Как отреставрировать велосипед
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как отреставрировать велосипед

Реставрация велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 809

В самом широком смысле слова реставрация – это возвращение предмету прежних свойств, ну или же возвращение его к жизни. У многих в гараже или где-нибудь еще, может, пылятся старые велосипеды советских времен, которые могут быть даже старше самих хозяев. С виду это обычное барахло, но зато сколько истории в нем таится. Идея отреставрировать старого железного коня приходит в голову умельцев с целью вдохновения в него второй жизни и сделать его вновь пригодным к покатушкам. Тем более последнее время просматривается мода на раритетные модели велосипедов.

Реставрация велосипеда – а стоит ли?

Нередко встречаются такие люди, которые любят «воскрешать» старинную технику. Это могут быть раритетные автомобили, мотоциклы, швейные машинки и многое другое, причем велосипеды не исключение. Кто-то делает это только для того, чтобы восхищаться конечным результатом, кто-то зарабатывает этим на жизнь, а кто-то с целью дальнейшего использования этой техники. В принципе цель не столь важна, как сам процесс.

Реставрация исторического велосипеда – процесс очень трудоемкий и кропотливый. Скорее всего, результат будет того стоить, но все же следует приготовиться к тому, что это занятие может отнять не один месяц. Если есть определенная тяга к конкретному велосипеду, причем речь идет даже не об определенной модели или марки, то, конечно, можно расстелить газетки в углу комнаты и приступать. Если же просто нужен велосипед для покатушек, то лучше выбросить или сдать на металлолом старого коня и с чистой совестью и без заморок купить себе нового. Получается, что новый велосипед будет намного экономичней в плане затраченных сил и, возможно, даже денег, но в нем не будет того духа, который есть в олдскульном, например, советском Туристе.

Браться за реставрацию велосипеда следует только в том случае, если соблюдается пара важных условий: нужен конкретный велосипед, который дорог в духовном плане, или же это антиквариат, и наличие минимальных технических навыков в работе с велосипедами или, другими словами, прямых рук. Если же желание, умение и уверенность в положительном исходе своей работы слились в одном сосуде, то можно смело приступать к работе.

С чего начать?

После того как исходный материал в виде старого велосипеда найден, заряд позитивным настроем на работу получен, то можно приступить к планированию дальнейшей работы. Прежде всего, следует определиться с фронтом работы. Другими словами, оценить уже имеющийся байк и представить, что от него требуется. Желательно перенести свое воображение на бумагу, хотя бы касательно серьезных конструктивных изменений.

Не следует сильно уродовать ретро-велосипеды современными обвесами, ведь тогда теряется сам смысл реставрации. Конечно, каждый ставит перед собой определенные задачи, но все же следует помнить, что портить классику – это неуважительно к технике.

Следующим этапом подготовки является работа с калькулятором. Следует прикинуть примерные затраты на весь процесс реставрации. Если же все детали необходимо просто отмыть от грязи и ржавчины, то можно считать, что повезло, в противном случае воскрешение железного старичка может занять много сил и времени. Многие детали даже к советским велосипедам сейчас найти очень тяжело. Возможно, придется выложить немалые деньги за различные составляющие велосипедов.

Желательно заранее подтянуть свои знания по велосипедам и взаимодействию различных частей и механизмов. Хоть ремонт лисапеда – это не ремонт вертолета, но свои хитрости и тонкости тоже имеются. Желательно найти себе товарища, который сможет в случае чего протянуть руку помощи с необходимым инструментом. На первых шагах начинающий реставратор и представить себе не может, сколько различных инструментов может понадобиться в процессе ремонта. Следует помнить, что самопальными ключами можно повредить редкие и дорогие детали велосипеда.

Перед реставрацией велосипеда лучше приобрести или одолжить следующие инструменты:

  1. Набор шестигранников, причем иногда могут понадобиться и даже самые маленькие, например, на 1;
  2. Семейный ключ, который вообще считается универсальным ремонтным набором, особенно если речь идет о советских велосипедах;
  3. Отвертки крестовая и обычная;
  4. Разводной ключ или набор гаечных ключей. Конечно же, практичнее будет один разводной;
  5. Выжимка для цепи. Хотя в интернете полно руководств, как можно снять цепь и без нее, но, тем не менее, она гарантирует сохранность цепи;
  6. Ключ для снятия шатуна и трещотки. Это два разных ключа, причем каждый может выглядеть по-разному в зависимости от модели велосипеда.

Творческий подход к реставрации

Если целью реставрации является удивить окружающих и заставлять каждого прохожего оборачиваться, то понадобится проявить творческую жилку в процессе реставрации. Есть такие умельцы, которые из старого велосипеда умудряются сделать прямо-таки произведение искусства. Можно увидеть и Аисты, переделанные под байкерские мотоциклы, и Туристы в виде различных животных.

В таком случае уже о практичности речи и не идет, а весь упор идет на внешний вид и эпатаж. Такой подход потребует, пожалуй, максимальных вложений.

К каким трудностям готовиться?

Первое с чем, скорее всего, придется столкнуться в реставрации старинных моделей – это отсутствие необходимых деталей на рынке. Придется потратить немало времени на их поиски на блошиных рынках или барахолках. В крайнем случае можно всегда обратиться к умелым фрезеровщикам, токарям и другим мастерам, которые смогут помочь в изготовлении или подгоне тех или иных деталей. В первую очередь речь идет о трансмиссии, которая использовалась еще в прошлом веке.

Не стоит тратить все свободное время на это занятие. Надо сразу настроить себя, что реставрация – это продолжительный и размеренный процесс, который не терпит суеты. Не стоит целыми днями просиживать рядом со своим старым другом, ведь в таком случае на середине пути может и резко надоесть. Если же все делать сбалансированно, то внутреннего заряда хватит до самого конца.

Рассчитанный бюджет может выйти за рамки практически в самом начале. Многие говорят, что конечную сумму следует умножать на полтора, особенно это касается различных ремонтов не только велосипедов. Непреднамеренные расходы могут вылезти из любого места. Может случиться так, что в ходе реставрации обнаружится латентная поломка, которая не была заметна в самом начале.

Какие детали лучше заменить сразу

Безусловно, есть такие составляющие, которые могут испортить весь внешний вид всего раритетного велосипеда, но есть и те, которые лучше заменить на современные сразу. В первую очередь это касается всех расходников.

Если речь идет о совсем старом велосипеде, то цепь, скорее всего, придется выкинуть, либо отмачивать в растворителе очень длительное время. В любом случае немногие смогут увидеть подвох, да и к тому же это будет безопаснее.

Все винтики, шурупчики и гайки тоже желательно поменять. Дело в том, что старые болты могут легко раскрошиться в самый неподходящий момент. Это не сулит ничего хорошего велосипедисту.

Покрышки, если и сохранились, то, скорее всего, уже все высохшие и потрескавшиеся. Как-либо восстанавливать их крайне не рекомендуется, поскольку былую прочность уже не вернуть. Лучше всего купить новые, тем более размеры обедов с прошлого века практически не изменились.

Если седло было выполнено не из дерева, а из резины, то его, скорее всего, постигла та же участь, что и покрышки. Только в этом случае замена седла может сильно подпортить внешний вид конечной модели. Лучше его подштопать и подкрасить. Например, советские седла были довольно долговечные и качественные.

Главное – поставить велосипед на ноги

Перед тем, как приступать к усовершенствованию велосипеда путем обвеса его всяческими дополнительными плюшками, необходимо проверить его функциональные возможности. Главное – не забывать, что основной целью реставрации является возвращение велосипеда к былому состоянию. Это значит, что не должно быть никаких люфтов, зазоров и необоснованных скрипов.

Иногда лучше сразу обратиться к специалисту

Безусловно, далеко не каждая веломастерская возьмется за ремонт аппарата прошлого тысячелетия, но поискать можно. Возможно, какой-нибудь гаражный мастер старой закалки найдет в реставрации старого велосипеда спортивный интерес и выполнит свою работу даже лучше профессиональных мастеров. Если нет уверенности в своих силах, то лучше довериться профессионалу, ведь неправильными действиями можно нанести вреда больше, чем пользы.

Подводя итоги, следует все же обратить внимание на то, что реставрация велосипеда редко когда бывает оправдана. К таким мерам следует прибегать только в том случае, если необходим конкретный велосипед, который близок Вашей душе. Перед началом следует обязательно взвесить свои силы, в том числе волевые и материальные, ведь реставрация очень продолжительный и затратный процесс. Скорее всего, выгодно будет обратиться к какому-нибудь мастеру, чем браться за это дело самому.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Восстановление старого велосипеда

Приветствую всех. Хочу написать о том, как я восстановил, а точнее обновил свой велосипед, который в моем владении уже 14 лет.
Обновил, а точнее восстановил я его прошлым летом. Общий пробег за это время составил примерно 120 км. (катаюсь в основном на машине, на велосипеде мало).
Велосипед до сих пор как новый, как-будто только вчера на нем краска высохла.

Спустя 7 лет решил полностью восстановить своего двух колесного друга. Велосипед дорог как память (Бабушка с Дедушкой подарили за успешное окончание 9-го класса).

90% новых деталей заказал с Китая и купил в местном магазине. Качество более чем нормальное. Я бы даже сказал хорошее.

Метки: велосипед, старый велосипед

Комментарии 41

У меня рама от “взрослика”. Кто поможет собрать из него вел на планетарке. Вроде там что-то подбирать надо, не просто накупил и всё.

я себе поменял втулки в колесах на новатек с промподшипником, хотя до этого стояли неплохие шимановские и с алюминиевой рамой велик неплохо ехал. но после установки новатеков я понял, что велик вообще не ехал-накат просто бешеный. а у тебя железная рама-я бы посоветовал поставить такие втулки на колеса-поедет почти сам)))

Надо собрать всю инфу о сборке.

насыпь во втулках это ужасно раздражает

если уж все новое к этой раме, то надо было дисковый тормоз ставить, хотя бы сзади (по своему опыту могу сказать, что дисковый значительно эффективнее тормозит). а так неплохо ) тоже хотел свой перекрашивать, но как то отошел от этого)))

“хорошая вещь” это итальянец на 28 колесах с планитаркой а это “г” полное

Маловат пробег че-то, 180 км в день было нормой, в хороший сезон 6-7 тысяч км накатывали, за 3 таких сезона все подшипники, цепь и звезды под замену шли.
Хорошая реставрация.

это точно, за 3 сезона и все под замену согласен…

Маловат пробег че-то, 180 км в день было нормой, в хороший сезон 6-7 тысяч км накатывали, за 3 таких сезона все подшипники, цепь и звезды под замену шли.
Хорошая реставрация.

Суров 🙂 Я в лучшие свои времена редко когда больше соточки в день накатывал 🙂 А сейчас вообще обленился 🙂

180км это был маленький рекорд, мало того из них около 60км по лесу ))

Круто!Техника любит уход. Я тоже в это лето снял с чердака Десну 86г и востоновил получилось норм люди обращают внимание, цена на резину как на ладу ох ть

Читать еще:  Как крепить крылья на велосипед

Память памятью а от этого он легче не будет 🙁

Не критично, я его когда мелкий был на 3-ий этаж таскал после каждой покатушки. А весил я тогда наверно 40 кг.

У меня был стальной велик, всем устраивал, поменял на gt aggressor 2.0 2011 года так и гоняю

В этом году тоже свой старый лисапед реставрировал, подкрасил по мелочи, из китая цацки назаказывал, руль, вынос, педали, седло, и по мелочам.Куплен был в 2002, больше 10 лет в подвале стоял, а теперь сам начал кататься, и семью на велики пересадил =)

Правильно, молодец. Такой транспорт беречь и надо. Пригодится когда автопилоты вытеснят из-за авто руля. Одна развлекуха и останется только.

Ему бы ещё вилку с амортизатором.
Жаль цены на них конские.
А так норм выглядит, будто из магазина только что выкатили.

Регидная вилка будет в разы лучше бюджетных амортизационных

Легче и не будет сжирать энергию педалирования на себя . Эффекта от нее мало.

Бюджетные тем и хороши, что они дубовые и работают только на кочках, сохраняя здоровье суставов, костей и зубов) Особенно если под колесами гравий или щебень.

Первые 2 часа с новья они еще прожимаются, но это не работа. С уставшими амортами на машине комфортно ездить?

Комфортней чем с железными прутьями вместо амортов)

На велосипеде больше покрышка с низким давлением профита даст, чем макет аморта/вилки.

Сдутая покрышка пробитый обод даст и педали крутить замучаешься, потери на качение вырастают в разы.
Покрышка на кочках не амортизирует, она как пружина. Сколько взяла энергии, столько и отдаст в руль.
Кстати на гравийке аморты могут даже прибавлять энергии за счет того что при наезде на камушки не весь велосипед взлетает в воздух, теряя скорость на подъем, а лишь вилка с колесом.
Да и блин, чего смеяться… Ход вилки раз в десять больше хода (промятия) покрышки. О каком комфорте может идти речь…

Стоит все таки различать сдутую покрышку и низкое давление.
С высоким давлением на камне колесо подбросит, на низком покра промнется и камня почти не будет. Вот, и профит от накачанного колеса. Уже в шоссе забили на супер высокие давления и дают покрам работать

Сдутая покрышка пробитый обод даст и педали крутить замучаешься, потери на качение вырастают в разы.
Покрышка на кочках не амортизирует, она как пружина. Сколько взяла энергии, столько и отдаст в руль.
Кстати на гравийке аморты могут даже прибавлять энергии за счет того что при наезде на камушки не весь велосипед взлетает в воздух, теряя скорость на подъем, а лишь вилка с колесом.
Да и блин, чего смеяться… Ход вилки раз в десять больше хода (промятия) покрышки. О каком комфорте может идти речь…

И еще
Подвеска велосипеда никакие мелкие неровности не жрет, а останавливают они очень хорошо
Какая бы там хитрая подвеска ни была, на мелочи оно не работает

Тот, у кого нет подвески рассказывает мне что моя подвеска не работает 🙂

Это можно считать подвеской?

Легче и не будет сжирать энергию педалирования на себя . Эффекта от нее мало.

Смотря где кататься, если по асфальту то да. Я вот езжу на работу с дачи и у меня 3 км щебнем дорога отсыпана и вот на моем двухподвесе кишки хоть на месте и задница, пускай энергию сжирает зато комфорт.

так вот и купи Giant ))

Сделал реплику 😀

Круто получилось.Щас ребенку велик тоже буду перебирать.Раму меняем сталь на алюминий.

Отличная работа.
Раз навеснуху менял, то поставил бы звёзды на 24 скорости, заменил вибрейки на дисковые тормоза и вилку воткнул хотя бы эластомерную. Комфорт и ездовые качества улучшились в разы.
Манетки вроде шимановские, хорошие и надёжные. В целом получился асфальтный прогулочный велик. Резина внедорожная для асфальта не очень годна, будет гудеть и истираться. Провод от компа излишне натянут, и поджопник это бабская тема, при хорошей езде сползает. Бычьи рога по мне так вообще бесполезны, травмоопасные они, лучше ручки с поддержкой для ладоней.
Покраска аккуратная и дизайн вполне себе хорош.

фига ты заворачиваешь. интересно, что сказал бы про мой двуподвесник бомбардир в котором я поменял только тросик, оси с подшипниками и резинки на тормозах и это после списания его в прокате)))))

кстати насчет динамики соглашусь

На горняках не езжу, ничего не скажу.

Отличная работа.
Раз навеснуху менял, то поставил бы звёзды на 24 скорости, заменил вибрейки на дисковые тормоза и вилку воткнул хотя бы эластомерную. Комфорт и ездовые качества улучшились в разы.
Манетки вроде шимановские, хорошие и надёжные. В целом получился асфальтный прогулочный велик. Резина внедорожная для асфальта не очень годна, будет гудеть и истираться. Провод от компа излишне натянут, и поджопник это бабская тема, при хорошей езде сползает. Бычьи рога по мне так вообще бесполезны, травмоопасные они, лучше ручки с поддержкой для ладоней.
Покраска аккуратная и дизайн вполне себе хорош.

Эластомерка — дело вкуса. Знаю велоэнтузиастов, которые признают только ригидки. Дисковые тормоза — по необходимости. Обычному катальцу хороших вибряков в 99% случаев хватит с головой. Диски реально нужны если 1) много ездишь в грязи и под дождем 2) ездишь в горах либо в местности где много скоростных спусков 3) тягаешь тяжелые баулы в поход — или сам по себе нелегкий 4) любишь и умеешь технично проходить кантрийные и т.п. трассы. В остальном диски имеют ряд преимуществ, но абсолютно не являются необходимостью. Как веломеханик могу сказать, что в некоторых вопросах с дисками даже больше геморроя. Кстати, диски и эластомерка это почти взаимоисключающие понятия — дешевые вилки с дисками долго не живут. Кассета вместо трещетки была бы поинтереснее, но и цена вопроса отличается — звезды в полтора-два раза дороже, втулка в два-три раза дороже.

Реставрация велосипеда

Реставрация велосипеда это услуга требующая особого подхода. Здесь важна не только техническая исправность всех узлов, но и историческая достоверность, выдержанность стиля и большое внимание к деталям.
Такие работы требуют гораздо больше времени, ресурсов, навыков и оборудования мастерской.

Фото работ

Здесь мы не можем просто поменять деталь на новую, а значит приходится добиваться хорошей работы от старых. Часто это подразумевает нетривиальные слесарные задачи и поиск необходимых компонентов прошлой эпохи.

Мы имеем достаточный опыт таких работ и с удовольствием берёмся за подобные задачи.

Восстановление велосипедов

  • Отрисовка цировок Цировки это орнамент состоящий из тонких линий. Он является неотъемлемой частью декора классических велосипедов. Нанесение цировок возможно как по старой краске, так и при полной перекраске велосипеда.
  • Восстановление кожаных седел Седло один из важнейших элементов декора классических велосипедов. Также важно чтобы оно имело правильную анатомическую форму при эксплуатации. Мы предлагаем разные виды услуг по восстановлению кожаных сёдел, от придания утраченной формы до полной реставрации.
  • Восстановление геометрии рам Включает в себя восстановление соосности переднего и заднего треугольника, дропаутов и петуха. В случае дефектов переднего треугольника возможность восстановления геометрии рассматривается индивидуально при диагностике в мастерской.
  • Полное устранение ржавчины и последующая антикоррозийная обработка Устранение ржавчины производится путём пескоструйной обработки в случае перекраски рамы или химическим путём при сохранении оригинальной покраски. Также очистку проходят все узлы подверженные коррозии. После этого осуществляется антикоррозийная обработка внутренних полостей и сколов краски в случае сохранения оригинального покрытия.
  • Токарные работы В эту услугу входит изготовление новых деталей, проточка выработки при восстановлении старых компонентов и изготовление дополнительных крепежей на раму велосипеда.
  • Пайка стали твёрдым припоем В нашей мастерской возможен ремонт и модернизация вашей стальной рамы путём пайки. Это позволит соханить эксплуатационный характеристики стали, оригинальный внешний вид и получить прочное соединение.

Всё это позволит вам не только получать эстетическое удовольствие от классического велосипеда, но и уверенно его эксплуатировать.

Нанесение цировок от 5000 руб. Восстановление каретки с переточкой дорожек подшипников 800 руб. Обслуживание переключателя 500 руб. Обслуживание тормоза 400 руб. Обслуживание рулевой колонки с переточкой дорожек подшипников 800 руб. Обслуживание педалей 800 руб. Обслуживание механизма задних звёзд (трещётки) 600 руб. Восстановление кожаного седла велосипеда от 1000 руб. Отрисовка графики 2000 руб. Пошив нового чехла на седло(кожзам) 3500 руб. Оформить заявку на ремонт

Мы работаем со всеми старыми велосипедами СССР в том числе:

Ремонт велосипеда

Актуальность проблемы

Почти у каждого есть велосипед. Он может сломаться. Из-за неумения его отремонтировать, устранить иногда даже незначительные неполадки велосипед будет простаивать, ожидая профессионального ремонта. При этом он будет причинять домашним всевозможные неудобства как лишняя вещь в доме, требовать вложения материальных затрат и затрат времени на поиски квалифицированного мастера или транспортировку его в мастерскую.

Идея проекта состоит в том, чтобы самому или с помощью взрослых, без затраты средств на ремонт научиться проводить диагностику и ремонт велосипеда при наиболее типичных его поломках.

Экономическое обоснование

Покупать новый велосипед дорого. Дешевле приобрести необходимые запчасти и отремонтировать имеющийся велосипед. Надо подсчитать, на какую сумму необходимо закупить запчасти, сколько времени уйдёт на ремонт. А может, покупка запчастей и не потребуется — достаточно будет отремонтировать имеющиеся детали? Но чтобы произвести подобный расчёт, надо уметь провести диагностику, т. е. определить, где и какая возникла неисправность и по какой причине.

Осуществление идеи

Диагностика (обследование) необходима для выявления неисправностей. Чтобы произвести диагностику велосипеда, надо знать о нём очень много: из каких деталей он состоит, как они называются и как соединяются между собой; где в случае необходимости можно купить запасные части к велосипеду и как отремонтировать детали, пришедшие в негодность; надо уметь разобрать велосипед и грамотно его собрать, при этом надо знать, каким инструментом пользоваться, и т. д.

Чтобы собрать все эти сведения, мне понадобилось изучить всю литературу по ремонту велосипеда, которую удалось найти в библиотеке, проанализировать и составить собственный справочник-определитель. Пришлось выписать все основные неисправности и способы их устранения, а также правила безопасности при ремонте велосипеда. Очень пригодились мне технический паспорт и инструкция к моему велосипеду, а также подшивки журналов «Юный техник» и «Изобретатель и рационализатор». Имея свой справочник, я смогу помочь не только себе, но и моим товарищам устранить типичную велосипедную поломку, а также произвести профилактическую диагностику.

Диагностика и планирование

Диагностику надо начинать с осмотра велосипеда. После общего осмотра надо обкатать велосипед порожняком или проехать на нём (если это возможно), а затем составить перечень неисправностей и план действий.

Неисправности могут быть простыми, т. е. легко устранимыми (например, регулировка натяжения цепи, установка колеса по центру вилки), и сложными (исправление «восьмёрки», заклеивание камеры с её съёмом и установкой, разборка и сборка заднего колеса). Может потребоваться ремонт или замена деталей и сборочных единиц, например, при поломке оси, пружины седла, срезе резьбы на гайке и т. д.

Читать еще:  Как на такси перевезти велосипед

На следующем этапе надо спланировать свою работу: записать, что нужно сделать и сколько времени на это потребуется, какие детали купить, что устранить самому, а что сделать с чьей-то помощью.

Конструкция велосипеда

Для того чтобы лучше изучить конструкцию велосипеда, рассмотрим устройство наиболее распространённой двухколёсной его модели (рис. 107). Велосипед состоит из рамы 1, на вилках которой крепятся заднее 2 и переднее 3 колёса. Вилка 4 переднего колеса установлена спереди рамы на подшипниках и поворачивается вправо и влево рулём 5. К вилке прикреплён передний щиток 6. Снизу рамы на подшипниках установлен вал 7 с педалями 8, шатунами (кривошипами) 9 и звёздочкой педалей 10. Звёздочка цепью 11 соединена со звёздочкой заднего колеса 12. На раме установлено седло 13. К вилкам заднего колеса прикреплены багажник 14 и задний щиток 15.

Рис. 107. Устройство велосипеда: 1 — рама, 2 — заднее колесо, 3 — переднее колесо, 4 — вилка, 5 — руль, 6 — щиток передний, 7 — вал, 8 — педаль, 9 — шатун (кривошип), 10 — звёздочка педалей, 11 — цепь, 12 — звёздочка заднего колеса, 13 — седло, 14 — багажник, 15 — щиток задний

Руль крепится (рис. 108) в трубке 2 передней вилки посредством заклинивания в ней конической гайкой 3 разрезанной (цанговой) втулки 1 при завинчивании болта 4. Руль регулируется по высоте выдвижением втулки, по повороту в стороны, на себя и от себя — завинчиванием болтов 7 и 4.

Рис. 108. Крепление руля: 1 — втулка с прорезью, 2 — трубка, 3 — гайка коническая, 4 — болт, 5 — хомут, 6 — руль, 7 — болт

Переднее колесо своей втулкой с подшипниками установлено на оси. Ось переднего колеса крепится неподвижно в пазах вилки переднего колеса посредством гаек с шайбами. На резьбе оси с двух сторон навинчены конусы, которые поджимают подшипники с небольшим зазором, чтобы колесо вращалось легко и без люфта.

Иногда, когда мы сильно нажимаем на педали, происходит проскальзывание колеса, например по мокрой глиняной дороге, под крутую гору и т. д. Для лучшего сцепления ставят покрышки с протекторами и шипами, как на мотоциклах и автомашинах.

Виды неисправностей, причины и способы их устранения

1. Руль проворачивается.

Ослаблено крепление руля.

Подтянуть нижний 7 и верхний 4 болты на руле (см. рис. 108). При этом хомут 5 обхватывает руль и разрезанная втулка 1 прочно заклинивается в подшипниковой втулке 2 ввинчиваемым внутрь неё конусом 3.

2. Руль стучит или туго поворачивается.

Не затянуты или затянуты туго подшипники руля.

Затянуть или отпустить гайку и контргайку крепления руля специальным ключом (рис. 109). Подшипники должны вращаться легко, но без зазоров (люфтов). Иногда требуется замена подшипников. Чтобы шарики или ролики в подшипниках не рассыпались, их в обойме обильно смазывают техническим вазелином (солидолом) и ставят на место.

Рис. 109. Завинчивание гаек крепления подшипников руля (втулки каретки и конуса заднего колеса) специальным ключом: 1 — трубка с резьбой, 2 — гайка, 3 — ключ

При разборке узлов нужно записывать последовательность съёма деталей. Собирать их надо в обратной последовательности. Записывать нужно и то, как расположены (ориентированы) детали, например сепаратор подшипника. 3. Шатается переднее или заднее колесо. Задевает за вилку покрышкой.

Отвинтились гайки крепления оси.

Перевернуть и установить велосипед на руль и седло. Закрутить гайки. Для этого предварительно выстрогать клинья (или использовать подходящие по размеру палочки) и вставить их между покрышкой и вилкой с двух сторон, чтобы колесо разместилось строго посередине (рис. 110). После этого завинтить гайки.

Рис. 110. Установка колеса по центру вилки: 1 — вилка, 2 — покрышка, 3 — спицы, 4 — клинья

Заднее колесо устанавливается по центру вилки с помощью четырёх клиньев, вставленных между покрышкой и вилкой у седла, а также вилкой у педалей. Затем колесо отводится назад Для натяжения цепи — вручную или завинчиванием гаек с болтами на концах вилки. После этого завинчиваются гайки на оси колеса; ещё раз проверяется натяжение цепи: нижняя часть её должна провисать на 0,5-1 см.

4. Люфт переднего или заднего колеса на оси или его затруднённое прокручивание.

Не затянут или сильно затянут конус.

Перевернуть и поставить велосипед на руль и седло. Отпустить гайки, затянуть деталь подшипника – конус – специальным ключом из набора, вставив его в лыски (пазы) конуса до тугого проворачивания колеса, а затем отпустить, вывинчивая на 1/4-1/3 оборота до свободного вращения колеса. Затянуть гайки крепления оси к вилке. Вновь покрутить колесо и убедиться в его свободном вращении и отсутствии люфта – бокового биения колеса.

5. Поворачивается и опускается седло.

Ослаблено крепление седла.

Подтянуть гайки на шпильке под седлом с двух сторон двумя ключами (чтобы шпилька не прокручивалась), вращая один из ключей по часовой стрелке.

Затянуть болтовое соединение под седлом на разрезанной втулке рамы.

6. Спущено колесо.

Разрыв ниппельной резинки, отвинчена гайка уплотнения ниппеля, прокол в камере.

Отвинтить ниппель, осмотреть, снять и при необходимости заменить его. Плотно завинтить гайкой. Накачать. Проверить, не спускает ли ниппель, смочив его отверстие мыльным раствором (в случае утечки воздуха надувается мыльный пузырёк). Если через некоторое время камера спускает, то снять колесо и покрышку. Осмотреть камеру и найти разрыв. При необходимости накачать и, опуская в воду, обнаружить прокол по выделению пузырьков. В месте прокола камеру вытереть сухой чистой тряпкой. Высушить. Очертить место прокола мелом. Зачистить шлифовальной шкуркой, протереть чистой (немасленой) тряпочкой, смоченной бензином. Вырезать из старой камеры заплату ∅ 20-30 мм. Зачистить её. С помощью деревянной палочки места склеивания на камере и заплате смазать резиновым клеем, выдержать 15-20 минут. Приложить и прижать заплату по месту склеивания.

Осмотреть обод. Если из него выступают концы спиц, то спилить их ножовкой и зачистить напильником. Перед этим следует подтянуть спицы гайками на ободе посредством специального ключа так, чтобы они туго натянулись.

Неравномерное, бесконтрольное подтягивание спиц приводит к образованию на колесе «восьмёрки». Такое колесо при вращении «уходит» в стороны и может задевать за вилки. Устраняют «восьмёрку» подтягиванием спиц с противоположной выступающей вбок стороны колеса (рис. 111). При этом велосипед устанавливают вверх колёсами. Снимают колесо, покрышку и камеру. Колесо устанавливают в вилку, прокручивают, отпускают спицы в месте близкого подхода обода к вилке и натягивают спицы с другой стороны.

Рис. 111. Исправление «восьмерки» обода колеса натяжением спиц: 1 — ось колеса, 2 — спицы, 3 — вилка, 4 — обод, 5 — усилить натяжение спицы, 6 — ослабить натяжение спицы

Выравнивание «восьмёрки» производят натяжением и отпусканием части спиц посредством вращения их гаек внутри обода специальным ключом. Это довольно кропотливая работа, она требует умений и опыта. Иногда приходится отвинчивать все спицы, выравнивать обод на ровной плите киянкой по плоскости и по одинаковому диаметру окружностей, и только затем натягивать спицы, устраняя «восьмёрку». Окончательно выправить колесо с боковых сторон и по радиусу удаётся только умелым натяжением и ослаблением спиц.

Головки спиц по всему ободу закрывают резиновым (вырезанным из старой камеры) кольцом. Надевают на обод одну сторону покрышки, с другой стороны внутрь вкладывают камеру, вставляя в отверстие обода ниппель. Затем надевают вторую сторону покрышки, закручивают ниппель и накачивают камеру. Степень накачивания проверяется пальцами. При сильном надавливании на покрышку она должна продавливаться не больше чем на 2-3 мм.

7. Люфт в шатунах педалей.

Смялся палец (клин) в отверстии шатуна и в пазу вала (рис. 112).

Рис. 112. Сточенный клин пальца

Заменить палец на новый. Чтобы выбить палец, вывинчивают гайку заподлицо (на уровень) с торцом резьбовой части. Выбивают палец через деревянную подкладку (рис. 113), ударяя по ней молотком.

Рис. 113. Выбивание пальца молотком: 1 — шатун, 2 — палец, 3 — гайка, 4 — подкладка, 5 — молоток; 6 — шайба

Обточить напильником или на точиле деформировавшуюся клиновую часть (см. рис. 112). Вставить палец 2 в отверстие шатуна 1 (рис. 114) и забить молотком. Подложить вместо шайбы 3 гайку (М10 или М8), расточив круглым напильником её отверстие, чтобы гайка наделась на палец. Затянуть гайку 4. Чтобы она не отвинчивалась, поверх неё завинчивают ещё такую же гайку (контргайку).

Рис. 114. Крепление сточенного пальца в шатуне: 1 — шатун, 2 — палец, 3 — шайба или гайка рассверленная, 4 — гайка (одна или две)

Эксплуатация и уход за велосипедом

Велосипед должен быть настроен под своего владельца. Для этого надо настроить высоту и угол наклона седла велосипеда, а также удобное расположение руля.

Теперь следует уделить внимание смазке трущихся частей. Указания по этому вопросу имеются в паспорте, прилагаемом к велосипеду.

При разборе частей велосипеда с них снимают старую смазку и грязь. Детали можно промыть керосином или бензином, смазать маслом, а затем солидолом. После этого можно производить сборку. Периодически (без разборки) надо смазывать маслом подшипниковые соединения и цепь.

Все расшатавшиеся соединения следует подтянуть, завинтив гайки, болты, винты на щитках, седле, багажнике и т. д.

Долговечность велосипеда зависит от его грамотной эксплуатации. Нельзя перегружать велосипед: общий перевозимый груз не должен превышать 70-80 кг. Колёса нужно накачивать не слишком сильно, чтобы они хорошо амортизировали (смягчали удары). Не стоит при подъёме на гору или езде по плохой дороге нажимать на педали всем своим весом. Это приводит к растяжению цепи, деформациям колес, растяжению и обрыву спиц, а также расшатыванию пальцев в шатунах. Аналогичные явления происходят при ударах в результате переезда канав, ступенек и других препятствий, при резком торможении, когда могут разрываться спицы, ломаться детали задней втулки и даже ось.

В зимних условиях следует держать велосипед накачанным. Ни в коем случае не ставить его на колеса — либо на подставки под раму, либо (лучше всего) подвесить. Иначе при спущенных колёсах от мороза потрескаются и станут непригодными камеры и покрышки.

Ремонт велосипеда

Актуальность проблемы

Почти у каждого есть велосипед. Он может сломаться. Из-за неумения его отремонтировать, устранить иногда даже незначительные неполадки велосипед будет простаивать, ожидая профессионального ремонта. При этом он будет причинять домашним всевозможные неудобства как лишняя вещь в доме, требовать вложения материальных затрат и затрат времени на поиски квалифицированного мастера или транспортировку его в мастерскую.

Идея проекта состоит в том, чтобы самому или с помощью взрослых, без затраты средств на ремонт научиться проводить диагностику и ремонт велосипеда при наиболее типичных его поломках.

Экономическое обоснование

Покупать новый велосипед дорого. Дешевле приобрести необходимые запчасти и отремонтировать имеющийся велосипед. Надо подсчитать, на какую сумму необходимо закупить запчасти, сколько времени уйдёт на ремонт. А может, покупка запчастей и не потребуется — достаточно будет отремонтировать имеющиеся детали? Но чтобы произвести подобный расчёт, надо уметь провести диагностику, т. е. определить, где и какая возникла неисправность и по какой причине.

Осуществление идеи

Диагностика (обследование) необходима для выявления неисправностей. Чтобы произвести диагностику велосипеда, надо знать о нём очень много: из каких деталей он состоит, как они называются и как соединяются между собой; где в случае необходимости можно купить запасные части к велосипеду и как отремонтировать детали, пришедшие в негодность; надо уметь разобрать велосипед и грамотно его собрать, при этом надо знать, каким инструментом пользоваться, и т. д.

Читать еще:  Как выбрать велосипед по росту ребенку

Чтобы собрать все эти сведения, мне понадобилось изучить всю литературу по ремонту велосипеда, которую удалось найти в библиотеке, проанализировать и составить собственный справочник-определитель. Пришлось выписать все основные неисправности и способы их устранения, а также правила безопасности при ремонте велосипеда. Очень пригодились мне технический паспорт и инструкция к моему велосипеду, а также подшивки журналов «Юный техник» и «Изобретатель и рационализатор». Имея свой справочник, я смогу помочь не только себе, но и моим товарищам устранить типичную велосипедную поломку, а также произвести профилактическую диагностику.

Диагностика и планирование

Диагностику надо начинать с осмотра велосипеда. После общего осмотра надо обкатать велосипед порожняком или проехать на нём (если это возможно), а затем составить перечень неисправностей и план действий.

Неисправности могут быть простыми, т. е. легко устранимыми (например, регулировка натяжения цепи, установка колеса по центру вилки), и сложными (исправление «восьмёрки», заклеивание камеры с её съёмом и установкой, разборка и сборка заднего колеса). Может потребоваться ремонт или замена деталей и сборочных единиц, например, при поломке оси, пружины седла, срезе резьбы на гайке и т. д.

На следующем этапе надо спланировать свою работу: записать, что нужно сделать и сколько времени на это потребуется, какие детали купить, что устранить самому, а что сделать с чьей-то помощью.

Конструкция велосипеда

Для того чтобы лучше изучить конструкцию велосипеда, рассмотрим устройство наиболее распространённой двухколёсной его модели (рис. 107). Велосипед состоит из рамы 1, на вилках которой крепятся заднее 2 и переднее 3 колёса. Вилка 4 переднего колеса установлена спереди рамы на подшипниках и поворачивается вправо и влево рулём 5. К вилке прикреплён передний щиток 6. Снизу рамы на подшипниках установлен вал 7 с педалями 8, шатунами (кривошипами) 9 и звёздочкой педалей 10. Звёздочка цепью 11 соединена со звёздочкой заднего колеса 12. На раме установлено седло 13. К вилкам заднего колеса прикреплены багажник 14 и задний щиток 15.

Рис. 107. Устройство велосипеда: 1 — рама, 2 — заднее колесо, 3 — переднее колесо, 4 — вилка, 5 — руль, 6 — щиток передний, 7 — вал, 8 — педаль, 9 — шатун (кривошип), 10 — звёздочка педалей, 11 — цепь, 12 — звёздочка заднего колеса, 13 — седло, 14 — багажник, 15 — щиток задний

Руль крепится (рис. 108) в трубке 2 передней вилки посредством заклинивания в ней конической гайкой 3 разрезанной (цанговой) втулки 1 при завинчивании болта 4. Руль регулируется по высоте выдвижением втулки, по повороту в стороны, на себя и от себя — завинчиванием болтов 7 и 4.

Рис. 108. Крепление руля: 1 — втулка с прорезью, 2 — трубка, 3 — гайка коническая, 4 — болт, 5 — хомут, 6 — руль, 7 — болт

Переднее колесо своей втулкой с подшипниками установлено на оси. Ось переднего колеса крепится неподвижно в пазах вилки переднего колеса посредством гаек с шайбами. На резьбе оси с двух сторон навинчены конусы, которые поджимают подшипники с небольшим зазором, чтобы колесо вращалось легко и без люфта.

Иногда, когда мы сильно нажимаем на педали, происходит проскальзывание колеса, например по мокрой глиняной дороге, под крутую гору и т. д. Для лучшего сцепления ставят покрышки с протекторами и шипами, как на мотоциклах и автомашинах.

Виды неисправностей, причины и способы их устранения

1. Руль проворачивается.

Ослаблено крепление руля.

Подтянуть нижний 7 и верхний 4 болты на руле (см. рис. 108). При этом хомут 5 обхватывает руль и разрезанная втулка 1 прочно заклинивается в подшипниковой втулке 2 ввинчиваемым внутрь неё конусом 3.

2. Руль стучит или туго поворачивается.

Не затянуты или затянуты туго подшипники руля.

Затянуть или отпустить гайку и контргайку крепления руля специальным ключом (рис. 109). Подшипники должны вращаться легко, но без зазоров (люфтов). Иногда требуется замена подшипников. Чтобы шарики или ролики в подшипниках не рассыпались, их в обойме обильно смазывают техническим вазелином (солидолом) и ставят на место.

Рис. 109. Завинчивание гаек крепления подшипников руля (втулки каретки и конуса заднего колеса) специальным ключом: 1 — трубка с резьбой, 2 — гайка, 3 — ключ

При разборке узлов нужно записывать последовательность съёма деталей. Собирать их надо в обратной последовательности. Записывать нужно и то, как расположены (ориентированы) детали, например сепаратор подшипника. 3. Шатается переднее или заднее колесо. Задевает за вилку покрышкой.

Отвинтились гайки крепления оси.

Перевернуть и установить велосипед на руль и седло. Закрутить гайки. Для этого предварительно выстрогать клинья (или использовать подходящие по размеру палочки) и вставить их между покрышкой и вилкой с двух сторон, чтобы колесо разместилось строго посередине (рис. 110). После этого завинтить гайки.

Рис. 110. Установка колеса по центру вилки: 1 — вилка, 2 — покрышка, 3 — спицы, 4 — клинья

Заднее колесо устанавливается по центру вилки с помощью четырёх клиньев, вставленных между покрышкой и вилкой у седла, а также вилкой у педалей. Затем колесо отводится назад Для натяжения цепи — вручную или завинчиванием гаек с болтами на концах вилки. После этого завинчиваются гайки на оси колеса; ещё раз проверяется натяжение цепи: нижняя часть её должна провисать на 0,5-1 см.

4. Люфт переднего или заднего колеса на оси или его затруднённое прокручивание.

Не затянут или сильно затянут конус.

Перевернуть и поставить велосипед на руль и седло. Отпустить гайки, затянуть деталь подшипника – конус – специальным ключом из набора, вставив его в лыски (пазы) конуса до тугого проворачивания колеса, а затем отпустить, вывинчивая на 1/4-1/3 оборота до свободного вращения колеса. Затянуть гайки крепления оси к вилке. Вновь покрутить колесо и убедиться в его свободном вращении и отсутствии люфта – бокового биения колеса.

5. Поворачивается и опускается седло.

Ослаблено крепление седла.

Подтянуть гайки на шпильке под седлом с двух сторон двумя ключами (чтобы шпилька не прокручивалась), вращая один из ключей по часовой стрелке.

Затянуть болтовое соединение под седлом на разрезанной втулке рамы.

6. Спущено колесо.

Разрыв ниппельной резинки, отвинчена гайка уплотнения ниппеля, прокол в камере.

Отвинтить ниппель, осмотреть, снять и при необходимости заменить его. Плотно завинтить гайкой. Накачать. Проверить, не спускает ли ниппель, смочив его отверстие мыльным раствором (в случае утечки воздуха надувается мыльный пузырёк). Если через некоторое время камера спускает, то снять колесо и покрышку. Осмотреть камеру и найти разрыв. При необходимости накачать и, опуская в воду, обнаружить прокол по выделению пузырьков. В месте прокола камеру вытереть сухой чистой тряпкой. Высушить. Очертить место прокола мелом. Зачистить шлифовальной шкуркой, протереть чистой (немасленой) тряпочкой, смоченной бензином. Вырезать из старой камеры заплату ∅ 20-30 мм. Зачистить её. С помощью деревянной палочки места склеивания на камере и заплате смазать резиновым клеем, выдержать 15-20 минут. Приложить и прижать заплату по месту склеивания.

Осмотреть обод. Если из него выступают концы спиц, то спилить их ножовкой и зачистить напильником. Перед этим следует подтянуть спицы гайками на ободе посредством специального ключа так, чтобы они туго натянулись.

Неравномерное, бесконтрольное подтягивание спиц приводит к образованию на колесе «восьмёрки». Такое колесо при вращении «уходит» в стороны и может задевать за вилки. Устраняют «восьмёрку» подтягиванием спиц с противоположной выступающей вбок стороны колеса (рис. 111). При этом велосипед устанавливают вверх колёсами. Снимают колесо, покрышку и камеру. Колесо устанавливают в вилку, прокручивают, отпускают спицы в месте близкого подхода обода к вилке и натягивают спицы с другой стороны.

Рис. 111. Исправление «восьмерки» обода колеса натяжением спиц: 1 — ось колеса, 2 — спицы, 3 — вилка, 4 — обод, 5 — усилить натяжение спицы, 6 — ослабить натяжение спицы

Выравнивание «восьмёрки» производят натяжением и отпусканием части спиц посредством вращения их гаек внутри обода специальным ключом. Это довольно кропотливая работа, она требует умений и опыта. Иногда приходится отвинчивать все спицы, выравнивать обод на ровной плите киянкой по плоскости и по одинаковому диаметру окружностей, и только затем натягивать спицы, устраняя «восьмёрку». Окончательно выправить колесо с боковых сторон и по радиусу удаётся только умелым натяжением и ослаблением спиц.

Головки спиц по всему ободу закрывают резиновым (вырезанным из старой камеры) кольцом. Надевают на обод одну сторону покрышки, с другой стороны внутрь вкладывают камеру, вставляя в отверстие обода ниппель. Затем надевают вторую сторону покрышки, закручивают ниппель и накачивают камеру. Степень накачивания проверяется пальцами. При сильном надавливании на покрышку она должна продавливаться не больше чем на 2-3 мм.

7. Люфт в шатунах педалей.

Смялся палец (клин) в отверстии шатуна и в пазу вала (рис. 112).

Рис. 112. Сточенный клин пальца

Заменить палец на новый. Чтобы выбить палец, вывинчивают гайку заподлицо (на уровень) с торцом резьбовой части. Выбивают палец через деревянную подкладку (рис. 113), ударяя по ней молотком.

Рис. 113. Выбивание пальца молотком: 1 — шатун, 2 — палец, 3 — гайка, 4 — подкладка, 5 — молоток; 6 — шайба

Обточить напильником или на точиле деформировавшуюся клиновую часть (см. рис. 112). Вставить палец 2 в отверстие шатуна 1 (рис. 114) и забить молотком. Подложить вместо шайбы 3 гайку (М10 или М8), расточив круглым напильником её отверстие, чтобы гайка наделась на палец. Затянуть гайку 4. Чтобы она не отвинчивалась, поверх неё завинчивают ещё такую же гайку (контргайку).

Рис. 114. Крепление сточенного пальца в шатуне: 1 — шатун, 2 — палец, 3 — шайба или гайка рассверленная, 4 — гайка (одна или две)

Эксплуатация и уход за велосипедом

Велосипед должен быть настроен под своего владельца. Для этого надо настроить высоту и угол наклона седла велосипеда, а также удобное расположение руля.

Теперь следует уделить внимание смазке трущихся частей. Указания по этому вопросу имеются в паспорте, прилагаемом к велосипеду.

При разборе частей велосипеда с них снимают старую смазку и грязь. Детали можно промыть керосином или бензином, смазать маслом, а затем солидолом. После этого можно производить сборку. Периодически (без разборки) надо смазывать маслом подшипниковые соединения и цепь.

Все расшатавшиеся соединения следует подтянуть, завинтив гайки, болты, винты на щитках, седле, багажнике и т. д.

Долговечность велосипеда зависит от его грамотной эксплуатации. Нельзя перегружать велосипед: общий перевозимый груз не должен превышать 70-80 кг. Колёса нужно накачивать не слишком сильно, чтобы они хорошо амортизировали (смягчали удары). Не стоит при подъёме на гору или езде по плохой дороге нажимать на педали всем своим весом. Это приводит к растяжению цепи, деформациям колес, растяжению и обрыву спиц, а также расшатыванию пальцев в шатунах. Аналогичные явления происходят при ударах в результате переезда канав, ступенек и других препятствий, при резком торможении, когда могут разрываться спицы, ломаться детали задней втулки и даже ось.

В зимних условиях следует держать велосипед накачанным. Ни в коем случае не ставить его на колеса — либо на подставки под раму, либо (лучше всего) подвесить. Иначе при спущенных колёсах от мороза потрескаются и станут непригодными камеры и покрышки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector