Как почистить испаритель кондиционера
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как почистить испаритель кондиционера

RuselMGelectric › Блог › Как почистить кондиционер в автомобиле?

Сегодня кондиционер в автомобиле перестал быть отличительной чертой дорогих моделей зарубежных производителей. Кондиционером или климатической установкой все чаще оснащаются и бюджетные авто. И все больше автовладельцев, столкнувшись с неприятным запахом, возникающим при включении кондиционера, задаются вопросами – кто виноват и что делать?

Кто виноват?
По большому счету, в этой ситуации никто не виноват. Это не неисправность кондиционера, а следствие непреложных законов природы. Кондиционер – это тепловая машина, отнимающая тепло от одной своей части (испарителя) и передающая его другой (конденсатору). Конденсатор при этом нагревается, а испаритель охлаждается. Конденсатор для лучшего обдува воздухом и лучшей теплоотдачи обычно расположен в передней части автомобиля рядом с радиатором системы охлаждения двигателя. Испаритель чаще всего расположен в глубине приборной консоли, через него продувается поступающий в салон воздух. И холодный испаритель охлаждает проходящий воздух, обеспечивая желанную прохладу.

Вот тут и возникает проблема. Засасываемый с улицы воздух содержит в себе влагу. Немного – летом при влажности 50-60% это около 10–15 граммов воды на один кубический метр воздуха. Но при охлаждении воздух теряет способность удерживать в себе влагу, и она конденсируется на испарителе в виде капель. За часовую поездку может образоваться до 2–3 литров жидкости. Естественно, что конструкторы знают про все это и предусматривают специальные меры. В любом автомобильном кондиционере есть дренажная трубка, отводящая лишнюю жидкость на улицу. Обычно она выведена на днище автомобиля.

Но что же еще происходит с поступающим воздухом? Влажный испаритель – идеальная ловушка для поступающей вместе с воздухом пыли и прочего мусора. Этакий пылесос с аквафильтром получается. Только есть одно отличие – аквафильтр пылесоса легко снять и почистить. А попавшая в испаритель грязь остается там навсегда. После выключения кондиционера температура испарителя повышается и получается идеальная влажная и теплая среда для бактерий, грибков, плесени и прочей нечисти. Вот от этого и образуется запах.

Что делать?
А вот тут все вроде бы очевидно – бактерии убить, грязь в кондиционере вычистить. Это избавит от неприятного запаха, а заодно и увеличит производительность кондиционера. Ведь наросшая на испарителе грязь действует как теплоизолятор, не давая проходящему воздуху охлаждаться до нужной температуры. Способ чистки испарителя кондиционера зависит от многих факторов – возраста автомобиля, условий эксплуатации, навыков владельца. В любом случае начать лучше с чистки кондиционера в автомобиле без его снятия.

Чистка кондиционера в автомобиле
Этот способ подойдет для сравнительно новых автомобилей – 3–5 лет. Неплохо устраивать чистку кондиционера и для более молодых авто в порядке профилактики. Для чистки кондиционера используют самые различные химические средства, например CRC Airco Cleaner, PRESTO Klimaanlagen-reiniger, LIQUI MOLY Klima-Anlagen-Reiniger и другие. При применении этих средств лучше всего следовать инструкции по эксплуатации.

В целом, аэрозольные средства предназначены только для дезинфекции и применяются следующим образом:

1. Завести двигатель автомобиля, включить кондиционер и вентилятор на максимальную мощность, включить рециркуляцию.
2. Поставить баллончик на полу перед креслом переднего пассажира (там обычно происходит забор воздуха при рециркуляции) и включить распыление. Закрыть все окна и двери автомобиля.
3. Подождать указанное в инструкции время и проветрить салон.
Пенные средства предназначены как для дезинфекции, так и для чистки кондиционера и применяются следующим образом:

1. Снять салонный фильтр и через его посадочное место заполнить воздуховоды пеной.
2. Через указанное в инструкции время завести двигатель, включить кондиционер и дать поработать на разных режимах.
3. Проветрить салон.

Как чистить кондиционер в автомобиле подручными средствами
Некоторые средства для дезинфекции и чистки кондиционера настолько хороши, что наводят на определенные мысли. Например, прямо на упаковке Кондиклина (стоимостью 300 рублей за 200 мл) написан состав – хлоргексидина биглюконат 0,05%. Самое интересное, что в аптеках 0,05% раствор хлоргексидина биглюконата стоит 10 рублей за 100 мл.

Посмотрим, что же можно использовать для дезинфекции и чистки кондиционера подручными средствами.

Хлоргексидин. Можно взять готовый аптечный 0,05% раствор. Можно поискать препараты другой концентрации и с другими названиями (дезихэнд, дезискраб, дезин). Правда, это уже будет подороже из-за большей концентрации и объема. Для повышения эффективности раствор хлоргексидина можно смешать со спиртом 1:1.
Лизоформин 3000. Препарат российского производства, предназначенный для дезинфекции поверхностей в помещениях, борьбы с плесенью, дезинфекции изделий медицинского назначения, дезинфекции при особо опасных инфекциях. Так что с бактериями на испарителе точно справится. Для получения 5% раствора 50 мл средства разводят в 1 литре воды.
Хлорамин Б. Применяется для дезинфекции поверхностей в помещениях, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения и профилактической дезинфекции в инфекционных очагах. Для получения рабочего раствора разводят 1 столовую ложку порошка в литре воды.
Для чистки кондиционера готовые растворы заливают в распылитель, дающий мелкую взвесь (например, опрыскиватель для цветов). В автомобиле снимают воздушный фильтр салона, включают кондиционер и вентилятор на полную мощность и распыляют состав в отверстие воздушного фильтра. Двери автомобиля лучше открыть, а все выходные дефлекторы прикрыть тканью, чтобы не орошать раствором салон.

Часто на форумах можно услышать мнения, что так ничего не получится и надо ехать чистить кондиционер к профессионалам. Но если стоимость услуг «профессионалов» около 800–1500 рублей, то сделают они абсолютно тоже самое с тем же самым эффектом. Стоит ли платить, если результат одинаков?

Но и профессионалам работа найдется. Многолетнюю спрессованную грязь никакими средствами так не удалить. Требуется снятие испарителя и его чистка вручную или замена на новый. Для этого придется спускать фреон, а потом снова заполнять систему. Это в домашних условиях без специализированного оборудования не сделать. И цена такой чистки в зависимости от марки автомобиля составляет минимум от 5 тысяч рублей, при замене испарителя в разы выше.

Рецидива не потерпим!
А что нужно делать, чтобы чистка кондиционера в автомобиле не превращалась в ежемесячное развлечение? Нужно соблюдать несколько простых рекомендаций.

Прежде всего, определитесь — где в вашем автомобиле расположен фильтр для поступающего в салон воздуха? Да и есть ли он вообще? Если фильтр конструктивно не предусмотрен, то установить его будет довольно сложно. Попробуйте поискать информацию на профильных форумах. Вполне возможно, что на вашу модель автомобиля подходят детали воздуховодов от старших моделей или от автомобилей других производителей, которые позволяют установить салонный фильтр. При наличии возможности фильтр лучше установить – испаритель будет засоряться гораздо меньше. Да и в целом содержать салон в чистоте с салонным фильтром гораздо проще.

В некоторых автомобилях место для фильтра есть, но оно либо закрыто заглушкой, либо фильтр просто не ставят из соображений экономии. Так, например, обстоит дело с некоторыми комплектациями Рено Логан. Считайте, что вам повезло – установить фильтр можно с минимальными затратами – нужно только подобрать подходящий.

Во многих автомобилях салонный фильтр обеспечивает очистку только наружного воздуха, а в режиме рециркуляции воздух из салона поступает в обход фильтра. В этом случае рециркуляцию нужно включать только тогда, когда это реально необходимо и не забывать потом вернуться на забор воздуха с улицы. При влажной погоде это, к тому же, предотвратит запотевание стекол.

Несомненно, что фильтр нужно регулярно менять. Интервал замены указан в документации производителя. Учтите, что этот интервал рассчитан на некоторые усредненные условия эксплуатации. Если вы много ездите по пыльным грунтовым дорогам, то пробег до замены фильтра следует сократить. Езда с загрязненным фильтром вызывает повышенную нагрузку на мотор вентилятора салона и может привести к выходу его из строя. Чистить фильтр без замены практически бесполезно.

Пару раз в год нужно проверять исправность дренажной трубки. Если она частично забита или пережата – дело может закончиться водопадом под ноги водителя. Проверять дренажную трубку при чистке кондиционера можно только чем-то гибким. Например, сложенной вдвое медной проволокой диаметром около 1 мм – так вы не порвете резину трубки.

При эксплуатации кондиционера нужно также выключать охлаждение за 2–3 минуты до окончания поездки, не выключая вентилятор. За это время испаритель успеет нагреться и высохнуть, что уменьшит вероятность размножения бактерий. Да и для водителя и пассажиров тепловой удар при выходе из прохладного салона в горячий воздух улицы будет изрядно смягчен.

Чистка автокондиционера

Смотрите также

Как проверить кондиционер в автомобиле

ТОП 9 очистителей кондиционера

Климат-контроль автомобиля — что это такое и как им пользоваться

Заправка кондиционера в автомобиле

Неисправности кондиционера автомобиля

    168 22 183k

Чистка автокондиционера, как правило, выполняется, когда при его включении в автомобильный салон вместе с потоком воздуха попадает неприятный запах. При этом выполняется чистка радиатора, испарителя и непосредственно системы кондиционирования (воздуховодов).

Поскольку подобная процедура в автосервисе стоит достаточно дорого (около 70…90$), то многим автолюбителям интересен ответ на вопрос, как почистить кондиционер в машине своими руками. И чтобы это сделать используют как специальные химические средства или очистители кондиционера, так и мед препарат — хлоргексидин. Чистка кондиционера автомобиля своими руками не занимает много времени и сил.

Причины чистки кондиционера автомобиля

Основная причина неприятных запахов от кондиционера кроется во влаге, скапливаемой на испарителе. Откуда она берется? При выключении двигателя машины и самого кондиционера на охлажденные воздуховоды с улицы заходит теплый воздух. При таком соприкосновении происходит конденсация влаги, находящейся в воздухе.

Конденсируемая влага не является дистилятом. В ней неизбежно присутствуют различные грибки, плесень бактерии, которые вместе с влагой оседают на поверхности воздуховодов системы кондиционирования. Со временем уровень таких отложений повышается, что, собственно, и приводит к появлению неприятных запахов при включении автокондиционера.

При этом необходимо помнить, что упомянутые бактерии являются не только источником неприятных запахов, но они сами по себе являются опасными для человеческого организма. Поэтому при появлении затхлого запаха при запуске автокондиционера необходимо как можно раньше выполнить его антибактериальную чистку.

Когда нужно чистить автокондиционер

Существует три основных признака, при появлении хотя бы одного из которых необходимо выполнить чистку кондиционера в машине. Так, к ним относится:

  1. Появление посторонних шумов при работе автокондиционера. Это могут быть свист, потрескивание, жужжание. Такое «звуковое сопровождение» явно указывает на неполадки в работе системы. И первое что нужно сделать — почистить кондиционер. Если же посторонние звуки и после этого сохранятся — то нужно выполнять дополнительные диагностические и ремонтные меры.
  2. Появление неприятного запаха. О причине его появления было указано выше.
  3. Появление влаги. Обычно конденсат появляется из воздуховода. При нормальном режиме работы кондиционера влага отводится через специальную, предназначенную для этого, трубку. Если же влага пошла через воздуховод — значит, кондиционер точно нужно чистить так как дренажная трубка забита.

Чистка кондиционера автомобиля своими руками

Прежде как самому почистить автокондиционер, необходимо рассмотреть две вещи — устройство кондиционера, а также средства, с помощью которых можно проводить соответствующую очистку. Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля состоит из следующих основных компонентов: испарителя, радиатора, воздушного фильтра, воздухопроводов.

Эти элементы автокондиционера чистят с помощью специальных очистителей. Но если это в домашних условиях, то иногда используют и более дешевое альтернативное средство, которое можно купить просто в аптеке (подробности рассмотрены ниже). Рассмотрим как самому почистить радиатор, испаритель и сделать антибактериальную чистку воздуховодов по отдельности.

Читать еще:  Как отключить сигнализацию старлайн на машине полностью

Как почистить радиатор кондиционера

Первым делом необходимо избавиться от пыли и грязи в воздуховодах системы кондиционирования, а также непосредственно в радиаторе. Сделать это можно при помощи воздушного компрессора, направляя сжатый воздух в систему. Например, для этого воспользоваться автомобильным насосом для подкачки колес. Работа выполняется в два этапа:

  1. С помощью струи сжатого воздуха необходимо избавиться от пыли и грязи на радиаторе охлаждения автомобильного кондиционера (на конденсоре). Расположен в непосредственной близости к радиатору системы охлаждения двигателя в подкапотном пространстве автомобиля. Основная задача — сдуть с его корпуса всю (или почти всю) грязь и пыль. Если есть возможность — удалить грязь с помощью щетки.
  2. При помощи того же воздушного компрессора нужно продуть решетку воздухозаборника, которая находится под лобовым стеклом. Именно оттуда поступает воздух в салон автомобиля. Аналогично необходимо продуть и дефлекторы, находящиеся внутри автомобиля. В них также со временем скапливается пыль, которая вредна для человеческого организма сама по себе, а также может стать причиной появления неприятного запаха в салоне в долгосрочной перспективе.

Только после такой процедуры можно выполнить дезинфекцию испарителя автокондиционера.

Как почистить испаритель кондиционера

Именно на испарителе оседает больше всего упомянутых выше бактерий и микроорганизмов, являющихся источниками неприятных запахов. Поэтому для многих чистка испарителя и ассоциируется с чисткой кондиционера автомобиля в целом.

Для этого используют средства двух типов — аэрозольные и пенные. Алгоритм их применения в соответствии с этим отличается. Поэтому перед использованием того или иного очистителя обязательно читайте инструкцию по его применению!

Обратите внимание, что аэрозольные очистители кондиционера делятся еще на два вида — те, которые требуют демонтировать салонный фильтр, и те, с которыми эту процедуру выполнять не нужно. Поэтому дополнительно уточняйте эту информацию в инструкции непосредственно на аэрозольном баллончике.

При использовании аэрозольного очистителя кондиционера для дезинфекции последовательность действий будет следующей:

  1. Запустить двигатель автомобиля на холостых оборотах.
  2. Включить автокондиционер и установить внутреннюю рециркуляцию воздуха в салоне машины (без доступа притока воздуха извне).
  3. Открыть все приточные и вытяжные вентиляционные отверстия в салоне.
  4. Хорошенько встряхнуть аэрозольный баллон, расположить его перед передним пассажирским сидением и начать распыление.
  5. Покиньте авто и закройте все окна и двери.
  6. Длительность процедуры указана в инструкции к конкретному средству, однако она составляет около 10 минут.
  7. После истечения положенного времени нужно хорошо проветрить салон (открыв окна и двери). Проветривание также занимает не менее 10 минут, лучше еще дольше.

Пенные очистители автокондиционера работают по схожему принципу, однако добавлять их надо непосредственно в систему воздуховода. Их преимущество заключается в том, что пена не только дезинфицирует, но и чистит систему от пыли и грязи.

Алгоритм использования пенных очистителей для антибактериальной чистка автокондиционера будет таким:

Обработка испарителя пенным очистителем

  1. Демонтируйте салонный фильтр. Если в машине такого фильтра нет — то нужно задуть пену в систему кондиционирования через дренажное отверстие.
  2. Количество пены и время работы состава прямо указывается в инструкции на упаковке очистителя. Обычно это время составляет 10…20 минут. Однако ориентироваться нужно не на время, а на момент, когда пена превратится в жидкую массу, которая стечет вниз.
  3. Запустите двигатель на холостых оборотах и включить при этом кондиционер сначала на минимальной температуре и при минимальных оборотах приводного вентилятора. Это делается для того, чтобы на испарителе образовался конденсат, который в дальнейшем должен смыть грязь с испарителя. Именно пена размягчает эту грязь.
  4. По окончании чистки нужно хорошенько проверить салон машины.

Какой использовать очиститель — аэрозольный или пенный — решать автовладельцу. Аэрозольный лучше дезинфицирует, а пенный лучше чистит от грязи и бактерий.

Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно в домашних условиях

Чистка автокондиционера самостоятельно видео

Для чистки автомобильного кондиционера в принципе необязательно покупать дорогие специальные средства. Есть две альтернативы с использованием медпрепаратов. Однако обе они позволяют сделать лишь дезинфекцию. Поэтому если хотите избавится от проблемы надолго, то лучше приобрести и средства, которые позволят почистить испаритель от грязи.

Как почистить испаритель кондиционера лизолом

Кроме использования специально предназначенных для чистки кондиционера средств многие автолюбители (и не только они) используют для этих целей средство под названием «Лизол». Он же — раствор «Крезола» на мыльно масляной основе. Основе действующее вещество фенол.

Используют его для профессиональной дезинфекции (выпускают дезинфицирующие средства для больничных операционных, хирургических инструментов, кондиционеров). Также часто используют в ресторанах для удаления неприятного запаха с гриля. Поэтому в эффективности сомневаться не стоит.

Для последующей антибактериальной чистки испарителя автокондиционера необходимо раздобыть «Лизол» в концентрированном или разбавленном виде. Штука это достаточно дорогая, поэтому желательно пользоваться медицинскими растворами. Они бывают даже с ароматизаторами. Концентрированный «Лизол» разбавляется в пропорции 1:100, а хирургический — 1:20. Для работы вам понадобится приблизительно 300…400 граммов готового раствора. Далее процедура будет выполняться по следующему алгоритму:

  1. Наполнить получившимся раствором бутылочку с ручным распылителем.
  2. Открыть в салоне автомобиля окна.
  3. Запустить двигатель автомобиля и включить кондиционер на полную мощность, в том числе максимально включить вентилятор. В салоне сопла направить вниз, в сторону пола.
  4. Выйти из автомобиля и с помощью упомянутого ручного распылителя разбрызгать раствор в воздухозаборники возле лобового стекла. Брызгать нужно именно облаком/туманом. Процедура продолжается две-три минуты.
  5. Выключить двигатель и подождать около 10 минут.
  6. Вновь запустить двигатель, при этом кондиционер и вентилятор будут продолжать работать на полную мощность.
  7. На кондиционере включить внутреннюю рециркуляцию воздуха (исключить его попадание с внешнего воздухозаборника).
  8. Разбрызгать состав из бутылки под ноги переднего пассажира, под перчаточный ящик. Именно там находится забор воздуха в режиме рециркуляции. Процедура длится те же две-три минуты.
  9. Выключить зажигание, подождать около 10 минут.

В большинстве случаев такой чистки хватает, чтобы надежно избавиться от неприятного запаха от кондиционера. В крайнем случае можно повторить процедуру еще раз примерно через день. В идеале кроме описанного алгоритма еще желательно демонтировать элементы салона с целью добраться до испарителя и нанести раствор «Лизола» непосредственно на него.

Чистка кондиционера хлоргексидином

Хлоргексидин по своим свойствам описанному выше «Лизолу». Этот препарат также используется для дезинфекции в медицинских учреждениях. Чтобы почистить автокондиционер хлоргексидином можно купить в аптеке готовый 0,05% раствор этого средства. Для повышения его эффективности разбавляют со спиртом 1:1.

Чистка кондиционера хлоргексидином выполняется по описанному выше алгоритму (разбрызгивают из распылителя на испаритель при работающей системе). Обратите внимание, что обработку хлоргексидином лучше выполнять при температуре окружающего воздуха более +20°С.

Вместо раствора хлоргексидина можно пользоваться другими аналогичными средствами, например, «Лизоморфин 3000». Это препарат российского производства. Используется для дезинфекции в медицинских целях, в том числе при особо опасных инфекциях. Для получения готового раствора для чистки кондиционера необходимо 50 мл средства развести в одном литре воды.

Еще одно средство — «Хлорамин Б». Реализуется в виде белого порошка. Для получения готового раствора необходимо одну столовую ложку порошка развести в одном литре воды. Использовать по указанному выше алгоритму. Главное — нанести средство на испаритель!

Дополнительные советы

Существует простая рекомендация, следуя которой можно увеличить время между периодической чисткой автокондиционера в домашних условиях, при этом исключив появление неприятных запахов. Хорошая профилактическая мера — выключать кондиционер незадолго до места стоянки автомобиля. Это позволит испариться имеющейся на испарителе влаги под воздействием теплого внешнего воздуха. Как результат — меньшее количество бактерий и мусора в кондиционере!

И не забывайте в соответствии с регламентом менять салонный фильтр. Чистить его не имеет смысла, поскольку эффективность такой чистки практически нулевая. Фильтр не только снизит попадание вредных бактерий и микроорганизмов в систему кондиционирования, но и предотвратит появление неприятных запахов. Так как он еще один дополнительный рассадник бактерий!

Стоит ли обращаться к профессионалам?

Как видно из вышеизложенного, самостоятельная чистка кондиционера в автомобиле — процедура несложная Однако тут существует тонкость. Чистка химическими средствами возможна лишь в случае достаточно не сильного загрязнения или в профилактических целях.

Если машина имеет солидный возраст, а тем более ее предыдущие хозяева не занимались вопросами чистки кондиционера, то зачастую в такой ситуации только с помощью химических средств добиться положительного результата сложно, а подчас и невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью в автосервис. И не столько за обеспечением химическими средствами, а для выполнения механической чистки элементов системы кондиционирования.

А чистили ли вы автокондиционер самостоятельно, какими средствами пользовались при этом? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Чистка конденсора и испарителя, обслуживание системы кондиционирования

Обслуживание автомобиля обходится недешево, особенно, если сервисные работы выполняются в автосервисе или на станции техобслуживания. Но многие операции можно выполнить самостоятельно, в частности, почистить кондиционер самому, не привлекая к работе профессионалов, сэкономив некоторую сумму.

Самостоятельную чистку произвести несложно, есть несколько различных способов выполнения такой процедуры. При этом в целом затрачивается не слишком много времени, а сам процесс не требует специальных навыков и высокой квалификации.

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Очистка радиатора охлаждения климатической установки (конденсора)

Радиатор охлаждения кондиционера – одна из самых уязвимых деталей в системе кондиционирования, на конденсор с дороги постоянно летит грязь и пыль, попадает влага, реагенты и соль. К тому же этот элемент «климатики» достаточно часто подвергается ударам, деформации при наезде автомобиля на препятствие. Основные признаки неисправного радиатора:

  • перегрев двигателя внутреннего сгорания;
  • снижение эффективности охлаждения воздуха в салоне;
  • самопроизвольное отключение системы кондиционирования.

Очищать конденсор от различного сора и отложений рекомендуется не реже одного раза в год, также чистку можно производить по мере загрязнения детали. Разумеется, периодичность обслуживания зависит от того, как часто эксплуатируется автомобиль, по какому дорожному покрытию он ездит. В условиях повышенной запыленности, при частых поездках по грунтовым дорогам радиатор забивается грязью гораздо быстрее, требует более частого обслуживания.

Читать еще:  Активный сабвуфер как подключить

Самому почистить конденсор в целом несложно, особенно, если доступ к нему достаточно легкий, не требует дополнительного демонтажа деталей. Самостоятельная очистка радиатора почти всегда производится снаружи, без его снятия, так как при съеме приходится сначала стравливать хладагент, а после установки заправлять кондиционер фреоном. Чистка конденсора осуществляется несколькими способами:

  • сухой протиркой с помощью мягкой ветоши;
  • с использованием зубной щетки;
  • промывкой водой (если поливать из шланга, то нельзя подавать большой напор);
  • с применением специальных химических составов.

Необязательно пользоваться только одним каким-то методом, их можно, а в некоторых случаях даже и нужно комбинировать. Для чистки нельзя применять жесткие предметы, способные повредить алюминиевую поверхность, радиаторные трубки:

  • металлические щетки;
  • нож;
  • стальные скребки и прочее.

Настоятельно не рекомендуется промывать радиатор водой под большим давлением, в частности, использовать для промывки керхер, особенно, если нет большого опыта обращения с оборудованием. Еще важно помнить, что если долго не обслуживать радиатор, отложившиеся на нем реагенты и соль могут «проесть» металл (алюминий), вследствие чего конденсор потеряет герметичность и выйдет из строя. Паять алюминий очень сложно, поэтому чаще всего «худой» радиатор подлежит замене на новый элемент.

Замена салонного фильтра

Фильтрующий элемент в салоне предназначен для поддержания чистоты воздуха в автомобиле, препятствует появлению неприятных запахов, проникающих с дороги. Так как салонный фильтр (СФ) практически всегда располагается в непосредственной близости от испарителя, он в некоторой степени защищает поверхность радиатора-испарителя от грязи, не позволяет накапливаться отложениям в больших количествах. Фильтр представляет собой элемент из гофрированной бумаги с целлюлозными или синтетическими волокнами, нередко СФ бывают с угольной пропиткой, в основном имеет прямоугольную форму.

СФ необходимо менять с определенной периодичностью, регламент устанавливается производителем, он может быть разным в зависимости от конкретной модели авто. Фильтр несложно заменить своими руками, на таких автомобилях как Renault Duster или Logan он меняется через каждые 15 тысяч километров, на Hyundai Solaris – через 30 тыс. км пройденного пути. Признаки неисправного фильтрующего элемента:

  • слабый обдув печного отопителя;
  • появление неприятного запаха;
  • недостаточно эффективная работа кондиционера;
  • повышенная влажность в салоне машины.

В зависимости от конкретной модели авто салонный фильтр может устанавливаться в разных местах, прежде чем приступить к его замене, необходимо ознакомиться с инструкцией или найти нужную информацию в интернете.

Чистка испарителя кондиционера

Салонный радиатор кондиционера (СРК), иначе называемый испарителем, на легковых автомобилях в основном располагается рядом с печкой, со стороны переднего пассажира. Этот компонент системы кондиционирования предназначен для охлаждения горячего или теплого воздуха до температуры 6-12 градусов Цельсия, во время охлаждающего процесса на его поверхности образуется конденсат. Постепенно влага скапливается и стекает вниз, где расположен специальный поддон, затем она выводится наружу.

Так как испаритель во время работы постоянно влажный, пыль, попадающая в салон автомобиля, легко оседает на ребристой поверхности СРК. Если радиатор долгое время не чистится, он закоксовывается плотным слоем грязи, которая очень трудно удаляется.

Чистка испарителя – одна из самых сложных и неприятных процедур среди всех работ, связанных с обслуживанием кондиционера:

  • СРК находится в труднодоступном месте, к нему сложно подобраться;
  • чтобы эффективно очистить радиаторную поверхность с обеих сторон, нередко приходится демонтировать деталь;
  • снятие-установка испарителя – достаточно сложная процедура, которую лучше доверить профессионалам;
  • после монтажа радиатора требуются заправка кондиционера хладагентом, что усложняет процесс, приводит к дополнительным затратам.

Но если постоянно контролировать состояние СРК и регулярно проводить профилактику, почистить этот элемент самостоятельно не составит большого труда, особенно если использовать специальные химические средства.

Чистка испарителя кондиционера хлоргексидином

Чистка испарителя в основном производится, когда в салоне машины появляется неприятный «влажный» запах. Чаще всего он заметен летом в жаркую погоду, в момент выключения кондиционера, при этом вентиляция продолжает работать. Причиной нежелательного «аромата» являются бактерии, поэтому загрязненный воздух не только неприятен, но и отрицательно сказывается на здоровье человека.

Для очищения салонного радиатора кондиционера есть немало различных средств – «народных» и промышленных, но фабричная автохимия стоит достаточно дорого. Можно не тратить большие деньги на приобретение специального химического средства, есть очень доступный по цене и эффективный лекарственный препарат – хлоргексидин, он продается практически в любой аптеке.

Прежде чем приступить к очищению системы кондиционирования, необходимо запастись самим лекарственным препаратом (примерно 0,5 л) и пульверизатором для разбрызгивания, затем следует перелить хлоргексидин в емкость с распылителем. Дальше поступаем следующим образом:

  • открываем капот, снимаем пластиковую панель стеклоочистителя, таким образом, освобождаем доступ к системе забора воздуха кондиционера в салоне (со стороны переднего пассажира);
  • если салонный фильтр находится сверху (например, на автомобиле Renault Symbol), удаляем его;
  • запускаем двигатель, включаем кондиционер и вентилятор печки на полную мощность (высушиваем салонный радиатор);
  • затем половину содержимого емкости впрыскиваем сверху, стараясь попасть на испаритель;
  • оставшуюся жидкость распыляем в салоне, включив на блоке управления печкой внутреннюю циркуляцию воздуха, также направляя брызги раствора на СРК;
  • выжидаем 10-15 минут, примерно до тех пор, пока перестанет лететь пена и влага из воздухоотводов;
  • выключаем двигатель, очищаем салон и все наружные детали от остатков хлоргексидина;
  • устанавливаем новый СФ – даже если он находится внутри машины, его все равно следует поменять.

После такой обработки в машине полностью исчезает неприятный «дух», в салоне пахнет свежестью и чистотой. Удобнее всего производить обработку хлоргексидином весной с наступлением тепла, здесь следует учитывать, что лекарственный препарат эффективно действует при температуре свыше 20 градусов Цельсия.

Промышленные очистители кондиционера

Фабричные чистящие средства для системы кондиционирования выпускаются различными фирмами, наиболее известные бренды на рынке автохимии:

В зависимости от типа химического средства очистители и освежители имеют различные способы применения – могут распыляться в салоне, вводиться через воздуховоды с помощью специальной дренажной трубки, которая продается вместе с аэрозольным баллончиком.

Химический препарат Klima Fresh Plus от компании Ликви Моли достаточно удобен в применении, дает неплохой очищающий эффект. Используем это средство следующим образом:

  • сушим поверхности испарителя – запускаем двигатель, включаем печной отопитель на максимум, даем поработать печке 5-10 минут;
  • не заглушая двигателя, устанавливаем на кондиционере минимальную температуру, максимальные обороты вентилятора, поднимаем все стекла (салон должен быть максимально герметичным);
  • устанавливаем режим внутренней циркуляции воздуха;
  • встряхиваем баллончик Liqui Moly, закрепляем его в специальном отверстии упаковочной коробки;
  • устанавливаем флакон в месте размещения испарителя, как правило, «в ногах» переднего пассажира, желательно пол закрыть клеенкой или другим плотным материалом во избежание протекания жидкости на ковролиновый коврик;
  • нажимаем клапан, зафиксировав его в открытом положении;
  • средства начнет непрерывно распыляться, поэтому нужно сразу же выйти из салона и закрыть дверь;
  • через 10 минут распыление препарата должно закончиться, по истечении этого времени открываем все двери и багажник для проветривания;
  • еще раз просушиваем испаритель, все неприятные запахи, в том числе и от очистителя кондиционера, должны исчезнуть.

По такому же принципу очищается система кондиционирования с помощью препарата от компании Sonax, только флакон размещается уже не у пассажирского кресла, а в районе второго ряда сидений, и распыление длится 15 минут. При этом необходимо передние «сидушки» подвинуть до конца вперед и максимально сложить спинки.

Очистители Sonax и Liqui Moly не слишком токсичны, но могут вызвать раздражение слизистой оболочки при попадании в глаза. Зато эти составы не разъедают и не портят пластмассу, чего нельзя сказать о химических препаратах других фирм.

Уход за автомобильным кондиционером

Система кондиционирования требует не только периодической очистки, но и обслуживания, контролирования состояния всех ее частей. Чтобы срок службы кондиционера был максимально долгим, необходимо:

  • периодически проверять герметичность системы и надежность крепления соединительных трубок;
  • не допускать попадания масла и технических жидкостей на ремень компрессора;
  • если кондиционер долго не используется (например, зимой), его все равно необходимо включать хотя бы раз в месяц для поддержки рабочего состояния системы;
  • содержать подкапотное пространство в чистоте;
  • проверять натяжку приводного ремня, при необходимости производить регулировку натяжения.

Если по какой-либо причине в системе кондиционирования нет фреона, нельзя допускать, чтобы работал компрессор – при работе «на сухую» быстро износятся подшипники, и это устройство придет в негодность (может заклинить вал). И в целом без хладагента автомобиль эксплуатировать не стоит, может выйти из строя ресивер-осушитель, поломка приведет к внеплановому ремонту и дополнительным тратам.

Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры

Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.

Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля

Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.

Периодичность обработки кондиционера

Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.

Признаки, при которых необходима дезинфекция

Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:

  1. Появление посторонних звуков. Их характер может быть различным: потрескивания, шумы, свист.
  2. Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но при активации кондиционера он будет усиливаться.
  3. Появление влаги. Если было замечено, что при включении климатической установки из воздуховода начала появляться влага, то это говорит о необходимости безотлагательной чистки узла.

Последствия бактериального загрязнения кондиционера

Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.

Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.

Читать еще:  Как поменять лампочки в панели приборов калина

Чистка кондиционера машины в домашних условиях

Под чисткой кондиционера предполагается его дезинфекция специальными средствами. На том, как ими пользоваться и какие способы обработки существуют, стоит остановиться подробнее.

Виды и последовательность очистки системы

Автокондиционер можно очистить одним из способов:

В первом случае используются аэрозоли и пена. Стоит учесть, что средствами в виде аэрозоля можно провести только дезинфекцию системы кондиционирования, а при помощи пенных ещё и очистить её. К механическому способу прибегают в том случае, если химические средства не дали должного результата и неприятный запах в салоне остался. Процедура отличается своей сложностью, поскольку приходится снимать испаритель в блоке отопителя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукцию следующих производителей:

Химический способ

После выбора пены или аэрозоля можно приступать к очистке кондиционера. В основном все средства комплектуются трубкой. Обработку аэрозолем выполняют следующим образом:

  1. Запускаем двигатель.
  2. Включаем кондиционер и выбираем режим рециркуляции на максимум.

Если приходится применять пенные средства, то процесс состоит из следующих шагов:

    Демонтируем фильтр салона.

Видео: чистка автокондиционера пеной

Подручные средства

В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства придётся отдать порядка 150–1000 р. за баллончик. Недорогие очистители могут быть не только малоэффективными, но и наполнить салон не очень приятным запахом, который с трудом выветривается. Однако для эффективной антибактериальной обработки необязательно покупать дорогостоящие средства: можно применить и подручные. С противным запахом в салоне помогут справиться:

  • Хлорамин Б;
  • Лизоформин 3000;
  • Хлоргексидин.

Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора из порошкообразного вещества, например, Хлорамина Б, который разводят с водой (1 ст. л. на 1 л воды).

Полученную жидкость заливают в подходящую ёмкость с распылителем. Во время обработки перечисленными средствами в машине следует открыть все двери. Процесс дезинфекции аналогичен применению пены.

Если перечисленными способами неприятный запах из салона удалить не удалось, кондиционер необходимо очистить механическим путём.

Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля

Механический способ

При механической антибактериальной обработке устройства кондиционирования потребуются инструменты для демонтажа приборной панели. Также не лишней будет замена фреона, уплотнителей и патрубков. Процесс очистки выполняют в следующей последовательности:

    Для получения доступа к испарителю снимаем приборную панель.

Несмотря на сложность процесса, механический способ является более эффективным.

Замена салонного фильтра

Основное назначение фильтра салона — обеспечивать очистку поступающего внутрь автомобиля воздуха. От состояния этого элемента напрямую зависит правильная работа отопителя, кондиционера, системы вентиляции. Необходимость в замене фильтра возникает в случае запотевания стёкол, появлении неприятного запаха и ухудшении работоспособности печки и кондиционера.

Менять фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 10–25 тыс. км. пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Чаще всего фильтр расположен возле испарителя. Изготавливается рассматриваемый элемент из гофрированной бумаги с волокнами из целлюлозы или синтетики, часто бывает с угольной пропиткой и имеет форму прямоугольника. Чтобы заменить салонный фильтр на конкретном автомобиле, нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Сам процесс заключается в демонтаже отработавшего изделия и его замене на новое.

Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla

Чистка элементов системы кондиционирования

Салонная климатическая система включает в себя такие основные элементы, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздухопроводы. Рассмотрим чистку каждого из них.

Чистка радиатора и воздуховодов

В первую очередь чистке подвергают воздуховоды и радиатор рассматриваемой системы, удаляя из них пыль и грязь. Для этого задействуют воздушный компрессор для подачи сжатого воздуха на элементы системы. Процедура состоит из двух этапов:

    Струёй сжатого воздуха либо с помощью специальных средств удаляют загрязнения на радиаторе. Размещён он, как правило, вблизи радиатора системы охлаждения в моторном отсеке.

После проведения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.

Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3

Чистка испарителя

На испарителе оседает большое количество различных бактерий, являющихся причиной неприятного запаха. Поэтому под очисткой автокондиционера многими подразумевается именно испаритель, обработка которого была рассмотрена выше.

Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию

Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • своевременно менять салонный фильтр;
  • избегать образования сырости.

Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.

Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.

Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле

Кондиционер в автомобиле давно стал элементом базовой комплектации большинства моделей средней ценовой категории. А в бюджетные марки его устанавливают в виде дополнительной опции. И многие хозяева таких авто, желая сэкономить деньги, чистят кондиционер самостоятельно.

Для чего нужно чистить кондиционер

Система охлаждения воздуха автомобиля чем-то похожа на сплит-систему. У нее есть свой внешний блок — конденсатор с радиатором охлаждения сжатого фреона. Он отдает тепло в окружающую среду. А также внутренний блок — испаритель. В нем, при переходе фреона в газообразное состояние, происходит отбор тепла у теплообменника пластинчатого вида. Воздух, нагнетаемый вентилятором на испаритель, охлаждается и попадает в салон.

В процессе эксплуатации любой кондиционер, а автомобильный тем более, накапливает грязь. Внешний блок загрязняется чисто механически — от пыли и влаги, попадающих под капот. Влага на решетке теплообменника испарителя работающего кондиционера — это конденсат, который образовывается при охлаждении воздуха. И только вопрос времени, когда он превратится в грязь из пыли и микроорганизмов, присутствующих в воздухе салона.

Последствия загрязнения каждого блока проявляются по-своему. У радиатора конденсатора ухудшается теплообмен, что приводит к увеличению нагрузки на компрессор, ускоренному износу и выходу из строя. Грязь на испарителе мешает эффективному охлаждению. Еще хуже то, что в салоне появляется неприятный запах, а это не только дискомфорт, но и признак высокой концентрации в воздухе болезнетворных бактерий.

Как самостоятельно почистить кондиционер в автомобиле

Есть два способа самостоятельной чистки кондиционера: химический и механический. Механической очистке в обязательном порядке подвергают радиатор кондиционера, решетку воздухозаборника, который обеспечивает поступления воздуха в салон, дефлекторы внутри салона. Химические средства используют для чистки и дезинфекции испарителя.

Средства для чистки

Чистку испарителя кондиционера химическими средствами можно проводить разными способами: дезинфицирующими жидкостями, пенным очистителям и аэрозолем. В первых двух случаях воздействуют непосредственно на испаритель и дренажную систему.

Хлоргексидин

Наиболее простой и доступный способ борьбы с неприятным запахом — это обработка испарителя хлоргексидином или аналогичными дезинфицирующими препаратами, которые продают в аптеках. Стоят они дешево, а действуют хорошо.

Хлоргексидин выпускают в виде готового раствора, который для повышения эффективности перед использованием лучше смешать со спиртом в пропорции 1:1.

Внимание! Используют медицинский спирт, купленный в аптеке. Технический спирт, даже если он этиловый, это денатурат, и у него самого неприятный запах.

Пенный очиститель

Такой тип средства действует непосредственно на испаритель и систему дренажа. В отличие от раствора или аэрозоли, пена чистит систему от грязи, удаляя вместе с ней микроорганизмы (плесень, бактерии).

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы правильно провести работы своими руками, понадобятся такие инструменты и материалы:

  • автомобильный воздушный компрессор или бытовая минимойка (типа Karcher);
  • щетки;
  • набор слесарного инструмента;
  • моющие средства для двигателя и салона;
  • средство для чистки кондиционера.

Пошаговая инструкция

Полный перечень этапов чистки кондиционера выглядит так:

  1. С помощью компрессора или автомобильной минимойки очищают от грязи весь моторный или подкапотный отсек. Обычно теплообменник конденсатора кондиционера расположен рядом с радиатором охлаждения двигателя, и мыть надо все.
  2. Особо грязные места чистят щеткой, а затем еще раз обдувают и обмывают.
  3. С помощью компрессора продувают решетку воздухозаборника салона.
  4. Обдувают и промывают в салоне дефлекторы (решетки) системы кондиционирования и вентиляции.
  5. Снимают салонный фильтр.
  6. Наносят чистящий состав на испаритель.
  7. Если используют пену, то это надо делать на кондиционере, который перед этим некоторое время поработал, чтобы образовался «свежий» конденсат. Затем чистящее средство из баллона через трубочку задувают на испаритель. Ждут 10-20 минут, чтобы пена начала действовать, и жидкая масса из конденсата, пены и грязи стекла через дренажное отверстие. Закрывают двери и окна в машине. Запускают двигатель, включают кондиционер на минимальные обороты вентилятора, чтобы удалить хлопья остатков пены из системы. По окончании отключают кондиционер, проветривают салон.
  8. Если применяют хлоргексидин, его предварительно наливают в бутылку с ручным распылителем. Запускают двигатель. Включают кондиционер на полную мощность в режиме рециркуляции. Опускают решетки дефлекторов вниз. Опускают стекла дверей. Выходят из автомобиля. Распыляют в открытое окно состав через центральный воздуховод на испаритель. Ждут несколько минут, отключают двигатель и кондиционер, проветривают салон.
  9. Устанавливают новый салонный фильтр или меняют в нем картридж. Ставят назад панель, которая его закрывала.

Видео

На этом видео показано, как задувать пену через дренажную трубку из подкапотного пространства:

Следующее видео демонстрируют, как это можно сделать из салона:

Как еще можно почистить испаритель кондиционера в автомобиле

Есть еще два вида очистки испарителя: механический и с помощью аэрозоли. Механический — это наиболее радикальный и эффективный способ для очень грязного кондиционера, который «накопил» многолетний слой грязи. В этом случае спускают фреон, демонтируют систему, чистят испаритель и воздуховоды механически, отмывают от грязи, монтируют систему (меняя при необходимости исчерпавшие ресурс элементы), закачивают фреон. Сделать это квалифицировано в «домашних» условиях можно только когда есть манометрическая станция для фреона.

Не снимая испаритель

Чистка аэрозолем — самый простой способ, который не требует проведения слесарных работ. Его также можно рассматривать как средство дезинфекции всего салона. Хотя и у него есть свои особенности.

Обратите внимание! Аэрозоли эффективны пока испаритель не «зарос» грязью — в течение одного или двух лет после покупки машины или установки автокондиционера (зависит от интенсивности и условий эксплуатации). Это профилактическая мера, и скорее способ борьбы с запахом. Аэрозоль не очищает испаритель от грязи, он убивает в ней бактерии.

Алгоритм работ выглядит так:

  1. Закрывают окна. Запускают двигатель, включают кондиционер в режиме рециркуляции.
  2. Полностью открывают все дефлекторы.
  3. Ставят баллончик на переднее пассажирское сидение. Нажимают распыляющий клапан.
  4. Покидают салон и выжидают время, указанное в инструкции к аэрозолям.
  5. Открывают все двери, выключают двигатель и кондиционер, проветривают, пока у воздуха в салоне не будет запаха.

Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера

Чтобы не доводить кондиционер до состояния, когда появляется запах, есть несколько простых советов:

  • отключайте кондиционер незадолго до парковки, включайте вентилятор и открывайте окна — за это время большая часть конденсата стечет и испарится;
  • следите за чистотой салонного фильтра и чаще его меняйте;
  • следите за чистотой воздухозаборников и дефлекторов;
  • чаще убирайте салон;
  • проводите вовремя сезонное обслуживание.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector