Что относится к мопедам ""
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что относится к мопедам

Движение на мопеде в ПДД

Безответственное отношение к Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) лиц, управляющих мопедами, стало настоящей проблемой общественности, всех участников автодорожной сферы, а также для службы Госавтоинспекции.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Зачастую водители таких видов транспортных средств (далее – ТС) даже не удосуживаются запоминать знаки, законы в отношении езды на малогабаритном средстве перемещения.

Существуют отдельные пункты Правил, специально предусмотренные для таких участников автодвижения в России.

Определение

Скутер и мопед – немного разные двухколесные транспортные средства, но в чем-то очень схожи. Вот почему иногда эти слова употребляются в качестве синонимов.

Если соблюсти все формальности, то выйдет, что термин – «скутер», вообще в российском законодательстве не фигурирует. Он относится скорее к разговорному языку русскоговорящего населения, использующего иностранные заимствования.

В любом случае все вопросы, касающиеся того, как водителям этих машин себя вести на дорогах, прописываются в Правилах. Это значит, все пункты, касающиеся мопеда, относятся также и к скутерам и их эксплуатации.

К вопросу о том, является ли мопед транспортным средством согласно ПДД, следует отметить, что – да, является. А если так, тогда, к какой категории ТС относятся скутеры и мопеды?

Применяя для доказательств наличия категории данного вида транспорта обоснование – ст. 25 законодательного акта России «Об автодорожной безопасности», категорией мопедов является:

М объем двигателя не выше 50 куб. см
А1 объем двигателя не больше 125 куб. см

В терминологии ПДД, мопед – это двухколесное транспортное средство передвижения, признанное механическим, способное выжимать скорости – не выше 50 км/ч, имеющее мотор с рабочим объемом – не больше 50 куб. см.

Если же у ТС наблюдаются превышение тех или иных, перечисленных здесь параметров, тогда это уже – мотоцикл, а не мопед.

Мопеды могут оснащаться по производственному проекту (впущенные из завода) с электродвигателем. Тогда его номинальная мощность не должна превышать самую долгую нагрузку – более 0,25 кВт, и быть меньше 4 кВт.

Если квадроциклы имеют параметры, схожие с теми, что и у мопедов, тогда их также приравнивают к категории М, либо А1.

Где можно ездить

Для мопедов в Правилах ДД предусмотрено сугубо по следующим зонам проезжей части:

  • проезд по краю полосы;
  • движение по обочине;
  • езда по велодорожке, которой оснащен край проезжей полосы.

Знак велодорожки, под которым разрешено ездить также и мопедам, скутерам.

По обочине разрешено ехать на мопеде только в тех случаях, если это никак не помешает пешеходам. Узкая полоса на проезжей части отводится с краю специально для проезда мопедов и скутеров, она отличается от разметки границы обочины.

Получается, что для такого типа мототранспорта возможен проезд исключительно в ряд, друг за другом, если мопедов будет продвигаться по трассе несколько.

Краевая часть магистрали или городской дороги отводится исключительно только с правой стороны. Поэтому мопеды должны ездить строго по правому краю дороги.

Однако строго соблюдать границы такой линии необязательно. Разрешено в некоторых случаях мопеду объезжать остановившийся общественный городской транспорт (автобусы, троллейбусы). Но это возможно только в случаях свободной дороги.

С какой скоростью

Скоростной режим для мопедов предполагает вождение с максимальной такой скоростью, на которую вообще способен данный вид мототранспортного средства. Но кроме этого, в тех зонах дорожной инфраструктуры, где установлен режим ниже реальных возможностей скутера, мопеда, тогда водитель двухколесного ТС обязаны уступать правилам, которые регулируются дорожными знаками.

К примеру, в городской черте вблизи школ, больниц, детских садов, парков, часто устанавливается у дороги знак «40». Это говорит о том, что ехать здесь следует со скоростью 40 км/ч, а не 50 км/ч, как может выжать мопед.

Допустимый возраст для управления

В самих Правилах ДД ничего не говориться о минимальном возрастном ограничении для того, чтобы можно было ездить на мопеде. Раз для вождения такого транспорта требуются права, тогда все упирается в их получение.

С 16 лет можно получить уже права на две категории, относящиеся к управлению мототранспортных средств:

М мощностью до 50 куб. см
А1 мощностью до 125 куб. см

Поэтому, вне зависимости от того, какая категория присвоена в водительском удостоверении в соответствии с типом ТС, имеют право учиться и получать право управления мопедом только лица, достигшие 16-летия.

На практике не только нельзя ездить по проезжей части на мопеде (или скутере), если тебе не исполнилось 16 лет, но даже поступить в автошколу будет проблематично.

Какие должны быть документы

Так как мопед признается транспортным средством, относящимся к разряду мототранспорта, то на него обязательно нужны права. Документ следует иметь при себе во время управления мопедом, а также показывать для проверки по запросу сотруднику дорожной полиции. Такое требование прописывается в п. 2.1.1 Правил.

Документация для езды на мопеде:

Дополнительно, которые провозить необязательно:

  • техпаспорт;
  • диагностическая карта техосмотра.

В водительском удостоверении могут быть открыты две категории, либо одна из двух – М или А1. Самое главное, чтобы не было проставлено в графе «Особые отметки», категории МL. Она обозначает, что у мопедиста имеются некоторые противопоказания по здоровью, не позволяющие управлять данным транспортным средством.

Когда по ПДД нужно включать габаритные огни, читайте здесь.

Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров

Так как мопеды – тоже участники автодорожного движения, как и остальные виды транспортных средств, они подчиняются общим Правилам движения за некоторыми исключениями, предусмотренными специально для такого облегченного мототранспорта:

Номер
пункта
в ПДД
Правило Примечания
2.1.1 Обязательность наличия водительского удостоверения. Получение категории М или А1 – необходимо.
19.5 Дневное включение фар. Днём все машины, участвующие в дорожном движении, должны включать фары ближнего освещения, либо ходовые огни дневного предназначения.
На мопеде нет специальных таких фар, поэтому следует использовать фары ближнего освещения. Включение должно производиться сразу же, как водитель сел за руль.
24.7 Движение по правому краю автодорожной полосы. Мопед или скутер должны перемещаться по правому краю полосы дороги в пределах границ, расчерченных дорожной разметкой (кроме объезда и иных случаев).
22.21 Провоз пассажиров на мопеде (скутере). Разрешено исключительно в случаях, когда водитель имеет открытую категорию А, либо – А1 в течение 2-х лет и дольше.
24.8 Перевозка детей Запрещено провозить детей до 7 лет мопедах, если для них не оборудовано специальное безопасное место.
Различные запреты Категорически не разрешается:

1. Ездить на мопеде и не держаться руками за руль даже одной рукой.
2. Везти груз по габаритам превышающий норму – 0,5 м в длину, ширину мототранспорта, либо препятствующий нормальному управлению машиной.
3. Совершать развороты на трамвайном полотне.
4. Делать повороты в левую сторону на проезжей части.
5. Разворачиваться влево на трассах с полосами больше одной.
6. Совершать поездки, когда надет, но не застегнут шлем.
7. Пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре», отведенной специально для пеших участников движения. Здесь следует отметить, что водитель мопеда может слезть с машины и везти его вручную по пешеходному переходу.

24.9 Буксировка Буксировать мопедами нельзя. Равно как их буксировать их – тоже. Их разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Исключением являются мопеды с колясками (прицепами).

Включение света ближней оптики позволяет другим участникам автодорожного движения опознавать, что впереди едет мопед. Правило в п. 19.5 прописано как раз для того, что участники могли включением огней сигналить о том, что их машина чем-то особенна, отличается от других.

Например, при провозе детей днем, водители автобуса всегда включают фары дневного света. Правило действует в России с 2010 года.

В противном случае полицейские ГИБДД вправе будут не только денежно наказать мопедистов, но также и арестовать транспортное средство.

Возможна ли перевозка детей

Запрещается провоз детей в случаях:

  1. Отсутствия у водителя нужной категории и опыта.
  2. Необорудованного мототранспортного средства специальными приспособлениями для безопасной транспортировки ребенка.
  3. Когда детям еще не исполнилось 7 лет.
  4. Конструкция мопеда не предполагает наличие на месте сиденья еще одного пассажира.

Нормативы для пассажирской перевозки, когда разрешается провозить детей на мопеде:

  1. Только при наличии в водительском удостоверении открытой категории А или А1 в течение 2-х и более лет.
  2. Мопед должен быть оборудован специальным местом, надежно закрепленным на задней части мототехники.
  3. Ребенка следует экипировать шлемом и другими атрибутами безопасности рук, ног.
  4. Конструкция мопеда допускает наличие пассажиров на сидении сзади водителя.

Такой тюнинг на мопедах, как детские кресла для малышей не всегда разрешены по той причине, что мопед считается транспортом более опасным, чем велосипед.

Необходимо, чтобы конструкция мопеда позволяла это сделать так, чтобы кресло для малыша было надежно закреплено и при движении не шевелилось.

Для справки: Устанавливать детское кресло на велосипед можно только сзади, на багажнике. Детям доверять управление мопедом – запрещено.

Какие предусмотрены штрафы за нарушения

Штрафов и иных видов наказаний, на самом деле, много. Это связано с тем, что мопедисты – такие же участники автодорожного движения. И на все случаи нарушений водителями мопедов, скутеров, они распространяются одинаково.

В таблице приведем лишь несколько примеров, какие могут предусматриваться меры ответственности в конкретных случаях преступления норм законов.

Все виды и величины наказаний устанавливаются согласно статьям КоАП РФ или УК РФ, если состав преступлений имел место уголовную ответственность:

Ссылка
на КоАП РФ
Нарушение Размер
штрафа, руб.
п. 1 ст. 12.7 Бесправное управление мопедом. 5000-15000
5000-15000
п. 2 ст. 12.7
Езда на мопеде водителем, которого ранее лишили прав. 30000
ст. 12.8 Управление ТС в пьяном состоянии. 30000-50000
ст. 12.20 Езда без включенных дневных фар. 500
ст. 19.22 Просрочены сроки регистрации мопеда, либо её отсутствие. 1500-2000
ст. 12.21 Буксировка мопедом или мопеда. 500

Подытоживая, следует сказать, что общие правила действуют на всех водителей мопедов. Специальные правила продуманы для них в пунктах ПДД от 24.7-24.9.

Но кроме этого движение регулируется еще и дополнительными правилами, которые распространяются на все колесные транспортные средства. Мопедом нельзя осуществлять поворот налево по проезжей части.

Необходимо управлять транспортом, держась обеими руками за руль. Провоз детей разрешен, только если им исполнилось 7 лет, а водитель имеет опыт в течение 2-х и дольше лет. За нарушение этих и иных предписаний службы ГАИ будут налагать штрафы и иные формы наказания.

Про тонировку стекол по ПДД смотрите на странице.

Что обязан сделать водитель при повороте налево, узнайте из этой информации.

Видео: Дополнительные требования к движению водителей мопедов

Выдержки из Правил дорожного движения Российской Федерации, непосредственно касающиеся водителей скутеров и мопедов

ПДД РФ редакции 10 мая 2010 года

В этой части статьи я привёл выдержки, которые напрямую касаются водителей скутеров и мопедов, и это должен знать каждый из них. То есть, конечно же, скутеристы должны знать не только эти выдержки, но и все Правила. Хотя, к сожалению, далеко не каждый скутерист имеет представление хотя бы об этих простых требованиях, а из-за этого автовладельцы совершенно справедливо негодуют, – страдают в итоге не только сами наездники-профаны, но и добросовестные скутоводы. Так что, ради собственной безопасности в первую очередь, и дабы лишний раз не раздражать четырёхколёсных коллег во вторую очередь, настоятельно советую со всей серьёзностью подойти к данному вопросу.
На мой взгляд, ввиду специфичности нашего любимого транспортного средства, нижеприведённые моменты скутеристам нужно особенно учитывать :).
Правила в редакции от 10 мая 2010 года.

Итак, для начала определимся с терминами скутер и мопед.

Надо сказать, что понятия скутер в ПДД не существует, это название, так сказать, народное. И относится оно к довольно широкому спектру мототехники, – от мопедов, до минибайков и мотоциклов.

Разберёмся, что же такое мопед с точки зрения ПДД, и какие скутеры надо классифицировать как мопеды.

1. ПДД РФ – Общие положения
[. ]
“Мопед” – двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
[. ]

То есть, мопедом следует считать скутер, оснащённый двигателем, кубатура которого не превышает 50 кубов (а не 49,9 как полагают многие, хотя разницы в сущности нет 🙂 ). Также, фактически все новые скутеры 50сс снабжаются заглушками, ограничивающими максимальную скорость до 50 км/ч, то есть конструктивно такие скутеры как раз подходят под определение мопеда.

Мопед не является механическим транспортным средством; это следует из определения:

“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины

Поэтому, на данный момент водитель мопеда / скутера 50сс имеет право управлять им без прав.

2. ПДД РФ – Общие обязанности водителей
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:
– водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;
– регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;
[. ]

То есть, мопед является транспортным средством, немеханическим, и только что процитируемые требования не относятся к мопедам. Зато для мопедистов действуют следующие требования:

2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;
2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
– сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
– медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
[. ]

С определениями и обязанностями разобрались. Идём далее, рассмотрим некоторые конкретные правила для мопедов:

ПДД РФ – 16. Движение по автомагистралям
16.1. На автомагистралях запрещается:
– движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
[. ]

То есть, по автомагистралям нам ездить противопоказано. Также вот ещё требование к мопедам:

ПДД РФ – 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
– на мотоциклах и мопедах;
[. ]

Кстати, скутерист иногда бывает и пешеходом 🙂

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

ПДД РФ – 4. Обязанности пешеходов
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
[. ]

Ну и конечно же, наш любимый 24й пункт 🙂

ПДД РФ – 24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств – специального регистрационного знака. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе(редакция 10 мая 2010, в силе с 20 ноября 2010) в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.4.На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.
[. ]

Еще раз обращаю внимание, что данные правила цитируются по редакции 10 мая 2010 года, посему являются самыми свежими на сегодняшний день (по крайней мере в отношении мопедов).

Пункты 24.5-7 к водителям мопедов и скутеров не относятся :).

Теперь о бумажной стороне дела, то есть что нужно иметь при себе скутеристу. На самом деле, недостаточно одного только акта купли-продажи (или нескольких в случае, если скутер был у нескольких хозяев), т.к. в нём не отражены (не всегда) технические характеристики скутера, такие как объём двигателя и максимальная конструктивная скорость. А мануал документом не является, поэтому надеяться на него нельзя.
У меня недавно была ситуация – тормозит гаишник меня за якобы превышение, знак 40, на радаре 57, превышение на 10-20 км/ч, штраф до 300 рублей. Я с подозрением отнёсся к такому заявлению, поскольку был уверен, что ехал медленнее, и отказался соглашаться с обвинением. Тогда недолго думая, гаишник пошёл в атаку – я, говорит, не вижу, что это мопед, скорее, это мотоцикл. Из документов только акт купли-продажи, заключенный с магазином, в котором из характеристик – марка / модель, номер рамы, двигателя, цвет, год выпуска. Но ни рабочего объёма двигателя, ни максимальной конструктивной скорости. Выходит, что он по полному праву может выписывать мне штраф на 2500 р, и отправить скутер на штрафстоянку. В итоге мы договорились по мирному, но от этого легче мне не стало.
Поэтому на днях я поеду в магазин, где, как я уже договорился, мне выдадут своего рода справку с полным описанием технических характеристик скутера. Как возьму, – отпишусь.

13 мая 2009. Отписываюсь. Поехал в салон, где брал мопед, и попросту перезаключил договор )). Вернее, переписали мы его заново, тем же числом, месяцем и годом. Добавили туда необходимые строки. Теперь это всё выглядит вот так:

Вобщем, совет таков – проверяй при покупке все документы, чтобы такого не случалось.

Также смотри новость Будет введена новая категория – «М» (мопеды) от 19 сентября 2010 года.

Права категории “М” – мопед, скутер, легкий квадрицикл

Каждый может вспомнить время, когда на дороге можно было встретить пьяного или неадекватного водителя на мопеде или скутере. Они могли запросто проехать на красный сигнал светофора, подрезать или создать аварийную обстановку на дороге. Наказать их за это было очень сложно.В 2014 году безнаказанным действиям пришел конец – категория “М” в правах должна быть у каждого, кто управляет техникой до 50 кубических сантиметров. При отсутствии водительского удостоверения теперь предусмотрен штраф 5-15 тысяч рублей.

Что обозначает категория водительских прав “М”

Водители, которым при замене прав открыли категорию “М” получают возможность езды на двухколесном “малыше” автоматически. Все довольно просто – в новом водительском удостоверении она открывается автоматом, если ранее была открыта любая другая категория. Это приятно известие, ведь чтобы их получить не пришлось делать ровным счетом ничего, ни сдавать экзамены в ГИБДД, ни обучаться езде на мопеде или скутере в автошколе, ни платить денег за обучение.

На чем можно ездить

Правила замены и выдачи водительских удостоверений довольно сухо комментируют новую категорию “М” в правах: “мопеды и легкие квадрициклы”. Если копнуть несколько глубже, ее наличие обозначает, что ездить можно на транспорте с двигателем не превышающем объем 50 кубов и мощностью не больше 4кВт. Максимальная скорость транспортных средств категории “М” должна конструктивно ограничиваться на отметке 50 км/ч. Это положение диктует ПДД. Под эти характеристики подходят:

  • Скутеры
  • Мопеды
  • Минибайки
  • Легкие квадрициклы (обратите внимание: именно квадрИциклы, а не квадрОциклы)

Иными словами, если у вас отсутствуют права с открытой категорией “М” вы не имеете права ездить как на вышеописанных ТС, так и любых других

Квадрициклы и квадроциклы в чем разница

Созвучное название не раз приводило в восторг держателей прав с категорией “М”, но при разборке нюансов приходилось поубавить радость, так как законно управлять полноценной внедорожной техникой, пусть и с маленьким объемом двигателя, запрещено. Хоть внешне они похожи, но для квадроцикла нужно открыть категорию ВУ, разрешающую управление трактором (А1). Итак, отличия:

  • В квадрицикле имеются сиденья, расположенные под прямым углом, наподобие автомобильных;
  • Большинство из них имеют крышу (необязательно);
  • Газ, тормоз и сцепление находятся в нижней части кабины;
  • Наличие рулевого колеса в квадрициклах, в то время как на квадроциклах руль “мотоциклетного” типа.

На чем ездить запрещено

Если вы намереваетесь сесть за руль легкого мотоцикла мощностью от 50 до 125 кубических сантиметров, водительское удостоверение категории “М” не дает таких привилегий – придется открыть “А1”. Если же рабочий объем двигателя превышает и эту планку потребуется обучение на “А”, которая подразумевает управление полноценным мотоциклом. Соответственно ездить на автомобиле, грузовике, автобусе, трамвае и троллейбусе владелец такого ВУ не имеет права.

Как получить категорию “М”

Есть 2 пути, но главное требование прав категории “М” – возраст кандидата 16 лет или более и отсутствие медицинских противопоказаний.

Первый способ, простой

Прохождение обучения на любую другую категорию транспортных средств автоматически откроет “М” в водительском удостоверении. Поэтому стоит трижды подумать и соотнести финансовые затраты перед записью на специализированные курсы по вождению скутера или мопеда.

Водитель, который обратится в ГИБДД для замены прав уже наделен полномочиями по вождению каким-либо ТС, а это значит, что после обмена у него автоматом проставляется категория “М” на лицевой стороне водительского удостоверения.

Второй способ, сложный – обучение в автошколе и сдача экзаменов в ГИБДД

Если вы выбрали обучение на категорию “М” в автошколе, прежде чем платить за курсы пройдите медицинскую комиссию и оформите медсправку. Не исключено, что часть обучения будет оплачена, а у кандидата обнаружатся медицинские противопоказания для получения прав на скутер. Деньги, за уже полученные знания о мопедах наврядли кто-либо вернет, а водительское удостоверение в ГИБДД вам никто не выдаст.

Стоимость обучения на категорию “М” начинается от 18 тысяч рублей, при этом возраст обучаемого должен быть не менее 14 лет. Но получить права, тем не менее, можно не раньше 16 лет. Поэтому целесообразнее обучаться управлению легкими мотоциклами (А1) и получить обе категории.

После прохождения теоретического и практического курса будущему водителю выдают водительскую карточку об успешном окончании автошколы и он может сдавать экзамены на права в ГИБДД. В проверку знаний для открытия категории “М” входят:

  • Сдача экзаменационных билетов в Госавтоинспекции (20 вопросов за 20 минут, при допуске более 2 ошибок в билете кандидат “не сдал”. За каждую из двух возможных ошибок добавляют по 5 вопросов, ответить на которые нужно правильно, иначе пересдача через 7 дней);
  • Езда на автодроме (троганье с места, змейка, “восьмерка”, разгон, маневрирование, парковка, остановка и другие упражнения)

Вождение мопеда (скутера) по территории города сдавать не придется, проверка навыков происходит исключительно на специально подготовленной площадке.

Стоит отметить, что сдать на права без обучения, экстерном, запрещено на законодательном уровне.

Законная езда на скутере с открытой категорией “М”

Когда права будут в кармане водителя, можно на законных основаниях садиться за руль мопеда и бороздить по дорогам общего пользования. Не стоит забывать, что наличие водительского удостоверения с вожделенной категорией “М” не отменяет требований по соблюдению правил дорожного движения. В случае грубого нарушения ПДД на скутере вас лишат права управления всеми транспортными средствами.

К обязательным правилам по управлению мопедами относятся:

  • Использование шлема;
  • Трезвость (за нахождение в состоянии алкогольного опьянения лишат водительского удостоверения);
  • Фары ближнего света должны быть включены;
  • Возраст от 16 лет;
  • Запрещено ехать посередине дороге на скутере. Для этого предусмотрена правая часть проезжей части, велосипедные дорожки или езда по обочине (если это не доставляет неудобств пешеходам);
  • Буксировка запрещена в любом виде (если мопед используется как тягач или как прицеп) и т.д.

Как видно из перечисленных выше требований введение новой категории “М” в правах должно положительно сказаться на общей дорожной обстановке. Прежняя беспечность и авантюризм скутеристов и водителей мопедов теперь может дорого им стоить.

Право на мопед

Право на мопед

Нужны ли права на управление мопедом? Относится ли он к механическим транспортным средствам? И с какого возраста можно садиться за руль мопеда? На вопросы читателей еженедельника «Караван» отвечает старший инспектор по агитации и пропаганде Управления ГАИ МВД ПМР Михаил Алексеевич Берназ.

– Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?
– 22 октября 2009 года Указом президента № 744 были приняты новые Правила дорожного движения. В них сказано, что «мопедом является двух- или трёхколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками». В новых ПДД также было изменено понятие «механическое транспортное средство» – это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Таким образом, мопеды были отнесены к механическим транспортным средствам.

– Значит, для управления мопедом необходимо сдавать на права?
– Все водители механических транспортных средств должны пройти обучение для управления ими и получить водительское удостоверение. Под понятие механическое транспортное средство попадают и автомобили, легковые и грузовые, и мотоциклы, в том числе были включены мопеды. Таким образом, водители мопедов обязаны получать права и соблюдать ПДД наравне с другими водителями.

– То есть раньше было по-другому?
– Да, по старым Правилам 2002 года мопед, действительно, не относился к механическим транспортным средствам. Для управления мопедом не требовалось наличие водительского удостоверения. Более того, до 22 ноября 2009 года водители мопедов несли ответственность по статье 128 Кодекса административных правонарушений, то есть как велосипедисты и пешеходы. На данный момент они несут ответственность на общих основаниях со всеми водителями механических транспортных средств. К примеру, наказание за управление в нетрезвом состоянии как автомобилем, так и мопедом одинаково: водитель будет лишен прав либо подвергнут штрафу.

– В связи с чем было принято решение приравнять мопеды к механическим транспортным средствам?
– Это вынужденная мера. По нормам написано, что мопеды ограничены скоростью в 50-60 км/час, но по факту они способны развивать её до 80-100 км/ч. В городской черте даже 60 км – это солидная скорость, в пределах которой двигаются все автомобили, поэтому и водитель мопеда должен придерживаться общих правил.
Все мы наблюдали, что вытворяет молодёжь на мопедах в вечернее время суток в Тирасполе и Бендерах. Раньше водители мопедов не несли ответственность наравне с водителями других транспортных средств. К примеру, если мопедом управлял молодой человек в состоянии алкогольного опьянения, то на него составлялся протокол по статье 128, которая предусматривает штраф в размере 5 РУ МЗП (около 70 рублей). На данный момент за это нарушение водителю мопеда предусмотрен штраф от 100 до 200 РУ МПЗ (от 1450 до 2900 рублей), а в случае повторного нарушения – лишение водительских прав на срок от 2 до 3 лет. Сами понимаете, что есть разница между штрафом в 70 рублей и 2900 рублей. Тот же молодой человек уже задумается, стоит ли садиться за руль в нетрезвом состоянии. Более того, если его поймают в пьяном виде за рулём мопеда, он может лишиться удостоверения и на управление автомобилем.
Сейчас водители мопедов стали вести себя более дисциплинированно, не позволяют себе проехать на красный сигнал светофора или не уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по главной дороге. Мопедами управляют более зрелые люди, которые соблюдают ПДД. По статистике ГАИ ПМР уровень дорожно-транспортных происшествий с участием водителей данного вида транспортных средств существенно снизился.
Хочу отметить, что проблема с мопедами существует сейчас и в сопредельных государствах. В Госдуме РФ в данный момент рассматривается вопрос о введении отдельной категории для водителей данного вида транспорта. Что касается Европы, то там во многих государствах на мопеды уже давно необходимо иметь права.

– Новые правила были приняты в 2009 году. Почему с водителей мопедов сразу не начали требовать, как с водителей тех же автомобилей?
– Дело в том, что в водительских удостоверениях не было отдельной категории для мопедов. Поэтому мы сначала водителей мопедов обязали иметь при себе свидетельство об окончании курсов ПДД по управлению мопедом. Но с приказом министра внутренних дел «Об утверждении единого образца водительского удостоверения», вышедшим 17 декабря 2010 года, всё изменилось.
В водительском удостоверении нового образца была введена отдельная категория для водителей мопедов. Если раньше категория «А» относилась только к управлению мотоциклами, то на данный момент она разделена на три категории, к которым могут быть допущены водители разных возрастов. Первую категорию – «АМ» – обязаны иметь водители мопедов, к управлению допускаются лица, достигшие 14-летнего возраста. Вторая категория «А1» относится к водителям мотоциклов, объём двигателей которых не превышает 125 куб. см. Её могут получить граждане, начиная с 16 лет. И третья категория «А» охватывает мотоциклы с объёмом двигателя более 125 куб. см и доступна лицам, достигшим 18-летнего возраста.
Теперь водители мопедов должны владеть ПДД на уровне водителей других механических транспортных средств и потому для получения прав обучаются в автошколе и сдают экзамены. Тем, кто уже за это время успел пройти курсы, повторно обучаться не надо, они сдают только экзамен в МРЭО ГАИ и получают водительское удостоверение с категорией «АМ».

ПДД для мотоциклистов в 2019 году

Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов. Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:

  • Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
  • Объем двигателя превышает 50 см 3 .

Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.

Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:

  • Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
  • Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне свидетельства о регистрации.
  • Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.

Водительское удостоверение для мотоцикла

Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:

  • А1 — только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 и мощностью до 11 кВт включительно.
  • А — для любых мотоциклов.

При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.

Пешеход, ведущий мотоцикл

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

Скорость движения мотоциклов

Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

  • 110 км/ч — на автомагистрали.
  • 90 км/ч — вне населенных пунктов.
  • 60 км/ч — в населенных пунктах.
  • 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Поворот налево и разворот

В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (не зависимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

Постановка мотоцикла на стоянку

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:

Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, которые имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

22.8. Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.

Например, нельзя посадить пассажира на багажник.

Буксировка мотоциклов

20.4. Буксировка запрещается:

двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.

Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:

Знак «Движение мотоциклов запрещено»

В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле

В 2019 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

Штрафы для мотоциклистов в 2019 году

Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике «Штрафы ГИБДД«.

Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:

Нарушение Штраф Статья КоАП
Перевозка пассажиров на мотоцикле, если стаж водителя меньше 2-х лет 500 рублей 12.23 ч.1
Езда на мотоцикле без прав или без категории А 5 000 — 15 000 рублей 12.7 ч.1
Езда на мотоцикле без шлема 1 000 рублей 12.6
Непостановка мотоцикла на учет При первом нарушении: 500 — 800 рублей
При повторном: 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев
12.1 ч.1
12.1 ч.1 1
Езда без номеров 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.2 ч.2

Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Читать еще:  Почему не заводится скутер искра есть
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector