Что такое зимняя резина
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Что такое зимняя резина

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Зимние шины: тонкости и особенности

У опытных автомобилистов выбор зимней резины не вызывает затруднений – они отлично знают все особенности шин, в отличие от новичков. Начинающим автомобилистам необходимо ознакомиться с тонкостями и особенностями зимних шин, чтобы сделать правильный выбор.

Универсальное решение существует?

Самые экономные автомобилисты выбирают универсальное решение – всесезонные шины. Но, рациональна ли такая экономия? Данное решение представляет собой попытку совмещения несовместимого – свойства зимней и летней резины кардинально различаются, поэтому объединить их в одной шине невозможно. В холодное время года всесезонные шины не обеспечивают того же уровня безопасности, что и зимняя резина. С учетом особенностей русской зимы, всесезонные шины можно назвать весьма недальновидным решением.

Единственное достоинство всесезонной резины – цена, привлекающая многих автомобилистов. Технические свойства всесезонных шин не соответствуют характеристиками специализированной резины, предназначенной для использования в определенное время года. К сожалению, качественного всесезонного решения не существует, поэтому рассмотрение технических свойств универсальной резины – бессмысленное мероприятие, на которое не стоит тратить время.

Какая езда, такие и шины!

Зимние шины необходимо выбирать с учетом особенностей стиля вождения. Если вы относитесь к числу любителей быстрой езды, то ни в коем случае не приобретайте резину с шипами – это рекомендация для жителей мегаполисов. Дело в том, что в больших городах гололед появляется не часто, поэтому и смысл использования шипов теряется. Быстрая езда по асфальту на шипованной резине приведет к потере шипов – их просто оторвет от покрышки. Однако в гололед владельцам авто с нешипованными шинами необходимо быть очень осторожными.

А вот спокойным водителям и новичкам шипованная резина придется очень кстати: шипы существенно усиливают сцепляемость шины с дорожным покрытием. В гололед шипы компенсируют недостаток водительского опыта, поэтому новичкам стоит приобрести именно шипованную резину, независимо от стиля вождения. Жители крупных городов, использующие автомобиль исключительно для поездок на работу или в магазин, могут смело приобретать шипованные зимние шины.

Читать еще:  Как ставится диск сцепления на зил

Учитывая особенности зимы в средней полосе и северных регионах, большинству водителей можно порекомендовать шипованную резину. В холодное время года дороги в этих регионах покрыты льдом в большей или меньшей степени, поэтому лихачество за рулем неуместно, а дополнительная безопасность не бывает лишней. Если ваша работа связана с командировками, то имеет смысл подстраховаться – зимние шины с шипами отлично подходят для страховки от превратностей погоды.

Протектор: дополнительная защита

Зимние шины производятся из особых модификаций резины, которые обладают такими техническими свойствами как эластичность и устойчивость к отрицательным температурам. Технические свойства зимних шин отчасти обусловлены протектором – специальным рисунком. Протекторы зимних шин отличаются высокими шашками и глубокими канавками, с летней резиной все наоборот. Крупные шашки и дополнительные канавки необходимы для врезания покрышки в рыхлые субстраты, например, смесь грязи, снега и льда, которой покрыто большинство дорог в холодное время года.

Глубокие канавки и высокие шашки не актуальны для езды по мокрому асфальту – такая шина будет тормозить автомобиль. Чем меньше высота шашек, тем меньше глубина канавок – подобные протекторы характерны для летней резины. Такие шины хуже сцепляются с грязью и снегом, но особенности протектора обеспечивают более быстрый уход воды и зоны контакта покрышки и дорожного покрытия.

Протекторы зимней резины подразделяются на 2 типа: “европейский” и “скандинавский”. Шины с “европейским” протектором подходят для эксплуатации в условиях сравнительно теплой зимы. Производители рекомендуют их для езды по дорогам, которые очищаются достаточно часто. Для “европейского” протектора характерна развитая сеть каналов с диагональным построением. Данная сеть необходима для быстрого отвода воды из контактной зоны. Для периферической зоны протектора характерно множество ламелей и грунтозацепов.

Протектор “скандинавского” типа отличается обилием ромбов и шашек, расположение этих элементов напоминает раскраску шахматной доски. Резина со “скандинавским” протектором идеально подходит для езды по заснеженному и заледенелому дорожному покрытию. Даже глубокий снег не является препятствием для шин с такими протекторами. Абсолютное большинство шипованных шин имеют “скандинавский” рисунок протектора. В наших магазинах в этом сезоне постоянно будут в наличии шины именно такого типа – Hankook Winter i*Pike RS W-419, Hankook i*Pike RW11, CORDIANT Snow Cross и Amtel NordMaster ST. А на заказ мы сможем привезти абсолютно любые шины, которые есть на рынке.

Для чего нужны шипы?

Первые шины изготавливались из цельнолитой резины, поэтому вопрос их износа был делом времени. Точнее, очень малого времени, да и сцепление с дорожным покрытием у таких шин было далеко не самым эффективным, поэтому на покрышки стали устанавливать шипы. Впервые покрышки с шипами появились в начале XX-го столетия. С появлением пневматических шин, шипы утратили свою актуальность. Стальные штифты изнашивались очень быстро, массовое производство шипов стало нерентабельным.

Вновь актуальными шипы стали в 30-х годах – именно тогда начался выпуск шипованных шин для спортивных авто. Шипы устанавливались в сквозные отверстия, которые делались на поверхности покрышек. Стальные болты вставлялись с внутренней части, на внешней стороне они фиксировались специальными гайками. Вес таких шин был просто колоссален!

Шина “вгрызается” в дорогу благодаря штифтам – эти элементы необходимы для увеличения сцепляемости с дорожным покрытием. Шипы удерживаются в теле протектора корпусом покрышки. Для изготовления вставок производители используют такие материалы как карбид вольфрама, ниобия, титана, а также другие соединения. Производители не спешат разглашать свои фирменные “рецепты” – у каждой компании свои технологии, поэтому все бренды отличаются друг от друга. Специальные добавки способствуют увеличению твердости до 1 500 по Виккерсу. Чтобы вы понимали, о чем речь: поверхностная твердость шестерней коробки передач примерно в 3 раза меньше.

Установка шипов на нешипованные шины

Резина нешипованного типа бывает шипуемая и нешипуемая. Различие этих типов шин соответствует их названию, иными словами: на первые покрышки могут быть установлены шипы, а на вторые – нет. Резину нешипуемого типа легко отличить по внешнему виду: на поверхности покрышки отсутствуют ламели, необходимые для установки шипов. Ошиповка резины может быть полной или частичной – в последнем случае шипы устанавливаются разреженно.

Качество материала, из которого изготовлены шипы, имеет первостепенное значение, поэтому самые дальновидные автомобилисты выбирают оригинальную продукцию. Неоригинальные шипы очень быстро стираются или отпадают – некачественный металл дает о себе знать в самое ближайшее время. Заказать ошиповку можно практически на любой СТО, однако, увы, не везде мастера качественно выполняют свою работу.

Ошиповка разными шипами – это возможно

Иногда у владельца машины возникает желание сделать дорогу еще более безопасной за счет установки дополнительных шипов. Но, вот проблема: шипы из разных комплектов! На самом деле это не проблема, установка шипов разных производителей допустима. Передние и задние колеса могут быть ошипованы шипами разных производителей. Единственное условие: на правых и левых колесах должны быть установлены шипы одного и того же комплекта. Это правило обусловлено различиями технических свойств – у каждого бренда есть свои особенности.

Большинство водителей обкатывает новые шипы: первые 150-200 км необходимо ездить плавно, избегая крутых маневров и резких поворотов. Разгоны, резкие торможения и прочие “лихачества” неприемлемы, первое время от них необходимо воздерживаться. В процессе обкатки шипы закрепляются и становятся более устойчивыми.

Зимние шины только на ведущих колесах – опасная экономия

Обладатели переднеприводных автомобилей экономят на зимней резине следующим способом: они устанавливают сезонные шины только на передние колеса. Отчасти, их можно понять – они умудряются сэкономить, при этом проходимость автомобиля существенно повышается, а трогаться с места становится проще. Такая экономия опасна из-за одной проблемы – разворота в самый неподходящий момент. Во время сброса газа или торможения на скользкой дороге машину начинает разворачивать. Установка зимних шин только на ведущие колеса является одной из наиболее частых причин ДТП. Машину может развернуть даже в плавном повороте – такой неожиданный поворот событий часто становится причиной аварии.

Некоторые владельцы заднеприводных автомобилей идут на такую же хитрость, как и обладатели переднеприводных авто, только они устанавливают шипованную резину на задние колеса. Эта хитрость решает проблемы с проходимостью, трогаться с места становится на много легче, и машина не удивляет водителя разворотами. Проблема заднеприводных авто заключается в затруднительной остановке на скользком дорожном покрытии. Шипованные шины не способствуют быстрой остановке машины, так как во время торможения нагрузка передние колеса существенно увеличивается. В процессе торможения задние колеса имеют второстепенное значение.

Передние колеса являются направляющими, независимо от типа привода. Наличие шипованных шин на передних колесах необходимо, даже если автомобиль является заднеприводным, иначе на скользкой дороге управляемость машины многократно ухудшится. Эксперты рекомендуют устанавливать зимние шины на все колеса, если вам дороги ваши пассажиры и собственная жизнь, то мы советуем отнестись к этой рекомендации со всей серьезностью.

Цена вопроса

Многих покупателей интересует отличия похожих моделей шин, которые внешне ничем не отличаются друг от друга, кроме стоимости. Важно понимать: визуальное сходство не говорит вообще ни о чем. Шины, похожие как 2 капли воды, но имеющие разную цену, изготовлены из разных материалов. При производстве более дорогих шин применяются последние технологии и современные материалы, поэтому их технические свойства существенно отличаются от характеристик более доступной продукции. Современные технологии и материалы влияют на такие характеристики как:

  • вес;
  • максимальный пробег;
  • тормозной путь;
  • уровень шума;
  • управляемость автомобиля.

Чем меньше масса шины, тем лучше динамические характеристики машины. Минимальный тормозной путь – залог безопасности водителя и окружающих людей. Делая выбор в пользу более дорогого бренда, вы выбираете надежность, качество и безопасность.

Что такое зимняя резина

Всесезонная шина (Allseason) — шина разработанная для круглогодичной эксплуатации (пример — Dunlop SP All Season). Золотая середина между сезонными шинами. Сильно проигрывает по всем параметрам летом — летним шинам, а зимой — зимним. Снискала своё применение как «Межсезонный комплект шин» (во многих странах имеют как правило три комплекта шин для одного автомобиля: зимний — межсезонный — летний). Обладает весьма малым ресурсом (по отношению к сезонным шинам ≈ 60-70 %).

Шина расширенного диапазона эксплуатации

Достаточно редкий тип шин разработанный для эксплуатации в температурных режимах от +50°С до −15°С (один из ярких примеров — Michelin Energy XT-2). Обладает весьма внушительным ресурсом (по отношению к летним шинам ≈ 80-95 %).

Примечания

  1. CarTest! When to install winter tires? (англ.) . Архивировано из первоисточника 23 июля 2012.Проверено 25 сентября 2011.
Читать еще:  Какой цвет дисков подходит к черной машине

Ссылки

  • ГОСТ Р 52747-2007 «Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Общие технические условия»

Обычного профиля (тороидная) · Широкопрофильная · Низкопрофильная · Арочная · Пневмокаток · Крупногабаритная · Зимняя · Морозостойкая · Для тропического климата · С регулируемым давлением · Гусматик · Массивная (грузошина) · Слик

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Зимняя шина” в других словарях:

зимняя шина — 2.3.3 зимняя шина: Шина, рисунок протектора или рисунок протектора и конструкция которой спроектированы в первую очередь для обеспечения в условиях грязи и свежевыпавшего или талого снега большей эффективности, чем в случае обычной шины. Рисунок… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зимняя автомобильная шина — Зимняя шина: шина, резина и рисунок протектора которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелым или покрытым снегом дорожным покрытием. Источник: ГОСТ Р 52747 2007. Автомобильные транспортные средства. Шипы… … Официальная терминология

шина зимняя — [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические EN snow tyre DE Schneereifen FR pneu neige … Справочник технического переводчика

Автомобильная шина — Эта статья об автомобильных пневматических шинах; для прочих значений, смотрите шина … Википедия

Морозостойкая шина — тип автомобильной шины, который предназначается для эксплуатации при крайне низких температурах окружающей среды (−45°С и ниже), например в условиях Заполярья. Шины такого типа производятся из специальных морозостойких материалов, которые… … Википедия

ГОСТ Р 41.109-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства шин с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов — Терминология ГОСТ Р 41.109 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства шин с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов оригинал документа: 2.38 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52747-2007: Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Общие технические условия — Терминология ГОСТ Р 52747 2007: Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Общие технические условия оригинал документа: 3.6 длина шипа: Расстояние между основанием шипа и кромкой износостойкого элемента шипа. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Колесо — У этого термина существуют и другие значения, см. Колесо (значения) … Википедия

Росава (ЗАО) — У этого термина существуют и другие значения, см. Росава. ЗАО «Росава» крупнейший на Украине производитель шин. Производственные площадки расположены на 2 х шинных заводах: «Росава» и производство крупногабаритных шин (в прошлом «Валса»).… … Википедия

Колёсные диски — Автомобильное колесо (в соответствии с действующим ГОСТом РФ) в просторечии «Колёсные диски» Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов. Содержание … Википедия

Правильный выбор зимней резины

В автомобиле нет лишних деталей. Это единый механизм, каждая часть которого выполняет свою функцию. Покрышки в этом оркестре технологий отвечают за безопасность. А она зависит от колес едва ли не больше, чем от электронных систем безопасности, какими бы современными они не были. Шины являются своеобразной основой для здания безопасной езды. Хорошие покрышки — крепкая основа. Они выдерживают массу машины и грузов, обеспечивают сцепление с дорожным покрытием при разгоне, движении и торможении, снижают силу ударных и вибрационных нагрузок неровной дороги, придают устойчивость.

Чтобы шины выполняли свою работу максимально эффективно, они должны быть подобраны для конкретной модели автомобиля индивидуально, быть высокого качества, а также соответствовать сезону и условиям эксплуатации. Если с летними шинами все не так уж сложно, то выбор зимних покрышек нередко вызывает затруднения, поэтому мы подготовили для Вас статью о выборе зимней резины для автомобиля и рассказали об этом простыми словами.

Обязательна ли сезонная «переобувка»?

Некоторые автолюбители считают, что отличие летних шин от зимних заключается в рисунке протектора и шипах. Это правда, но лишь отчасти. Главным же отличием является химический состав резины, гарантирующий покрышкам лучшие для конкретных погодных и температурных условий качества эксплуатации.

Поэтому летняя резина не подходит для зимы. Она твердеет на морозе, значительно увеличивается тормозной путь, машину легко заносит.

Когда переходить на зимнюю резину?

Производители рекомендуют «переобуваться» при среднесуточной температуре 7 градусов тепла. В этот момент летняя резина теряет свои свойства — становится тверже. Задубевшие покрышки превращаются в металлические катки. У них хуже связь с дорогой, машина плохо управляется.

Какими бывают зимние шины?

Ошипованные: колеса с шипованными шинами помогают автомобилю на обледенелых или заснеженных, «укатанных» дорогах. Они берегут машину от заносов и помогают тормозить. На сухом асфальте применение ошипованных шин нежелательно: повышается расход топлива, а сцепление с дорогой сильно ухудшается. Шум от дороги проникает в салон и становится некомфортным.

Выбор зимней резины должен быть продиктован условиями эксплуатации автомобиля. Шипы нужны, если машина будет ездить по снегу, и редко выезжать на асфальт.

Нешипованные: шины данного типа также называют фрикционными или ламелизированными. Высокий коэффициент сцепления с дорожным покрытием достигается благодаря дополнительным ламелям – канавкам, нарезанным на протекторных блоках. У такого колеса больше граней сцепления и сильнее «держак» дороги.

Наиболее эффективны на сухом асфальте. Неплохо справляются с дорогами, покрытыми снежной кашей и мокрой грязью. Пригодны для езды в гололедицу (разумеется, на небольших скоростях).

Всесезонные: важно понимать, что универсальных шин (для всех климатических условий) не существует, и всесезонные не являются исключением: они предназначены для эксплуатации в температурном диапазоне, близком к нулю, а их применение допустимо лишь в условиях мягкой «европейской зимы». Безопасная эксплуатация всесезонных шин возможна только на качественном дорожном покрытии и в переходный осенне-зимний период, до 10 градусов мороза.

Важен ли рисунок протектора?

Рисунок протектора — то, что непосредственно влияет на курсовую устойчивость и сцепление с дорогой. Сегодня наиболее распространены три типа покрышек:

  • с асимметричным ненаправленным рисунком;
  • симметричным ненаправленным рисунком;
  • симметричным направленным рисунком.

Правильно выбрать колеса поможет наша таблица:

Условия Особенности шины
Асфальт (сухой, мокрый или покрытый слякотью) Направленный или асимметричный протектор, неошипованный, с жесткой серединой и сравнительно небольшой глубиной (6–7 мм). Грунтозацепы могут иметь различную геометрию.
Снег, снежное месиво Фрикционный симметричный направленный или симметричный ненаправленный протектор, с мелкими блоками ромбовидной формы или схожей, разделенные широкими продольными и поперечными канавками. Высота рисунка протектора — 8–10 мм.
Наледь, лед (до 20 градусов мороза) Ошипованный, направленный, имеет небольшой угол раскрытия. Также подходит ошипованный, симметричный, ненаправленный, без обилия больших канавок.
Наледь, лед (ниже 20 градусов мороза) Фрикционный со схожими параметрами.

Что такое индекс максимальной скорости?

Важный параметр покрышек, определяющий максимально допустимую скорость езды на них.

Обозначение Максимальная скорость, км/ч
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240

Пытаясь определиться, какую зимнюю резину выбрать в зимний сезон 2018–2019 года, рекомендуем не гнаться за высоким индексом:

  • Вам нечасто придется ездить на предельных скоростях, особенно зимой;
  • Шины с высоким скоростным индексом, как правило, не способны обеспечить должную проходимость.

Нужна ли зимняя резина внедорожнику?

Внедорожники и кроссоверы зимой чувствуют себя увереннее на заснеженных улицах и рыхлом снегу. Но сила инерции тяжелого автомобиля может сыграть не в его пользу. Увеличивается тормозной путь, нет уверенности в поворотах. Какого размера шины лучше всего? Универсальных «самых лучших шин» не бывает. Тут следует прислушаться к производителю Вашего автомобиля: обычно изготовитель рекомендует несколько типоразмеров колес. Альтернативные варианты часто могут стать причиной плохой управляемости.

Расшифровка типоразмера на примере 175/70 R15:

  • 75 – ширина профиля шины в миллиметрах;
  • 65 — высота профиля шины в % от ширины;
  • R15 — размер колесного диска.

Где купить зимние шины?

Многие автовладельцы из Москвы и регионов предпочитают обращаться именно к нам, ведь наш сервисный центр выгодно отличают:

  • Широкий ассортимент зимних шин от ведущих производителей;
  • Профессиональная помощь в подборе оптимального варианта для Вашего автомобиля, исходя из модели и условий эксплуатации;
  • Опытные мастера, которые выполнят «переобувку» быстро и качественно;
  • Доступные цены.

Фрикционные шины – что это такое

Содержание:

Предисловие

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины – в материале ниже.

Читать еще:  Как поменять колесо на автомобиле

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта – тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении – передняя.

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

большое число ламелей;

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
Но ламели – далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.

Отсутствие шипа/отверстия под шип.

Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.

Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.

Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий – чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное – высота протектора.

Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду.

Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до – 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

После – 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

Особенности эксплуатации липучек

Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.

Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки – не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

Плюсы и минусы фрикционных шин

Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:

Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.

Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.

За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.

Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.

Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector