велобайка так:

  • плавно регулируют задние передачи до минимальной (в примере со второй звездой – это 4-3);
  • переключают переднюю звезду на малую – первую;
  • после прохождения трудных участков трассы, следует снова выбрать вторую переднюю и если это необходимо, то и третью.

Важно знать, что:

  • передняя вторая (средняя) звезда является основной рабочей, с ней начинают движение велосипеда и ею же заканчивают его;
  • переключение скоростей проводят только на движущемся велосипеде;
  • в момент переключения скорости усердно крутить педалями нельзя, в этот момент качение должно быть инерционным;
  • зона переключения перед подъемом, спуском или другими изменениями на дороге считается несколько метров до препятствия.
Читать еще:  Как отмыть ржавчину с велосипеда

Чего не стоит делать

Подводя итоги надо сказать, что не стоит делать:

  • грубо совершать переключение скоростей, не соблюдая соотношений между звездами – элементы механизма повредятся;
  • не соблюдать назначение передач и типа дороги – это приводит к поломкам;
  • регулировать сначала задние передачи, а потом передние – это недопустимо;
  • переключать регулирование под нагрузками от педалирования – это привод к ускоренному износу цепи и всей трансмиссии;
  • не проводить регулярную чистку велосипеда – грязные элементы цепи и звезд затрудняют работу трансмиссии и повышают ее износ.

Итоги

Научиться правильно переключать скоростное соотношение велобайка несложно. Необходимо какое – то время, чтобы привыкнуть и освоиться. Но в дальнейшем поездки на велосипеде будут значительно комфортнее и легче, а переключение скоростей дойдет до автоматизма и будет происходить интуитивно.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Если вы никогда раньше не ездили на скоростном велосипеде, то наличие рычажков на руле и ряд звездочек на шатуне и кассете наверняка вызывает у вас множество вопросов. Кроме того, порой и счастливые владельцы велосипеда со скоростями или простенького горного велосипеда с трудом понимают, зачем вообще нужны скорости.

На ровной дороге с хорошим покрытием без переключения передач вполне можно обойтись. Велосипедист просто подбирает оптимальное для себя положение цепи и удобное передаточное соотношение. Скорость велосипеда тут определяется упрямством и физической формой. Но лучше уже и тут научиться играть передачами, подбирая оптимальный каденс в зависимости от угла наклона и дорожных условий. Излюбленное передаточное соотношение большинства новичков 2-5 или 2-4.

Чтобы заехать в горку, проехать по песку или снегу, одного соотношения скоростей будет недостаточно. На велосипедах с одной скоростью в такой ситуации все зависит только от интенсивности педалирования, силы мышц велосипедиста, техники катания и умения вовремя «тянуть».

Наличие передач сильно упрощает этот процесс, но только при условии, что скорости переключаются правильно и своевременно. Кроме того, не нужно забывать и о здоровье коленных суставов. Гораздо полезнее, если на сложных участках колени не перегружаются, а делают больше движений – т.е. каденс больше.

Устройство переключателя

Для того, чтобы правильно пользоваться переключением передач, нужно понимать принцип его работы. Принцип работы трансмиссии велосипеда строится на том же передаточном отношении из школьной физики. Так работают все механические коробки передач. Для упрощения – если маленькая звезда крутит большую – это силовая пониженная передача (т.е. можно ехать в горку без усилий), а если большая крутит маленькую то всё наоборот. Это будет скоростная передача или повышенная.

Соответственно, на велосипеде мы имеем передачу открытого типа. Впереди большие звезды (2-3 штуки в стандартном случае), а сзади кассета из 5-8 звезд. Остается перекидывать цепь между ними. Для этого и служит переключатель передач (как передний, так и задний переключатель).

Перемещение цепи по блокам обеспечивается передним или задним переключателем, а переключатель связан с рычажками на руле велосипеда (манетками). Правый триггер обычно регулирует положение спереди, левый – сзади. Комбинируя различные положения цепи на звездах, велосипедист варьирует скорость движения велосипеда, а вместе с этим меняется передаточное отношение, а следовательно – и мышечное усилие, необходимое для получения результата. Переключение на переднем блоке позволяет радикальнее менять передаточные отношения и быстро перескакивать между основными режимами. Перемещение по кассете даёт возможность более точно подобрать нужное соотношение.

Для чего нужны передачи

Чем больше звездочка сзади, тем ниже будет скорость велосипеда, но тем меньше усилий понадобится для кручения. Низкая передача идеально подходит для подъема в гору, езды по песку, неровному грунту или снегу. Колесо перемещается медленно, но с огромной силой. Соответственно, если застрять в грязи – это идеальное соотношение.

Высокая передача обеспечивает быстрый набор скорости, но в то же время требует от велосипедиста больших физических усилий. Она хороша для скоростного перемещения по дорогам с ровным покрытием, а также для движения по спуску.

Как правило, в каждой ситуации со временем подбирается наиболее удобное соотношение передач. Велосипедисты со стажем даже не задумываются над этим, переключая скорости автоматически. Новичку нужно устанавливать все опытным путем, ведь скорость велосипеда будет зависеть не только от передач, но и от физического состояния наездника. Как мы уже говорили ранее – ездить на одной передаче, имея скоростной велосипед очень плохо. Как минимум, быстрее стирается кассета да и велосипед со скоростями тогда не нужен. Но в первую очередь это демонстрирует неумение использовать технику.

Как правильно пользоваться передачами?

Механизм переключения скоростей сильно подвержен воздействию неблагоприятных факторов. Для того, чтобы он служил долго и никогда не подводил, следует с самого начала соблюдать несколько основных правил.

После покупки нового велосипеда первым делом нужно настроить систему переключения скоростей. Если она уже настроена и работает стабильно, то конечно же, лезть в неё не нужно. О том, как это сделать, мы расскажем в другой статье. Например, здесь мы писали о заднем переключателе.

Есть несколько простых рекомендаций:

Переключайте на ходу

Переключать передачи можно только во время движения велосипеда. В неподвижном состоянии манетка тоже сработает, но цепь положения не изменит. Затем, после начала движения, произойдет резкий скачок с одной звезды на другую. Это может привести к соскакиванию цепи или ее застреванию между звездочками.

Переключайте заранее

Переключать скорости можно только при отсутствии нагрузки на педали. При подъеме вверх, преодолении неровностей или быстром вкручивании нагрузка максимальна, и скидывать передачи уже поздно. Об этом всегда нужно заботиться заранее. Например, если вы видите перед собой подъем, то переключиться нужно как минимум за несколько метров до него. В противном случае, механизм попросту может не сработать. Кроме того, появляется вероятность повреждения звезд и разрыва цепи. Однако, и на горе можно переключаться. Высококачественное оборудование позволяет это делать. Но как с дорогим качественным обвесом, так и с самым простым переключателем есть способ переключения на горе. Достаточно разогнать велосипед до появления инерции, потом ослабить нажатие на педали и, вращая педали, пока велосипед едет по инерции (или находится в точке равновесия), сменить передачу. В этом случае, переключение не вызовет сложностей.

Переключайте поэтапно

По этой же причине на недорогих переключателях нельзя одновременно скидывать или поднимать передачу сразу на несколько значений. Это нужно делать поэтапно: щелчок -> перемещение цепи -> несколько оборотов педалей -> щелчок-> и так далее. В случае, если вы пытаетесь перекинуть через несколько звезд, нужно будет удостовериться, что цепь заняла нужное положение и только после этого прилагать усилия.

Избегайте перекосов

Есть такое понятие, как запрещенные передачи. Переключая скорости во время катания, следите за тем, чтобы не было сильных перекосов цепи. Если спереди цепь находится на крайней внешней звезде, а сзади – на крайней внутренней (или наоборот), то, помимо вероятности соскальзывания цепи, возникает опасность её преждевременного износа и повреждения механизма. Чем более параллельно она будет расположена по отношению к раме, тем лучше. Оптимальные сочетания переднего и заднего положения цепи можно обозначить так:

  • 3 — большая передняя – 4-8 задняя
  • 2 — средняя передняя – 3-6 задняя
  • 1 — малая передняя – 1-3 задняя.

Лучший способ переключения передач на велосипеде

Как уже говорилось, переключать передачи можно только под минимальной нагрузкой на педали.

Поэтому оптимальная схема переключения скоростей выглядит так:

  1. Интенсивно педалируя, разгоните велосипед.
  2. Затем прекратите крутить педали. Момент, когда велосипед еще движется по инерции на высокой скорости без помощи велосипедиста, оптимален для переключения передач. Если речь идёт о горе, то нужно почувствовать точку равновесия (хотя, если сил хватает до разгона для движения по инерции – так даже лучше).
  3. В этот момент нужно щелкнуть манеткой и услышать характерное перекидывание цепи.
  4. После нажатия снова начинайте крутить педали – как минимум до момента, пока не услышите щелчок перескочившей на соседнюю звезду цепи. Если щелчка не было, или вместо него вы слышите треск зависшей в неопределенном положении цепи, немного надавите на ту же манетку, не нажимая на нее до конца. При этом продолжайте крутить педали. Цепь сменит положение в течение нескольких секунд. Однако, методика работает только в случае, когда у нас прямая тяга. Поэтому, фокус сработает только в тех случаях, когда переключение (причем вверх или вниз) обеспечивается натяжением тросика. В противном случае толку мало. Тогда можно просто перекинуть на следующую передачу, услышать переключение и вернуть ручку обратно. Правда цепь может и проскочить нужную звезду. Такое происходит на недорогих низкокачественных переключателях или на неправильно настроенном оборудовании.

Если вы все делаете правильно, но передачи все равно переключаются с трудом, обратите внимание на состояние цепи и звездочек. После каждого катания они обязательно должны быть очищены от грязи и лишней влаги. Особенно важно это при катании зимой. Цепь нужно смазывать как можно чаще – зимой перед каждой поездкой, летом раз в неделю. Причина неполадок с переключением может крыться и в износе механизма. Если вдруг цепь начинает проскальзывать прямо по зубчикам – значит настало время менять или кассету, или соответствующую звезду. Также, если переключатель уже старый, то могли ослабнуть возвратные пружины и сбиться позиционирование. Такое оборудование настроить на идеальную работу точно не выйдет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector