Как называется панель в машине
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как называется панель в машине

Виды, назначение и функции панели приборов автомобиля

Во время движения водителю крайне важно знать текущую скорость автомобиля, расход топлива, обороты двигателя и другие важные параметры. Эта информация отображается на панели приборов. Автопроизводители стараются сделать ее все более функциональной, информативной и удобной.

Функции и назначение

Через приборную панель осуществляется связь водителя с автомобилем. Главная ее функция – это информировать о главных показателях во время движения: уровень и расход топлива, скорость, обороты двигателя, заряд АКБ и другое.

Как правило, она расположена прямо перед водителем, немногим ниже уровня глаз. В некоторых моделях отдельные приборы вынесены посередине на центральную консоль.

Панель приборов автомобиля

Современная приборная панель представляет собой блок, который объединяет ряд контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также бортовой компьютер. В среднем на ней расположено около десяти приборов. Большее их количество будет только отвлекать водителя, а меньшее скажется в худшую сторону на информативности.

Устройство и работа приборной панели

Все обозначения на панели приборов делят на два вида:

  1. контрольно-измерительные приборы;
  2. контрольные лампы.

К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.

Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта «приборки».

В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:

  • спидометр (показывает скорость авто во время движения);
  • тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
  • одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
  • индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
  • индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
  • указатель давления масла;
  • другие индикаторы.

В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.

Сигнальные и контрольные лампы

Данные сигналы призваны оповещать водителя о различных неисправностях или, наоборот, о правильной работе систем автомобиля. Контрольные лампы также сигнализируют о включении различных функций (полный привод, свет и т.д.). Большинство обозначений имеет общий стандарт. Также при срабатывании некоторых сигналов подаются и звуковые.

Контрольные и сигнальные лампы подсвечиваются разными цветами:

  • красным;
  • желтым;
  • зеленым;
  • синим.

Некоторые виды контрольных и сигнальных ламп

Каждый цвет информирует об уровне неисправности или просто о работе системы в данный момент. Как правило, красный цвет предполагает серьезную неисправность. Желтый цвет предупреждает водителя об имеющийся проблеме. Например, низкий уровень давления в шинах, износ тормозных колодок, незакрыта пробка топливного бака и многое другое. Игнорировать красные и желтые сигналы нельзя, необходимо сразу обратиться в сервис или устранить проблему самостоятельно.

Виды панелей приборов

Панели приборов можно разделить на два вида:

  1. аналоговые (стрелочные);
  2. электронные или виртуальные.

В аналоговой модели используются механические составляющие. Тахометр, спидометр и другие индикаторы показывают значения стрелками, на индикаторах загораются лампочки. Такими панелями оснащены большинство старых и бюджетных моделей авто.

На виртуальной панели используется специальная программа. Все данные выводятся на единый экран. Такой вариант считается более современным, но многие водители предпочитают проверенные старые датчики.

Оптитронная

Среди разновидностей аналоговой панели выделяют так называемую оптитронную модель. Название происходит от английского «Optitron», но это не технический термин, а товарный знак от Тойота. При выключенном зажигании разглядеть приборы практически невозможно. Они активируются при включении зажигания. Загораются стрелки, затем спидометр, тахометр, уровень топлива, стояночный тормоз.

Оптитронная панель приборов

Для нее характерна повышенная затемненность. Благодаря подсветке на панели видны основные показатели, а другие индикаторы практически незаметны. Они загораются по необходимости. Смотрится оригинально и красиво.

Электронная (виртуальная)

Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.

У такой панели есть свои преимущества:

  • большая информативность;
  • красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
  • индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
  • взаимодействие с водителем.

На виртуальной панели может отображаться навигатор

Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.

Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. Проекционный дисплей показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.

Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.

Автомобильные словечки, которые мы подзабыли

Недавно читал забавный тест-драйв на провинциальном автомобильном портале и наткнулся на неизвестный мне термин. Начал ворошить воспоминания и показалось мне, что нечто подобное я слышал во времена прохождения практики на АВТОВАЗе. Погуглил — точно! Слово такое действительно есть, только мало кто о нем сегодня знает. Я даже опрос небольшой провел среди коллег и знакомых автолюбителей. Значения этого слова не вспомнил никто.

Парприз

Слово произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели (не путать с панелью в сборе, о ней — ниже).

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.

Читать еще:  Ямз 238 сколько лошадиных сил

Кокпит

Кокпит

Английское слово «cockpit» появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Ручной стеклоподъемник (весло)

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад весла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Буксировочный трос (галстук)

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Кенгурятник

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

Овердрайв

Овердрайв

Овердрайв — это повышающая передача с передаточным отношением ниже единицы. Когда-то этот термин подразумевал использование дополнительного редуктора в коробке передач. Сегодня так обозначают высшую ступень в автоматической трансмиссии. Впрочем, термин этот встречается все реже. Крайний раз кнопку O/D (Overdrive) доводилось видеть рядом с селектором четырехступенчатой автоматической коробки передач Jatco, что устанавливается на автомобили Datsun. При нажатии высшая четвертая передача отключалась.

Кочерга/мешалка

Кочерга/мешалка

Раз уж речь зашла о коробке передач, уместно вспомнить, как на автомобильном жаргоне называется рычаг этой самой коробки. В простонародии его называют кочерга, за внешнее сходство, или мешалка. Второе чаще применительно к механике, когда рычаг приходится часто перемещать во время переключений, будто что-то помешивать ложкой в чашке. Нередко можно услышать также о «ручке» или «палке».

PS: Автомобильным жаргонизмам можно посвятить целую книгу — многое из повседневного обихода в этой заметке отсутствует. Поэтому пишите в комментариях, какие термины вас смутили в свое время и что они обозначали.

Автомобильные словечки, которые мы подзабыли

Недавно читал забавный тест-драйв на провинциальном автомобильном портале и наткнулся на неизвестный мне термин. Начал ворошить воспоминания и показалось мне, что нечто подобное я слышал во времена прохождения практики на АВТОВАЗе. Погуглил — точно! Слово такое действительно есть, только мало кто о нем сегодня знает. Я даже опрос небольшой провел среди коллег и знакомых автолюбителей. Значения этого слова не вспомнил никто.

Парприз

Слово произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели (не путать с панелью в сборе, о ней — ниже).

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.

Кокпит

Кокпит

Английское слово «cockpit» появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Ручной стеклоподъемник (весло)

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад весла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Буксировочный трос (галстук)

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Читать еще:  Датчик давления масла ваз 2114 где находится

Кенгурятник

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

Овердрайв

Овердрайв

Овердрайв — это повышающая передача с передаточным отношением ниже единицы. Когда-то этот термин подразумевал использование дополнительного редуктора в коробке передач. Сегодня так обозначают высшую ступень в автоматической трансмиссии. Впрочем, термин этот встречается все реже. Крайний раз кнопку O/D (Overdrive) доводилось видеть рядом с селектором четырехступенчатой автоматической коробки передач Jatco, что устанавливается на автомобили Datsun. При нажатии высшая четвертая передача отключалась.

Кочерга/мешалка

Кочерга/мешалка

Раз уж речь зашла о коробке передач, уместно вспомнить, как на автомобильном жаргоне называется рычаг этой самой коробки. В простонародии его называют кочерга, за внешнее сходство, или мешалка. Второе чаще применительно к механике, когда рычаг приходится часто перемещать во время переключений, будто что-то помешивать ложкой в чашке. Нередко можно услышать также о «ручке» или «палке».

PS: Автомобильным жаргонизмам можно посвятить целую книгу — многое из повседневного обихода в этой заметке отсутствует. Поэтому пишите в комментариях, какие термины вас смутили в свое время и что они обозначали.

Приборная панель автомобиля

Приборная панель постоянно в поле зрения водителя. На нее мы обращаем внимание при движении, получая различную информацию и управляя некоторыми функциями. Приборная панель во многом определяет первое впечатление от автомобиля, а значит, влияет на решение о его покупке. Именно поэтому автопроизводители уделяют большое внимание дизайну, информативности, функциональности и эргономичности приборной панели.

Приборная панель автомобиля включает комбинацию приборов и центральную консоль. На передней консоли располагается ряд других элементов, таких как перчаточный ящик, подушка безопасности переднего пассажира, дефлекторы системы отопления, вентиляции и кондиционирования, переключатель системы освещения, замок зажигания, динамики акустической системы и др.

Для отделки приборной панели используются различные материалы. Наибольшей популярностью пользуется «мягкая» приборная панель из полиуретана. Бюджетные автомобили комплектуются приборной панелью из поливинилхлорида (ПВХ). В отделке приборной панели применяется натуральная кожа, дерево или материалы имитирующие дерево, металлические вставки.

Комбинация приборов

Различная динамическая и справочная информация, на которую водитель должен реагировать в первую очередь, выводится на комбинацию приборов. Современная комбинация приборов это отдельный блок, объединяющий несколько контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также информационный дисплей бортового компьютера.

В комбинации приборов используются, как правило, следующие контрольно-измерительные приборы: тахометр, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива.

Тахометр транслирует частоту вращения коленчатого вала двигателя. Он используется для выбора оптимального режима переключения передач при использовании механической коробки или контроля над оборотами двигателя при использовании автоматической коробки передач. Красная зона на тахометре показывает максимально допустимую частоту вращения двигателя. Спидометр отображает текущую скорость движения автомобиля.

В комбинации приборов используются стрелочные (аналоговые), цифровые (электронные) контрольно-измерительные приборы или их сочетание. Большинство водителей отдают предпочтение традиционным стрелочным контрольно-измерительным приборам. Конструктивно стрелочный прибор представляет собой шаговый электродвигатель, соединенный с блоком управления двигателем или собственным блоком. Все большую популярность набирает виртуальная приборная панель.

Сигнальные лампы в конструкции комбинации приборов предупреждают водителя о возникающих неисправностях. Контрольные лампы сообщают о выполнении определенных функций. Состав и расположение сигнальных и контрольных ламп (индикаторов приборной панели) различается в зависимости от марки, модели и комплектации автомобиля. В большинстве своем сигнальные и контрольные лампы стандартизированы (имеют общепринятое изображение). При включении некоторых ламп дополнительно подаются звуковые сигналы.

Сигнальные и контрольные лампы имеют красный, желтый, зеленый и синий цвет. Красные лампы предупреждают о серьезных неисправностях автомобиля или выполнении определенных функций, при которых дальнейшее движение запрещается. Активация красной лампы предполагает незамедлительную реакцию водителя.

Желтые индикаторы информируют водителя о некоторых неисправностях и функциях автомобиля и предполагают определенную реакцию водителя (посещение автосервиса, долив масла или технических жидкостей, подкачку шин, закрытие крышки топливного бака).

Игнорирование сигналов красных и желтых ламп может привести к повреждению автомобиля и серьезной аварии. Зеленый цвет имеют только контрольные лампы, которые информируют водителя о выполнении отдельных функций.

Примерный перечень красных сигнальных и контрольных ламп:

  1. неисправность тормозной системы (низкий уровень тормозной жидкости);
  2. неисправность системы охлаждения (низкий уровень охлаждающей жидкости, высокая температура охлаждающей жидкости);
  3. неисправность системы смазки (низкое давление масла);
  4. неисправность рулевого управления (неисправность усилителя рулевого управления);
  5. неисправность генератора;
  6. неисправность автоматической коробки передач;
  7. открытие двери автомобиля;
  8. открытие двери багажника;
  9. не пристегнут ремень безопасности;
  10. включен стояночный тормоз.

Примерный перечень желтых сигнальных и контрольных ламп:

  1. износ передних тормозных колодок (для колодок с датчиком износа);
  2. неисправность антиблокировочной системы тормозов;
  3. выключена или срабатывает антипробуксовочная система;
  4. выключена, неисправна или срабатывает система курсовой устойчивости (при наличии).
  5. неисправность системы освещения;
  6. неисправность каталитического нейтрализатора;
  7. неисправность систему управления двигателем;
  8. засорение сажевого фильтра (для дизельного двигателя);
  9. неисправность рулевого управления;
  10. неисправность системы смазки (низкий уровень масла);
  11. неисправность системы пассивной безопасности;
  12. неисправность системы старт-стоп (при наличии);
  13. неисправность системы помощи движению по полосе (при наличии);
  14. низкое давление в шинах;
  15. низкий уровень омывающей жидкости;
  16. низкий уровень топлива;
  17. незакрыта пробка топливного бака;
  18. включены противотуманные фары;
  19. включен задний противотуманный фонарь;
  20. работает предпусковой подогрев топлива (для дизельного двигателя).

Примерный перечень зеленых контрольных ламп:

  1. включен указатель поворота;
  2. включена аварийная сигнализация;
  3. включены дневные ходовые огни (при наличии);
  4. работает круиз-контроль (при наличии);
  5. работает система помощи движению по полосе (при наличии).

Синий цвет имеет контрольная лампа включения дальнего света фар.

Современные комбинации приоров оборудуются дополнительным модулем – дисплеем бортового компьютера. На дисплей выводится различная текстовая и графическая информация, а также могут отображаться пиктограммы сигнальных и контрольных ламп. В комбинации приборов используются монохромные или цветные (TFT) дисплеи. Цветной дисплей может применяться для имитации аналоговых (стрелочных) контрольно-измерительных приборов.

Читать еще:  Какой расход топлива у киа спортейдж

Комбинация приборов должна иметь хорошее освещение в темное время и не бликовать на солнце. Для освещения комбинации приборов широко используются светодиоды. Их применяют для подсветки шкал, стрелочных указателей, дисплеев, кнопок, а также в качестве сигнальных и контрольных ламп. Интенсивность подсветки комбинации приоров, как правило, регулируется.

На некоторых автомобилях комбинация приборов имеет собственное название, например, Optitron у Toyota, Supervision у Kia, Hyundai.

Для сохранения внимания водителя на дороге часть информации с приборной панели автомобиля (скорость движения, указания навигационной системы) может транслироваться непосредственно на лобовое стекло с помощью проекционного дисплея. В перспективе автомобили будут оснащаться системой дополненной реальности.

Центральная консоль

Органы управления отдельными системами автомобиля и дополнительным оборудованием располагаются на центральной консоли. Типовая центральная консоль включает:

  1. головное устройство мультимедийной системы;
  2. регуляторы системы климат-контроля (системы отопления, вентиляции и кондиционирования);
  3. регуляторы подогрева сидений;
  4. выключатель антипробуксовочной системы;
  5. переключатель режимов системы полного привода (при наличии);
  6. переключатель парковочной системы (при наличии);
  7. переключатель аварийной световой сигнализации.

Кроме того, на центральной консоли размещается пепельница, прикуриватель, розетка для низковольтных приборов. Часть органов управления системами автомобиля могут располагаться между передними сиденьями.

Центральным устройством консоли является дисплей мультимедийной системы, на который выводится различная информация: маршрут движения, телефонные контакты, интернет, радио, видео, TV (на неподвижном автомобиле), настройки системы климат-контроля, трансмиссии и др. Современные дисплеи имеют сенсорное управление. На некоторых автомобилях премиум сегмента с 2009 года используется раздельный дисплей, представляющий различную информацию для водителя и переднего пассажира.

Торпедо

Подобные споры уходят корнями глубоко в историю автомобилестроения. Первое упоминание слова торпедо датируется 1918 годом. В то время во Франции появились автомобили с кузовом торпедо. Особенностью такого кузова был плавный переход от боковин и лобового стекла к капоту автомобиля.

Во-первых, долгое время среди производителей приборных панелей фигурировала немецкая фирма Торпедо. Во-вторых, точно известно, что производители первых паровых советских автомобилей НАМИ-1, в техническом руководстве обозначили приборную панель именно торпедо.

Кроме того, кузов автомобиля сейчас носит иное название – фаэтон – вероятно из-за неразберихи с названиями ввели новый термин. Для подтверждения правомерности употребления «торпеда» фактов практически нет, кроме внешних сходств формы панели старых авто с подводным снарядом.

Конструкция

Торпедо автомобиля изготавливается чаще всего из пластика. Крепление в салоне осуществляется посредством болтов, что позволяет при необходимости осуществить демонтаж. Также материалом для изготовления торпедо может служить прессованный картон. Обтягивается картон винилом под кожу, в тон салона. Еще один вариант материала – карбон. Такое торпедо можно увидеть в салонах суперкаров, к примеру, Pagani Huyara.

На некоторых автомобилях, торпедо «облагораживают» панелями из ценных пород дерева. Например, концепт Nissan Terra и Jaguar X-type оснащены торпедо из дерева с виниловым покрытием. Для Jaguar используется орех, а для Nissan – натуральный шпон. Отделка деревянными панелями является отличительной чертой автомобилей представительского класса. На дорогих спортивных автомобилях, вроде Lamborgini или McLaren, торпедо может обшиваться вручную кожей или алькантарой.

Формы торпедо

Производители автомобилей часто экспериментировали с формой торпедо и размещением бортового оборудования. Для многих марок торпедо стала своеобразной фамильной чертой, деталью, по которой узнают.

Первые отечественные паровые автомобили НАМИ-1 оснащались торпедо из металла. Внешний вид был далек от совершенства, а жесткость конструкции повышала травматизм при столкновении. В дальнейшем подобные материалы практически не использовались ни в советских, ни в зарубежных автомобилях.

Инженеры BMW проектировали салон таким образом, чтобы водителю было максимально удобно. Впервые, торпедо с развернутой в сторону водителя центральной консолью появилась на BMW E21 в середине 70-х годов. Тенденция сохранилась и стала фирменной чертой моделей 3-ей и 6-ой серий баварской компании. Изначально, оснащение консоли было достаточно бедным, но сейчас она больше напоминает приборную панель самолета.

Автомобили Chevrolet Cavalier Z24 и Buick Riviera разрабатывались на пике увлечения космическими технологиями. Это привело к тому, что приборные панели этих авто были оснащены огромным количеством приборов, кнопок, и тумблеров, которые подсвечивались ядовито-зеленым светом.

Японский автомобиль Honda CR-V также отличается необычной формой торпедо. Первые модели CR-V, которые выпускались в 1997-1998 гг., оснащались автоматической коробкой передач, селектор которой располагался на рулевой колонке. С выходом «леворукой» версии автомобиля, Honda начала устанавливать механическую коробку с напольным размещением рычага переключения передач. На тот момент, торпедо не отличалась оригинальностью. Необычное решение инженеров появилось на обновленной версии автомобиля в 2002 году. Селектор АКПП размещался на торпедо, рядом с приборной панелью. Однако, водители не слишком одобрили новинку, в первую очередь за то, что выглядел рычаг «не пришей кобыле хвост».

Следующий шаг конструкторов был гораздо удачнее. Не оставляя попыток разместить селектор максимально удобно и красиво, инженеры дополнили торпедо специальной панелью для крепления рычага АКПП. В результате центральный тоннель исчез, и между креслами появилось свободное пространство.

Обновление 2012 года снова затронуло дизайн салона. Селектор остался на прежнем месте, но появился центральный тоннель, который изолирует место водителя. Судя по отзывам покупателей, такая организация водительского места наиболее удобна.

Торпедо современного автомобиля

На сегодняшний день количество бортового оборудования постоянно увеличивается и приходится устанавливать его максимально компактно. Однако, особенное внимание приходится уделять приборной панели. Информация должна легко читаться, а кнопки управления различными системами – удобно расположены.

Обязательный минимум приборов для современной панели:

– состояние систем автомобиля (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности);

– характеристики движения (скорость, обороты двигателя);

– состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии;

Кроме измерительных приборов, на торпедо располагаются: рулевая колонка, аудио-видео аппаратура, панель управления климатической установкой.

На этом функции торпедо современного автомобиля не заканчиваются. В конструкции торпедо предусмотрено что-то вроде ниши, в которой находится подушка безопасности для переднего пассажира. Подушка находится за небольшой створкой или панелью, напротив сиденья. При срабатывании системы безопасности, створка откидывается, и подушка наполняется воздухом под большим давлением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector