Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений ""
Moto-sol.ru

Автомобильный портал

Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений

3.3.Публичные образования как субъекты гражданского правоотношения

Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК). Особенности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как юридического лица, а точнее – публичного образования как вида юридического лица, заключаются в следующем.

В качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц.

Однако, принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.

Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще – носителей публичной власти. Исходя из того, что публичная власть существует для упорядочивания отношений внутри общества при помощи обязательных для всех велений, а неотъемлемым признаком является ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной власти, то любое выражение ее воли закрепляется в форме общеобязательного веления, подкрепленного принуждением различных институтов власти. Вместе с тем, гражданские правоотношения характеризуются юридическим равенством сторон, вне зависимости от статуса субъекта, что противоречит природе представителей публичной власти (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера. Поэтому их участие в гражданском обороте имеет относительно ограниченный характер и с целью реализации задач публичной власти. Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц – субъектов гражданского права – в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации.

Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

Виды публичных образований. Обобщающий термин “публичные образования”, вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:

1) Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);

2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);

3) муниципальные образования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ).

Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции). Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин “государство” всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует.

Правосубъектность публичных образований. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами – физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК), что предполагает распространение на их деятельность всех остальных общих начал гражданского законодательства (в частности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и т.п.). Вместе с тем, это не отменяет существования исключений из общих правил, обусловленных субъектной спецификой.

Во-первых, установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий. Например, публичное образование не может обязать другого участника гражданского оборота вступить с ним в договорные отношения, поскольку свобода договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК) подразумевает выраженную добровольно взаимную волю сторон. Необходимо всегда помнить, что неверно усматривать в их действиях принудительность, основанную на властных полномочиях в предусмотренных законом случаях заключения договора в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК), так как в данном случае действует общее правило о свободе договоров.

Во-вторых, невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий. Так, публичное образование не вправе диктовать контрагенту конкретные условия договора, не выгодные для последнего и не соответствующие его интересам, поскольку общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению (абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК). Равным образом публичное образование не имеет каких-либо преимуществ при заключении гражданско-правовых договоров по сравнению с другими участниками оборота.

Говоря о равных началах выступления публичных образований в гражданских правоотношениях, важно не смешивать различные понятия. Участие публичных образований в гражданском обороте необходимо постольку, поскольку этого требует реализация задач публичной власти. Однако сама по себе подобная функциональная направленность деятельности не заменяет и не отменяет юридического равенства всех субъектов гражданского права. Иначе говоря, утрата властных полномочий в гражданских правоотношениях не противоречит природе публичных образований как носителей публичной власти.

Поэтому, если регулирование отношений с участием публичных образований построено на началах верховенства последних, если публичное образование пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, то это свидетельствует лишь о допущенных публичным образованием нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.

Таким образом, поскольку публичные образования являются видом юридических лиц, то к ним в равной мере применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК).

Гражданскаяправоспобность публичных образований носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями публичных образований как участников гражданских отношений. Поэтому публичные образования могут иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.

Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:

1) в форме непосредственного участия – самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;

2) в форме опосредованного участия – через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).

Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками гражданских правоотношений могут быть публичные образования, в частности Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Они выступают на равных началах с иными участниками этих отношений.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают их органы. Так, например, в имущественных отношениях по распоряжению имуществом Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Публичные образования могут быть участниками:

– исключительных и других правоотношений.

Так, например, согласно ст. 817 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в качестве заемщика по договору государственного займа, в соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса РФ при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит к государству.

Читать еще:  Сколько бак у гранты

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несут ответственность по своим обязательствам. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ).

В том случае, если вред причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса РФ).

При этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Объекты гражданских прав: ценные бумаги; нематериальные блага; возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений.

Объекты гражданских правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

Ст. 128 Гражданского кодекса РФ определяет следующие виды объектов гражданских правоотношений:

– вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

– работы и услуги;

– результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

К материальным объектам относятся вещи, а также работы и услуги.

К нематериальным объектам относятся объекты интеллектуальной собственности, личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой, информация.

Материальные объекты.

К материальным объектам гражданских прав относятся вещи, а также работы и услуги. Работы в отличие от услуг имеют материальный результат (например, по договору подряда подрядчик обязуется создать определенную вещь). В результате оказание услуги возникает нематериальный результат, необходимый заказчику (например, по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти груз и передать его заказчику).

Вещи. Гражданский кодекс РФ предусматривает различные классификации вещей.

– оборотоспособные, ограниченные в гражданском обороте, изъятые из гражданского оборота вещи;

– движимые и недвижимые вещи;

– простые и сложные;

– главные вещи и принадлежности;

– потребляемые и непотребляемые;

– одушевленные и неодушевленные;

1 классификация. Оборотоспособные, ограниченные в гражданском обороте, изъятые из гражданского оборота вещи. Оборотоспособные – это объекты гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

Объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, относятся к объектам, изъятым из гражданского оборота, например, ядерное оружие. Эти объекты должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте (например, газовое оружие).

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Нормативно-правовая основа участия публичных образований в гражданских правоотношениях

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и специфика публично-правовых образований

В настоящее время под публичными образованиями понимаются:

  • Российская Федерация в целом;
  • субъекты Федерации (края, области, города федерального значения и пр.);
  • муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).

Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).

Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:

  • органы государственной власти (в первую очередь исполнительной);
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане.

При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:

  • способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
  • цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
  • правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
  • специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.

Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.

Правосубъектность публично-правовых образований

Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:

  • установление экономической основы их существования и деятельности;
  • наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.

Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:

  1. Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
  2. Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
  3. Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
  4. Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Участие публичных образований в гражданских правоотношениях.

В соответствии с аб.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Согласно ст.124 ГК РФ публичные образования выступают в гражданских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона и особенностей этих субъектов.

Читать еще:  Как поставить фаркоп на ниву

Содержание правосубъектности государства и муниципальных образований раскрывается в ст.49 ГК РФ, в соответствии с которой, как и юридические лица, публичные образования могут иметь гражданские права, соответствующие целям их деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В настоящее время преобладает точка зрения о том, что гражданская правоспособность государства является специальной, указывая, что публичные образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Порядок участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, урегулирован ст.125 ГК РФ.

В силу п.1-2 ст.125 ГК РФ по общему правилу участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских отношениях осуществляется посредством действий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в результате чего субъектами гражданских отношений становятся не эти органы государственной власти или органы местного самоуправления, а сами публичные образования.

В отличие от п.1, в п.3 ст.125 ГК РФ закреплено иное правило: в случаях и порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами публичных образований (федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ), по их специальному поручению, от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Это означает, что для участия в гражданских отношениях от имени публичных образований иных субъектов, помимо предусмотренных в п.1 ст.125 ГК РФ, должен быть соблюден ряд условий.

А именно – в нормативных актах должны быть закреплены случаи и порядок подобного выступления, должно иметь место специальное поручение, сделанное в отношении государственных органов, юридических и физических лиц.

Традиционно выделяется две формы публичных образований в гражданских отношениях: 1) непосредственная (публичные образования посредством действий своих органов вступают в гражданские отношения),

2) опосредованная (публичные образования наделяют специально созданные ими юридические лица – унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения – принадлежащим им имуществом на особых вещных правах – праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления).

Гражданские правоотношения, в которых участвуют публично-правовые образования :

– правоотношения собственности – РФ и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ(ст. 214).

Муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований( ст. 215).

Отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности – объекты публичной собственности должны использоваться по строго целевому назначению – для выполнения социальных функций.

– публично-правовые образования принимают участие в отношениях приватизации, а также в отношениях реквизиции, конфискации и.т.д. – обращению в публичную собственность имущества частных лиц( ст. 242, 243, 306 ГК РФ)

– публично-правовое образование могут стать субъектами наследственных правоотношений: в частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства – ст. 1151 ГК РФ

– РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров

например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд,Выступают заказчиками подрядных работ для гос. Нужд, научно- исследовательских работ и.т.д.

– Государственные и муниципальные образования участвуют во внедоговорных обязательствах

Например, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами( ст. 1069 ГК РФ).

По общему правилу, закрепленному ст.126 ГК РФ, публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, а юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п.2-3 ст.126 ГК РФ).

Исключения, предусмотренные п.3 ст.126 ГК РФ, закреплены п. 6 ст. 113 ГК РФ- публичное образование – собственник имущества казенного предприятия – несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

Смежные права.

Права, смежные с авторскими (смежные права), — это исключительное право исполнителя на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основное содержание смежных прав заключается в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись.

Авторские, и смежные прававытекают из результатов творческой деятельности: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства;

смежные – с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию.

Объектами смежных прав являются( ст. 1304 ГК РФ):

– исполнения артистов — исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения);

-сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания;

-базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

– произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем его футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277—1279 ГК РФ).

Так, согласно ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

– цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях

– использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью и.т.д.

К смежным правам относятся:

1) личные неимущественные права (в предусмотренных ГК РФ случаях).

2) исключительные права.

Исключительное право может отчуждаться субъектом смежного права двумя способами.

1. Согласно договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

2. В соответствии с лицензионным договором о предоставлении права использования объекта смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного и кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы и искусства либо иной правообладатель (лицензиар) передает или обязуется передать другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Читать еще:  Как сделать дистиллированную воду в домашних

Если же нарушается исключительное право на объект смежных прав, обладатель данного права наряду с использованием установленных способов защиты и мер ответственности (ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ) может требовать от нарушителя по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель( ст. 1311 ГК РФ).

Для обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, которое является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.

например, наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения( п. 2 ст. 1302 ГК РФ).

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2046 ;

Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях .При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.

Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования.Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами .Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во внутригосударственных гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета, то есть возможности привлечения к суду только с их согласия.

Выявить содержание правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отече­ственными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых яв­лений – объективного права, правоотношения и др. Следует учитывать, что «форма» и «содержание» эффективны в изучении наиболее общих связей и закономер­ностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объек­тов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно при­водит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характе­ристиках формы и содержания правового отношения.

Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием – фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует. Надо заметить, что в данном варианте методологиче­ские возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наибо­лее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотно­шения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм пу­тем правотворческой деятельности.

Юридическое содержание – субъективные юридические права и обя­занности правоотношения.

Материальнон содержание – фактическое пра­вомерное поведение субъектов.

В правоотношении существуе6т три содержания — юридическое, материальное и идеологическое.

Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Признаки субъективного права.

Первый признак. Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Второй признак. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.

Третий признак. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.

Четвертый признак. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица.

Пятый признак. Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочии:

§ право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

§ право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

§ право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

§ право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Правовая ситуация: “ ИП Зайцев хотел поставить товар в определенное мест о и срок. ИП Иванов нашел поставщика, который привезет товар в определенное место и срок.”

Разбираем по системе гражданских правоотношений.

1) Воля и желание субъектов правоотношений

ИП Зайцев имеет волю и желание по поставке товара в определенное место и срок.ИП Иванов имеет волю и желание, чтобы ему поставили товар.

2) Юридический факт

Между ИП Зайцевым и ИП Ивановым был заключен договор о поставке товара в опред. место и срок. Юридическим фактом будет являться: Действие- сделка – договор о поставке

Правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

У юрид.лиц правоспособность и дееспособность возникает с момента гос. регистрации. Так можно преположить, что ИП Зайцев и ИП Иванов имеют правоспособность, сделкоспособность.

II.Структура гражданских правоотношений.

Специфическое благо – услуга- движимая- поставка товара.

1-ый субъект ИП Зайцев (поставщик)- юридическое лицо

2-ой субъект ИП Иванов (покупатель) – юридическое лицо

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector