Как определить износ цепи мотоцикла
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Как определить износ цепи мотоцикла

Как часто надо менять цепь и звезды на мотоцикле?

Почему изнашиваются цепь и звезды?

Со временем цепь и звезды на вашем мотоцикле могут изнашиваться и потому требуют к себе внимания. Несмотря на то, что с каждым годом цепи и звезды совершенствуются, из-за чего нуждаются в меньшем уходе, рано или поздно их придется менять.
Под воздействием внешних факторов (прилипание грязи и песка) металл на цепи и звездах истончается. Песчинки и пыль просто стирают поверхность зубьев как наждачная бумага.

Производители всегда рекомендуют менять цепь и звезды одновременно. Передняя и задняя звезда обычно изнашиваются одинаково, различия могут возникать, если использованы звезды разных производителей. Также, если задняя звезда алюминиевая, допустимо менять ее чаще, поскольку она мягче стальных и быстрее изнашивается.

Сколько обычно служат цепи и звезды?

При нормальном обслуживании качественные брендовые цепи O-Ring (например, D.I.D VO) служат 16 000 км, цепи X-Ring (DID VX, VT, ZVM-X) нужно менять каждые 32 000 км. Но не забывайте, что при плохом уходе любые цепи служат намного меньше.

Звезды могут иметь разный срок службы в зависимости от используемого метала и технологии изготовления, поэтому желательно устанавливать звезды от одного производителя.
Мы рекомендуем следующие бренды:
AFAM – французские приводные звезды премиального качества, этот бренд любят спортсмены за высокую прочность, подходят для использования в соревнованиях;
Sunstar – оригинальные звезды для японских мотоциклов, устанавливаются на мотоциклы Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki с завода;
JT Sprockets – самые популярные экономичные и надежные звезды для мототехники, производятся из японской стали, сертифицированы по европейским стандартам.

Как определить износ на звезде и нужно ли ее менять?

Изношенная цепь начинает медленно ломать звезду, так как ее звенья уже не будут проскальзывать по зубьям, а будут ударять по ним. Зубья деформируются. В процессе износа они выгибаются, искривляются и даже откалываются. При эксплуатации сильно изношенной цепи шаг звеньев увеличивается, и ролики начинают бежать по вершинам зубьев звезды. В худшем случае это может привезти даже к разрыву цепи.


(С левой стороны – новая звезда, а с правой – изношенная)

Чтобы проверить состояние ведущей звезды необходимо снять защитный кожух. Также можно осмотреть зубцы, постепенно проворачивая заднее колесо. Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 2. Если на звездочке отсутствуют зубцы, присутствуют сколы или зубья загнуты, требуется немедленная замена. Заднюю звезду осмотреть проще, признаки износа такие же, как на передней.

Как определить, что приводная цепь подлежит замене?

После каждой чистки обращайте внимание на натяжение цепи: если она сильно провисает, это явный сигнал о том, что ее пора менять. При движении такая цепь будет греметь. Обычно на маятнике мотоцикла есть наклейка с указанием норматива провисания цепи. У спортбайков с небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах 25-35мм, у эндуро – около 40мм, у кроссовых мотоциклов – еще больше. Если цепь при ходе маятника натягивается в струну, это приводит к повышенному износу цепи, звезд и подшипников коробки, поэтому необходимо поддерживать натяжку цепи в оптимальном диапазоне.

Если цепь начинает требовать постоянной подтяжки – значит, ее пора менять. Также внимательно осмотрите внутренние сальники цепи. Если заметили дефекты – цепь требует замены.

Почему стоит менять цепь и звезды одновременно и как можно сэкономить в крайнем случае?

Некоторые мотоциклисты считают замену звезды каждый раз лишней тратой денег, меняют их только через раз или просто подпиливают зубья на старых звездах. Подпиливание граней поможет немного сэкономить, но в дальнейшем это только увеличивает шанс, что что-нибудь может сломаться.
Некоторые мотоциклисты в целях экономии советуют просто переворачивать старую звезду, но это так же не безопасно, ведь зубья на перевернутой звезде могут попросту сломаться.

Чем сильнее изношена цепь, тем сильнее удары по зубьям. Это в свою очередь может полностью сломать звезды и даже вал КПП. А замена вторичного вала обойдется весьма дорого.
Устанавливая новую цепь на старые звезды, вы сразу уменьшаете срок службы и самой цепи. Важно, чтобы цепь и звезды были притерты друг к другу. Старые звезды могут вызвать повышенный износ приводной цепи или ее разрыв во время езды. Это чревато ДТП и опасностью для мотоциклиста, так как цепь может ударить водителя или обмотаться вокруг ноги.

Установленные одновременно новые звезды и цепь со временем притираются друг к другу и передают всю мощность мотоцикла, а так же обеспечивает комфортную езду. Единовременная замена цепи и звезд гарантирует надежную езду без потерь мощности, а так же поможет избежать ненужных затрат из-за непредвиденных поломок.

Как подобрать комплект цепь-звезды в нашем магазине?

У каждой цепи свой предел прочности и износостойкость, очень важно правильно подобрать ее под свою модель мотоцикла. Разные цепи выдерживают разные нагрузки, например цепи с X-сальниками служат в 2 раза дольше, чем обыкновенные O-Ring цепи.
Чем массивнее цепь, тем труднее ее порвать, поэтому на более мощные мотоциклы (свыше 600-750сс) рекомендуется ставить усиленные цепи.

Также есть различия между внедорожными или дорожными цепями. Для кроссовых цепей используются специальные узкие X-сальники. Благодаря меньшим зазорам, они не так подвержены износу от грязи и песка.
При установке обычной цепи на внедорожный мотоцикл не забудьте скинуть 150сс с предельной мощности, заявленной в характеристиках цепи: например, если на цепи указано “до 400cc”, максимальный объем двигателя кроссового мотоцикла, на который ее можно поставить – 250сс.

В нашем магазине большой выбор мото цепей и звезд, мы сотрудничаем только с известными производителями и гарантируем качество. При выборе товара, вы можете воспользоваться фильтром подбора по моделям мотоциклов или обратиться за помощью к нашим консультантам.

Как продлить жизнь приводной цепи и звездам мотоцикла?

Чтобы новые цепь и звезды прослужили вам дольше, за ними нужно правильно ухаживать – регулярно чистить и смазывать. Очистку рекомендуется проводить по мере загрязнения, а смазку не реже чем каждые 500км и после мойки или дождя.

Для чего требуется очищать цепь? Во время езды ролики цепи перекатываются по зубьям звездочек, снижая трение. В зазорах роликов цепи накапливается грязь, остатки старой смазки и дорожная пыль. Закоксовавшаяся смазка заклинивает ролики, и они, вместо того чтобы катиться, скользят по зубьям звездочек, стирая их. Это приводит к повышенному износу зубьев приводных звезд. Сам ролик от грязи истирается изнутри и крошится, сильнее всего страдают резиновые сальники.

Регулярную смазку цепи необходимо производить, чтобы пополнять заводскую смазку под роликами и ухаживать за резиновыми уплотнениями цепи, предотвращать ржавчину, уменьшить износ цепи и звездочек и снизить потерю крутящего момента при его передаче с мотора на колесо.

Без должного ухода цепь может прийти в полную негодность уже через несколько тысяч километров.

Перед смазкой цепь нужно обязательно хорошо помыть и почистить: нанесите специализированное аэрозольное средство для очистки мотоцепи Motul или Bel-Ray. Их составы создавались целенаправленно для растворения цепных смазок и не вредят сальникам. Струя смывки из аэрозольного баллона под давлением проникает в зазоры цепи, растворяет остатки смазки и выбивает ее из-под роликов вместе с пылью и водой. При сильном загрязнении можно использовать щетку для очистки цепи.

Наносите очищающее средство на всю поверхность приводной цепи, прокручивая колесо. Для удобства можете использовать центральную подножку или подкат под заднее колесо.
Никогда не чистите цепь при включенной передаче и не пытайтесь почистить трудно доступные места пальцами – это может привести к травмам! Не вдыхайте распыляемую жидкость!

Для очистки бессальниковых цепей можно использовать керосин. Для сальниковых цепей это запрещено, поскольку произойдет вымывание внутренней смазки сальников, и цепь сразу потеряет гарантию производителя. Внутренняя смазка служит весь срок службы цепи (при условии сохранности уплотнительных манжет на краях втулки).

После чистки цепь обязательно следует просушить, тщательно вытерев ветошью. Если растворитель не успеет испариться, свежей смазке трудно будет просочиться в зазоры. Отличные результаты смывка покажет только при регулярном обслуживании цепи, при эпизодическом использовании вы не достигните желаемого результата.

Читать еще:  Как сделать передний привод на мотоцикл урал

Смазку цепи, которая подходит вашему мотоциклу, наносите с внутренней стороны цепи, прокручивая при этом колесо. Потом смазка наносится не на ролик, а на резиновые уплотнения, но уже по наружному кругу. То есть, полная смазка проходит за два проворота цепи, за первый смазывается внутренняя сторона, за второй – внешняя.
Дайте смазке высохнуть в течение 10-15 минут, излишки смазки удалите ветошью, цепь должна выглядеть как сухая. Это не только предотвратит попадания смазки на заднее колесо, но и продлит ресурс цепи со звездами.

Сообщества › Околоколесица (мотоциклы, ATV, гидроциклы) › Блог › Про цепи и звёзды. Обслуживание и замена.

Ещё с покупки первого японского мотоцикла, взял за правило вести собственный журнал ТО. Представляет собой просто эксель файл: пробег, дата, наименование запчасти, цена. При долгосрочном использовании помогает проанализировать накопленные данные и сделать некоторые выводы. Ну и банально при наличие нескольких ТС
уже не запомнить когда/где/что делал.

Также не раз читал/наблюдал/видел, что люди на глаз неправильно оценивают состояние этих запчастей. Если с цепью всё ясно: усиленная цепь обычно не требует подтягивания до следующей замены, а с обычной можно соориентироваться по меткам натяжения, то со звёздами на глаз может показаться, что они ещё ничего пока рядом не положишь такую же новую.

Пробеги и замена
На примере моего мопеда (Honda CBR1100XX, во владении почти 10 лет). Использование 90% город, 10% трасса. Пока можно выделить 5 периодов:

1. неизвестный пробег (мои 8 тыс. км)- Звёзды родные, цепь DID. Первой ушла цепь.
2. 20 тыс. км — звёзды JT, цепь EK ZZZ. Первой уходит ведущая звезда.
3. 18,5 тыс. км — звёзды JT, цепь EK ZZZ. Первой уходит ведущая звезда. Меняю только ведущую. Доезжаю ещё 2 тыс. км (20,5) до полной смерти комплекта.
4. 24,7 тыс. км — звёзды EsJot, цепь EK ZZZ.
5. Сейчас используется (на данный момент 5 тыс. км)- звёзды JT, цепь DID D530ZVMX.

Объясню по своему выбору фирм производителей:
Родные звёзды слишком дорогие, при аналогичной живучести JT. Цепь так и так в оригинале DID, в тоже время DID и EK сопоставимы по цене и живучести. Из списка выше: пробовал звёзды EsJot (идут на некоторые BMW с завода), хоть комплект прожил вместе до конца, но износ был довольно существенным, что интересно больше у ведомой звезды. Короче громыхать начало рано. При их высокой цене ожидал лучшего — эксперимент не удался.

По текущим ценам (апрель 2019 Москва) на CBR1100XX:
-Звезда JTR 302.44 ведомая

1 930 р.
-Звезда JTF339.17 ведущая

1 030 р.
-Цепь с замком: EK CHAIN 530ZZZ или D530ZVMX-110

9000 р.
Итого комплект грубо (и на подобные мото):

12 000 р.
-Работа по замене цепи и звёзд в мотосервисе

Про самостоятельную замену
Инструмент для клёпки цепей бывают на один размер или большие наборы на несколько. Цены соответственно примерно 5-10к, т.е. даже если купить только для себя, за 3-4 замены окупается. Одну ведущую звезду в большинстве случаев можно поменять обычным инструментом. В общем мой набор давно отбился.

Обслуживание
В интернете полно обсуждений на тему как чистить/мыть/смазывать цепь чуть ли не после каждых трёх капель дождя и строго через каждые 1000км. Или наоборот есть сторонники вообще ничего не делать с цепью до самой её смерти.
В свои первые сезоны ещё на первом мотоцикле, я внемлил этим советам: была куплена мойка (клон кеттенмакса), цепь начищалась до блеска, смазывалась регулярно и вовремя точно как в аптеке. Далее шли года, приоритеты в жизни менялись. Времени не хватало. В итоге я стал мыть и смазывать цепь всего 2-3 раза в сезон (около 10-15 тыс. км.). Могу сказать определённо — это никак не повлияло на износ цепи. Конечно надо понимать, что речь идёт о дорожных мотоциклах и нормальных условиях.

Выводы:
Если у вас окололитровый дорожный мотоцикл со стальными ведущей и ведомой звёздами JT или подобными, при этом используются усиленные цепи EK ZZZ, DID ZVMX или сопоставимая, при равномерном износе всех элементов, оптимальным вариантом по соотношению стоимость/пробег выходит: сперва поменять всё комплектом, далее по наступлению серьёзного износа ведущей звезды (шум/дёрганье), заменить её одну самостоятельно и докатывать этот комплект. Эта тысяча рублей даст ещё 2-3 тысячи км пробега до наступления критического износа цепи (по меткам на маятнике). При этом за всё время эксплуатации абсолютно не обязательно начищать цепь до блеска и заливать литрами смазки каждые 1000 км. К слову одного баллона 0,4 литра при правильном использовании мне обычно хватает на полтора-два сезона.

Проверка состояние цепи и звезд.

Приводные цепи для мотоцикла.

Цепь на мотоцикле выполняет роль приводного механизма, через ведущую звездочку (малую), посаженную на вал двигателя мотоцикла, энергия передается на звезду, звезда тянет цепь, цепь в свою очередь тянет «на себя» заднюю звездочку, которая соединена с диском колеса мотоцикла.

Не зря же есть выражение про цепь и звенья цепи, вся цепь и звезды связаны единым механизмом и работают «как часы» до тех пор, пока некоторые части изнашиваются.

Износ на различных деталях из систем привода мотоцикла отражается по-разному на старте, остановке, движении мотоцикла, а так же на ощущении мотоциклиста от управления с исправной или изношенной приводной системой мотоцикла.

Износ приводных звездочек мотоцикла.

На передней звездочке изнашиваются зубцы, примерно одновременно с задней звездочкой.

На зубцах появляются сколы, зубья стачиваются, искривляются, так же редко зубья на передней (ведущей) звездочке обламываются.

Задняя звездочка – ведомая, «болеет» теми же «болячками», что и передняя, так же изнашиваются зубцы, скалываются, в некоторых ситуациях обламываются, однако задняя звезда еще и может быть повреждена при падении мотоцикла при ДТП или даже когда мотоцикл падает «на ровном месте».

Износ цепи мотоцикла.

Износ цепи выявить довольно просто. Помните, обрыв изношенной цепи на скорости может привести не только, к поломке металлических деталей но и травмам самого мотоциклиста. Однако хорошая качественная цепь, обрывается очень редко, для того, чтобы произошел разрыв, цепь на мотоцикле должна быть достаточно сильно изношена или слишком сильно натянута.

Обычно износ цепь на мотоцикле выражается в том, что цепь вытягивается, а уже вытяжение цепи отражается в шуме на ходу, на любой скорости, звук походит на «шу-шу-шу» иногда, если на цепи еще и присутствует ржавчина можно отчетливо услышать «свист» роликов.

Внимание обрыв цепи на мотоцикле, может произойти даже с новой цепью, если она неправильно установлена или слишком перетянута!

Так же износ цепи отражается на неравномерности хода, так на ускорении можно почувствовать (рывки), а при резком торможении вытянутая цепь способна «прошагать» по звездочкам при этом мотоциклист почувствует биение в области цепи, будто бы по маятнику мотоцикла ударили молотом.

Как проверить состояние передней звездочки на мотоцикле (ведущей звезды).

Для того, чтобы проверить состояние передней звездочки, достаточно снять защитный кожух, как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле смотрите ниже в аннотации №1.

Когда передняя звездочка установлена то оценку ее состояния придётся производить, проворачивая заднее колесо, чтобы осмотреть все зубцы.

Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 1.

Немедленная замена передней звездочки на мотоцикле (ведущей) требуется, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке отсутствуют зубцы, загнуты или на зубцах присутствуют значительные сколы!

Как проверить состояние задней звезды на мотоцикле (ведомой звезды).

Заднюю звезду осмотреть достаточно просто. Необходимо заменить (заднюю) ведомую звезду, если звезда изношена см. схему 1, на звездочке присутствуют значительные сколы, отсутствуют зубцы или они изогнуты, так же необходимо произвести замену, если звезда повреждена или деформирована (например, при падении мотоцикла).

Как проверить состояние цепи мотоцикла.

Оценку состояния цепи нужно начать с осмотра уровня вытяжения. На маятнике мотоцикла, есть индикатор натяжения цепи.

Читать еще:  Перевозка пассажира на мотоцикле без стажа 2 лет чем грозит

Обычно индикатор натяжения, расположен с левой стороны. Осмотрите шкалу, если остается 3-2 деления, цепь требует замену, вообще из практики, как только натяжитель цепи «перешагивает» за середину, цепь лучше заменить, так, как в дальнейшем цепь будет вытягиваться достаточно быстро.

Далее нужно очистить цепь от старой смазки и грязи, для более качественной очистки желательно использовать специальный очиститель, рекомендуем использовать мото-химию от Кастрол или Ликви Моли. Наносим очиститель и чистой ветошью вытираем цепь, повторяем до полной очистки.

Во время очистки цепи, обратите внимание на состояние резиновых уплотнителей между пластинками цепи. Если резинки-уплотнители в хорошей форме, это положительный знак. Если же «торчат усы – резинка лопается и два кончика торчат из цепи», требуется немедленная замена цепи. Обилие ржавчины, скрежет роликов не является обязательным показанием для замены цепи на мотоцикле, но в сочетании с разрушенными резиновыми уплотнителями, вытянутой цепи по шкале натяжителя, потребуют от вас произвести замену приводных звезд и цепей.

Некоторые цепи на некоторых моделях мотоциклов (в основном кросс или эндуро) выпускаются с приводными цепями без резиновых уплотнителей между пластинками. Для состояния такой цепи, применяйте те же правила, что и для цепи с уплотнителями.

Аннотация №1. Как снять защитный кожух передней звезды на мотоцикле.

На разных моделях мотоциклов данный процесс занимает разное время и требует разные инструменты. Если у вас на мотоцикле «тросиковое» сцепление, то процесс снятия защитного кожуха очень прост. Достаточно отвернуть все болты и запомнить их расположение, аккуратно снять защитную крышку с ведущей звездочки.

Если у вас на мотоцикле гидравлическое сцепление, то достаточно отвернуть все болты и аккуратно снять крышку. Для того, чтобы поставить крышку, нужно будет одеть крышку на шкив сцепления, при этом на крышку следует надавить, чтобы поставить ее на место.

Когда нужно менять цепь на импортном мотоцикле.

На мощных импортных мотоциклах, хорошее состояние цепи (цепной передачи) имеет важное значение и своевременная замена изношенной цепи или звёздочек, даст гарантию безопасности как водителя, так и окружающих. И экономить в этом и постоянно откладывать замену цепи на потом, может привести к трагедии, а если и нет, то всё равно ударит по карману ещё больше, так как довольно быстро износятся звёздочки. В этой небольшой статье мы рассмотрим как оценить состояние цепной передачи и когда нужно менять цепь.

Как правило цепь мотоцикла изнашивается от того, что под действием нагрузок оси подвижных звеньев цепи со временем истираются (как на рисунке слева) и от этого цепь удлиняется. От этого при сходе с зубьев звёздочек, вытянутая цепь «слизывает зубья, и как правило с одной стороны. Это хорошо видно ниже, на четвёртом по счёту рисунке и фотографии.

Чтобы оценить состояние цепи бэушного импортного мотоцикла, нужно рассмотреть метки (указаны красной стрелкой на фото слева) специальной шкалы, в задней части маятника (на тяге оси колеса). Причём шкала может быть цветная, с соответствующими надписями (на более свежих байках). И если колесо установлено уже по последним меткам на тяге оси, то это значит, что цепная передача доживает последние дни и её пора менять.

На фото выше показаны метки на шкале, расположенной на тяге, тянущей ось колеса и которые нужно проверять относительно задней кромки маятника.

А на фото слева выделена красным овалом шкала, расположенная под задней осью колеса, метки которой нужно проверять относительно центра оси колеса.

Кстати, бывший хозяин наверняка заменил цепь, а звёздочки оставил старые, чтобы не тратиться. Так обычно делают перед продажей мотоцикла. И если звёздочки изношены, то они быстро «сожрут» новую цепь. Для того, чтобы убедиться менять звёздочки или нет, внимательно осмотрите их впадины (особенно ведущую звёздочку на двигателя, она изнашивается раньше ведомой).

Каждая впадина между зубьями звёздочки, должна быть абсолютно круглой формы, а оба склона всех зубьев звёздочки, должны быть одинаковой формы с двух сторон, с одинаковыми углами. Пример неравномерно изношенных зубьев можно посмотреть на рисунке и фото слева. Нормальная цепь на звёздочках должна лежать плотно, то есть не елозить назад-вперёд и не оттягиваться от усилий пальцев руки.

При оттягивании цепи от ведомой звёздочки на колесе (как на самом верхнем фото), если образуется просвет хотя бы в миллиметр — полтора, то цепь и звёздочки нужно по возможности заменить, а если просвет больше, то менять цепную передачу нужно срочно. Обычно когда цепь оттягивается от звёздочки с просветом в 1 — 1,5 мм, то к этому времени и ось колеса будет установлена так, что на шкале будет последняя метка, подтверждающая предел износа цепной передачи.

Хотя, если мощность вашего двигателя не превышает 20 лошадок и вы не любитель больших скоростей, то провис цепи в 3 — 4 мм. можно оставить и ездить так некоторое время, но опять же не стоит забывать, что изношенная цепь быстро «съест» зубья обоих звёздочек.

Многие владельцы мотоциклов, особенно перед его продажей, укорачивают изношенную цепь на пару звеньев, что бы не тратиться на новую, и немного вернуть метки назад на шкале. Такое раньше делали на советских мотоциклах и ничего, они ездили ещё какое то время, хотя после этого быстро изнашивались звёздочки. Но если мощность вашего байка более двадцати лошадок, такой номер не пройдёт безболезненно.

Современный мощный спортбайк, или даже дорожник, при резком старте способен порвать изношенную цепь. Ведь табун лошадей на таких байках довольно большой (150 — 170 л.с). И хорошо если это произойдёт на маленькой скорости, при разгоне с места (хотя и здесь может произойти неприятность, в виде развороченного картера двигателя, в районе ведущей звёздочки). А ведь может произойти обрыв цепи и на большой скорости, так как такие мотоциклы способны резко ускориться не только с места, но и после сотни км.ч. И обрыв цепи на таких скоростях, может привести к довольно печальным посдедствиям.

Определить укорочена изношенная цепь или нет (не смотря на нормальные метки на маятнике), можно довольно легко, опять же оттягиванием цепи от звёздочек (как на самом верхнем фото). Сильно изношенная и укороченная на пару звеньев цепь, естественно оттянется более 1 мм от звёздочки.

При проверке цепи, вы к примеру обнаружили, что метки находятся в нормальном виде (до последней метки ещё далеко), и при оттягивании, цепь плотно сидит на звёздочках. Но это ёщё не повод радоваться и закончить осмотр. Ведь цепь может износиться неравномерно, такое часто бывает. Чтобы полностью закончить правильную проверку цепной передачи, установите байк на центральную подставку или мотоподъёмник, чтобы вывесить заднее колесо, и включите нейтральную передачу.

После этого начните прокручивать заднее колесо рукой, и при этом следите не меняется ли при этом провисание цепи, замеряя провис линейкой или штангенциркулем (как на фото слева). И если провисание заметно меняется при прокрутке колеса, то какая цепь изношена неравномерно (возможно от резких стартов со светофора или от козления).

Лучше заменить неравномерно изношенную цепь новой, так как в поездке такая цепь будет постоянно пульсировать, меняя нагрузку на трансмиссию и коробку передач, и они будут быстрее изнашиваться.

К тому же, неравномерно изношенная цепь может сделать поведение мотоцикла непредсказуемым, особенно во время разгона, ускорения, и это может привести к аварии, которую обычно называют необъяснимой.

Перетягивать цепь нежелательно, так как при сильном сжатии задней подвески, ощутимо возрастут нагрузки на подшипник вала коробки (на котором смонтирована ведущая звёздочка). Проверить не перетянута ли цепь не сложно, если сесть на мотоцикл (а если вы часто ездите с пассажиркой, то и она должна сесть на сиденье), и попросить помощника проверить рукой, не слишком ли натянута цепь в положении сжатой под вашим весом задней подвески.

Читать еще:  Как зарегистрировать самодельный мотоцикл

Если цепь сильно натянута, то немного ослабляем её. Кстати, на многих мотоциклах, у которых ведущая звёздочка находится очень близко к оси маятника, такая проверка не обязательна, так как цепь от сжатия задней продвески, почти не натягивается.

Как и с помощью чего правильно заменить изношенную цепь на импортном мотоцикле, подробно советую почитать вот в этой статье.

Ну а эта статья я надеюсь, поможет новичкам определиться, можно ли ещё покататься с штатной цепью, или всё таки пора заменить цепь и звёздочки новыми, ведь ваша безопасность, здоровье и жизнь, бесценны, по сравнению с набором новых деталей, удачи всем на дорогах!

Мото клуб.: Цепь мотоцикла – Мото клуб.

  • Мото клуб.
  • >Технический раздел
  • >МотоЛикбез
  • Просмотр новых публикаций

Цепь мотоцикла О цепи главной передачи мотоцикла

#1 Agent Smith

  • Продвинутый пользователь
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 74
  • Регистрация: 12 Декабрь 11
  • Город Царь-град
  • Мотоцикл: Honda CB900F Hornet

На данный момент есть несколько типов привода ведущего колеса на мотоциклах. В числе наиболее распространенных это: карданный вал, ременной привод и цепной привод.
Карданный вал практически не требует ухода, нужно следить только за уровнем масла в редукторе, но у него большой момент инерции и за счет этого идут большие потери мощности, порядка 15-20%. Поэтому карданный вал применяется в основном на тяжелых туристических мотоциклах.

Также используются передачи зубчатым ремнем. Ременной привод по сути необслуживаемый да и ухода не требует. Потери при передачи тяги на ведущее колесо минимальны. Но при этом ремень достаточно дорог из-за используемых технологий при производстве. При этом он плохо переносит грязь и боится попадания камней между ремнем и шкивом, камни могут достаточно быстро прикончить ремень.

Цепной привод – наиболее универсальная схема для применения на мотоцикле. Цепная передача компактна и легко располагается в большинстве современных конструкций. Хорошо отрегулированная и должным образом смазанная цепь – самый эффективный способ передачи энергии, потери при передаче мощности на колесо составляют около 5%. Она обладает низкой неподрессоренной массой и достаточно дешева в производстве. Но цепь при этом требует правильного и своевременного ухода.

Итак, цепной привод.

Цепи бывают сальниковые и безсальниковые. Если не вспоминать временя Яв и Ижей, то удел современных безсальниковых – спорт, снижение массы во всем, даже в мелочах, но и ресурса хватает ненадолго.
В остальных случаях используются сальниковые цепи.


Разрез звена цепи О-ring:
1 – ось; 2 – внутренняя втулка; 3 – наружная втулка; 4 – сальник; 5 – боковая пластина; 6 – заводская смазка (на весь срок службы цепи). В процессе эксплуатации смазываем цепь, нанося аэрозоль на ролики и уплотнения (зеленые стрелки).

На данный момент существует множество типов уплотнений.

Наибольшее распространение получили уплотнения типа O-ring и X-ring, названные так по виду их профиля.

Для монтажа цепи используется специальное соединительное звено – замок. Замки бывают с защелкой и “под расклеп”. Замки с защелкой используются на мотоциклах кубатурой до 250 куб. см. включительно. На технике с большей кубатурой используются расклепывающиеся замки.

Обозначение цепей стандартизировано и состоит из трех цифр, например: 520, 530, 630. Первая обозначает шаг цепи (расстояние между центрами штифтов) и делится на 8, давая размер в дюймах. Т.е. если цепь 530, то расстояние между центрами равно 5/8 дюйма = 15,875мм. Вторая и третья цифра обозначают ширину цепи между внутренними пластинами. В нашем примере 530 будет иметь ширину 3/8 дюйма, что равно 9,525мм. Цепь 525 имеет ширину 2,5/8 дюйма, т.е. 7,9375мм.

Цепь главной передачи мотоцикла несомненно деталь важная, но многим она может показаться “не сложной” и, как следствие, неприхотливой в уходе. Но, не смотря на кажущуюся простоту, цепь мотоцикла требует регулярного ухода и своевременной замены. В данной статье мы вам расскажем о том, когда необходимо поменять цепь, как подобрать новую цепь и продлить срок службы имеющейся цепи.

Перетянутая или слабо натянутая цепь быстро изнашивается, портит звезды и подшипники. При провисании имеется риск соскакивания цепи со звезды и наезднику очень крупно повезёт если она просто ляжет на маятник, а не пойдёт набиваться в ведущую звезду. При перетянутой цепи, так как маятник у нас при езде ходит вверх-вниз, идёт нагрузка на торсионный вал (вал на котором крепится ведущая звезда), ступичные подшипники и пр.

Поэтому периодически нужно проверять натяжение цепи. При регулировке цепи следует обращать внимание на положение заднего колеса – регулировочные упоры (или эксцентрики) справа и слева должны быть выдвинуты (повернуты) симметрично. Для этого на упорах и эксцентриках есть специальные метки.

Удобнее всего для такой проверки усадить на мотоцикл пару своих самых здоровых товарищей. Приемлемое провисание при этом для дорожных мотоциклов 1,5-2,5 см. Для кроссовых мотоциклов и эндуро, из-за больших ходов подвески 3-4,5 см.

Смазывать цепь нужно примерно один раз в 500 км и после каждого попадания под дождь или мойки мотоцикла. Смазку лучше производить сразу после поездки, перед постановкой мотоцикла на стоянку: после езды цепь нагревается и цепная смазка лучше смазывает резиновые уплотнения. Если смазка производится накануне поездки, то после распыления следует подождать минут 15, чтобы смазка успела прилипнуть к цепи и не разлеталась.

Нужно понимать, что смазываются не звенья и ролики цепи, а резиновые уплотнения. Это предотвращает их высыхание и преждевременное растрескивание, продлевает срок службы уплотнений и цепи в целом. Смазка роликов цепи заложена на заводе и уплотнители не дают грязи попасть в смазку, а смазке вытечь из пары “ролик-ось”.

Если цепь сильно загрязнена – перед смазкой ее нужно вымыть, можно просто щеткой в керосине или солярке, либо в специальной жидкости и дать высохнуть.
Точки смазки указаны зелеными стрелками на первой схеме.

Срок жизни цепи очень сильно зависит от стиля и условий езды. Если ездить без рывков, не спеша, по чистым дорогам, смазывая цепь после каждого дождика, цепь может пройти более 40000 км. Разгоны на пределе, езда на заднем колесе, езда по песку сокращают жизнь цепи до 10000 км и меньше.

Как показывает практика, цепь требует подтяжки после первой тысячи километров. Затем подтяжка длительный период времени не требуется. К концу жизни цепь начинает сильно шуметь, ее приходится подтягивать почти каждый день, причем неравномерность износа приводит к заметным рывкам на маленькой скорости. Отлетающие внешние ролики – признак скорого обрыва цепи. Причем, оборвавшись, цепь может разбить картер и даже заклинить заднее колесо. Хотя чаще всего она просто змейкой “стекает” на асфальт.

И забудьте “совковые” методы укорачивания цепи на одно звено при сильном износе. На иномарках на цепь действуют совсем другие нагрузки…

Проверять можно, если известно, каким должно быть провисание. На мотоцикле ищите наклейку с указанием необходимой величины провисания цепи. Обычно она находится на маятнике, прямо перед носом того, кто присел и собрался натянуть цепь. Не нашли наклейку? Это хуже, поскольку в зависимости от типа мотоцикла эта цифра сильно меняется. У спортбайков с небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах — 1,5-2,5 см, у кроссовых и эндуро около 4 см. Максимальное удаление ведущей и ведомой звезд друг от друга наступает, когда маятник становится в горизонтальное положение, тогда и происходит максимальное натяжение цепи. Поэтому нагружаете мотоцикл, и когда маятник станет в горизонт, проверяете цепь. Она не должна натянуться в струну, провис должен оставаться в пределах 0,5-1 см. Этот рецепт проверки подходит любому мотоциклу.

Обычно комплекта звезд хватает на две цепи, но “вторая” в работе с изношенными звездами проживет меньше. В идеале менять цепь нужно вместе со звёздочками.

В ниже перечисленных случаях, цепь мотоцикла требуется немедленно заменить:
* Открытые оси звеньев (потеряны клепки или замок)
* Поврежденные ролики
* Сухие или заржавевшие соединения
* Чрезмерный износ цепи
* Резиновые уплотнители потрескались или потеряли эластичность
* Невозможно больше натянуть цепь до сервисных лимитов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector